Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивы просоциального поведения






Причины просоциального поведения: обычно выделяют эгоистические и бескорыстные (альтруистические) мотивы поведения.
Бескорыстная мотивация (сопереживание) при- водиткпомощи. Г. Бэйтсони его коллеги предложили гипотезу сопереживания - альтруизма, согласно которой какая-то часть просоциального поведения мотивируется совершенно бескорыстным желанием помочь человеку, нуждающемуся в помощи. Эгоистическая мотивация:
оказание помощидля того, чтобы почувствовать себя лучше. Люди иногда действуют просоциально просто для того, чтобы почувствовать себя лучше (модель облегчения негативного состояния). Про- социальное поведение мотивируется желанием улучшить собственное эмоциональное состояние;
помогать, потомучто результативное действие приятно.Согласно исследованиям М. Смита {гипотеза эмпатическогоудовольствия) сопереживание приводит к оказанию помощи, потому что помогающий человек предвидит приятные чувства после достижения конкретного результата;
оказание помощи похожим на нас людям с целью сохранения общихгенов. Модель генетическогоде-терминизма основана на теории человеческого поведения. Дж. Филипп Раштон и другие психологи-эволюционисты делали акцент на том, что мы неосознанно реагируем на генетическое влияние.
ты.

 

< < Предыдушая

Следующая > >

Мельникова Н.А.. Шпаргалка по социальной психологии: Ответы на экза-менационные билеты. — М.: Аллель-2000, 2005. — 64 с. — (Полный зачет)., 2005 - перейти к содержанию учебника

15. ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

 

Просоциальное поведение—действия, которые приносят пользу другим людям, но не имеют очевидной пользы для людей, их совершающих.Это явление привлекло особое внимание социальных психологов в 1960-х-гг. Событие, давшее ход исследованиям, произошло в 1964 г. в Нью-Йорке, когда было совершено нападение на девушку, возвращавшуюся с работы. Позднее выяснилось, что за этим наблюдали люди, но никто не пришел на помощь и не позвонил в полицию. Развернулась дискуссия о том, почему никто не оказал помощь. Латанэ и П. Дарли обрисовали пять ступеней выбора, которые должны пройти наблюдатели (часто бессознательно), чтобы решиться оказать помощь. На каждой стадии наиболее простым выбором является путь наименьшего сопротивления - не делать ничего и не оказывать помощи.

Шаг1. Наблюдатель должен осознать чрезвычайность ситуации. Чтобы сделать первый шаг к оказанию помощи, мы должны перевести свое внимание с собственных дел на происшествие.

Шаг 2. Правильная интерпретация ситуации как чрезвычайного происшествия.

ШагЗ. Ответственностьзадействия. Наблюдатель может взять или не взять на себя ответственность за предполагаемые действия. Никто, кроме него, не может взять на себя ответственность. Распределе-ние (диффузия) ответственности является одним из объяснений того, почему сторонние наблюдатели иногда никак не реагируют.

Шаг4. Знать, чтоделать. Наблюдатель должен понять, знает ли он, как оказать помощь.

Шаг 5. Принятие окончательного решения об оказании помощи.

Даже пройдя через все четыре предыдущих этапа ^вь|бора, ответив < дэ» в каждом из них, наблюдатель

может так и не решиться оказать помощь: ему может помешать страх негативных последствий. Если у человека нет особой мотивации, оказание помощи может и не произойти, потому что ее потенциальная цена кажется слишком высокой.

Причины просоциального поведения: обычно выделяют эгоистические и бескорыстные (альтруистические) мотивы поведения.

Бескорыстная мотивация (сопереживание) при- водиткпомощи. Г. Бэйтсони его коллеги предложили гипотезу сопереживания - альтруизма, согласно которой какая-то часть просоциального поведения мотивируется совершенно бескорыстным желанием помочь человеку, нуждающемуся в помощи. Эгоистическая мотивация:

оказание помощидля того, чтобы почувствовать себя лучше. Люди иногда действуют просоциально просто для того, чтобы почувствовать себя лучше (модель облегчения негативного состояния). Про- социальное поведение мотивируется желанием улучшить собственное эмоциональное состояние;

помогать, потомучто результативное действие приятно.Согласно исследованиям М. Смита {гипотеза эмпатическогоудовольствия) сопереживание приводит к оказанию помощи, потому что помогающий человек предвидит приятные чувства после достижения конкретного результата;

оказание помощи похожим на нас людям с целью сохранения общихгенов. Модель генетическогоде-терминизма основана на теории человеческого поведения. Дж. Филипп Раштон и другие психологи-эволюционисты делали акцент на том, что мы неосознанно реагируем на генетическое влияние.

В таких случаях создаются уникальные персонификации. Если во вторичных отношениях о человеке становится известно только то, что существенно для выполнения определенного действия, то в первич- 'ных отношениях каждый знаком со взглядами и реакциями другого во многих различных ситуациях.

При сходных обстоятельствах различия в проведении обычно обусловлены различиями в определении ситуаций. По мере того как люди ближе узнают друг друга, они в состоянии говорить более искренне и благодаря этому лучше понимают «картину мира» каждого. Каждый человек реагирует несколько иначе, чем другой, однако его особенности становятся более понятными, когда выясняется его определение ситуации. Чем полнее один человек понимает своеобразие другого индивида, тем легче ему себя с ним идентифицировать.

При вторичных контактах взаимоотношения людей часто основываются на взаимной полезности. Если люди постоянно общаются и добросовестно исполняют конвенциальные роли, это не обязательно ведет к сокращению социальной дистанции.

Многие социологи вслед за Ч. Кули подчеркивали важность контактов лицом к лицу. Такие контакты способствуют сокращению социальной дистанции, так как облегчают «чтение» выразительных движений. Символические коммуникации создаются намеренно и контролируются сознанием; они предназначены для того, чтобы произвести определенное впечатление. Но экспрессивные движения не поддаются контролю.

мости от факторов культуры и эпохи. Половая социализация имеет существенные различия в индустриальном обществе, земледельческом общесве и номадических культурах (культурах кочевников и собирателей).

Половые различия между мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов поведения, обозначаютсякактендерныеразличия, или тен-дерные социальные роли. Динамика процессов поло- ролевой идентификации в противоречивых условиях современной социализации способствует появлению негативных социально-психологических явлений. Нарушения полоролевой идентификации возникают чаще всего при неправильном воспитании, например когда родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, которую они воспитали, как мальчика, и наоборот. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, ^ представляющий эталон только мужского или только женского поведения. Возникает путаница ролей, приводящая к нарушению нормальных отношений с представителями другого пола. Иногда на процессы по- лоролевой идентификации может негативно повлиять мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения и характерных социальных проявлениях мужчин и женщин.

Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов: социальную оценку желаемого поведения, подражание, конформизм и др. *

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.