Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активность






Большую ошибку делают актеры, предполагая, что они могут появляться на сцене (или на репетиции) с той степенью актив­ности, которая знакома им в их повседневной жизни. Желая быть «натуральными», они переносят на сцену вместе с по­вседневностью и эту пониженную активность. Повседневная жизнь, перенесенная на сцену, производит то же впечатление, что и статуя в нормальный рост, поставленная на высокую колонну. Как статуя, поставленная на высокую колонну, теря­ет для наблюдателя свою натуральную величину, так и актер теряет для зрителя свою натуральную активность, перенося ее на сцену.

Инстинктивно чувствуя необходимость повышенной актив­ности, большинство актеров, играя, прибегают к так называе­мому нажиму. Но эта ложная активность не достигает цели. Она отталкивает публику и парализует творческие силы акте­ра. Она всегда локализируется в отдельных частях нашего тела (в руках, ногах, шее, голосовых связках и т.п.), сжимает их конвульсивно, образовывает скверные театральные при­вычки (штампы) и разъединяет актера с партнерами на сцене. Здоровая же активность, наоборот, наполняет собой все ду­шевное и телесное существо актера, освобождает его, делает сильным, способным к излучениям и помогает установить кон­такт с партнерами. Она вызывает новые, неожиданные сред­ства выразительности на сцене и ощущается актером как по­стоянное желание творчества.

W че^—157


" Как стать актером

Разделите чертой вашу комнату на две части. Пусть эта черта будет «порогом» сцены. Приближайтесь к «порогу» с намерением повысить степень вашей активности, как толь­ко вы переступите за него. Сделайте внутреннее усилие поднять волевую волну снизу, из области ног, вверх, к об­ласти груди, и держите ее там. Делайте это упражнение много раз.

Следите, чтобы активность не переходила в физическое, мускульное напряжение. При правильно выполненном уп­ражнении вы почувствуете ваше существо как бы расши­рившимся и увеличившимся. При мускульном напряжении, напротив, вы переживете род сжатия, уменьшения вашего существа.

Переступив «порог», начните излучать вашу активность из груди, затем из вытянутых рук и, наконец, из всего ва­шего существа. Посылайте излучения в различных направ­лениях.

Излучайте активность, придавая ей определенную окраску.

Перейдите постепенно к несложным импровизациям. Ста­райтесь делать их, сохраняя активность и излучение.

Групповое упражнение: один за другим участники входят на сцену, переходя намеченную линию «порога». Каждый из входящих вносит с собой повышенную активность. Он излуча­ет ее в пространство вокруг себя. То же делают и остальные. Активность накопляется, насыщая пространство (так, по край­ней мере, должны представлять себе' участники упражнения). Сойдясь, они начинают делать импровизацию, пользуясь как своей внутренней активностью, так и активностью, накоплен­ной в пространстве вокруг них.

Цель упражнения достигнута, когда участники его могут сказать себе: «Активность имеет объединяющую силу. Она помогает вступать в общение с партнерами и побуждает к кол­лективному творчеству».

Возьмите себе за правило не начинать репетиции или спек­такля, не перейдя внутренне «порога» сцены.

W w


fnaea 5. Актерское мастерство

Стиль

Не только потому должен актер стремиться пробудить в себе чувство стиля, что профессиональная работа сталкивает его с разными эпохами. Это само собой. Но и потому еще, что стиль, так же как способность коллективной импровизации, воспри­имчивость к творческим импульсам других и правильная актив­ность, обладает объединяющей силой, помогающей актеру сли­ваться с коллективом. Актеру недостаточно быть знатоком су­ществующих стилей. Он должен быть в состоянии жить, двигаться, говорить и общаться с партнерами в определенном стиле. Он должен пробудить в себе живое чувство стиля.

Участники выбирают тему, например: печаль, мщение, по­беда, экстаз, благоговение и т.п. и затем на выбранную тему строят ряд пластических групп в разных стилях. В качестве стилей они берут сначала трагедию, драму, комедию, воде­виль и клоунаду.

Упражнение производится следующим образом: медлен­но, с разных концов комнаты, наблюдая друг за другом, уча­стники сходятся одновременно к центру, где должна быть образована группа. Каждый стремится найти для себя позу, которая гармонировала бы с темой, с позами других и была бы подсказана выбранным для упражнения стилем.

Постепенно группа образовывается сама чобой. Участни­ки должны осознать гармонизующую и объединяющую силу стиля.

Проделав таким образом одну и ту же тему последова­тельно в различных стилях, образовывая каждый, раз новые группы, участники выбирают другую тему и также проводят ее через все стили.

Вариации упражнения:

1. Участники сходятся к центру комнаты один за другим. Первый вошедший, найдя позу, соответствующую теме и стилю, ждет, пока к нему последовательно присоеди­нятся остальные.

w W—159







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.