Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОММЕНТАРИИ. традиция очного (группового, синхронно­го) до с использован ием







 


традиция очного (группового, синхронно­го) до с использован ием

телекоммуни каций


Под дистанционным образованием

понимается комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в
стране и за рубежом с помощью
специализированной информационно-

образовательной среды на любом расстоянии от
образовательного учреждения. Информационно-
образовательная среда дистанционного
образования представляет собой системно
организованную совокупность средств передачи
данных, информационных ресурсов, протоколов
взаимодействия, аппаратно-программного и
организационно-методического обеспечения,
ориентированную на удовлетворение
образовательных потребностей пользователей.

Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России (принята Государственным комитетом РФ по высшему образованию 31 мая 1995 г.).

... те ргосе88 оГех*епс11пВ 1еаттВ, ог аеНуеппВ шйгисШ ге8оигсе-8ЬаппВ оррогшпШе., ю 1осайоп8 а^ау Ггот а с1а88гоот, ЪшЫтВ ог 8*е, ю апошег с1а88гоот, ЪшМшв ог 8Ие, Ьу штВ уМео,


Единственное до

последнего времени

официальное определение
ДО в России. Страдает, с
одной стороны,

избыточностью
(избыточный признак: «...
широкие слои населения в
стране и за рубежом...»), с
другой стороны,

технократической
ограниченностью: понятие
ДО сводится к понятию
информационно-
образовательной среды,
которая, в свою очередь,
трактуется
совокупность

информационных ресурсов и технических средств и каналов телекоммуникации (доставки).

Типичное для

американских определений (см. ниже в этой же



audio, computer, multimedia communications, or some combination of these with other traditional delivery methods.

... процесс распространения и доставки образовательных услуг или возможностей использования образовательных ресурсов в места, расположенные вне учебного помещения, здания или центра, или в другое учебное помещение, здание или центр, используя видео, аудио, компьютерные, мультимедиа коммуникации, или какое-либо их сочетание с другими, традиционными способами доставки.

Instructional Telecommunications Council (ITC) www.itcnetwork.org; www.sinclair.edu/community/itc

Distance learning is a system and a process of connecting learners with distributed learning resources.

Дистанционное образование - это система и процесс соединения учащихся с распределенными образовательными ресурсами.

American Council on education(ACE)

At its most basic level, distance education takes p lace when a teacher and student(s) are sеoicагаЫ Ьo dЬta8ical distance, and technology (i.e., уe, уЫе, 1а*, and print), often in concert with face-to-face communication, is used to bridge the instructional

gap.

На самом основном уровне, дистанционное образование имеет место, когда преподаватель и студент(ы) разделены физической дистанцией, и технология (т.е., технология передачи голоса, изображения, данных и печати), часто в сочетании с коммуникацией «лицом-к-лицу», используется для того чтобы преодолеть этот разрыв.

College оГ ЕпonтееппВ Шхуешгу оГ ИаЬо,
Distance ЕсЬсаи а! a Glance, 1995

www.uidaho.edu/evo/newhtml/eomain.htm

Education or training courses delivered to remote (off-campus) locations via audio, video, or computer technologies.

Учебные или тренинговые курсы,
доставляемые в отдаленные (" вне

университетского городка") месторасположения с помощью аудио, видео или компьютерных технологий. The Condition of Education 1999. Glossary


рубрике) понимание ДО
как, в первую очередь,
процесса доставки,

использующего различные технологические средства и каналы.

(ITC - орган

американской Ассоциации
муниципальных
(community) колледжей,

включающей более 600 учреждений)

Одна из дефиниций,
имеющих в США

официальный статус.

Вводит в определение ДО понятие распределённых образовательных ресурсов.

Определение из часто упоминаемого американских источниках краткого руководства по ДО (автор - Barry Willis), помещённого на сайте Университета Айдахо.


 


“the term “distance education” means an eсшсайопа1 nгоcess that is characterised by the sеudагайоп, т йтe or place, between instructor and 1еп1 8исп гогт тау тсЫе соиг8е8 оГГегес! co ппсшаПу тгои m п те и8е оГ (1) television, audio, or тршег 1гап8т18sion, such as open broadcast,


Одно из официальных
определений ДО в США
(источник - глоссарий
Национального центра

статистики образования Департамента образования США). Являясь основанием


  с1о8еа слгсш*, саЫе, ппсптауе, ог 8*е1Ше *ап8т188юп; (2) аийо ог сотригог сопГегепстВ; (3) уМео са88е«е8 ог си8С8; ог (4) согге8ропс1епсе.” “термин “дистанционное образование” означает образовательный процесс, для которого характерно разделение, во времени или местоположении, преподавателя и студента. В таком значении термин может включать курсы, предлагаемые, главным образом, с помощью (1) телевизионной, радио или компьютерной передачи (открытого телерадиовещания, закрытой сети, кабельного, СВЧ или спутникового телевидения); (2) аудио или компьютерной конференции; (3) видеокассеты или диска; или (4) посредством корреспонденции" Ра88аВе оГ Р.Ь. 105-244, Атепшпеш* го те НЬег Ыисайоп Ас* оГ 1965. №^ 1еВ181аЦуе сЫшШоп оГ синапсе есЬсайоп (ТШе IV, Рай С, 8есйоп488) официальных статистических исследований, очевидным образом ориентировано на американскую модель ДО. Новое (1998 года) определение ДО законодательстве США. ДО определяется как форма образовательного процесса (то получения/предоставления образования), однако с акцентом на средства доставки. В целом, определение можно отнести также к разряду комплексных, или сводных, учитывающих обе традиции (модели) ДО.
традиция заочного (индивидуа льного, асинхронн ого) до Обучение на расстоянии. Обучение реализуется посредством сочетания почтовой, радио, телевизионной электронной связи, телефона и газет при ограниченном непосредственном контакте обучаемого с преподавателем или полном отсутствии такового. Преподавание осуществляется главным образом через специально подготовленные печатные, аудиовизуальные или другие материалы, передаваемые обучаемым или учебным группам. Международная Стандартная Классификация Образования. Переработанная версия II. ЮНЕСКО 1997 // Министерство общего профессионального образования Российской Федерации, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, М, 1999, с.23. ...дистанционное обучение можно определить как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих обучающихся между собой и со средствами Определение из раздела IУ«Формы предоставления образования» кросс-квалификационных переменных последней версии МСКО. ДО помещено между очной и смешанной (очно-дистанционной) формой получения образования, т.е. точно соответствует месту заочного обучения в Законе об образовании -РФ. В качестве определяющих признаков выделяются преимуществу асинхронный опосредованный характер связи между участниками образовательного процесса специализированные учебные материалы для самостоятельного изучения - характерные признаки заочной модели ДО. Определение,

  обучения инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. А.А.Андреев, В.И.Солдаткин. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. Минобразования РФ, МЭСИ, М, 1999 Дистанционное образование - это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа студента со специально разработанными учебными материалами. Ключевую роль играет также тьютор (преподаватель-консультант), который прикрепляется к группе студентов. Другие компоненты и методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Web-сайт МИМ «ЛИНК»(www.link.msk.ru) Distance education is the offering of eс! исапопа1 ргоёгаттеs designed to facilitate a learning strategy which does not depend on day to day contact teaching but makes best use of Ше pо1еппа1 оГ яЫепй Ю яЫу on their own. It гоу! с1е8 interactive study material and decentralised learning facilities where students can seek academic and other form s of educational assistance when they need it. Дистанционное образование предложение образовательных программ, предназначенных облегчить стратегию изучения, не зависящую от повседневного контакта с преподавателем, а основанную на лучшем использовании возможностей которое можно считать трактовкой ДО в МЭСИ (авторы, в год публикации монографии, профессора и члены академической администрации МЭСИ). Признаки «инвариантности во времени» «специфической дидактической системы» позволяют отнести это определение к традиции асинхронного ДО. «Интерактивное взаимодействие» тавтология. Определение МИМ (Международного института менеджмента) «Линк», являющегося российским филиалом (представительством) Открытого Университета Великобритании, ориентировано, соответственно, британскую модель ДО, с характерным акцентом на интерактивности, роли специальных материалов для самостоятельной работы и тьютора, а также на открытом прагматичном характере ДО («студентоцентризм» британской модели). Недостатком определения является тенденция размежеванию традицией, свойственная ни самой британской модели, ни британским авторам. Определение ДО, даваемое

  самостоятельного обучения студентов. Это обеспечивается интерактивными учебными материалами и децентрализованными учебными средствами поддержки, обращаясь к которым студенты, в случае необходимости, могут получить академическую помощь и иные формы содействия обучению. Шуеш1уоГ8шШАШса(ЦМ8А) Шйапсе еоисапоп (ог соггевропаепсе/поте вШау) й те епгоПтеШ апа Йиау шй ап еоисапопа1 тйтшоп луЫсп ргоуЫев 1е88оп та1ег1а18 ргерагеа т а зеашяша1 апа 1оё1са1 огаег Гог Йиау Ьу гшаепй оп теп- олуп. \УЬеп еасп 1е88оп 18 сотР1е1еа те 8(ш1еп1 такев ауаПаЫе, Ьу Гах, таи, ог сотри**, те аввщпеа луогк Гог соггеспоп, ёгасНпё, сошлет, апа 8иЬ]ес1 тапег ёшс1апсе Ьу Чшшйеа тйпкЛоп». СопесЫ а881ёптеп18 аге гештеа Ю те йиает, ап ехспапёе луЫсп ргоуЫев а релюшшгеа вшаепМеаспег геЫюпвЫр. Дистанционное образование (или корреспондентно-заочное обучение) -регистрация и обучение в образовательном учреждении, которое предоставляет расположенные в определённой последовательности и логике учебные материалы, предназначенные для самостоятельного изучения студентом. По завершении каждого урока, студент факсом, почтой или с помощью компьютера пересылает квалифицированным преподавателям контрольную работу для аттестации, комментария и руководства изучением предмета. Исправленные контрольные работы возвращаются студенту; устанавливается взаимообмен, который обеспечивает межличностные отношения тьютора - студента. ТЬе Шйапсе Еоисапоп апа Тгшшпё СоипсП, \Уа8шпёЮп, Б.С. БЕТС.лулуху.аЙс.огё Университете Южной Африки, - одном из старейших и наиболее авторитетных в мире и крупнейшем африканском континенте центре ДО. Цитируется вице-канцлером Открытого Университета Великобритании сэром Д.С.Дэниелом определение, формулирующее подход к ДО, разделяемый 01ЛЖ.// ЫюНашопа оГ пелу 1есппо1оё8 Гог те Ыегпапопа1 Васса1аигеа1е. Тесппо1оёу й те ап8луег: луЫ луав те яиейюп? (АпааагеввЮтеСоипсп оГ Роипёапоп оп те 1трНсапоп8 оГ пелу 1есппо1оё8 Гог те 1шегпапопа1 Васса1аигеа1е, §1уеп Ьу теУюеСпапсеПогоГте ОрепШ1уепйгу), 1998. В этом смысле, может считаться определением британской модели ДО. Определение американского Совета дистанционного образования и обучения (БЕТС) - одного из крупнейших в США центров накопления, анализа и обмена информации о ДО, в первую очередь, в частных образовательных учреждениях США. При БЕТС действует единственное в США официально признанное на федеральном уровне агентство аккредитации частных высших (рой-

  Термину «дистанционное обучение» соответствует широкий спектр образовательных услуг неаккредитованных курсов дополнительного обучения до аккредитованных программ на получение степени, - в рамках которых студенты, их преподаватели и сверстники по преимуществу обучают и обучаются на расстоянии, а не располагаясь в учебном классе. Чтобы связать между собой людей, программы дистанционного обучения используют широкий диапазон инструментов - интерактивную компьютерную технологию (включая ЛУогИ \Ше \УеЪ и электронную почту), телефон, факс и регулярную почту. Дистанционное обучение становится все более и более популярным из-за его удобства и гибкости. Устраняется главный барьер, препятствующий многим взрослым совершенствовать своё образования, -проблема согласования занятий в университетском городке и их деловых графиков. Студенты ДО могут проходить курс обучения по своему собственному расписанию и в удобных для них условиях. СареПа 1Муешгу: Шсоуег Шйапсе Ьеаттё: \Упаи8В181апсеЬеагшпё? 81х гашп спагайетпс* оГ сМапсе еёисапоп: 1) ргевешапоп оГ 8иЬ]ес1 тапег Ш ГасШШев 1еагшпё; 2) етраШу апё рег8опа1 геЫюпв Ье^ееп йиёепй апё ШЮга/соип^оге; 3) споюе апё ше оГтесНа; 4) еаг1у гееёЪаск; 5) реег-ёгоир т1егаспоп; апё 6) Гштпег 1тргоуетеп18 оГ с1181апсе еёисайоп Ш ГасШШе8 1пс11у1с1иа11еагшпё. ... шесть главных характеристик дистанционного образования: 1) представление предмета, которое облегчает изучение; 2) отношения эмпатии и личностной связи между студентами и тьюторами/консультантами; 3) выбор и использование средств информации; 4) ранняя обратная связь; 5) внутригрупповая интерактивность; и 6) дальнейшие ^есопёагу) учебных заведений ДО. Определение интересно тем, что, несмотря на американскую принадлежность источника, явно относит ДО к традиции корреспондентного обучения, причём в её британской модификации. Объясняется преимущественной ориентацией частных образовательных учреждений ДО, входящих в БЕТС, на обучение взрослых, профессионально занятых студентов и, как следствие, - на заочную модель ДО. В определении отмечается «регистрация обучение образовательном учреждении», отличающее ДО от полностью самостоятельного (независимого) обучения. Определение входящего в БЕТС СареПа 1Муешгу -частного университета, специализирующегося в области дистанционного бизнес-образования деловых людей. Подтверждает сказанное выше по поводу определения ДО в БЕТС.

  усовершенствования дистанционного образования, облегчающие индивидуальное обучение. \УЫ 18 пелу апс! лупа! й 1шроЛап1 1п сИ^апсе ескюапоп? Но1шЬегё В. ШвпШе Гог Кевеагсп оп Шйапсе Ескюапоп, РепШшуепйШ, Оегшапу. Тоигпа1 агис1е ёепега1 соштеШ т Ореп ргах18, уо.1, 1998, рр.32-33. 1998. дистанционное образование образования на расстоянии, в котором очные и синхронные занятия с преподавателем сведены к минимуму или вообще отсутствуют. Это по преимуществу самостоятельное образование (самообразование), в отличие от самообразования как такового включающее в себя в той или иной форме обратную связь с преподавателем (образовательным учреждением). Программа развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 гг. Глоссарий. Определение ДО, данное Бьоргом Хольмбергом, одним из отцов-основателей современного ДО, автором многочисленных работ по истории и теории ДО, многие из которых считаются классическими. Определение ДО из Программы развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 гг., после утверждения Программы Министерством образования РФ 15.06.2000 получившее статус официально признанного, по крайней мере, для системы среднего специального образования (СПО).

Может сложиться впечатление, что многоаспектность и плюрастичность существуют только в научной педагогике, но это ошибочное мнение. Можно привести пример с понятийно-терминологической системой науки маркетинг, где сама трактовка понятия «маркетинг» имеет до десятка определений, включая определение, сформулированное в свое время ее основоположником Котлером.

Если в этом месте читатель запутался в определениях и понятиях категорий, то это естественное положение дел. Однако, можно сказать, что чем больше подходов к толкованию какого-либо явления, тем лучше, и тем мы ближе к истине, и в пределе, если мы не агностики, то достигнем ее. В конце концов, читатель вправе выбрать то определение, которое считает более правильным, или самому сформулировать, руководствуясь следующими соображениями, касающимися формирования дефиниций.


Напомним, что классическое определение понятия указывает, к какому роду принадлежит объект, и дает видовое отличие. Это значит, что мы должны в используемой нами системе понятий (классификации) найти понятие более общее, чем образование, и дать отличительный признак последнего.

Генетическое определение поясняет, как возникает, образуется рассматриваемый объект. Конструируя его, мы должны описать, как, если можно так выразиться, образуется понятие.

Операциональное определение предлагает измерительные процедуры, посредством которых можно найти численное значение измеряемой величины

Возможно еще контекстуальное определение, когда смысл понятия выясняется благодаря его неоднократному употреблению вместе с другими, известными словами и выражениями. Этот способ — самый естественный и глубоко укорененный в жизненной практике.

Оговоримся, что мы глубоко уверены, что строгие определения либо невозможны, либо не приносят никакой пользы в той широкой гуманитарной области, к которой относится педагогика и философия образования. Однако и не слишком строгое определение обретает конкретный смысл лишь в некоторой системе понятий и представлений, его плюрализме.

Еще раз вернемся к новой категории педагогики - открытое образование. Так что же такое ОО? Напомним еще раз, что по нашему мнению – это в значительной мере условное название объективного явления. ОО – это удобная формула, означающая все лучшее, что имело и будет иметь место в образовании. Более сложным языком «ОО, интегрируя в себя все ценное, что выработала наука, отражая действительно гуманистическую направленность образовательного процесса, является доминантой цивилизованного развития социума»[5].

Заметим, что иногда не обязательно формулировать строгое определение какого-либо явления. Достаточно привести некоторые признаки, например, ОО, чтобы у читателя сформировался образ этого явления, сложилось представление об ОО. Напомним, что она обладает такими свойствами:

1. Открытая, самоорганизующаяся система;

2. Нацелена на будущее;

3. Обеспечивает свободный доступ к информационным ресурсам;

4. Предоставляет свободный выбор стратегии образования;

5. Организует личную ориентированность процесса обучения;

6. Способствует свободному развитию личности;
и др.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.