Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические основы методики начального естествознания






Методологической основой методики естествознания является диалектический материализм и его теория познания. Поэтому дан­ная методика рассматривает процесс учения как разновидность познавательного процесса вообще. Методика естествознания учи­тывает, что в процессе обучения ребенок отражает в своем созна­нии окружающий мир, который материален и объективен, а значит, и подлинно научные знания об этом мире также объективны.

Методика естествознания исследует процесс обучения в неразрыв­ном единстве и взаимосвязи содержания, методов, форм и средств обучения; в неразрывном единстве и взаимосвязи биологического и психического, социального и духовного сознания и самосознания (рационального и иррационального), в неразрывном единстве и взаимосвязи деятельности учителя и ученика, которая строится на объективном единстве целей.

Методика естествознания должна относиться к процессу обуче­ния как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на основе законов диалектики (переход количества в качество, един­ство и борьба противоположностей, отрицание отрицания), а соот­ветственно — к личности ученика, как к постоянно развивающей­ся и саморазвивающейся не только в связи с изменением возраста, но и под влиянием воздействующих факторов, прежде всего — про­цесса обучения.

Диалектический закон о переходе количества в качество постоян­но действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее — к доказатель­ству, а затем — к обобщению, в процессе которого формируется но­вое знание на ином качественном уровне.

Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического за­кона о развитии как борьбе противоположностей. Действительно, деятельность учителя и ученика как две стороны процесса обучения не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Например, нередко противоречивы требования учителя и возможности учени­ка. В определенные периоды развития общества возникают проти­воречия между требованиями общества к школе и реальным состо­янием этого процесса. Например, в 80-е годы в связи с обострением экологических проблем были выдвинуты особые требования к эко­логическому образованию школьников, в том числе и младших. Со­зданные же в конце 60-х — начале 70-х гг. учебники и методические пособия не могли удовлетворять школу по этим требованиям.


Методика естествознания не может не учитывать и следующий закон диалектики — отрицание отрицания, который также полнос­тью проявляет себя в процессе обучения. Примером этого может быть преемственность в обучении, когда полученное ранее знание углубляется, совершенствуется и формируется на новом уровне. Так происходит движение от понятия «части растения» к понятию «органы растения»; от понятия «размножение как простое увели­чение числа особей» к понятию «размножение как биологический процесс».

К методике преподавания естествознания полностью относится положение всеобщей методологии науки и теории познания о том, что теория и практика едины и что теория в конечном итоге явля­ется обобщением фактических данных из двух главных источников. Первый источник — это практическая деятельность педагогов, их находки, догадки, нововведения и т. п. Другой источник — научные исследования, ведущиеся определенными методами и представля­ющие большую сложность,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.