Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание формальное и творческое






Теперь следует отличить внимание формальное от внима­ния творческого.

Внимание формальное — это такое внимание, при кото­ром актер, хотя и воспринимает заданный ему сценический объект, не испытывает к нему никакого интереса. Другими словами, внимание формальное — это такое внимание, кото­рое реализуется без участия творческой фантазии. Оно, по существу, почти не рознится от естественного внимания, ког­да последнее бывает направлено на неинтересный объект.

Внимание творческое — это такое внимание, при кото­ром актер при помощи своей фантазии делает заданный ему объект необходимым для себя, нужным, важным, интерес­ным, таким, что ему в конце концов трудно от него оторвать­ся. Актер должен стремиться к тому, чтобы его сценическое внимание всегда было творческим. Играя одну и ту же роль в десятый, в двадцатый или даже в сто первый раз, актер должен слушать хорошо знакомую ему реплику партнера с настоящим непритворным интересом — с интересом он дол­жен ее ожидать, с интересом ее оценивать, с интересом и увлечением взвешивать свой ответ, с интересом искать нуж­ные слова для ответа. Только при этих условиях он в сто первый раз скажет одни и те же слова — твердо заученную

-*# 4V—133


Как стать актером

фразу авторского текста — так, как если бы эти слова и эта фраза были его собственными, произвольно появившимися тут же, на месте.

Творческое внимание — источник колоссальных творчес­ких радостей для актера. Невозмутимо сидеть на сцене, на глазах тысячной толпы зрителей, и читать, к примеру, хотя бы газету или книгу — это громадное наслаждение. Если актер добьется того, что, находясь в условиях сцены, он будет чи­тать газету целиком и полностью так же, как если бы он нахо­дился без свидетелей в своей собственной комнате, — с тем же самочувствием свободы и покоя, в том же темпе, с той же степенью интереса, -с теми же мыслями, ощущениями и ассо­циациями — это будет его грандиозной победой на пути овла­дения духовной техникой актерского искусства.

Путь к этому заключается в следующем. Сначала вы гля­дите на газетный лист и видите его. Что значит видеть газет­ный лист? Это значит, что глаза ваши на самом деле воспри­нимают пребывающую перед вами белую бумагу с черными знаками. Следующий этап — вы начинаете постигать смысл каждого слова. И, наконец, вы начинаете воспринимать со­держание того, что вы читаете. Но этого мало. Ваше внима­ние пока еще носит формальный характер. Нужно достичь заинтересованности, истинного увлечения. Нужно, чтобы каж­дая прочитанная фраза возбуждала в вашем сознании тот самый комплекс мыслей и ассоциаций, который эта фраза возбудила бы в вас, если бы вы прочли ее не на сцене, а в реальной жизни. Нужно, чтобы вы не только читали, но и раздумывали по поводу прочитанного. Если вы этого добье­тесь, вы начнете испытывать известное творческое наслаж­дение. Но и этого еще мало. До сих пор, читая газету, вы оставались самим собой. Попытайтесь прочесть ее так, как если бы это были не вы, а герой какой-нибудь пьесы (по­скольку газета современная, то и героя следует выбрать из какой-нибудь современной пьесы). Достигните того, чтобы каждая фраза прочитанного текста возбуждала бы в вашем

134—iv w


" Глава 4. Внимание, память, воображение

сознании как раз тот комплекс мыслей, какой она должна была бы вызвать в разуме данного действующего лица. Ког­да вы этого добьетесь, когда вы начнете по-настоящему ду­мать в качестве образа, — думать его мысли и ощущать его чувства, а этого нельзя добиться, если не работает ваша фантазия, — то вы в конце концов испытаете такое наслаж­дение, которое трудно с чем-нибудь сравнить. Но это уже не игра, это уже творчество. Однако и самый первый шаг на пути к этому творчеству — внешняя и внутренняя сосредото­ченность на заданном объекте в то время, когда за вами из зрительного зала следят сотни глаз, - уже этот первый шаг связан с переживанием того совершенно особенного удо­вольствия, которое является специфической принадлежнос­тью именно актерского творчества.

В основе того наслаждения, которое испытывает актер, находясь на сцене, лежит не что иное, как сосредоточенное внимание. Итак, сценическое внимание — это основа внут­ренней техники актера, это первое, основное, самое глав­ное условие правильного внутреннего сценического само­чувствия, это самый важный элемент творческого состоя­ния актера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.