Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание






На современном русском языке целостный процесс становления и развития личности, принятия ею нравственных норм, усвоения разного рода информации уже не удается описать одним словом, для этого используют обычно два: «образование» и «воспитание». Эти понятия, хотя и не обладают достаточной четкостью и объемы их частично перекрываются, все же довольно хорошо разводятся в современном русском языке. Говоря о воспитании, также подразумевают либо процесс - совокупность влияний на формирование личности, приводящую к усвоению навыков поведения в данном обществе и принятых в нем социальных норм, либо результат этого процесса - воспитанность человека. А понятие «образование» стало обозначать процесс и результат освоения личностью конкретных содержательных аспектов культуры, приобретения грамотности в существующих в ней языках и ориентированности в текстах.

Интересно, что в английском языке слово «еёисайоп» (от лат.«ес1исапо» - воспитание, разведение, выращивание) тоже охватывает весь процесс приобщения человека к культуре общества, как это было и в русском языке во времена В.И. Даля. Большой англо-русский словарь дает для него следующую совокупность значений: воспитание, развитие (характера, способностей), культура, образованность, образование, просвещение, обучение. На русский язык его обычно переводят в зависимости от контекста; либо как «образование», либо как «воспитание». Словосочетание «рпПоворпу оГ еёисапоп» принято переводить как «философия образования». В названии социального института, который берет на себя заботу о приобщении юных к культуре, также нет отдельного упоминания о воспитании, он именуется системой образования.

Автору ближе определение воспитания в понимании Л. Д.Столяренко. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду[7].

Ю.Г. Фокин трактует воспитание несколько иначе, но оно звучит более конструктивно. Воспитание (в высшей школе) специальная работа сотрудников вуза, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием[8].

Какое бы определение воспитания не выбрали ясно, что работу по содержанию этого понятия надо проводить и она особенно важна в системе ОО, когда участники образовательного процесса распределены в пространстве и времени.


Выводы

1. Основными категориями в классической, традиционной педагогике
являются образование, обучение, воспитание.

2. При формировании категорий в педагогике существуют различные
подходы (плюрализм), а при трактовке сущности в зоне каждого
подхода проявляется еще многоаспектность. Наличие плюрализма
характерно, особенно в гуманитарных науках и является
положительным фактором для истинного понимания явления.

3. Для практических целей целесообразно использовать понятие
образования как «результат». Например, человек получил высшее
образование.

Целесообразно одиночное слово «образование» использовать в смысле «система образования». Например, корректно употреблять словосочетание «система образования», а не просто «образование». Например, «…влияние системы образования на процессы в обществе», более правильно, чем просто «влияние образования на процессы в обществе». Термин «образование» в понимании (аспекте) как процесс лучше не использовать, а заменять его в тексте и речи термином «обучение».

В этом случае становится все на свои места. Например, не вызывает недоумение часто употребляемое терминологическое сочетание «дистанционное образование», которое более правильно употреблять как «образование, полученное с помощью технологий дистанционного обучения» (в смысле результат). Терминологическое же сочетание «дистанционное образование» (в смысле процесс) лучше заменять как «дистанционное обучение».

Вопросы для самоконтроля и рефлексии.

1. Что такое категория? Приведите примеры категорий в различных
науках

2. Какие подходы существуют при формулировке понятий в науке?

3. Сформируйте правильные на ваш взгляд категории педагогики: образование, обучение

4. Являются ли категориями понятия: открытое образование и дистанционное обучение.

5. Определите соотношение между термином и понятием.


Литература

1. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века-М.: 1998.-608с.

2. Чернилевский Д.В. Технологии обучения в ВШ.-М.: «Экспедитор», 1996.-288с.

3. Гусинский Э.Н. Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования.-М.: Логос, 2000.-224с.

4. «Управление качеством образования» Под редакцией М.М. Поташника-М.: Педагогическое общество России, 2000.-448с.

5. «Основы ОО» Под ред. Солдаткина В.И. М.: НИИЦ РАО, 2002.-676с.

6. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М.: РАО, 1999.-120с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на -Дону: Феникс, 1999, 672с.

8. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе -М.: Академия, 2001.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.