Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. 3. Образы европейской классики.






Шекспир – «Гамлет», «Отелло», «Король Лир»; Бомарше – «Женитьба Фигаро»; Мольер – «Тартюф»; Шиллер – «Коварство и любовь»; Гольдони – «Слуга двух господ» и др. Изменение сценографии, режиссёрского решения ведёт к изменению гримов-образов. Классическая, традиционная постановка требует точного выполнения образа в костюме, гриме, парике, причёске. Современное (авангардное) решение образов Шекспира, Шиллера, когда актёры могут быть в джинсах, современной одежде и, следовательно, не в гриме, а в макияже, который будет только корректировать недостатки лица. Студентам необходимо знать классические гримы европейской и русской театральной школы.

Характерный грим. Р.Д.Раугул. Грим. - М.: Искусство, 1947. С.91-98.

Характерный грим для создаваемого сценического образа актёр сможет найти только тогда, когда установит биографию персонажа, - поймёт и выделит те факторы, которые сформировали данную личность. Такими факторами, определяющими в дальнейшем характерный грим, являются: - возраст, климат, расовые особенности, социальные влияния условия труда (социальное положение), состояние здоровья (отпечаток болезни), характерное мимическое выражение лица (сангвиник, холерик, меланхолик), влияние условий исторически обусловленной среды, капризы моды (причёска, косметика) и т.д. 1. Характерное мимическое выражение лица Лицо человека часто имеет устойчивое характерное выражение: злое, грустное, добродушно-весёлое и т.д. Такое постоянное или преобладающее характерное мимическое выражение лица человека может явиться основой для создания грима, т.е устанавливается зависимость между характером человека и выражением его лица: - злодей имеет мрачное выражение, - комик – растянутый в улыбке рот и т.д. В некоторых случаях фиксирование мимического выражения в гриме является необходимейшим элементом, без которого невозможно исполнение роли: например, «Человек, который смеётся» - уродливая маска смеха у Гуинплена. Для практического усвоения принципов фиксирования мимических выражений лица в гриме необходимо выполнить следующие простейшие задания: 1) молодое злое лицо (холерик), 2) молодое печальное лицо (меланхолик), 3) молодое весёлое лицо (сангвиник). В основе этих гримов – это анализ мимических выражений лица актёра. Подчёркивать форму и изменение лица следует посредством светотени передать рельефность форм, подбирая такие цвета красок (цветовую гамму), которые будут наиболее приемлемыми для передачи определённого характера. - Например, для печального лица более подойдут тусклые, бледные тона. - Весёлое лицо – более яркие, румяные цвета. - Для злого лица рисунок грима более резкий, цветовая гамма грима контрастная. После упражнений на молодом лице необходимо выполнить эти мимические фиксации в гриме старого лица (злой старик, добродушный старик и т.д.). В работе над этими композиционными заданиями необходимо найти органические изменения основных схем грима (молодое, старое, худое и полное лицо). Необходимо обратить внимание, что в гриме старика мимическое выражение гнева ещё сильнее подчёркивает рисунок этого грима и совпадает с ними, тогда как при улыбке такого совпадения нет, мимическое выражение радости всегда округляет, смягчает черты грима старика. Обратное будет при гриме полного лица. Следовательно, передавая характерные мимические выражения, необходимо найти новые варианты и изменения основных схем.

Болезнь и её влияние на покровы кожи. Р.Д.Раугул. Грим. - М.: Искусство, 1947. С.91-98. Различные болезни имеют симптоматические признаки, с которыми в некоторых случаях приходится считаться и в гриме. Внешне болезнь чаще всего характеризуется чрезмерной бледностью кожи, исхуданием, осунувшимися чертами лица, в других случаях – чрезмерным покраснением кожи, лихорадочным румянцем и т.п. Так, например, ярко выраженную окраску принимает кожа при болезнях печени, особенно при желтухе (гепатите). Болезни почек имеет ярко выраженный симптом – отёк, появляющийся прежде всего на лице, особенно на веках, который придаёт лицу бледный и одутловатый вид. При цынге кожа приобретает землистый цвет. Малокровие, отравление, туберкулёз вызывают характерную бледность кожи и т.п. Особенно резкие изменения организма происходят при нарушениях функций желёз внутренней секреции. Так, уменьшение функции щитовидной железы вызывает критинизм. Лицо имеет отечный, бледный, тупой вид, характерный своим безжизненным выражением. Брови и ресницы выпадают. При увеличении функции возникает базедова болезнь, характеризующаяся появлением зоба и выпячиванием глазных яблок. При повышении функции надпочечника (Аддисонова болезнь) кожа, особенно на лице и руках, приобретает тёмный бронзовый оттенок, напоминающий кожу мулатов. Проявления болезней очень многообразны. Актёр должен в гриме правильно отразить те или особенности, если они существенны для определённого образа.

Характерный грим. Н.М.Новлянский. Искусство грима. – М.: Теакинопечать, 1930. Всякое лицо с резко выраженными особенностями, отражающими характер этого человека, называется «характерным лицом». Область характерности в гриме чрезвычайно обширна. Характерным гримом будет всякий грим, за исключением грима лица, когда актёр только подчёркивает, подгримировывает своё лицо для сцены, не стараясь показать в гриме каких-либо не свойственных ему черт и особенностей (корректирующая функция грима). Таким образом характерный грим – это каждый грим, при помощи которого придаются несвойственные данному лицу (актёра), но необходимые для создаваемого типа выражения или черты изображаемого образа (будь то молодой или старый, комический или драматический типы). Если в гриме молодого лица существуют определённые правила или трафареты, то в характерных гримах это исключается. Здесь на первом месте должна быть богата развитая мимика, наблюдательность, фантазия и изобретательность актёра, гримёра, а также умелый подбор парика и растительности (постижа). Артист Шиловский-Лошивский по поводу характерного грима пишет: «Чрезвычайно трудно найти ту почти неуловимую границу, которая отделяет область мимики лица от области грима или, точнее сказать, составить себе ясное представление о том, что именно из задуманного типа (образа) актёр должен воспроизвести на своём лице с помощью гримировальных приёмов и что может быть достигнуто только мимикой – игрой лица и фигуры». Цельность впечатления в характерных образах зависит не только от грима, но от всей мимики лица и всей фигуры актёра и даже и от его специфических движений. Например, вздёрнутые плечи, прямая походка характерна для военного. Щепетильная аккуратность и осторожность в движениях присуща аптекарю и часовщику, привыкших общаться с хрупкими и мелкими предметами. Походка и движения моряка будут отличаться от походки человека, проведшего всю жизнь на суше, и т.д. Монтегоцца в своей книге «Физиогномика и выражение чувств» говорит: «Мимолётное волнение выражается беглой мимикой, не оставляющего никакого следа. Но если оно постоянно повторяется, то на лице остаются неизгладимые следы, которые могут открыть нам страничку истории данного человека». Эти неизгладимые черты составляют неотъемлемую принадлежность характерного грима. Общий тон в характерном гриме Если в молодом гриме общий тон необходим для придания лицу свежести и здоровья, то в изображении характерных гримов приходится отступать от этого правила, т.к. нередко землистый, нездоровый цвет кожи является отличительной чертой определённого грима-образа. Таким образом, общим тоном лица в характерном гриме может служить либо естественный тон лица актёра, либо резко изменённый (затемнённый, высветленный окрашенный). Принципы характерного грима для женского лица те же что и для мужского. Разница лишь в том, что мужчина всегда может наполовину облегчить создание характерного типа наклейками усов, бороды и пр. Женщине-же приходится характерность подчеркнуть помимо грима причёской, фигурой, мимикой, жестами. В гриме характерного молодого женского лица общий тон имеет доминирующую роль в создании каждого характерного грима-образа. 1) Полнокровие, возбуждение, пышущее здоровье, болезненное повышение температуры – передаются общим тоном с красновато-малиновым оттенком. 2) Малокровие, бледность, худоба, болезнь, измождение, нервность – отражаются общим тоном – светлым или с минимальной примесью желтоватой или коричневатой краски, что придаёт лицу желтоватый нездоровый, землистый оттенок. Иногда в создании таких типов общий тон не наносится (особенно, если лицо актёра лишёно натурального румянца); в противном случае румянец надо закрасить под общий тон. 3) Существует средний тип обыкновенного, ничем не отличающегося женского лица, которое не может быть приближено к первой или второй категории. При таком типе общий тон делается чуть темнее, что создаёт впечатление почти старого лица. В характерных гримах следует подчёркивать и возраст, т.к. не все характерные гримы относятся к старым. Каждая морщинка, каждое пятно, линия, положенные на лицо, имеют значение для грима, т.к. они помогают артисту фиксировать найденную характерность. Линии не загримированного лица на большом расстоянии не доходят до зрителя. Отсутствие красок делает лицо невыразительным и при освещении – неприятно-землистого оттенка, придающего лицу нездоровый, грязноватый вид. Характерным в гриме будет всё, что не свойственно молодому обыкновенному гриму, например, даже только седой парик придаёт молодому лицу характерность. Точно так же усики на красивом молодом женском лице или сдвинутые внутренние концы бровей у переносицы придадут лицу характерность. С другой стороны, надетый на старую женщину пышный парик с бантом и молодой румянец – и этому лицу придадут определённый характер. Характерный старый грим При выполнении грима старика прежде всего надо помнить основную характерную особенность «старости». У всякого старого человека мускулы становятся дряблыми, неупругими. Поэтому старость выражается главным образом в опущенных мышцах лица, поблёкшем взоре, трясущихся голове и конечностях и в сгорбленном корпусе тела. Руки слегка расставлены; пальцы растопырены, как бы в поиске поддержки. Ноги в коленях согнуты, при этом – тяжёлая волочащаяся поступь. Вот, так сказать, «нормальный» облик старого, дряхлого человека. В зависимости от типа и возраста данного роли даётся требуемая степень выражения старости. Характерным признаком каждого возраста служит, прежде всего, цвет лица (общий тон). При старом гриме лицо теряет свою белизну, свежесть, нежный румянец и приобретает тёмно-бурый колорит, цвет лица становится не только темнее, но и желтее, делается похожим на пергамент. Следует отметить, что лицо рабочего или крестьянина к старости - более яркого колорита, нежели лицо интеллигента, занимающегося умственным трудом. В старом гриме важно учесть также изменение черепа (пластики лица): в старости рельеф лица усиливается, череп заметен сильнее. Поэтому нужно показать черепные впадины (теневой, коричневой с тёмно-красной краской), высветляя соответствующие им выпуклости светлым тоном. Височные, глазные и скуловые впадины углубить, затемнить верхнюю губу, высветлить нижнюю, обведя её для большего объёма тёмной краской. Углы рта должны быть углублены и опущены книзу, подбородочная впадина – усилена. Под подбородком проводится линия, идущая к щекам вверх (подщёчная морщина). Высветляются надбровные дуги, скуловые выпуклости, мешки под глазами, нос и подбородок. Проводятся носогубные и щёчные морщины, которые в свою очередь высветляются с наружной стороны. Все морщины и впадины на старческом лице выдерживаются в одинаковых тонах. Полнокровные, здоровые лица надо выдерживать в тёмно-красных тонах с примесью коричневой краски. Больные, дряхлые лица грим нужно выдерживать в серо-синих или серо-коричневых тонах. Мешать морщины, т.е. делать одновременно подводку одних морщин тёмно-красным, а других серым тоном – нельзя. Почти все морщины в старческом гриме надо делать по складкам и морщинам своего лица (лица актёра). Неправильно положенные морщины будут казаться мёртвыми, а лицо – изборождены линиями, не живым. Прежде чем рисовать морщины, надо смешать тёмно-красную (бакан) с коричневым (для здорового лица) или серую с коричневым (для больного) и наметить линии на лице. Морщины осторожно растушевать пальцем так, чтобы линия не была одинакова на всём протяжении, а представляла собой в одном месте углубление (более глубокое место морщины). Для этого нужно усилить в этом месте нажим тёмной краской и светлым общим тоном поставить блик с наружной мясистой стороны, и тем придать морщине рельефность. Ушную раковину также покрывают светлым общим тоном, чтобы убрать румянец молодого уха. Внутреннюю часть глаза от брови до верхнего века покрывается тёмной (коричневой или коричневой с баканом) краской, сделав тёмный акцент у внутреннего угла глаза, что придаёт глазу впалость. На наружную часть глаза, от середины глаза до наружного угла, наносится светлая краска, что придаст глазу вид нависшего века. Затем светлым общим тоном высветляется наружная косточка глазной впадины и отчёркивается как морщина. От неё лучеобразно (горизонтально) рисуются мелкие морщины «гусиные лапки». Нижнее веко подводится коричневой или красно-коричневой краской. Получается вид слезящегося, воспалённого глаза. Наконец, делается мешок под глазом; под красной подводкой глаза ставят блик светлой краской, и от внутреннего угла глаза (у носа) проводят дугообразную морщину с более тёмным бликом посреди, у щёк, где она (морщина) переходит в щёчную морщину. Проводить мешок сплошь от одного конца глаза к другому не рекомендуется, т.к. навстречу этой морщине идёт подчёркнутая косточка внешней стороны глаза с гусиными лапками. Это придаёт мешку под глазом большой рельеф и натуральность. Чтобы показать худую, старую шею, нужно выделить светлым тоном горло и кадык, а также боковые шейные мускулы (грудино-ключично-сосцевидные или околоушные мышцы). Затем затемнить пространство между ними, от уха вниз до ключиц, темно красной (бакан) с коричневым краской и растушевать. Если нужно показать ключицы, то следует высветлить рёбра ключиц светлым тоном, затушёвывая низ ключиц темной краской и затемнить ярёмную ямку (между ключицами). Не забывать про грим рук. Они должны отражать как возраст, так и социальное положение, а также и образ жизни образа (интеллигент, аристократ или рабочий, крестьянин). У интеллигента выделить только костную структуру всей кисти руки, высветляя выступающие косточки, которые вокруг подчеркиваются коричневой краской. Также, если это глубокий возраст, затенить пальцы по бокам, чтобы создать старческую худобу пальцев. Старые руки аристократа всегда светлые с пергаментным оттенком. У рабочего или крестьянина руки более грубые, крупные, но тоже должны иметь хорошо обозначенную пластику, но только тёмные с красно-коричневым общим цветом всей руки. Пудриться в старом гриме нужно обыкновенной пудрой соответствующей общему тону.

Старые гнилые зубы Чтобы показать выпавшие или гнилые зубы, надо вытереть ватой насухо зубы, намазать их клеем для усов и бород. Когда клей высохнет, покрыть зубы чёрной или коричневой или жёлтой краской. Опять покрыть грим клеем и дать ему просохнуть. Грим как бы запечатывается между слоями клея. Золотые зубы во рту закрашиваются просто клеем. При смешении со слюной золотой зуб станет матово белым. Если нужно сделать зубы золотыми, - приклеивают на зубы кусочек золотой фольги.

V.4. Возрастной грим. Метод «постепенного» старения. Использование сложных приемов, средств грима и постижа. (Из методического пособия Сорокиной Т.А.)

Ошибка, часто повторяемая не только студентами, но и актёрами, плохо владеющими приёмами грима - это изображение возраста с помощью только морщин. В результате решения грима таким способом, получается либо маска с резкими линиями на лице, или молодое лицо с нарисованными морщинами. Не изменяя пластики молодого лица, морщины не отображают возраст образа. Основное, что происходит с возрастом человека, – это «провисание» лица, которое видно в неровном контуре (овале) нижней части лица, в углублении глазничной впадины, появлении носогубной складки.

С возрастом происходит углубление всех впадин лица (см. «худое лицо»). Основное в схеме возрастного грима - затенение во внутреннем углу верхнего и нижнего века (у носа), углубление носогубных складок и складок на переносице, около рта. Широкое использование в схеме возрастного грима живописных приёмов (блики, теневые краски), фактурных, пластических, скульптурно-объёмных (гуммоз). При изображении пожилого возраста без общего тона рисунок грима получается «легким», актёру в таком гриме комфортно.

Для изображения неглубокого возраста (30-40 лет) на женском лице бывает достаточно сделать более ярким грим-макияж глаз, рта (с контуром губ) и взрослую, пышную, высокую причёску или сделать гладкую причёску с узлом на затылке. Мужчине (30-40 лет) волосы можно зачесать назад, пригладить или сделать пробор; часто используется постиж: усы, усы с бородкой.

При более глубоком возрасте рисунок грима «утяжеляется», где необходимо изображение морщин, которые отображают какое-то мимическое выражение лица (веселое, злое, печальное). Необходимо знать, что при изображении складок, морщин нельзя забывать о бликах, которые хорошо выявляют их объёмы и делает грим живописным, рисунок грима рельефным. При изучении возрастного грима студентам необходимо учиться показывать в этом гриме разные социальные группы: аристократов, интеллигентов, простолюдинов, т.к. в этих гримах будут разными акценты. В профессиональном гриме для изображения морщинистой сетки на коже лица, рук иногда используется разбавленный клей ПВА (латекс).

Просмотр фотографий артистов в ролях, играющих разные возрасты (Вера Марецкая в к/ф «Сельская учительница», Николай Черкасов в к/ф «Иван Грозный»), поможет найти правильное решение в гриме-образе, сопоставить старую и современную школу. Седая борода и усы придают облику артисту определённый возраст. Искусственная седина на висках и на волосах делается с помощью готовой «седины» или грима. Иногда используются парики с залысинами, лысиной, в работе с которыми необходимо знать приёмы маскировки края лысины парика и лба актера.

При изображении глубокой старости нельзя забывать о шее, руках. Руки гримируются или «фактурятся» (приёмы изображения разных фактур кожи человека), если это обветренные, тёмные руки рабочего, крестьянина, бомжа. Шея актёра закрывается воротником, шарфом, либо гримируется, выделяя анатомическим рисунком основные мышцы шеи (грудино-ключично-сосцевидную).

Отсутствие зубов, гнилые, жёлтые зубы изображаются косметическим карандашом или коричневым гримом на хорошо протёртых, проклеенных зубах. Затем на краску опять наносится клей, который должен просохнуть (рот актёра должен быть всё время открыт).

V.5. Возрастной грим + мимические выражения лица.

Это изображение ярких возрастных изменений, показывающих определённый характер, социум, этнические особенности. С возрастом мимические характеристики усиливаются. Например, изображение на молодом европейском лице старого весёлого китайца. Есть необходимость в этом гриме изобразить несколько мимических фиксаций, одновременно для усложнения образа и гримировальной практики; показать несколько схем, схему полного, худого, уродливого лица.

 

Литература по технологии грима

Анджан А., Волчанецкий Ю. Грим в кино. - М.: Искусство, 1949.

Бейган Ли. Грим для театра, кино и телевидения. - М.: Искусство, 1997.

Воскресенский А.К. Сценический грим. – СПб., 1910.

Нестурх М.Ф. Человеческие расы. - М.: Просвещение, 1965.

Раугул Р.Д. Грим. – СПб.: Искусство, 1947.

Сикорская С., Сикорская А. Имиджмейкерство в салоне красоты. – М.: РИПОЛ классик, 2005.

Сыромятникова Ирина. Искусство грима и макияжа. - М.: РИПОЛ классик, 2006.

Школьников С. А.: Грим. - Минск, 1976.

IV.11. Изображение основных мимических выражений лица: радость, злость, печаль, безразличие. (из методического пособия Сорокиной Т.А., педагога МГУКИ)

Изучение лица продолжается прорисовкой определённых мимических мышц для создания устойчивых эмоциональных состояний лица путём определения основных акцентов в гриме, композиционного построения, рисунка грима.

Основные мимические выражения лица

Весёлое лицо (сангвиник): округлые черты лица; полные, чувственные губы зафиксированные в улыбке (углы рта приподняты вверх); морщинки смеха вокруг глаз («гусиные лапки»), тёплый, персиково-красноватых нюансов общий тон, полнокровный румянец и схема полного лица – это основной рисунок грима весёлого лица. Гротескно-весёлое лицо – это классическая маска Рыжего в старом цирке.

Весёлое выражение может быть и на худом лице. Тогда в схеме грима нужно взять его основные элементы: яркий, улыбающийся рот, округлый рисунок брови и глаза. Это основные акценты в гриме весёлого лица. Причёска из кудрявых, светлых или рыжеватых волос хорошо дополняют образ весёлого человека (Иванушка-дурачок).

Злое лицо (холерик). «Подвижное» лицо холерика условно имеет две разновидности.

Первый вариант холерика (со знаком «минус») - это состояние, внутренне напряженного человека; может быть и внешне подвижный темперамент «фаната» (политического, религиозного и др.). Рисунок грима - «диагональный», т.е.восходящая ось брови, глаз, скул. Центр композиции - затенённая переносица («напряженная») с чёткими вертикальными морщинами («мышцы гордеца») и прорисованными острыми скулами. Нос может быть с горбинкой, промоделированным; ноздри резкого угловатого рисунка. Губы могут быть разными по полноте, но чаще это тонкие или прямые. По цветовому решению грима – это бледное лицо с холеричными (синюшно-красными) пятнами на щеках, нанесёнными хаотично. Основное в изображении злости, сильных страстей грим-образа - рисунок грима у актёра должен быть достаточно ярким, «жёстко» прорисованным. Тёмные прямые, или хаотично-торчащие или волнистые волосы помогут усилить образ злого героя драматического произведения. Это грим-образ Ивана Грозного (Н.Черкасов) в фильме С.Эйзенштейна «Иван Грозный», сказочный образ бабы Яги, «страшно красивой» Снежной королевы, «злой красоты» мачехи из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.

Второй вариант грима (со знаком «плюс») имеет характер «подвижного ребёнка». В рисунке грима брови приподняты вверх, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт. Человек с таким лицом всегда готов к активному восприятию жизни. Цветовая гамма – ближе к схеме полного лица, подростка. Это исторический облик А.Суворова, Петра Первого.

Печальное лицо (меланхолик; маска Пьеро или «маска жертвы») строится по центральной вертикали лица. Грим имеет вытянутую вверх композицию, в которой удлиняется нос, в верхней его части, с помощью нисходящей оси брови и приподнятого внутреннего угла брови. «Чёткая» моделировка носа и всей формы лица проводится по схеме худого лица, но без прорисовки скул, на котором необходимо изобразить тонкие бескровные губы, с опущенными вниз углами. В гриме преобладают бледно-холодноватые цветовые нюансы. Полное лицо с таким рисунком грима приобретает характер «брюзги».

Гротескное выражение схемы грима печального лица: это маска Белого в цирке и печальная маска Пьеро. Эта маска жертвенности» использовалась для изображения несчастных героинь (жертв) в немом кино (20-30-х гг. ХХ в.) Маску чёрной (гениальной), меланхолии (ипохондрии) «носили» поэты-романтики ХIХ века, а затем поэты-декаденты.

Темперамент флегматика или схема грима «безразличного» лица отражается в его бесформенности, отсутствии острых акцентов в гриме. В этой схеме изображается рыхлость (водянистость) лица: «мешки» под глазами, провисшие щёки и носогубные складки, весь рисунок грима блёклый: «тусклые» глаза и губы, отсутствие «живого» румянца. Эта схема грима схожа с приёмами грима полного лица, но только без румян и с провисшими вниз углами рта. Флегматика актёр должен показать своими профессиональными навыками, уметь «погасить» глаза, «остановить» мимику лица, сделать провисшей всю пластику лица и тела.

Изображение фиксированных мимических состояний – это первые шаги к сложному характерному гриму.

Характерный грим (Н.А. Львов. О гриме. М.: Советская Россия, 1969) Самая сложная и многообразная категория грима – характерный. Какие гримы принято называть характерными? К характерному гриму относятся: гримы с ярким преобладанием одной какой-либо черты характера, гримы расовые и национальные, исторические и портретные, гримы сказочные и фантастические, гримы патологические и др. К.С. Станиславский, когда его спрашивали, какие роли считать характерными, всегда отвечал, что все роли характерные, и в каждом гриме советовал прежде всего выявлять и подчёркивать наиболее яркие черты образа. Он говорил, что каждый грим должен быть заранее обдуман, обоснован и окончательно утверждён только после нескольких проб, а порой и длительных поисков. Но может помочь и случайность. Выполнение характерного грима требует особого внимания, тонкой наблюдательности, острого чутья и фантазии, умения увидеть в окружающих людях то, что может помочь в создании грима. Это относится к лицам интересным, своеобразным. Лица уродливые обычно сами удерживаются в памяти. Чуткость и наблюдательность помогут выявить ряд характерных черт, присущих людям различных социальных слоёв общества, возрастов, профессий, наций. На характер человека оказывают влияние: возраст, физическое состояние, профессия, условия труда и ряд других факторов. Характерные гримы помогают выявить доминирующие черты характера роли: злобу или зависть, скупость или жестокость, легкомыслие или глупость и т.д. Работая над созданием характерного грима, гримёр, актёр должны много внимания уделить изучению эпохи, ознакомиться с иконографическими материалами (портреты, фотографии, живопись и др.), чтобы по-настоящему глубоко раскрыть социальный облик и сущность исполняемого образа во всём его многообразии. В искусстве грима нет отвлечённого или стандартного трафарета грима, например, скупца, негодяя, плута, злодея или дурака и т.д. В каждом отдельном случае следует создавать грим определённого человека, живущего в определённую эпоху, в конкретной среде, с учётом его определённого возраста, профессии и т.д. Однако при этом подчёркивается ведущая черта характера. Подчёркивая гримом ведущую черту характера, нельзя забывать о том, что каждый человек обладает сложной психологией и в его характере встречаются самые разнообразные и порой противоречивые черты.

Работая над ролью, исходя из поведения персонажа, из его действий и поступков, актёр определяет, что же является главным в роли, какие черты характера преобладают. Например, в драме А.Н.Островского «Гроза»ведущими чертами характера таких ярких представителей «тёмного царства», как Дикой и Кабаниха становятся самодурство, деспотизм, жестокость. Помещик Плюшкин в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» воспринимается, как «прореха на человечестве, скупость начертала на всём его облике неизгладимый отпечаток. Это почти уродливый старик (хотя на самом деле он не такой уж старый) с уродливым лицом и такой же душой. В Подколесине, герое комедии Н.В.Гоголя «Женитьба», лень и нерешительность окончательно задушили остальные свойства его натуры. В Хлестакове («Ревизор», Н.В.Гоголь) главное – легкомыслие, пустота, безудержное бахвальство. Все эти отличительные черты перечисленных персонажей, сделавших их имена нарицательными, следует подчёркивать при гриме, используя все его технологические приёмы. Изображение скупости. Но если в роли бесспорно преобладает одна черта, например, скупость, то это не значит, что существует какая-то единая стандартная маска скупости или зависти и что всех скупцов надо гримировать одинаково. В литературе известны многие, чрезвычайно яркие образы скупых: гоголевский Плюшкин, Гарпагон Мольера («Скупой»), старый скряга чиновник Крутицкий из пьесы А.Н.Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», скупой рыцарь в одноимённой трагедии А.С.Пушкина. Гримы этих персонажей должны быть различными, т.к. кроме скупости у них есть ещё какая-то черта характера, которая должна проявиться в рисунке роли и в композиции грима. Старый барон («Скупой рыцарь», А.С.Пушкин), жестокий и беспощадный к людям, которые ему должны, испытывает не только огромное наслаждение от созерцания золота, но и чувствует силу и власть, которые ему даёт богатство: «Мне всё послушно, я же ничему. Я выше всех желаний, я спокоен, я знаю мощь мою: с меня довольно сего сознания…Я царствую!» - говорит он, наслаждаясь зрелищем своего золота. В гриме барона должны быть подчёркнуты алчность и жестокость, беспредельная гордость и презрение к людям. Иной облик отставного чиновника Крутицкого из пьесы А.Н.Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» - гаденького, мелкого труса, подлого взяточника, ростовщика и при этом жестокого тирана всех своих домашних. Если во внешнем облике скупого рыцаря может быть какая-то сила, надменность, гордость, то внешность Крутицкого – смесь подлости, трусости, мелочности и алчности. Хитрость. Черта характера хитрость может по-разному выявлена у различных людей (образов). Например, хитрость Яго («Отелло», В.Шекспир) не имеет ничего общего с добродушно-наивной хитрецой Елеси из пьесы А.Н.Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», схожим с образом Иванушки-дурачка из русских сказок (в детских спектаклях). В хитрости Яго есть что-то зловещее, жестокое, беспощадное. Его внешний облик: бледный, матовый цвет лица, узкие тонкие губы, пронзительный, острый глаз, изогнутые брови, близко сходящиеся на переносице, гладкие, зачёсанные назад волосы. Это один из возможных вариантов грима Яго, который будет зависеть и от внешних данных актёра и от трактовки роли. Образ Елеси: это вечно растрёпанные волосы, круглое, покрытое веснушками лицо, и широкие, немного оттопыренные губы, яркий румянец на добродушно-улыбающемся лице. Елесю часто играют наивным, бестолковым дурачком. Под его наивно-добродушной улыбкой скрывается хитреца и плутоватость, которые следует подчеркнуть и в гриме.

Следует помнить, что внешний облик человека не всегда соответствует внутренней его сути. Жестокость не всегда выражается в хмуром взгляде и сросшихся бровях. Злоба и жестокость иногда скрыты под улыбкой и внешним добродушием. Хитрость и коварство – под наружной доброжелательностью и непосредственностью. Состояние грусти или радости, гнева или горя выражаются у различных людей по-разному, но существуют всё же наиболее распространённые изменения в лице, которые происходят от того или иного состояния, настроения. Когда у человека настроение грустное, печальное, унылое, то внутренние концы бровей приподнимаются, а внешние опускаются, на лбу образуются морщины, углы рта опускаются, становятся заметными носогубные складки. Это схема грима печального лица (меланхолика). При улыбке на щеках появляются небольшие углубления («ямочки»), около глаз образуется сеть мелких морщин, уголки губ поднимаются вверх (сангвиник). В состоянии злобы, раздражения или гнева обычно сдвигаются брови, между ними образуется вертикальные складки, губы плотно сжимаются (холерик). В состоянии удивления, испуга брови приподнимаются и принимают полукруглую форму, глаза становятся широко открытыми, округлыми, неподвижными, рот полуоткрыт. Очень важно в характерных гримах связывать рисунок грима с мимикой лица актёра, с возможностью подвижности мимических мышц для изменения лица для образа. А.П.Ленский (актёр Малого театра, 19 век) писал: «Актёру мало подобрать хороший грим, ему надо уметь «носить» этот грим, надо так приноровить к нему свой тон и мимику, чтобы ни одна характерная подробность этого грима не пропадала для зрителя». Например, если в гриме сделать узкий глаз и одну бровь выше другой, а исполнитель будет всё время держать глаза широко раскрытыми, то получится явное расхождение между гримом и мимикой, и грима будет даже мешать рисунку роли.

Самое сложное в рисунке грима и роли когда приходится показывать не однородные свойства характера, а противоречивые его свойства. Здесь приходится отталкиваться от содержания пьесы, взаимоотношений действующих лиц. Особенно это относится к отрицательным образам, где не всегда можно соответствующим гримом сразу показывать зрителю отрицательные черты образа. Чёткое изображение определённых мимических выражений (в масках) было в период Древней Греции в трагедиях или в комедиях.

Патологические типы. Изображение в гриме на лице актёра различных заболеваний. В классической драматургии Егор Булычёв (А.М.Горький «Егор Булычёв и другие») болен неизлечимым заболеванием – раком. Не меняя основного характерного грима, постепенно перед каждым актом, усиливается худоба лица актёра, углубляется глаза, обостряется нос, коже придают желтоватый оттенок. У больных туберкулёзом (чахоткой) на лице бывает лихорадочный румянец при общей бледности лица. У людей, страдающих заболеванием почек, появляются отёки; печени – желтоватый оттенок кожи лица. У алкоголиков – красные, слезящиеся глаза, мешки под глазами, синевато-багровый нос. К этой категории грима относится грим очень истощённых, измождённых лиц, людей, перенесших тяжёлые лишения, пребывающих долгое время в заключении. Подобное состояние подчёркивается бледно-землистым общим тоном лица, большой худобой, где нужно выявить все выпуклости и впадины, тусклым потухшим взглядом. Интереснейшая и труднейшая категория характерных гримов - это гримы портретные и исторические.

Крестьянина в современной деревне трудно отличить от жителей города. Стираются грани между физическим и умственным трудом. Всё это заставляет современных режиссёров и актёров более пристально и глубоко изучать современную жизнь и людей, живущих в наши дни. Необходимо внимательно вглядываться в их лица, как изучали людей своего времени Ленский и Станиславский, Шаляпин и Черкасов, Щукин и Хмелёв и многие крупнейшие прошлого и настоящего. Вспоминая любимых артистов и роли, сыгранные ими в современных спектаклях, видя их на сцене или на фотоснимках, легко отметить, что большинство гримов выполнено настолько правдиво и естественно, что порой кажется, что они играют совсем без грима. Это происходит оттого, что искусство грима стало мягче, тоньше, чётче, многие хорошие актёры и художники-гримёры достигли большого совершенства.

Грим является одним из завершающих моментов работы актёра над ролью, и он почти всегда удаётся там, где актёр верно уловил «зерно» роли и умеет жить в образе.

Очень крупным мастером в создании характерных гримов был народный артист СССР Н.П.Хмелёв (гримировался он почти всегда сам). Великолепным был грим у Хмелёва в роли старого князя в инсценировке повести Ф.Достоевского «Дядюшкин сон». Совершеннейшая развалина, с крашеными волосами, вставной челюстью и скрюченными, подагрическими ногами. В тонко психологически очерченном им образе Каренина («Анна Каренина», Л.Толстой) гениально показаны надменность, неподвижный, мёртвый глаз, барская брезгливость и абсолютное бездушие – таким был внешний и внутренний облик Каренина-Хмелёва, человека-автомата, человека-машины. Во всех острохарактерных образах, созданных Хмелёвым, в которых внутренняя сущность абсолютно точно, ярко и предельно выразительно была выявлена в гриме.

 

Острохарактерный грим Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (Н.А. Львов. О гриме. - М.: Советская Россия, 1969)

Ещё с гоголевских времён почти все ревизоры, начиная с первого исполнителя этой роли артиста Александринского театра Н.Дюра, гримировались под «красавчика». Роль Хлестакова относили к категории (типажу) ролей «первых любовников» по тогдашней классификации актёрских амплуа. Её поручали молодым, обычно красивым в жизни актёрам труппы. При первой постановке «Ревизора» в Художественном театре в 1908 году роль Хлестакова также поручили молодому, очень красивому актёру Аполлону Гореву. Его грим в этой роли был обычным гримом молодого красивого лица. Михаил Чехов – Хлестаков. Эта традиция была нарушена только при вторичном возобновлении «Ревизора» в Художественном театре в 1921 году. Роль Хлестакова играл Михаил Чехов, замечательный, острохарактерный актёр, обладающий исключительной способностью полного внутреннего и внешнего перевоплощения в любой исполняемой им роли. Чехов совершенно по-иному трактовал роль. Он играл не элегантного, легкомысленного петербургского чиновника, пустомелю и болтуна, а мальчишку, труса «фитюльку», который начав врать, делал это самозабвенно, почти бессознательно, вдохновенно, не зная удержу в своей пьяной болтовне. Рыжеватый парик с хохолком. Сильно вздёрнутый нос. Жидкие, высоко посаженные брови над круглыми маленькими глазками придавали лицу удивлённо-испуганное и немного наивное выражение. Таков был внешний облик Хлестакова – Чехова. К тому же он был небольшого роста и худощавый, что резко контрастировало с плотной, крепко скроенной, кряжистой фигурой Городничего – Москвина. Играл Чехов роль Хлестакова блестяще. Внешний и внутренний рисунок роли, доходящей порой до гротеска, в то же время запоминался как необыкновенно живая, реалистическая фигура.

На характер грима оказывают несомненное влияние особенности творчества автора, жанровые признаки и стиль пьесы. Грим действующих лиц в пьесах Н.В. Гоголя должен быть несколько иным, чем грим персонажей А.Н.Островского, и весьма отличным от гримов горьковской и чеховской драматургии. Герои многих произведений великого русского писателя-сатирика Н.В.Гоголя, имена которых стали нарицательными (Хлестаков, Городничий, Подколесин, Манилов, Плюшкин, Ноздрёв, Собакеевич и др.), обрисованы самим автором наиболее выпукло, колоритно и ярко, что в гриме этих персонажей допустимо некоторое заострение и преувеличение, конечно без шаржа и карикатурности. Сочные, жизненно убедительные, чётко и ярко обрисованные персонажи пьес А.Н.Островского (Дикой, Кабаниха, Шмага, Миловзоров, Крутицкий, Епишкин, Елеся, Мурзавецкий, Счастливцев и многие, многие другие) требуют таких же сочных, правдивых, реалистических гримов. Герои чеховской и горьковской драматургии – люди с очень сложным душевным складом и тонкими психологическими переживаниями. Так же тонко должен быть передан их внешний облик. Ничего резкого, излишне яркого и театрального не должно быть во внешности героев «Вишнёвого сада», «Дяди Вани», «Чайки», «Трех сестёр»; «Мещан», «Вассы Железновой», «Врагов», «Егора Булычёва», «Варваров». Значительно более театральными и яркими могут быть гримы действующих лиц в трагедиях Шекспира и Шиллер а, в комедиях Мольера, Гольдони, Кальдерона, Лопе де Вега и в ряде пьес западных драматургов того времени.

Характерный грим. А.И.Анджан, Ю.М.Волчанецкий. Грим в кино. – М.: Искусство, 1957.

Под характерным гримом подразумевается грим, с помощью которого герою картины придают яркие индивидуальные черты. Естественно, что портретный, национальный грим также всегда должен быть характерным. В характерном гриме часто ведущую роль играет растительность (постиж). Причёска, парик, усы или борода могут не только придать лицу те или иные черты, но и изменить его до неузнаваемости. Достаточно вспомнить, например, трансформации А.Райкина в фильме «Мы с вами где-то встречались». Непокорные вихры у юноши или редеющие мягкие волосы у старца, пушистая бородка у молодого человека или жёсткая борода у пожилого человека вносят во внешний облик героя своеобразные и резко характерные черты. Чем глубже анализировать характер героя картины и данные актёра, тем больше можно найти выразительных деталей в гриме. Никакие рецепты здесь невозможны и недопустимы. Грим рук. Говоря о характерном гриме, следует специально остановиться на таком важном моменте, как гримирование рук. Многие актёры не придают значения гримированию рук. Между тем руки иногда справедливо называют «вторым лицом» человека. На них отражаются его возраст и профессия, черты характера. Вспомним, например, плотно сжатые в кулаки руки академика И. Павлова на известном портрете работы М.Нестерова, тонкие пальцы доктора Штокмана-Станиславского, руки A. Шаляпина в роли Странника. Актёр-художник всегда при поисках характерных черт образа обращает внимание на гримирование рук. Характерный грим

Винсент Дж.-Р.Кихоу. Техника работы профессионального художника-гримёра. – М.: ГИТР, 2003.

Характерный грим – это применение грима для изменения внешности человека в плане возраста, расы, других характеристик, в том числе формы лица и корпуса. Такое изменение может касаться любого из этих элементов или целой их комбинации. Характерный грим помогает актёру в исполнении роли, придавая его лицу и телу схожесть с тем персонажем, который ему предстоит создать. При разработке характерного грима необходимо учитывать некоторые ограничения, которые диктует лицо и форма. Хотя художники-гримёры могут творить чудеса грима, у режиссёров и продюсеров иногда полностью отсутствует понимание того, что можно и чего нельзя сделать. Толстое лицо или тело нельзя сделать тощим, большой нос нельзя сделать маленьким с помощью грима, но с его помощью можно увеличить худое лицо или маленький нос. Если продюсер любительского кино может позволить себе потребовать от гримёра сделать какие-нибудь изменения или загримировать актёра, не отвечающего образу персонажа, профессионалы кино, театра, как правило, не станут привлекать исполнителя, явно не соответствующего данной роли. К сожалению, такие ошибки всё же случаются, и люди думают, что гримёр может их исправить. В большей части старые сценические методы нужно отбросить при создании грима для кино, и хотя краску и пудру ещё можно использовать для некоторых коррективов, латекс и пластиковые накладки позволяют придать персонажу трёхмерность. Если грим не убедителен, больше половины сражения за достоверность персонажа проиграно, независимо оттого, насколько умён или талантлив сам исполнитель. Он просто не будет смотреться.

Поэтому особо осторожно следует подходить к созданию образов известных исторических личностей, чтобы исполнители действительно походили на них, а не выглядели карикатурой на того или иного персонажа.

 

И.С.Сыромятникова. Технология грима. -М.: Высшая школа. 1991. С.156-161. Характерный грим. В старом театре существовало амплуа характерного актёра, который занят был в репертуаре театра в ролях наиболее яркого, бытового, исторического или социального направления. Чаще всего характерные роли поручают актёрам, актрисам, уже достигшим зрелого возраста, но бывает, что и молодые актёры отлично исполняют характерные роли. Иногда переход исполнителей ролей героев и героинь (первых любовников) бывает очень болезненным, кончается неудачей, т.к. не каждый актёр ощущает в себе готовность работать в новом амплуа. Характерный грим требует не только гримировального мастерства, но и общей культуры, эрудиции опыта, наблюдательности, остроты восприятия, фантазии. Характерный актёр должен уметь должен уметь отобрать из многочисленных черт персонажа главные, которые помогут создать цельный сценический образ. Во многом актёру помогает автор произведения, давая в фамилиях сценического персонажа повод для размышления в поисках характерного грима. Неоценимые данные по созданию характерного грима заложены во многих фамилиях сценических героев у А.Н.Островского. Он не только даёт их в небольшой аннотации (ремарке), относящейся к действующему лицу, но и сообщает примерный возраст, костюм, причёску, манеру поведения. Например, в пьесе «Без вины виноватые» А.Н.Островский даёт характеристики главных действующих лиц два раза, т.к. они показаны в разных возрастах. В первом действии: Любовь Ивановна Отрадина – девица благородного происхождения. Во втором действии – это уже взрослая Отрадина, взявшая псевдоним для актёрской работы – Елена Ивановна Кручинина. В её фамилии Отрадина заложены: радость, счастье, молодость и любовь. А после разлуки с любимым человеком, трагедия с маленьким сыном Гришей появляется величественная, красивая женщина, принятая с восторгом и обожанием провинциальной публикой – актриса Кручинина. Фамилия как бы напоминает о её постоянной, незаживающей ране – потере сына. Вчитываясь в фамилии пьесы «Волки и овцы», то тоже можно многое найти для грима. Ремарки автора. Меропия Давыдовна Мурзавецкая – девица (старая дева), лет 65, помещица большого, но расстроенного имения; особа, имеющая большую силу в губернии. Михаил Борисович Лыняев – богатый, ожиревший барин, лет под 50, почётный мировой судья. Василий Иванович Беркутов – помещик, сосед Купавиной, представительный мужчина средних лет, с лысиной, но очень живой и ловкий. Клавдий Горецкий – племянник Чугунова (бывшего члена уездного суда), красивый молодой человек, с румяным лицом, в лёгком летнем сюртуке, застёгнутым на все пуговицы, без галстука, панталоны заправлены в сапоги.

Н.В.Гоголь. В предисловии «Характеры и костюмы» автор комедии «Ревизор» Н.В.Гоголь подробно излагает своё видение внешности действующих лиц пьесы. Очень подробно «для господ актёров» изложены его замечания о костюме, причёске, возрасте, поведении. Необходимо отметить, что почти все образы комедий Гоголя имеют не просто характерный, но и острохарактерный аспект. Острохарактерные гримы комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (Городничий): «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя солидно; весьма сурьозен; несколько даже резонёр; говорит ни громко – ни тихо, ни много – ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого, начавшего тяжёлую службу в низших чинах. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своём мундире с петлицами и ботфортах со шпорами. Волоса не стриженные, с проседью». (Н.В.Гоголь, «Замечания для господ актёров»). Если у актёра мелкие черты лица (в частности форма носа), то можно использовать налепку из гуммоза, утяжелив кончик носа, придав ему форму груши. Форму бровей сделать более широкой, кустистой, наклеив крепе, чтобы брови как бы нависали над глазами; форму глаз подчеркнуть по схеме «круглый» глаз, используя коричневую краску. Увеличить форму рта: очертив контур губ, придав им прямоугольную форму. Губы ярко красить не следует. Если возраст исполнителя моложе, то нужно выполнить грим по схеме старого лица: обозначить и подчеркнуть носогубные складки, состарить глаза. Надеть парик, причесав его под «бобрик». Иван Алексеевич Хлестаков – чиновник из Петербурга: «Хлестаков – молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, несколько приглуповатый и, как говорится, без в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде. (Н.В.Гоголь, «Замечания для господ актёров»). Роль Хлестакова интересна и многогранна, её в разные времена исполняли талантливые актёры: М.Чехов, И. Ильинский, А.Миронов, В.Соломин и др. По словам слуги Хлестакова Осипа, это «сосулька, тряпка», но вместе с тем одержимый безудержной фантазией, постоянно в движении. Грим Хлестакова должен быть лёгким, использовать можно схему «молодое лицо» с элементами схемы «весёлого лица». Общий тон лица должен быть достаточно светлым и румяным, которые делают лицо моложе. Все детали лица выполнить коричневато-красноватых тонах (тон сангвиника). Брови небольшие, округлые. Нос должен быть курносым, который можно подтянуть при помощи полоски шёлка. Этот приём сейчас мало используется в современном театре. Курносый нос можно выполнить и живописным способом, высветлив кончик носа, а вокруг кончика нарисовать круг, затенив красно-коричневым цветом под носом и перед кончиком носа на спинке носа. Подбровное пространство затонировать розовой краской (немного), чтобы оживить лицо. Румянец нанести и на подбородок. То есть выполнить схему «естественного румянца». Глаза можно подвести коричневой краской, сделав его округлым по форме. Рисунок рта можно сделать по моде 19 века – типа «сердечка», в котором цвет рта должен быть розовых, свежих тонов, придав им объём по центру губ. Хлестаков – это щеголеватый человек, поэтому и причёска должна это подчёркивать, которая желательно быть из светлых волос (блондин) с рыжеватым оттенком из завитых волос с начёсом на виски и коком с одной стороны косого пробора, причёска, - модная в первой половине 19 века. Дополнением к причёскам сделать небольшие франтоватые бакенбарды.

Острохарактерный грим Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (Н.А. Львов. О гриме. - М.: Советская Россия, 1969) Ещё с гоголевских времён почти все ревизоры, начиная с первого исполнителя этой роли артиста Александринского театра Н.Дюра, гримировались под «красавчика». Роль Хлестакова относили к категории (типажу) ролей «первых любовников» по тогдашней классификации актёрских амплуа. Её поручали молодым, обычно красивым в жизни актёрам труппы. При первой постановке «Ревизора» в Художественном театре в 1908 году роль Хлестакова также поручили молодому, очень красивому актёру Аполлону Гореву. Его грим в этой роли был обычным гримом молодого красивого лица. Михаил Чехов – Хлестаков. Эта традиция была нарушена только при вторичном возобновлении «Ревизора» в Художественном театре в 1921 году. Роль Хлестакова играл Михаил Чехов, замечательный, острохарактерный актёр, обладающий исключительной способностью полного внутреннего и внешнего перевоплощения в любой исполняемой им роли. Чехов совершенно по-иному трактовал роль. Он играл не элегантного, легкомысленного петербургского чиновника, пустомелю и болтуна, а мальчишку, труса «фитюльку», который начав врать, делал это самозабвенно, почти бессознательно, вдохновенно, не зная удержу в своей пьяной болтовне. Рыжеватый парик с хохолком. Сильно вздёрнутый нос. Жидкие, высоко посаженные брови над круглыми маленькими глазками придавали лицу удивлённо-испуганное и немного наивное выражение. Таков был внешний облик Хлестакова – Чехова. К тому же он был небольшого роста и худощавый, что резко контрастировало с плотной, крепко скроенной, кряжистой фигурой Городничего – Москвина. Играл Чехов роль Хлестакова блестяще. Внешний и внутренний рисунок роли, доходящей порой до гротеска, в то же время запоминался как необыкновенно живая, реалистическая фигура.

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. («Ревизор») «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив». (Н.В.Гоголь, «Замечания для господ актёров»). Грим можно сделать по схеме «полное лицо», парик светлый с залысинами с завитыми надо лбом волосами, светлыми бакенбардами. Рисунок всех деталей лица округлый. Не следует делать изломанных резких линий, т.к. это придаст лицу нежелательную суровость. В цветовой гамме грима должны преобладать красновато-коричневые, светлые тона. Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья. «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и поэтому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и поэтому каждому слову своему даёт вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своём значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют». (Н.В.Гоголь, «Замечания для господ актёров»). Это здоровый и холёный не молодой человек. Это схема грима возрастного полного лица. Грим можно начать с изменения формы носа (с помощью гуммоза), придав ему более массивную форму с горбинкой. Общий тон – загар, но не тёмный; можно пористой губкой сделать на щеках старческий румянец. Бровям нужно придать форму крыльев птицы. Глаза подвести по линии верхних ресниц коричневой краской + зеленый (немного). Губам можно придать утолщённую (объёмную) форму по схеме полного лица. Затем выполнить приёмы возрастного грима, подчеркнув носогубные складки лица, морщины, второй подбородок. Причёска у Ляпкина-Тяпкина может быть из тёмных гладких волос, зачёсанных на лоб в виде «коровьего языка». Небольшие тёмные бакенбарды из крепе придадут лицу вид человека, служащего в государственном учреждении. Причёской нужно сократить размер лба, подчеркнув этим ограниченность и тугодумие данного персонажа. Можно сделать причёску и из легко завитых естественных волос, уложенных на косой пробор, закрывающих лоб. Анна Андреевна – жена городничего. «Жена его, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае высказывает тщеславие. Берёт иногда власть над мужем потому только, что тот не находится что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы». (Н.В.Гоголь, «Замечания для господ актёров»). В гриме должно быть кокетство и увядающая красота. Композиция грима выполняется по схеме грима «молодого красивого лица» с отдельными характерными чертами: живыми, тёмными глазами, округлыми бровями в форме арки, полным лицом с ярким румянцем и ярким ртом, курносым носиком. Форма губ – бантиком. Возраст обозначить слегка намечающимися носовыми складками. Причёска модная, в стиле «Бидермайер», с пучками локонов на висках и пучком из косы на макушке. Причёска играет немаловажное значение. В театре часто используют парики, подготовленные для разных сцен, для которых актриса переодевается в разные платья.

Осип – слуга Хлестакова. «Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьёзно, смотрит несколько вниз, резонёр и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и поэтому скорее догадывается, но не любит много говорить, молчаливый плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук». (Н.В.Гоголь, «Замечания для господ актёров»). Композиция грима строится по схеме возрастного лица с элементами острохарактерного грима, в котором нужно показать некоторую неопрятность, флегматичность. Общий тон лица тёмный, с хорошо прорисованными носогубными складками, с глубокими морщинами на лбу, мешками под глазами, с кустистыми бровями и невыразительными глазами. Волосы завить и взлохматить. Можно использовать парик цвета шатен с проседью, с редкими волосами, наклеить небольшую редкую бородку и редкие усы. Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский – городские помещики. «Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркой и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьёзнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского». (Н.В.Гоголь, «Замечания для господ актёров»). Композиция грима выполняется по схеме «полное, весёлое лицо». Рисунок грима округлый, где все детали лица округлые: брови, глаза, губы. Румянец на щеках типа «лубка», курносый нос можно сделать из гуммоза или с помощью живописного приёма. Причёска с коком завитых волос, небольшие бакенбарды, зачесанные на щёки. Лица должны быть похожими, что достигается совершенно одинаковыми причёсками.

Сыромятникова И.С. Искусство грима и макияжа. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 272 с. Характерный грим (с.118-120). Основой этого грима являются схемы изображения мимических выражений (грусть, радость, злость, печаль). На лице взрослого человека отражаются черты его характера, который отражает суть этих мимических выражений. У людей весёлого нрава (сангвиника) у глаз образуются лучеобразные («гусиные лапки») морщинки. У злого человека – межбровные морщины («мышцы гордецов»). От печали более резко обозначаются носогубные складки, опускаются уголки рта. В характерном гриме значительную роль играет причёска из естественных волос (на парике), борода, усы, бакенбарды (постиж). Через композицию причёски (исторической), форму усов, бороды и пр., цвет можно передать как личный вкус героя, так и его происхождение, национальность, возраст и многое другое. Серьёзное значение в характерном гриме нужно придавать описательному портрету внешности героя в произведении, а также ремаркам автора, драматурга. Н.В.Гоголь. Описание образа автора помещика Манилова в поэме «Мёртвые души». «Помещик Манилов, обходительный во всём человек, среднего возраста, имевшие глаза сладкие, как сахар. Один Бог мог сказать, какой был характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова. На первый взгляд он был человек видный, черты его лица не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Чёрт знает что такое!» - и отойдёшь подальше, если же не отойдёшь, почувствуешь скуку смертельную». (Н.В.Гоголь, «Замечания для господ актёров»). В работе над гримом Манилова нужно точно следовать литературному портрету, который многогранно и полно раскрывает внешность героя.

В спектакле «Дорога» Московского драматического театра на Малой Бронной (режиссёр – постановщик А.Эфрос, художник В. Левенталь) по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» для Манилова (артист В. Лакирев) была сделана причёска с локонами, уложенными чёткими рядами и напомаженными, которые были пшеничного цвета; на лицо клеились тоненькие усики с кончиками, завёрнутыми вверх. Художник-гримёр А.Шалаева в гриме отразила внутренние качества гоголевского героя. Французская манерность, кошачья плавность движений, женственность, присущие Манилову во всём, были взяты за основу и в гриме лица актёра. Собакеевич («Мёртвые души») «Когда Чичиков взглянул на Собакеевича, он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нём совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось, и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкой которых, натура не долго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубили со всего плеча, хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не оскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт!». Такой же самый крепкий и на диво стачанный образ был у Собакеевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и, в силу такого неповорота, редко глядел на того, с кем говорил». (Н.В.Гоголь, «Замечания для господ актёров»). Собакеевич. «Мёртвые души». Композиция грима строится по схеме возрастного грима с тяжёлой (объёмной) пластикой лица, в котором форма лица должна приближаться к квадрату или груши, т.е. очень объёмной и тяжелой нижней частью лица, с жёстко прорисованными деталями и складками лица. (Сорокина Т.А.). М.Ю. Лермонтов в своём произведении «Герой нашего времени» подробно описывает портрет Печорина, описывая его фигуру, внешность, манеры, благодаря чему складывается полное представление об этом противоречивом герое 19 века. «Печорин был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить как трудности кочевой жизни и перемены климатов. Его походка была небрежна и ленива, но он не размахивал руками – верный признак скрытности характера. Он сидел, как сидит бальзаковская 30-летняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда ему нельзя было дать более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30 лет. В улыбке его было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность, белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный благородный лоб, на котором были следы морщин, пресекавших одна другую. Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови были чёрные – признак породы в человеке. У него был вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза» (М.Ю. Лермонтов). Драматург А.Н.Островский раскрывал характеры своих героев в фамилиях, которые даны в перечне действующих лиц его пьес. Ремарки автора помогают исполнителям точно и многогранно раскрыть сценический образ. Например, в «Бесприданнице» Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы, вдова средних лет, одета изящно, но смело и не по летам. Само имя Харита обозначает «прелестница», так раньше называли таборных цыганок, которые пели в хоре. В произведении «Гроза» А.Н.Островский ярко выразил свое отношение к действующим лицам. Уже фамилии говорят о многом. Например, Кабанова, Дикой дают представление о характере и внешности представителей «тёмного царства» купцов-самодуров. В представлении возникают мрачные, гнетущие образы, наделённые властью и силой, безграничные в своём самодурстве (И.С.Сыромятникова. Искусство грима и макияжа).

ПОРТРЕТНЫЙ ГРИМ Ирина Сыромятникова. Искусство грима и макияжа. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004, с.111-112. Создание портретного грима требует высокой квалификации, знаний, широкого кругозора и является достаточно сложной работой. Портретный грим тесно связан с гримом характерным, возрастным, национальным. В нём необходимо не только суметь передать внешнее сходство при помощи грима, но и постараться подчеркнуть внутренний мир, выявить сущность образа. Эта работа требует определённого плана и последовательности в исполнении. На первых пробах следует использовать парик, если надо растительность (постиж): усы, борода для того, чтобы добиться общего впечатления, не перегружая грим отдельными мелкими деталями. Работу над портретным гримом можно проследить, если ознакомиться с творчеством великого русского актёра Николая Константиновича Черкасова (1903-1966), который создал целую галерею исторических образов в кино: князь Александр Невский, царь Иван Грозный, его сын Алексей, изобретатель А.Попов, критик В.Стасов, учёный И.Павлов и др. Фильм «Депутат Балтики» (1936, реж. А.Зархи и И Хейфиц, художник-гримёр А.Анджан) стал большим успехом молодого актёра, образа профессора Полежаева, прототипом которого был русский учёный К.А.Тимирязев. Здесь 33-летний Черкасов играл 75-летнего учё






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.