Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура волевого действия






Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, что и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения;

7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Психологическая структура волевого акта представлена на рисунке 10.

 
 

 

 


Рисунок 10 – Психологическая структура волевого акта

Воля на высших своих ступенях – это не просто совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает способность регулировать поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им.

Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, возможности направить свое поведение в том или ином направлении практически осуществляется, проявляется господство человека над собой.

Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь и приходится в основном на подростковый и юношеский возраст,
ближайшие взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю. Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Не учитывать этого, продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника, — значит обрекать его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность. Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».

2. Каковы особенности эмоций и чувств?

3. Какие виды эмоциональных переживаний вы знаете?

4. Каким образом эмоции и чувства проявляются во вне?

5. Какие высшие чувства вы знаете? Охарактеризуйте их.

6. Дайте понятие воли. В чем ее сущность?

7. Какие качества личности относятся к волевым?

8. Что вы знаете о структурных компонентах волевых действий?

9. Какова роль эмоций и чувств в учебной деятельности?

10. Какую роль играет волевая регуляция в учебной деятельности?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. На основе собственных наблюдений покажите роль эмоций в регуляции поведения.

2. На конкретном примере покажите различия в эмоциональных проявлениях людей.

3. Проанализируйте ситуацию, где воля выступает как процесс сознательного регулирования поведения.

 

 

Планы семинарских занятий






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.