Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вечер, 4 июня






 

 

В Большой зал Государственной Консерватории, мы едем вечером к 20

часам. Ожидается большой концерт. Беру программу и сразу вижу, что Фурцева

действительно запретила монашескому хору игумена Матфея участвовать в

концерте. В первоначальной программе, которая была нам роздана до начала

концерта хор значился, а теперь его нет. В первом варианте программы стояло:

1. Смешанный хор Матвеева; 2. Мужской(=монашеский) хор игумена Матфея; 3.

Симфонический оркестр дирижера Светланова. Более того, почему- то

" пострадал" и был заменен " Китеж" - Римского -Корсакова, на Чайковского

" 1812год".

Между тем, как стало известно, с регентом Матвеевым произошел

несчастный случай. Когда он возвращался из Лавры, после избрания Патриарха,

его машина столкнулась с другой, в результате Матвеев получил небольшое

сотрясение мозга и регентовать не смог. Его заменил Комаров, бывший регент

Елоховского Патриаршего Собора. На качестве программы исполнения это не

отразилось, говорят, что Комаров как регент выше Матвеева.

Перед началом концерта, я шел по коридорам Консерватории, когда ко мне

подошел священник, он предложил мне программу со словами: " Не хотите ли

программу на духовный концерт? "

- " Духовный? - удивился я. - А что же в нем духовного? Просто-

торжественный концерт".

Лицо священника, иеромонаха из Лавры, выразило недоумение. Но в

следующий момент, он догадался, что я имею в виду, улыбнулся и сказал мне: "

Ах, Вы уже знаете? Действительно, не духовный. Но не огорчайтесь, хор

игумена Матфея Вы услышите в Лавре в воскресенье в трапезе".

Войдя в зал, я встретился с А.Л.Казен-Беком.

- " А Вы знаете, почему программа концерта переменилась? - спросил я

его, - хора игумена Матфея сегодня не будет".

- " Почему? " - удивился он.

- " Да потому что Фурцева запретила! " - сказал я.

Лицо Казен- Бека исказилось гримасой, и он полушепотом, но весьма

энергично выругался по ее адресу.

Усевшийся рядом со мной митрополит Аксумский Мефодий, Александрийской

Патриархии, тоже возмущался отсутствием монашеского хора.... и ругал

Фурцеву. Я видел, как вошел в зал Куроедов и занял место в первом ряду

налево от прохода. Концерт можно было начинать.

Мы вернулись в гостиницу уже поздно. Было уже около двенадцати часов

ночи, когда, поужинав, я стал направляться к выходу из зала. За столиком у

самого выхода из зала, сидела компания служащих " иностранного Отдела" -

Кудинкин, Казен-Бек, Буевский, Игнатьев (прибывший на Собор из Болгарии). Я

подошел к ним. Казан- Бек вскочил и начал нервно - возбужденно говорить.

Видно было, что он слегка подвыпил, что с ним, как говорят, случается редко.

Он начал мне горько жаловаться, что его никуда не выпускают за

границу: " Знаете, Владыко, не только в " настоящую заграницу", во Францию или

Америку, но и в " братские" страны. Подал прошение поехать в Югославию.

Отказали! А между тем мне нужно туда поехать для одной церковной

исторической работы, которую я хочу написать. С трудом пустили только раз в

Болгарию, да и то потому, что Патриарх Болгарский потребовал. А другие то

постоянно ездят! "

Он весь кипел от возмущения, а Игнатьев пытался его остановить: "

Успокойся, не говори так много".

Этот Игнатьев, уже пожилой человек, старый эмигрант, живущий в

Болгарии. В прошлом он состоял в партии младороссов, во Франции. Как я потом

узнал, он, пишет в ЖМП церковные статьи, преимущественно о жизни Болгарской

Церкви. Пишет не плохо, но вполне в " лояльном" духе.

Сейчас воспользовавшись моментом, он прошептал мне: " Не думайте, что я

Вам не сочувствую... я вполне согласен с Вашим заявлением на Соборе. Но мы

не можем говорить, а Вы можете! Вот вся разница... и, пожалуйста,

продолжайте говорить и писать".

Кудинкин перебил его и опять, в который раз задал мне вопрос. Он

задавал его мне почти каждый день на протяжении всех этих дней в Москве и

Лавре: " Как Вам нравиться Собор? Какие Ваши впечатления? "

По началу я ему отвечал: " Подождите, Собор еще не начался ", - а

потом... " неплохо, удовлетворительно, ничего... ". Ему очень хотелось,

чтобы я всецело восхвалял все происходящее на Соборе. Но этого по совести я

не мог делать, а раскрыть ему все, что я думаю, считал не возможным.

Сейчас я ему сказал: " В общем, хорошо...".

В ответ на это Кудинкин разразился патриотической тирадой: " Мы

русские, очень скромны, слишком скромны! Мы спасли Европу от татар, потом

спасли ее от Наполеона, в последнюю войну от Гитлера. Все другие народы

трубили бы об этом по всему миру, хвастались бы,... а мы замалчиваем или

говорим.." удовлетворительно", " неплохо", " в общем, хорошо". А надо

говорить- " прекрасно"! " Я позавидовал его патриотическому оптимизму.

А относительно Казен-Бека я вспомнил его реплику на Соборе. Он был

переводчиком у Виллебрандса, подходит ко мне и говорит: " Владыко, вот если

посмотреть на собравшийся здесь епископат Русской Церкви, на их лица, то

скажу Вам, слава Богу, благоприятное впечатление. А вот посмотреть на лица

батюшек... уже хуже".

 

Июня

 

 

С утра этого дня я отправился один на машине в церковь Воскресения в

Филипповском переулке(теперь ул. Аксакова) на Арбате. Я никогда раньше не

бывал в этой церкви, и мне хотелось там побывать. Это бывшее Иерусалимское

подворье. Водитель машины не знал этой церкви, им мы долго блуждали по

улицам Арбата, прежде чем нашли ее.

-" А почему Вы хотите сегодня в церковь? - спросил он меня. - Разве

сегодня праздник? " И тут сам вспомнил: " Ах да! Сегодня ведь Духов

День! " Церковь была старинная, очень красивая, но маленькая. Народу полно.

Девятнадцать причастников. Время прошло быстро и после службы я вернулся в

гостиницу.

Я решил позвонить в " иностранный Отдел" и узнать, дано ли мне продление

визы для пребывания на территории СССР. Хоть они и уверяли меня, что все

будет сделано и, что они сами пришлют мне паспорт с продлением в гостиницу,

я был не спокоен.

К телефону подошел Б.С. Кудинкин.

-" Ну, как? - спросил я его. - Продлили паспорт? "

- " Плохо, Владыко, - отвечал он, - неудача. Отказали".

-" Как? Почему отказали? - спрашиваю я. - Вы же сами уверяли, что все

будет сделано и будет полный порядок".

- " Не знаю, не могу понять... но это не только Вам. Всем отказали" -

сказал Кудинкин.

- " Неужели и Владыке Антонию Блюму, отказали? - настаиваю я

- " Сначала да.. И ему, и Патриарху Александрийскому, который хотел

ехать в Одессу, где у него подворье. И Владыке Петру и Алексею тоже. Но

потом в дело вмешался митрополит Никодим, нажал по телефону через Куроедова

на кого-то... В результате Владыке Антонию и Патриарху Александрийскому

продлили. Но спутнику митрополита Антония протоиерею Сергию Гаккелю

отказали".

- " А епископу Иринею Баденскому? " - допытывался я.

- " Ему не надо было продлевать разрешения, он имел его еще из

Германии. А двум его спутникам, тоже отказали". - Кудинкин отчитался мне

полностью, но я был возмущен.

В конце разговора, Кудинкин добавил, что митрополит Никодим хочет меня

повидать перед отъездом и просит быть у него в Отделе в половине шестого

вечера.

Безусловно, что отказ в продлении мне визы на неделю, с правом поездки

в Ригу и Крым, я воспринял как санкцию за мое выступление на Соборе. В

общем, это можно было предвидеть. Но прежде чем увидеться с митрополитом

Никодимом, мне хотелось удостовериться в правоте аргументов и фактов

Кудинкина, с продлением виз для других.

Я позвонил митрополиту Антонию Сурожскому, он мне сказал, что у него с

продлением все в порядке и более того, что у о. С. Гаккеля тоже не будет

проблем(так обещали!) А о трудностях никто ему не говорил.

Епископ Петр сказал, что у него еще не исчерпалось время пребывания на

территории СССР, он тоже просил немного продлить и ему сказали, что продлят.

У меня же кончалась виза завтра 8 июня! Что касается членов бельгийской

делегации, диакона С.Рейнгардта и Драшусова, то они сами, торопясь вернуться

на работу, уехали уже сегодня утром. По тем же причинам улетел одновременно

с ними и Лосский. То, что касается епископа Дионисия, у которого виза еще не

кончилась, оставался больным в Лавре, где к нему вызывали местного доктора.

Так что, в сущности только мне или, во всяком случае, почти только мне

отказали в продлении срока пребывания в СССР. Я расценил результат разговора

с Кудинкиным, как санкции по отношению ко мне. Впрочем, всем кому я об этом

рассказал, оценивали эту ситуацию также. Позвонил своему брату Игорю, о.

Шпиллеру. Брат жалел о моем внезапном отъезде и что мы с ним больше не

увидимся.

В назначенное время я был в кабинете митрополита Никодима. Он сразу

начал мне объяснять, почему мне отказали в продлении визы: " Владыко, в

пятницу и субботу ОВИР закрыт, а Ваша виза кончается во вторник. Когда наши

люди пошли хлопотать о продлении, им сказали, что уже поздно, потому что

виза кончается на следующий день... нужно уезжать".

Тут возникает первая неточность, подумал я - ОВИР по пятницам открыт по

утрам.

- " Да ведь я дал свой паспорт для продления визы еще до начала Собора,

да еще несколько раз напоминал.." - возразил я.

- " Во время Собора все были так заняты, что не могли заниматься

паспортами", - ответил митрополит Никодим.

- " А почему же другим продлили? "

- " Ну, потому что у других виза не кончалась на следующий день... было

время хлопотать". То что говорил митрополит Никодим не соответствовало

действительности и было внешне искусно подстроено. А главное находилось в

противоречии с тем, что утром мне говорил по телефону Кудинкин. Ведь говорил

же он, что " митрополиту Никодиму пришлось для кое-кого " вмешаться, нажать и пробить" продление виз ". Я не сослался на свой разговор с Кудинкиным и

вообще ничего не стал говорить митрополиту Никодиму. Он был крайне утомлен

от Собора.

Вечер я провел у о. Всеволода Шпиллера. Конечно, много говорили о

Соборе, обсуждали, кто может быть теперь назначен митрополитом Крутицким. Я

сказал о. Шпиллеру, что слышал о двух кандидатах - архиепископ Антоний

Минский или архиепископ Сергий Одесский. Первое хорошо, а второе очень

плохо, решили мы оба. У о. Всеволода были свои сведения на сей счет.

-" Я слыхал, - сказал он, - что Патриарх хочет, чтобы Крутицким был

епископ Самаркандский Платон".

- " Этого не может быть! - страшно удивился я. - Епископ Платон младше

всех по хиротонии, да к тому же он малограмотный, примитивный человек".

- " Ну, вот поэтому его и хочет Патриарх Пимен! Ему такого и надо на

этом месте. Владыка Платон в прошлом тракторист, из малообразованной семьи,

то что называется " от земли" близкий " к народу". Так его и будут называть "

Платон, иже во трактористах". Он действительно очень примитивный человек и

не потому что из села, а как- то не развит, но зато предан по сыновнему уже

много лет Пимену. Всецело его человек. Патриарх Пимен сможет на него

уверенно опираться".

- " Я не думаю все же, что его назначат, - сказал я. - Слишком уж

невероятно".

В результате, не был назначен ни один из перечисленных выше кандидатов.

Эту должность занял архиепископ Курский Серафим, довольно бесцветная

личность, заведующий хозяйственным отделом Патриархии.

Закончился наш вечер с о. Всеволодом его рассказом, что против

митрополита Никодима составлена записка в 50 страниц небезызвестным Феликсом

Карелиным, весьма спорной личностью. Он обвиняет митр. Никодима в ереси

модернизма и в извращении Православия. Записка эта, как я впоследствии

узнал, предназначалась для Собора, но по неизвестным причинам до нас не

дошла и осталась неизвестной. Собором о. Всеволод был, в общем, доволен, что

с ним бывает редко.

Уже поздно вечером я вернулся в гостиницу. Ко мне пришел о. Сергий

Гаккель и стал рассказывать о своем посещении Макарцева, совместно с

митрополитом Антонием.

- " Макарцев недоволен Вами, - сказал о. Гаккель, - и выражался о Вас

невежливо. Он говорил, что Вас считали серьезным человеком, но Вы их

разочаровали своими действиями".

Больших подробностей мне от о. С. Гаккеля не удалось выяснить, но

впоследствии митрополит Антоний мне рассказал, что Макарцев был недоволен не

только моим выступлением на Соборе, но и разговорами, а также письмами

архиереям. Макарцев, оказывается, спросил митрополита Антония, доволен ли он

ходом дел на Соборе, на что митр.Антоний ответил, что не особенно.

-" Почему? " - спросил Макарцев.

-" Потому что все было заранее предрешено", - ответил Антоний.

-" Откуда же это видно? "

На что митрополит Антоний очень хорошо ответил: - " Да хотя бы из того,

что заключительное слово Патриарха сразу после окончания прений, было

прочитано им по заранее заготовленному тексту".

- " Я Вам хочу напомнить, что у нас в Советском Союзе все заранее

глубоко обдумывается и случайностей быть не должно! " - резко ответил

Макарцев.

На следующий день в 7 часов утра я выезжал в аэропорт Шереметьево,

откуда вылетел в Брюссель, через Стокгольм и Копенгаген. При проходе через

таможню меня не осматривали, и весь полет прошел без инцидентов.

До аэропорта меня провожал мой сопутствующий о. Владимир Есипенко и мой

племянник Никита.

 

Брюссель, 11 февраля 1972 года. Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.