Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные свойства, влияющие на просоциальное поведение.




2. Особенности личности (качества и свойства) – предопре- деляют модель действий человека независимо от ситуаций и обстоя- тельств и являются относительно стабильными и устойчивыми в тече- ние определенного периода времени. Проблематика индивидуально-психологических качеств лично- сти, способствующих просоциальному поведению в житейских ситуа- циях, в обычной жизни достаточно хорошо проработана в науке. Од- нако в настоящее время не найдено достоверных доказательств того, что люди с высокими оценками по личностному тесту на альтруизм более склонны помогать другим, чем те, чьи оценки ниже (Piliavin & Charng, 1990; Magoo & Khanna, 1991). Таким образом, не только лич- ностные особенности определяют просоциальное поведение. Необхо- 13 димо учитывать и ситуационные влияния (давление ситуации) (Carlo, Eisenberg, Troyer, Switzer, & Speer). В том числе в рамках представленной модели к особенностям (качествам и свойствам) личности относятся: личностные особенности человека, моральные качества и свойства личности, включающие в себя цинизм, отчужденность, эмоциональную холодность, пренебре- жение конвенциональной моралью, допускающее использование дру- гих в собственных целях. 3. Альтруизм. Помимо мотивов просоциального поведения, пси- хологов также интересует природа альтруистических свойств личности – аспектов психологического склада человека, являющихся причиной помощи другим в широком спектре ситуаций (Eisenberg et al., 1999; Oliner & Oliner, 1988; Penner, Fritzsche, Craiger, & Freifeld, 1995). К аль- труистическим свойствам личности относят такие, как самоотвержен- ность, доброта, милосердие, чувствительность, эмпатичность и др. В том числе под альтруизмом подразумевают еще более ограни- ченный тип просоциального поведения – теорию «чистого (или под- линного) альтруизма». Чистый альтруизм характеризует поведение, направленное на то, чтобы принести пользу другому человеку (груп- пе), и такие действия совершаются исключительно ради благосостоя- ния другого. Существует точка зрения о том, что вознаграждение за помощь может быть, но сам поступок остается чисто альтруистиче- ским и вознаграждения не обусловливают помощь. В настоящее время вопрос существования чисто альтруистического акта, лишенного ка- кого-либо эгоистического интереса, является дискуссионным. Итак, помогающее (альтруистическое) поведение человека представляет собой некий континуум вариантов активности, мотивы которой оказываются трудно различимыми по своим внешним пове- денческим проявлениям, но имеющими разное психологическое со- держание. Следует отметить, что Я. Рейковский считает альтруистическое поведение наиболее интересным, противоречивым и парадоксальным феноменом, который определяется как «любовь и забота о других», «стремление к благополучию других при отсутствии выгоды для се- бя», «склонность безвозмездно жертвовать собой ради группы», «же- лание помочь другому, даже если это повлечет за собой какие-то из- держки для помогающего» [29]. В сферу собственно альтруистических проявлений, по мнению Е.Е. Насиновской, не включаются акты помощи, осуществляемые на уровне регуляции социально-нормативного просоциального типа, так называемые шаблонно-стереотипные проявления помощи (культур- ные привычки, правила этикета), составляющие как бы операцио- нальный состав просоциального стиля поведения [20]. 14 4. Эмпатия. Под эмпатией понимается постижение эмоцио- нального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека; способность индивида к параллельному пережива- нию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним; понимание другого человека путем эмоционального вчувствова- ния в его переживания (С.Ю. Головин, М. Кордуэлл, Д. Бэтсон и др.). Таким образом, эмпатия – это, прежде всего, способность индивида поставить себя на место другого человека, увидеть и почувствовать происходящие события «его глазами», то есть это со-переживание, со- чувствие. Эмпатия – это социально-психологическое свойство личности, представляющее совокупность социально-психологических способно- стей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей вхо- дят: способность эмоционально реагировать на переживания другого; способность распознавать эмоциональные состояния другого и мыс- ленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого; способ- ность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека. Сочувствие и сострадание – это те качества, которые возникают у любого человека на протяжении всей жизни. Сочувствие основыва- ется на спокойном и внимательном отношении к собеседнику и на полном взаимопонимании. Сочувствие и сострадание – две разные вещи, хоть часто используются как синонимы. Например, врач по от- ношению к пациенту оказывает сочувствие для оказания помощи больному, а сострадать ему вовсе необязательно, так как это может способствовать эмоциональному напряжению лечащего доктора. Синонимами сострадания являются гуманность, жалость, мило- сердие, сердоболие, сердобольность, соболезнование, сожаление, со- чувствие, участие. Чтобы сочувствовать, следует собеседника не только выслу- шать, но также понять и воспринять его эмоции. Искренне сочувст- вующий человек испытывает такие же негативные чувства на себе. Сочувствие сближает людей и помогает «исцелиться больному». Чем больше мы сочувствуем, тем лучше можем понять отношение людей к нам и изменить отношение других людей к окружающим. Сочувствие в отличие от эмпатии есть совместное чувство, на- строенность на «волну» другого человека. Проявлять сочувствие – это значит понять, что человек говорит, как он говорит и что делает. Со- чувствовать и проявить сострадание человеку можно только опреде- лив его эмоциональное состояние и то, что человек чувствует. 15 5. Социальные нормы. Норма социальной ответственности. Эта норма требует просоциального поведения во всех случаях, когда нуждающийся в помощи находится в зависимости от человека, кото- рый может оказать помощь. Ответственность, основанная на зависи- мости другого человека, может видоизменяться под влиянием различ- ных факторов, особенно под влиянием каузальной атрибуции возник- новения потребности в просоциальном поведении. Чем больше нуж- дающийся в помощи человек оказывается виновником своего положе- ния, тем меньше окружающие чувствуют себя ответственными за ока- зание ему помощи. В случаях, когда зависимость нуждающегося в помощи человека достигает высокой степени, что начинает ограничи- вать свободу действий помогающего, может наблюдаться своеобраз- ная «реактивность». В связи с этим оказание помощи становится об- ременительным, и человек, оказывающий помощь, стремится не ока- зывать ее и уменьшает собственную готовность к просоциальному по- ведению. Подчеркивать норму ответственности и тем самым усили- вать готовность к просоциальным поступкам может влияние образца. Оно, в свою очередь, бывает более сильным в случае, когда помогаю- щий непосредственно видит само действие помощи, а не слушает нра- воучительный рассказ. Нормы социальной ответственности предписывают, что следует помогать людям, которые зависят от этой помощи. Л. Берковитц предположил, что просоциальное поведение зависит от чувства ответ- ственности за социальную ситуацию. Осознание зависимости выявля- ет норму социальной ответственности, которая, в свою очередь, моти- вирует просоциальное поведение. Но просоциальные поступки тре- буют жертв, которых можно избежать, переложив ответственность на других. Присутствие других дает возможность для размывания ответ- ственности. Дэвид Майерс указывает на то, что «когда люди нуждаются в нашей помощи, мы, если не обвиняем их самих в возникших трудно- стях, руководствуемся нормой социальной ответственности» [15]. Норма социальной взаимности. Это ожидание людей, что их помощь другим людям увеличит вероятность того, что они будут по- могать в будущем. Данная норма представляется универсальным принципом социального взаимодействия и происходящего в обществе обмена материальными благами и вредом. Воздаяние как за добро, так и за зло («ты мне – я тебе», «помоги тем, кто помогает тебе»), направ- ленное на восстановление равновесия между индивидами и группами (на то, чтобы «расквитаться»), представляет собой распространенный и основополагающий принцип, воспринимаемый как справедливость и «компенсирующее правосудие». Следование этому принципу явля- 16 ется, по Л. Колбергу, сравнительно поздней стадией развития мораль- ного суждения. Если инициативу в осуществлении нормы социальной ответственности должен на себя взять субъект (помогающий), то нор- ма взаимности ориентируется на реакцию в связи с полученной по- мощью, и на благодеяние человек отвечает признательностью. Однако если помощь оказывается, по сути, с расчетом на взаимность, то есть с расчетом на будущую компенсацию, то она теряет свой альтруистиче- ский характер, но в рамках социобиологического подхода не исклю- чает «взаимный альтруизм». Исследования Р. Гаринсона и Л. Берковитца показывают, что признательность оказывается особенно выраженной, если человек приходит на помощь не вследствие предписания, а по доброй воле [24]. Также помощь может оказываться с расчетом на взаимность и может преследовать при этом свои цели. Во-первых, помогающий может хотеть получить компенсацию за оказанную помощь, во- вторых, он может хотеть обязать получившего помощь человека по- могать ему в будущем. Обязательства выполнения нормы взаимности получившим помощь человеком зависят, главным образом, от его оценки намерений помогающего и самой оказанной помощи, то есть от мотивации оказания помощи. Помощь, не рассчитанная на взаимность, может вызвать слабую благодарность или даже враждебность. Это происходит, когда полу- чивший помощь чувствует себя чрезмерно обязанным и не имеет воз- можности отблагодарить за нее, что указывает на «реактивность» ог- раничения свободы действий. Справедливое отношение, которое люди надеются получить, равно тому, что они сами делают: затраты ради других должны быть равны затратам ради них самих. Справедливость лежит в основе нор- мы взаимности – это социальное взаимодействие. Э. Голберг отмеча- ет, что это предпосылка для организации общества. Норма взаимности предусматривает, что люди должны помогать тем, кто помогал им, и люди не должны вредить тем, кто помогал им. Более широко социаль- ные психологи рассмотрели норму взаимности как воплощение наде- жды, что людям воздается за хорошее – хорошим и за зло – злом. Та- ким образом, в дополнение к этой положительной форме норма вза- имности имеет отрицательный компонент, руководящий возмездием. Хотя люди отличаются по их чувствам относительно возмездия, отри- цательная взаимность воплощена в древнем кодексе «око за око, зуб за зуб». Социальные психологические формулировки относительно нормы взаимности были определены строго под влиянием социальной теории обмена. Норма взаимности лежит в основе некоторых прояв- лений просоциального поведения. 17 C.Д. Бэтсон и его коллеги указывали на то, что люди предлага- ют больше помощи тем, с кем они находятся под угрозой, потому что они знают, что они также могут скоро нуждаться в их помощи. Следо- вательно, они продолжают помогать другим, потому что они хотят га- рантий, что другой человек взаимно поможет им, так как он нуждает- ся в помощи в будущем. Помощь может быть оказана с тем, чтобы благодарность как погашение долга получившего помощь человека была возможна лишь в определенной степени. Норма социальной справедливости. Данная норма действует под лозунгом «Помоги тем, кто заслуживает помощи». Дж.К. Хоманс и Дж.С. Адемс выдвинули теорию справедливости (иногда также назы- ваемую дистрибутивным правосудием), ставшую основой нормы справедливости и основанную на том, что члены группы будут удов- летворены распределением награды, которая пропорциональна уча- стию каждого члена группы. Люди определяют это как «справедли- вость», когда каждый человек получает вознаграждение в том объеме, в котором было принято участие в совместной деятельности, и счита- ется, что человек, который вкладывает больше, заслуживает больше- го, и человек, который вкладывает меньше, заслуживает меньшего. Экспериментальное доказательство показывает, что те, кто получает меньше, чем заслуживает, часто испытывают гнев, те, кто получает больше, – вину. Далее теория справедливости предлагает, чтобы люди в несправедливых отношениях стремились устранять бедствие, вос- станавливая справедливость [28]. Люди чаще всего следуют нормативным представлениям о цене, которую платят, и награде, которой заслуживают. Кроме того, людям свойственно верить в справедливое устройство мира, что значит: каж- дый получает то, чего заслуживает. В результате нормами справедли- вости проверяются польза и вред блага как у себя, так и у других. Связь между справедливой оплатой, переплатой и альтруизмом по отношению к обездоленным стала темой эксперимента Д. Милле- ра, который интересен тем, что проливает новый свет на проблему просоциальной направленности. Результат его эксперимента привел к выводу о суммировании двухуровневой модели эгоизма–альтруизма. Человек исходит из того, что, по его мнению, полагается ему по спра- ведливости. Кроме того, человек испытывает сочувствие и поступает просоциально (исходя из справедливого, по его мнению, отношения к людям), если судьба других кажется незаслуженно плохой. Существу- ет мнение, что человек, который считает, что он достиг всего и заслу- живает того, чего достиг, очень чувствителен к несправедливости в отношении других [30]. 18 К. Грудер, Д. Ромер и Б. Крот сформулировали норму справед- ливости, которая предполагает, что в первую очередь человек должен сам о себе позаботиться. Если сам человек ведет себя безответствен- но, альтруистический отклик ослабляется [28]. Хотя в целом сочувствие и просоциальное поведение сильнее по отношению к «своим», это ограничение снимается, если сочувст- вие основано на принципах справедливости, особенно на принципе нужды (Л. Монтада и А. Шнейдер). Таким образом, эти нормы встречаются во всех человеческих обществах. Они создают культурную основу для просоциального по- ведения. В процессе социализации индивиды усваивают эти нормы и постепенно начинают вести себя в соответствии с принципами просо- циального поведения. По мнению М.И. Бобневой, формирование про- социального поведения в значительной степени зависит от уровня ус- воения социальных (общественных) норм, что связано с нормативной регуляцией (управлением поведением).


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.