Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 14 вопр 1






Лютера́ нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве[1]. С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Возникло в результате реформационного движения вГермании в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви, с одной стороны, и более радикальных протестантских движений — с другой (анабаптизм, кальвинизм, цвинглианство и т. д.

Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя ктеистам-тринитариям и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего ивознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia), выражаемой в вере (лат. Sola Fide). Вместе с тем отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию, и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.

Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит свое преемство к апостольским временам. Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле. В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

Билет 15 вопр 1

западное название синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI—XVI веках (со времён династии Сун до династии Мин, что отражено в китайском названии школы). Эта система стала синтезом основных интеллектуальных традиций, существовавших в Китае того времени. Она оказала сильное влияние на интеллектуальную жизнь Японии, Кореи и Вьетнама.

Делая упор на конфуцианство, система неоконфуцианства интегрировала в себя элементы даосизма и буддизма.

В конце правления династии Сун, в 1241 году, под названием «лисюэ» (理 学) неоконфуцианство в чжусианской версии было положено в основу официальной идеологии.

одно из осн. направлений в развитии конфуцианской идеологии. Термин " Н." не является адекватным переводом какого-то одного кит. понятия. Он введен в науч. обиход зап.-европ. исследователями и имеет различное содержание. Одни понимают под H. филос. направление или школу, сложившуюся в период правления династии Сун (10–13 вв.), другие рассматривают Н. как направление в кит. философии, линия развития к-рого начинается с учений мыслителей сунской эпохи и завершается филос. системой Ван Ян-мина. Однако история Н. не может быть ограничена указанными хронологич. рамками. В кит. источниках и лит-ре термину " Н." соответствует множество определений: синлисюэ (иногда лисюэ) – учение о природе вещей (син) и естественном законе (ли); даосюэ – учение о дао – осн. принципе филос. систем Н.; сунсюэ – сунское учение, или филос. школа эпохи Сун и т.д. Н. сформировалось в Китае в борьбе с буддизмом (особенно секты чань, япон. дзэн) и даосизмом и одновременно находилось под влиянием их идей. Так, один из основоположников Н. Чжоу Дунь-и при объяснении идеи о " великом пределе" (тайцзи) как первоисточнике и первосостоянии всего материального бытия обращается к даоскому понятию " беспредельного" (уцзи). В трактовке осн. термина Н. " ли" (закон) явно чувствуется воздействие буддийских концепций. Н. оказало глубокое влияние на развитие кит. философии и имело широкое распространение в Корее и Японии. Ранние предшественники Н. в 9 в. Хань Юй и его ученик Ли Ао выдвинули положение о необходимости обновления и развития конфуцианских принципов для противодействия влиянию даоских и буддийских концепций. В результате глубоких социально-экономич. сдвигов в период 10–13 вв. происходит расцвет филос. мысли Китая и в первую очередь Н., к-рое не ограничивалось разработкой этико-политич. представлений, составлявших гл. содержание раннего конфуцианства. Значительно шире и богаче в нем представлены вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Представители Н. считали, что после Конфуция и Мэн-цзы прекратилось всякое творч. развитие конфуцианства, что привело к его превращению в догму и схоластику. Н. подвергло критич. пересмотру толкование осн. свода конфуцианской канонич. лит-ры – " Пятикнижие" и, что более важно, составило новый канон – " Четверокнижие" (" Сы шу"), дав ему интерпретацию в понятиях Н. Центр. проблемой являлось соотношение идеального начала ли (япон. ри – закон, принцип) и материального начала ци (япон. ки – первоматерия). Важное место в концепциях Н. занимали понятия дао, тайцзи – " великий предел" (япон. тайкёку, кор. тхэгык), чэнь – истина, синь – сердце, разум, сознание, душа. Ранние представители Н., в частности Чжоу Дунь-и и особенно Чжан Цзай, развивший учение о первоматерии – ци, подходили к нек-рым проблемам с позиций материализма. Ярко выраженное идеалистич. направление представлено в учении братьев Чэн (Чэн Хао и Чэн И).

вопр 2

кальвини́ зм

направление протестантизма, основанное Ж. Кальвином. Из Женевы распространился во Франции (гугеноты), Нидерландах, Шотландии и Англии (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Билет 16 вопр 1

В целом монархомахи представляли реакционно-феодальное направление. Однако некоторые произведения тираноборческой литературы по содержанию и историческим судьбам выходили за пределы защиты узкосословных интересов аристократической знати. К числу таких произведений относится трактат " Рассуждение о добровольном рабстве", написанный около 1548 г. и изданный гугенотами вскоре после Варфоломеевской ночи. Автор трактата Этъен де Ла Боэси (1530—1563) в ярких красках описывал постыдное и бедственное положение народа и страны под игом тирании, которая противоречит природе, свободе и равенству людей. Тирания возникает различными способами (договор, сила, наследование) и держится привычкой народа к рабству. Это рабство добровольное, поскольку впавший в привычное заблуждение народ содержит тирана, терпит его прихоти и злодеяния.
В начале трактата резкая критика тирании сочетается с наивными рассуждениями, что опорой тирана является лишь несознательность подданных: если бы все сразу просветились, власти тирана, конечно, тут же пришел бы конец.
Иная концепция излагается во второй половине трактата. Тиран, утверждает Ла Боэси, опирается на нескольких пользующихся его милостями приближенных, каждый из которых, в свою очередь, имеет своих приближенных, и так далее. В результате " сотни тысяч, миллионы связаны этой цепью с тираном... ради этого создаются новые должности и новые ведомства, которые все учреждаются на деле не ради реформы правосудия, а для того, чтобы служить новой опорой тирании". Описывая, по сути дела, становление административно-военного аппарата абсолютной монархии, Ла Боэси рассуждает уже не о " добровольном рабстве", а о порабощении " одних подданных с помощью других".

Сила тирана в том, что он, создавая себе приближенных и сторонников, раскалывает народ: " В конечном счете оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же, сколько и тех, которым дорога свобода".
Государство, считал Ла Боэси, — это объединение тиранов, из которых высшие опираются на низших и в то же время при случае грабят их.
Суть тирании, ее " секрет и основу" Ла Боэси видел, таким образом, в организованной иерархии связанных общей выгодой с тираном и между собой прислужников тирании, каждый из которых стремится " обеспечить себе долю в добыче и быть самым маленьким тиранчиком при большом тиране".
Резкое осуждение тирании с позиций естественного равенства и свободы людей, критика ряда реальных качеств абсолютной монархии (фаворитизм, рост бюрократической иерархии, отсутствие законности, гарантий прав личности, посягательство деспотического государства на имущество состоятельных лиц и др.) обусловили долговременную жизнь трактата; трактат переиздавался неоднократно, в том числе два года подряд (1789 и 1790) в начале Французской революции.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.