Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма обучения как педагогическая категория. Классификация форм обучения






Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется в оп­ределенных формах. Что же такое форма обучения в учебном про­цессе?

Как и применительно к методам обучения, в трактовке понятия «форма обучения» нет единого подхода. По определению Ю. К. Бабан-ского, «формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осу­ществляемой в установленном порядке и в определенном режиме»1. Н. М. Верзилин считает, что «форма преподавания — это организа­ция учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствую­щая различным условиям ее проведения (в классе, природе и т. п.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения»2.

В теории и практике обучения природоведению сложились три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, внеурочная деятельность и внеклассная работа. Каждая из этих групп имеет свою специфику и свое место в учебном процессе. Но вместе с тем они имеют и общие черты.

1. Решение определенных познавательных воспитательных и развивающих задач, которые должны быть реально достижимы. Поэтому определять их следует в зависимости от содержания за­нятия, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготов­ленности. Задачи занятий могут быть узкие, решаемые только на данном занятии, но могут быть и общие, решение которых дости­гается системой занятий.

2. Отбор определенного содержания учебного материала, с точки зрения которого каждое занятие представляет собой нечто целостное,

| Бабанский Ю. К., ред. Педагогика. - М.: Педагогика, 1983. - С. 211.

Верзилин Н. М. Корсунская В. М. Общая методика, биологии. — М.: Просвещение, 1983.


 

 

 


логически законченное. В то же время содержание занятия — лишь часть некоторой системы, а потому является продолжением преды­дущих занятий и опорой для последующих. Этим обеспечивается единство учебного процесса и преемственность в нем. При опреде­лении объема и сложности содержания учебного материала на за­нятиях необходимо учитывать государственные требования учеб­ной нагрузки учащихся, правила безопасности и гигиены труда.

3. Применение разнообразных методов и приемов, выбор и соче­тание которых зависит от целей содержания занятий.

4. Достаточное и необходимое материальное обеспечение занятий.

5. Оптимальный темп хода занятий и рациональное использова­ние отведенного времени требуют обязательного продумывания четкой последовательности и сменяемости видов деятельности, а также подготовки условий, материалов и т. п.

6. Возможно полное использование потенциальных способностей каждого ученика, учет их индивидуальных особенностей. Это тре­бование реализуется в индивидуализации заданий, распределении их по сложности и по способностям учащихся.

Несмотря на общие черты, каждая из организационных форм име­ет свои особенности. Поэтому в группах форм выделяются их виды. Как и в случае с методами и приемами формы обучения необходи­мо привести в определенную систему, составить их классификацию. Последняя представлена в следующей схеме:


практике постоянно создаются новые формы. Таковы, например, внутри каждого вида форм могут быть практические и лаборатор­ные работы, игры, самостоятельная или фронтальная организация деятельности детей и т. д.

Как и в случае с методами обучения, в трактовке организацион­ных форм немало спорных вопросов. Например, нет единого мне­ния, методом или формой считать игры, самостоятельные работы учащихся и др. Мы рассматриваем игру и самостоятельную работу детей как формы организации учебной деятельности учащихся. Отличить форму от метода позволяет выявление источника знаний, по которому и устанавливается метод. С нашей точки зрения, сама по себе игра не является источником знаний. Она лишь организу­ет деятельность детей. Например, ребенок играет с конструктором. В ходе игры он создает модель какой-то машины — он машину моделирует. Процесс моделирования и дает знания о машине. Зна­чит, ведущим методом в данной игре и является метод моделиро­вания. В ролевых играх ведущими методами являются словесные. Аналогичное рассуждение можно провести и применительно к трак­товке самостоятельных работ.

Наличие спорных вопросов в толковании форм организации учебной деятельности учащихся свидетельствует о недостаточно полной исследовательности данной проблемы в теории методики обучения начальному естествознанию и о необходимости продол­жения исследований по этой проблеме.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.