Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дистанционное обучение






Характерным и во многом естественным для конца ХХ века в области образования стало появление новых типов образовательной деятельности, образовательных услуг и образовательных учреждений. В учебной, научно-педагогической литературе часто встречаются термины открытое, гибкое, дистанционное образование (обучение). В реальной практике эти слова часто используются и как близкие по смыслу, и как обозначающие разные явления в области образования. Ни в теории, ни в практике, ни за рубежом ни у нас в стране нет единого толкования указанных понятий, что во многом затрудняет взаимопонимание в научно – педагогической и адинистративно- чиновнической средах [1].

Поэтому, вначале, хотелось бы обсудить простые и ясные определения, не претендуя на исчерпывающее раскрытие значения тех или иных понятий, но позволяющих вести предметное обсуждение проблемы. Начнем с дистанционного обучения.

Объективность появления дистанционного обучения (ДО) вызвана необходимостью обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования. С экономической и


организационной точки зрения известные существующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, однако ДО, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), решает эту проблему. Мы склонны считать, что ДО – качественно новая форма получения образования, возникшая в последней трети ХХ века, благодаря ИКТ. С научной точки зрения это форма получения образования более общая, чем заочное образование. Более правильно считать, что это не модернизированное заочное образование (ЗО). То обстоятельство, что дистанционное обучение обозначают технологией не совсем верно и не полно, и вызвано формально- юридическими проблемами. Известно, что ДО не прописано в Законе «Об образовании» и, чтобы не менять существенно документ, чиновникам проще обозначить ДО, как технологию. В этой связи ДО представлено в официальном документе Минобразования РФ «МЕТОДИКА применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации следующим образом.

1. Дистанционное обучение – совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения. Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий.

2. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее – образовательные программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения).

С научно-педагогической точки зрения можно предложить такое определение ДО, смысл которого будет ясен после изучения Гл.2.

Дистанционное Обучение – это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе дистанционного обучения.

Качественно и наглядно такое явление как ДО, его существо и особенности можно представить себе, если описать это явление на повествовательном языке на примере одной из моделей ДО, а именно Интернет – обучении. Действительно, если пять - семь лет назад получение знаний с доставкой на дом – через Интернет казалось многим


российским студентам привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный вуз готов предоставить своим учащимся такую возможность. Поэтому ниже приведем фрагмент рассказа студентки, которая обучалась по Интернет – технологии.

«Продвижение по работе я могла получить после получения диплома о переподготовке по специальности. Я имею доступ в Интернет, т.к. работаю в офисе небольшой компании. Обладаю минимальными пользовательскими навыками. Просмотрев информацию с помощью поисковой системы на слово дистанционное обучение, я обнаружила несколько университетов по необходимой мне специальности.

Заполнив анкету, пройдя тестирование и платежные документы, я отослала их по Э-почте по указанному электронному адресу. Через некоторое время я получила сообщение, где содержался номер учебной группы, имя, пароль, которые давали мне доступ к учебным материалам. В состав комплекса входили: график учебы, учебная программа, учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, темы электронных семинаров и практических индивидуальных занятий.

По номеру группы я познакомилась со списком однокурсников их электронными адресами. Их было семь человек. За нашей группой был закреплен преподаватель-консультант, которому я могла задавать вопросы, как по организации обучения, так и по содержанию дисциплины.

В соответствии с руководством по изучению дисциплины я приступила к учению. По ходу, если возникали вопросы, то я получала ответы от преподавателя. В учебном пособии было много заданий и тестов для самопроверки.

Например, индивидуальное задание состояло в том, чтобы отыскать материалы по заданной теме в Интернет и подготовить реферат, который я в электронной почте послала преподавателю для проверки. После устранения замечаний, реферат был принят.

Необычно было участвовать в Э-семинарах, который длился неделю. Образно говоря, я могла заходить в «виртуальную аудиторию» в любое удобное для меня время. Однажды я участвовала в семинаре, сидя в Интернет-кафе, которых множество в нашем городе, и где за небольшие деньги я получила доступ в Интернет.

Мое участие в виртуальном семинаре проходило так. По одному из учебных вопросов семинара мною были подготовлено выступления в письменной форме и помещено в Интернет с помощью форума. Все участники семинара прочитали его и высказали замечания, преподаватель и два студента задали мне вопросы, на которые я смогла ответить (в письменной форме, конечно). Таким же образом я читала и высказывала свое мнение по подготовленным выступлениям других студентов. В конце обсуждения преподаватель подвел итог и оценил мое участие в семинаре. В конце изучения дисциплины мне было


предложено пройти итоговое тестирование после чего я получила сертификат за дисциплину.

Для получения дипломао переподготовке мне надо было получить сертификаты по другим дисциплинам, которые я изучала по такой -же схеме.

График был напряженным. Я уже привыкла читать учебные материалы с экрана, поэтому не распечатывала их, как это было вначале.

В процессе учебы мы часто «беседовали», обсуждая неясные вопросы с сокурсниками.

Все члены учебной группы увидели друг друга на комплексном экзамене и на вручении диплома. Мой начальник был доволен знаниями и навыками, которые я приобрела в процессе учебы.»

Таким образом, в настоящее время развитие Интернет и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части их граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности.

Дистанционное обучение открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации инвалидов, женщин, воспитывающих маленьких детей, лиц, не имеющих возможности прервать свою основную работу, а также для жителей, проживающих в удаленных от образовательных центров районах. В условиях России это могут быть жители Сибири и Крайнего севера, военнослужащие и члены их семей, проживающие в удаленных от центра воинских гарнизонах, а также заключенные, находящиеся в исправительных колониях. Таким образом, развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования.

В настоящее время в передовых странах мира уже имеется сотни учебных заведений, в которых количество учащихся, использующих дистанционную форму обучения, измеряется несколькими десятками тысяч человек. В основном, это крупные университеты в системе высшего образования. В самые последние годы XX-го века появились даже так называемые «мегауниверситеты», количество студентов в которых превышает 100 тысяч человек, именно благодаря использованию технологий дистанционного обучения.

Широкомасштабному внедрению ДО в России в значительной степени способствовал эксперимент, необходимость в проведении которого возникла после проведения в 1996г. в Москве Конгресса ЮНЕСКО, ясно показавшего, что многие страны видят дальнейшее


развитие национальных образовательных систем с нарастающим
использованием дистанционных технологий. Россия сразу же заявила о
себе как об одном из лидеров данного прогрессивного направления,
представив Конгрессу ЮНЕСКО развернутую программу развития
дистанционного образования. С целью апробации первоначального
этапа реализации этой программы в июле 1997 года был начат
эксперимент в области дистанционного образования. Первоначально в
эксперименте участвовали два вуза с различной формой собственности:
государственной – Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики с аффелированными учебными
структурами и негосударственной – Современный гуманитарный
университет (институт). На втором этапе к проведению эксперимента
подключились Международный институт менеджментаЛИНК,
Московский государственный индустриальный университет,
Всероссийский заочный финансово-экономический институт,
Российский университет дружбынародов и другие. Всего 16 высших
учебных заведений России. За время эксперимента они создали 588
учебных центров. Более 206 тысяч студентов и слушателей прошли
подготовку с использованием технологий ДО, 13 тысяч
преподавателей, тьюторов и педагогов-технологов помогали им в этом.
Почти 45 тысяч выпускников успешно преодолели итоговую
аттестацию в госаттестационных комиссиях. Если в 1997 году о ДО
говорили только как о возможном пути получения образования, то
сегодня многие элементы технологий ДО, а именно: кейс-, Интернет-
технологии - широко используют в традиционных формах обучения. С
учетом опыта реализации ДО, полученного в ходе эксперимента, были
подготовлены и вошли в действие новые нормативные документы, в
значительной мере легализующие методы дистанционного обучения.
Большая доля ответственности за качество подготовки специалистов
перенесена в них с филиалов и представительств на головной вуз.
Подготовлена “Методика организации дистанционного обучения в
учреждениях высшего профобразования РФ”, разработаны проекты
ряда отраслевых стандартов. На парламентских слушаниях прошлого
года эксперимент по ДО и само направление развития дистанционных
методов обучения на основе информационных и
телекоммуникационных технологий получили положительную оценку.
Руководителям нескольких вузов - участников эксперимента была
присуждена премия правительства за разработку научно-методических
и организационно-технологических основ федеральной

университетской сети дистанционного обучения [2].

В ходе эксперимента предполагалось решить следующие задачи: - развить и апробировать дистанционные технологии обучения, и главным образом, информационные технологии, опирающиеся на быстро прогрессирующие средства вычислительной техники и телекоммуникации;


- создать и апробировать специфические учебные материалы, продукты, методику и дидактику их применения в дистанционном учебном процессе;

- доказать высокое качество образования, получаемого дистанционными методами;

- убедить консервативно настроенные слои социума и академического сообщества в полезности и необходимости применения прогрессивных дистанционных средств и методов обучения;

- определить необходимые параметры технического и информационного оснащения дистанционного образовательного процесса, которые могут быть применены как лицензионные нормативы и аттестационные требования;

- определить те изменения и дополнения, которые необходимо внести в действующие законы и подзаконные акты, чтобы легализовать широкое применение методов дистанционного обучения.

За годы проведения эксперимента все задачи были решены.

Получили развитие спутниковые, сетевые и телевизионные методы обучения. В настоящее время во многом благодаря эксперименту по уровню развития современных электронных средств обучения Россия находится в одном ряду с индустриально развитыми странами. Задача расширения масштабов применения электронных средств и информационных технологий в образовании может быть решена с помощью увеличения инвестиций и совершенствования экономических механизмов финансирования в образовательной сфере.

Вузами развернуто создание электронных учебников, обучающих компьютерных программ, разнообразных тестов, учебных видеофильмов, видеолекций, модульных рабочих учебников и других средств дистанционного обучения. Нарастание их количества сопровождается улучшением качества на основе все более широкой апробации в учебном процессе.

Доказано высокое качество дистанционного образования. Десятки тысяч выпускников успешно прошли итоговую аттестацию в государственных аттестационных комиссиях, десятки филиалов вузов-участников прошли полные процедуры аттестации и получили государственную аккредитацию. Выпускники, получившие дистанционное образование, охотно принимаются предприятиями на работу, их практически нет среди безработных, зарегистрированных службами занятости.

Общество в целом и академическое сообщество практически преодолело известное предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения. Все вузы России в настоящее время в том или ином масштабе и в той или иной форме разрабатывают и


применяют средства и методы дистанционного образования. Во всех регионах проводятся соответствующие конференции, семинары, выпускаются научно-технические журналы и монографии.

Определились и минимально необходимые требования к техническому и информационному оснащению дистанционного процесса. После многократных обсуждений подготовлены проекты соответствующих нормативов.

Вошли в действие новые нормативные документы, в значительной мере легализующие методы дистанционного обучения и переносящие большую долю ответственности за качество подготовки специалистов с филиалов и представительств на головной вуз - Типовое положение о филиале государственного высшего учебного заведения федерального подчинения, введенное в действие 16 марта 1999г. и Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ, введенное в действие 5 апреля 2001г.

Эксперимент по дистанционному образованию и само направление развития дистанционных методов обучения на основе информационных технологий и телекоммуникаций получили безусловную положительную оценку на Парламентских слушаниях, состоявшихся в Совете Федерации 20 апреля 2001г., было рекомендовано разработать законопроект, легализующий применение дистанционного обучения в широких масштабах. Можно считать, что цель, поставленная перед экспериментом, достигнута.

Вузы-участники эксперимента проводили внедрение

дистанционных технологий независимо друг от друга, но анализ результатов их деятельности показал, что применяемые ими подходы к формированию методов дистанционного образования могут быть систематизированы.

Можно выделить следующие типы дистанционных технологий, внедренных в процессе действия эксперимента:

Кейсовая технология (портфельная) - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase -портфель).

Кейсовая технология (тренинговая) - технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case - случай, ситуация).


Телевизионная технология – технология обучения с использованием телевизионных средств.

Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Информационно-спутниковая сетевая технология – технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи.

Учебно-вахтовая технология – технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий.

Аттестационно-вахтовая технология – технология,

предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов.

Могли бы также рассматриваться такие технологии как: корреспондентская (письма), радиофицированная (радиопередачи), но участники эксперимента этих технологий не применяют ввиду их малой эффективности.

Все представленные типы технологий применяются в вузах-участниках эксперимента полностью или частично в чистом виде или в смешанном. На таб. 1. представлен анализ используемых технологий в вузах-участниках эксперимента.


ТИПЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА-УЧАСТНИКА ТИП ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
                 
  Владимирский государственный университет                  
  Воронежский экономико-правовой институт                  
  Всероссийский заочный финансово-экономический институт (г.Москва)                  
  Казанский государственный технический университет                  
  Международный центр дистанционного обучения ЛИНК (г. Жуковский)                  
  Международный институт экономики и права (г. Москва)                  
  Московский государственный институт электронной техники (технический университет)                  
  Московский государственный индустриальный университет                  
  Московский государственный университет экономики, статистики и информатики                  
  Московская финансово-юридическая академия                  
  Российская академия государственной службы при Президенте РФ (г. Москва)                  
  Российский университет дружбы народов                  
  Современный гуманитарный университет (институт), г. Москва                  

Кроме указанных типов дистанционных технологий в таблице приведена традиционная технология, поскольку многие вузы-участники применяют для обучения дистанционных студентов традиционную технологию заочной формы с добавлением дистанционных методов. В таблице по горизонтали указаны вузы-участники, а по вертикали - типы применяемых технологий. Серым цветом отмечено наличие в вузе указанной технологии обучения.

Какие первоочередные проблемы предстоит решить перед российским ДО в будущем? Они следуют из дебатов, развернувшихся на Коллегии Минобразования по проблемам ДО, обзор которых подготовлен Н.Шаталовой и опубликован на сервере www.informika.ru.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.