Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техника: современная трактовка понятия. Техника и технология.
Основные характеристики техники, выделенные в различных исследованиях и специфицирующие культурно-исторический подход, представленный в проблемном поле философии техники, следующие. Техника представляет собой артефакт. Латинское " artefactum" означает буквально " искусственно сделанный". В этом смысле техника специально изготовляется, создается че- ловеком (ремесленником, мастером, техником, инженером), представляет со- бой так называемую " вторую" природу, хотя " живет" по законам " первой" природы, и используется в практической деятельности людей. При этом в технике воплощаются и реализуются определенные замыслы, идеи, знания, опыт, навыки, без чего невозможно создание и приведение в действие " арте- фактов". Пусть не покажется парадоксальным, но с этой точки зрения, даже выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то есть техникой. Отсюда возникают и этические проблемы, связанные с генной инженерией, клонированием (от греч. klō n - ветвь, отпрыск) - искусственным созданием живых существ и т.д. Техника образует составную часть производительных сил общества. Функционируя в качестве производительных сил, современная техника раз- деляется на следующие отрасли: производственная техника, техника транс- порта и связи, техника научных исследований, военная техника, техника процесса обучения, техника культуры и быта, медицинская техника, техника
управления. Производственная техника, техника транспорта и связи в свою очередь подразделяется на активную и пассивную. Пассивная техника включает: связующую систему производства (в пер- вую очередь, в химической промышленности); производственные помеще- ния; технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, ка- налы, гидромелиоративные сооружения; технические средства распростра- нения информации (телефон, радио, телевидение и др.). Активная часть состоит из орудий (инструментов), которые делятся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельно- сти человека (очки, слуховые аппараты и т.п.); машин (производственных, транспортных, военных); аппаратуры управления машинами, технологиче- скими, производственными и социально-экономическими процессами. Техника, в соответствии с историческими этапами ее развития, отлича- ется различными технологическими способами соединения человека и техни- ки. Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является матери- альной основой технологического процесса; труд при этом носит ручной ха- рактер; орудия (инструменты) ручного труда лишь удлиняют и усиливают работающие органы человека. На втором этапе основой технологического процесса становится маши- на; труд при этом становится механизированным; человек лишь дополняет работу машины (механизированного устройства) своими органами труда, яв- ляясь лишь ее технологическим элементом. Третий же этап технологического способа соединения человека и техни- ки характеризуется свободным типом связи человека и техники; труд стано- витcя автоматизированным; человек перестает быть непосредственным зве- ном технологической цепи, получая условия для творческого использования своих способностей. Сейчас уже можно говорить о четвертом, информационном, этапе тех- нологического способа взаимодействия человека и техники. Информатизация связана с широчайшим внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с совершенными средствами связи. Компьютер оказался уни- кальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Если предшествующие средства автоматизации касались лишь сферы материаль- ного производства (облегчали работу рук, но не умственную деятельность мозга), то компьютерно-информационные технологии затронули непосред- ственно интеллектуальную сферу, возможности которой несопоставимо воз- росли по сравнению с докомпьютерным периодом. Техника представляет собой также самостоятельный мир, реальность, данную нам как ту, которую мы застаем от рождения и с которой живем и умираем. Мир техники как самостоятельной реальности противопоставлен природе, миру искусства, языковой реальности, всему живому и, наконец, человеку. Но техника - это и определенный способ существования человека. Техника нужна как средство, орудие, удовлетворяющее ту или иную челове-
ческую потребность (в силе, энергии, защите и т.д.). В этом плане техника является " инструментом ", но это такой инструмент, от которого в наше вре- мя зависит уже судьба цивилизации. Что такое современный человек без тех- ники? Представим себе, что было бы с нами, если бы все технические дости- жения разом исчезли. Именно в этом плане техника и приобретает самостоя- тельное (иногда, правда, добавляют: относительно самостоятельное) сущест- вование. Осознание самостоятельной роли техники относится уже к античности, где впервые было введено и обсуждалось понятие " технэ " (греч. té chnē - ис- кусство, ремесло, мастерство, умение). В Новое время формируются пред- ставления об инженерии. В конце XIX - начале XX в. создаются технические науки и возникает философия техники как особая рефлексия (от позднелат. reflexiо: обращение назад - размышление, осмысление, самопознание собст- венных действий и законов) техники. Особое внимание философия техники привлекает внимание мыслителей в середине XX в., когда ряд философов стали связывать с техникой кризис нашей цивилизации и культуры. Так, М. Хайдеггер считает, что современная техника поставила себе на службу человека и природу, превратила их в " по-став", по выражению Хайдеггера, сделала человека одним из видов сырья, подлежащего обработке. Природа разрушается, а человек деградирует, поскольку они становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины (" поставляются производству"). Хайдеггер не верит в решение проблем, по- рожденных техникой, он лишь призывает человека осознать, что он давно уже и сам стал поставом техники и превратил в ее постав и природу. Уже знакомый нам Х. Сколимовски пишет: " Техника превратилась для нас в фи- зическую и ментальную опору в столь извращенной и всеобъемлющей сте- пени, что если мы даже осознаем, как опустошает она нашу среду, природ- ную и человеческую, то первой нашей реакцией является мысль о какой-то другой технике, которая может исправить всё это". Как бы в ответ, но с оче- редным вопросом, мы слышим от немецкого философа Карла Ясперса (1883- 1969): " Полагать, что задача преодоления техники с помощью техники вооб- ще осуществима, означает прокладывать новый путь неблагополучию... Ос- тается, однако, вопрос: как человек, подчиненный технике, в свою очередь, станет господствовать над ней? "
|