Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Финансы предприятий






А) Составить глоссарий:

1. Финансы предприятий- денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее). Финансы организации: формирование, распределение, использование денежных фондов.

2. Капитал предприятия – это часть финансовых ресурсов, задействованных организацией в оборот и приносящих доход с этого оборота.

3. Финансирование - выделение средств или ресурсов для достижения намеченных целей. Если целью финансирования является получение прибыли — тогда финансирование превращается в инвестирование. Если целью прибыль не является — это не инвестирование.

4. Организация финансовых предприятий - формы, методы, способы формирования и использования ресурсов, контроль за их оборотом для достижения экономических целей согласно действующим законодательным актами. Основою организации финансов предприятий всех форм и видов собственности является наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах для осуществления организованной хозяйственной деятельности владельца.

5. Коммерческий расчет- метод ведения хозяйства на основе соизмерения затрат на хозяйственную деятельность и её результатов, выраженных в денежной форме. Термин «коммерческий расчёт» используется для обозначения хозяйственных отношений в условиях рыночных, капиталистических отношений.

6. Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

7. Финансовый механизм предприятия - это система управления финансами, совокупность форм и методов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обеспечивает рентабельную работу, и получение максимальной прибыли.

8. Финансовый менеджмент- это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данной компании на рынке.

9. Функции финансов предприятий- ыполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно: организация финансовых отношений; управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

10. Принципы организации финансов предприятий – 1.Принцип хозяйственной самостоятельности. Принцип самофинансирования. Принцип материальной заинтересованности. Принцип обеспечения финансовыми резервами. Принцип финансового планирования и коммерческого расчета. Принцип материальной ответственности. Принцип экономической эффективности. Принцип финансового контроля

11. Прибыль- разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении).

12. Объект финансовых отношений на предприятии - являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций.

13. Субъект финансовых отношений на предприятии- выступают государство, предприятия, организации и работники предприятий, граждане.

14. Банкротство предприятия- признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина, организации, или государства) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

15. Финансовая политика предприятия - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

16. Финансовая стратегия предприятия - включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия.

17. Финансовая деятельность предприятия - это организация финансовых отношений, возникающих в процессе работы у предприятия с другими юридическими и физическими лицами. Финансовые отношения - это часть денежных отношений, порождаемая движением денежных средств и сопровождающаяся формированием и использованием фондов денежных средств.

18. Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

19. Амортизационный фонд - то денежные средства, накопленные за счет амортизационных отчислений основных средств (основных фондов) и предназначенные для восстановления изношенных основных средств и приобретения новых.

20. Финансовый резерв предприятия - денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений, фирм для осуществления возникающих дополнительных затрат; устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности.

21. Уставный фонд предприятия - это выделенные или привлеченные предприятием финансовые ресурсы в виде денежных средств, имущества, других материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг, которые закреплены за предприятием на правах собственности и полного хозяйственного владения. За счет уставного фонда предприятие формирует свои собственные средства. Порядок и источники формирования уставного фонда предприятия зависят от организационного типа предприятия и формы собственности.

А) Составить глоссарий:

1. Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет).

2. Бюджетные отношения - это финансовые отношения, формируемые государством при взаимодействии с предприятиями, организациями, уч-реждениями и населением в отношении исполнения бюджета.

3. Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов, функционирующих на государственном уровне или на уровне определенного территориального образования.

4. Принципы построения бюджетной системы 1.Принцип единства. Он обеспечивается единой правовой базой, единой денежной единицей, единственным регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством границы исполнения бюджетов, единством ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по требованиям действующих стандартов. 2. Принцип сбалансированности. Его сущность обусловлена тем, что финансирование расходов бюджетов каждого звена бюджетной системы обеспечивается соответствующими поступлениями до каждого такого бюджета за определенный период. 3. Принцип самостоятельности. Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными Частная фотостудия Люси Мороз. Государство не несет ответственности по бюджетным обязательствам органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления денежными средствами Государственного бюджета. Аналогично органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления не несут ответственности средствами за бюджетными обязательствами между собой и бюджетными обязательствами государства. Самостоятельность каждого из бюджетов обеспечивается закрепленными за ними соответствующими источниками доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины. Кроме того, самостоятельность бюджетов обеспечивается правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать отдельные бюджеты. 4. Принцип полноты. В состав бюджетов подлежат включению все поступления соответствующих бюджетов и расходы бюджетов, которые осуществляются в соответствии с нормативно-правовых актов органов государственной власти, АР Крым, местного самоуправления. 5. Принцип обоснованности. Бюджет формируется на реальных показателях экономического и социального развития государства и расчетах поступления средств в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых за действующими правилами и методиками. 6. Принцип эффективности. При составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны направлять свою деятельность на достижение запланированных целей посредством привлечения минимальных объемов бюджетных средств и достижения максимального результата при их использовании. 7. Принцип субсидиарности. Распределение расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должна основываться на максимально возможном приближении общественных услуг до их непосредственного потребителя. 8. Принцип целевого использования бюджетных средств. Все бюджетные средства используются только на мероприятия, которые определяются исключительно бюджетными назначениями. 9. Принцип справедливости и беспристрастности. Бюджетная система Украины строится на принципах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами. 10. Принцип публичности и прозрачности. Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами. Аналогично принимаются решения относительно отчета об их выполнении. Показатели государственного бюджета публикуются в прессе. 11. Принцип ответственности участников бюджетного процесса. Каждый участник бюджетного процесса (орган государственной власти и управления) несет ответственность за свою деятельность или бездеятельность в процессе осуществления бюджетного процесса. Все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и в целом способствуют выполнению задач, предусмотренных бюджетной политикой общества.

5. Бюджетная политика - одним из основных инструментов экономической политики. Бюджетная политика страны находиться под пристальным вниманием всего общества, а также международных организаций и средств массовой информации.

6. Бюджетное послание Президента - документ рекомендательный, сообщающий о намерениях. Когда в августе правительство примет проект бюджета, будет видно, какую часть этих намерений Минфин собирается воплощать в жизнь, а какую он собирается изменить до полной неузнаваемости.

7. Бюджетная резолюция - проведение жесткой фин. политики (масштабная отмена различного рода льгот, в том числе отраслевых налоговых).

8. Бюджетный механизм представляет собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения из бюджета и межбюджетных отношений. Можно выделить три звена бюджетного механизма: методы аккумуляции средств в бюджете: налоговый (налоги, налоговые платежи); неналоговый (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер); методы и формы выделения средств из бюджета: бюджетное финансирование – выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности); бюджетное кредитование – выделение средств из бюджета на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности, платности; методы и формы межбюджетных отношений.

9. Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п.

10. Бюджетные права - основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, исполнения и контролем за исполнением государственного бюджета и бюджетов субъектов страны, входящих в бюджетную систему государства.

11. Бюджетная инициатива - право членов парламента вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. Парламенты ряда стран лишены этого права.

12. Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджета по определенным признакам для обеспечения общегосударственной и международной сравнимости данных.

13. Бюджетный дефицит - Превышение государственных расходов над государственными доходами, которое должно покрываться либо за счет займов, либо путем денежной эмиссии. Кейнсианцы утверждали, что государству во время экономических спадов (recession) следует поддерживать бюджетный дефицит, чтобы стимулировать совокупный спрос.

14. Бюджетный профицит - Превышение совокупных государственных доходов над государственными расходами. Бюджетный избыток может быть использован на погашение государственного долга.

15. Сводный (консолидированный) бюджет - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.

16. Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

17. Местные бюджеты - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы».

18. Бюджетное планирование - составление и исполнение государственного бюджета в социалистических странах.

19. Бюджетный контроль - это систематическое сравнение фактически достигнутых результатов с запланированными в бюджете. Результаты такого сравнения «методом исключения» (т.е. только по отклонениям от нормативов) указывают руководству на проблемы и возможности.

20. Бюджетная дотация - это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и возмездной основе. Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на 2 части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.

21. Бюджетная субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели. Субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.

22. Бюджетная субсидия - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти

23. Официальные трансферты - означают выделения бюджетам низшего территориального уровня денежных средств из фонда финансовой поддержки местного самоуправления на нормативной основе. Доля в этом фонде каждой административно-территориальной единицы, что нуждается в финансовой помощи, устанавливается расчетным путем. Указанный фонд образуется за счет бюджета высшего уровня на нормативной основе.

24. Бюджетный процесс - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

25. Бюджетная реформа - введение новых принципов бюджетного регулирования и построение новых межбюджетных отношений направленное на создание прозрачной и эффективной системы управления государственными ресурсами.

26. Бюджетное регулирование - редоставление средств из государственных доходов или доходов вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам для сбалансирования их доходов и расходов.

27. Доходы бюджета - безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет. Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти.

28. Расходы бюджета - это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.

29. Бюджетные ресурсы - бюджетные ресурсы, поступающие в государственный бюджет в виде его доходов. Они составляют значительную часть централизованных финансовых ресурсов страны.

30. Функции бюджета: 1.Образование бюджетного фонда или бюджетных доходов. Эта функция проявляется через формирование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной власти. Основной источник бюджетных доходов – это национальные доходы; 2.Расходование бюджетного фонда, или финансирование бюджетных расходов. Эта функция предполагает конкретные целевые бюджетные расходы. Через расходы бюджета государство получает возможность обеспечивать свои функции, а именно производство общественных благ, поддержание правопорядка, эмиссионную деятельность, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны; 3.Бюджет выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств.

Налоги и налоговая система

Составить глоссарий:

1. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

2. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательныхэлементов налога.

3. Фискальная функция - сновная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

4. Экономическая функция - предназначена для социально-справедливого перераспределения доходов, в зависимости от социально-экономических приоритетов или значимости субъектов предпринимательства, т.е. это инструмент косвенного регулирования экономики.

5. Принципы налогообложения - основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

6. Виды налогов.

1) Прямые и косвенные

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.

2)Аккордные и подоходные

Аккордные государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Таким образом, . Под подходными же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y). Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода. То есть, или , где: ,

3) Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные.

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает. Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается. Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

7. Налоговая система - основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманиемналогов и сборов.

8. Налоговая политика - совокупность конкретных мероприятий государства в области налогообложения. Эта политика является составной частью финансовой политики. Основными задачами налоговой политики являются: обеспечение государства финансовыми ресурсами; регулирование экономики; решение социальных задач.

9. Налоговая служба государства - оздана для борьбы с правонарушениями в Украине, в состав которого входит налоговая милиция.

10. Прямые налоги - налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические (налогообременитель) и фактические налогоплательщики (налоговый агент) совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения. Прямые налоги являются обязательными, и каждый гражданин обязан их выплачивать. Прямые налоги делятся на реальные и личные налоги.

11. Непрямые налоги - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.

12. Ресурсные платежи - поступления, непосредственно связанные с использованием природных ресурсов.

13. Общегосударственные налоги - Общегосударственные (обязательные) налоги и сборы предусмотрены ст. 14 Закона № 77. К ним, в частности, относятся: налог на доходы физлиц, сбор на обязательное социальное страхование, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

14. Местные налоги и сборы - к местным налогам относятся (п. 10.1 НКУ): налог на недвижимое имущество (за исключением земельных участков); единый налог. К местным сборам относятся (п. 10.2 НКУ): сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности; сбор за места для парковки транспортных средств; туристический сбор. Установление сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, налога на недвижимое имущество, отличного от земельного участка, и единого налога является обязательным (в отличие от туристического сбора и сбора за места для парковки автотранспорта, которые устанавливаются на усмотрение местных властей).

Государственные целевые фонды

1. Социальное обеспечение- форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравниваниясоциального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

2. Государственные целевые фонды- то фонды, которые созданы в соответствии с законами Украины и формируются за счет определенных законами Украины налогов и сборов (обязательных платежей) юридических лиц независимо от форм собственности и физических лиц. Государственные целевые фонды включаются в Государственный бюджет Украины, кроме Фонда гарантирования вкладов физических лиц, Пенсионного фонда Украины.

3. Постоянные фонды - представляют специфическую экономическую категорию, связанную с формированием материальных фондов общества и их использованием в различных отраслях народного хозяйства для производства валового внутреннего продукта и удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения.

4. Временные фонды

5. Система социального государственного страхования- система социальной защиты, основанная на страховых взносах, гарантирующая получение денежного дохода в старости, в случае болезни, инвалидности и в других установленных законом случаях, а также медицинское и другие виды обслуживания.

6. Пенсионный Фонд Украины- центральный орган исполнительной власти, который осуществляет управление социальной системой всеобщего обязательного государственного пенсионного страхования, проводит сбор, аккумуляцию и учёт страховых взносов; назначает пенсии и готовит документы по их выплате; обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирование и выплату пенсий, социальных оплат, осуществляемых в соответствии с законодательством за счет Пенсионного Фонда Украины; осуществляет контроль целевого использования средств Пенсионного Фонда Украины.

7. Бюджет Пенсионного фонда Украины

8. Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности - создан в соответствии с Законом Украины «Про общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением» и является правопреемником Фонда социального страхования Украины.

9. Фонд социального страхования на случай безработицы создан для управления страхованием на случай безработицы.

10. Фонд социального страхования от несчастных случаев один из Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, настоящего Закона, Кодекса законов о труде Украины, Закон Украины “Об охране труда” и других нормативно-правовых актов.

11. Фонд социальной защиты инвалидов – фонд, созданный согласно постановлению КМУ с целью финансирования государственных программ, для поддержки и защиты людей с особыми потребностями.

Тема 11. Государственный кредит и государственный долг

 

А) Составить глоссарий:

1. Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либозаёмщика, либо гаранта.

2. Государственные займы- форма государственного кредита, когда государство выступает главным образом в качестве должника (заемщика). Государственные займ - способ получения государственных доходов, который одновременно приводит к образованию государственного долга. Различают внутренние и внешние государственные займы.

3. Облигации государственных займов - вид ценных бумаг, средство оформления внутренних государственных займов. О.в.з. выпускаются, как правило, на предъявителя. По виду дохода они подразделяются на процентные и беспроцентные. Доход может выплачиваться и в форме выигрышей (специальные тиражи). В зависимости от субъектов, среди которых размещаются О.в.з., они бывают: свободно обращающиеся или с ограниченным кругом обращения (напр., только среди юридических лиц).

4. Казначейские обязательства- разновидность государственных ценных бумаг, которые были выпущены в обращение в России для ликвидации имеющейся задолженности государства перед предприятиями.

5. Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

6. Текущий государственный долг- та сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году вместе с положенным к выплате в этот период процентами из всех выпущенных на данный момент займов.

7. Капитальный государственный долг - это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть выплачены по займам.

8. Внутренний государственный долг - это задолженность кредиторам внутри данного государства.

9. Внешний государственный долг - задолженность кредиторам за пределами данной страны.

10. Управление государственным кредитом - формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

11. Управление государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. В узком смысле -совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.

12. Конверсия государственного долга - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

13. Консолидация государственных займов – финансовая операция, связанная с переводом краткосрочных или среднесрочных государственных займов в долгосрочные или бессрочные, или объединение государственных займов предыдущих лет в одну ссуду.

14. Унификация государственных займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа.

15. Отсрочка погашения государственного долга - в условиях рыночных отношений являются весьма нетрадиционными методами управления. Их применение неизбежно ведет к снижению или полной потере репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

16. Аннулирование долгов - полный или частичный отказ от платежей по всем займам и процентам. Вид банкротства.

17. Рефинансирование государственного долга - либо выплата правительством владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения денег, полученных от продажи новых ценных бумаг; либо обмен погашенных ценных бумаг на новые.

Тема 12. Местные финансы

1. Местные финансы — совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.

2. Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

4. Местные налоги и сборы – это такие виды налогов и сборов, которые устанавливаются с правовыми нормативными актами органов местного самоуправления.

5. Собственные доходы - это доходы, которые формируются на территории, подведомственной соответствующему местному органу власти.

6. Закрепленные доходы - это доходы, которые закрепляются за определенным бюджетом.

7. Межбюджетные трансферты — средство межбюджетного регулирования, заключающееся в передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой.

8. Корзина доходов местных бюджетов - доходы общего фонда, закрепленные настоящим Кодексом на постоянной основе за местными бюджетами, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

9. Финансовый норматив бюджетной обеспеченности - гарантированный государством в пределах имеющихся бюджетных средств уровень финансового обеспечения задач и функций, осуществляемых в соответствии Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, исполнительными органами местного самоуправления, который используется для определения объема межбюджетных трансфертов.

10. Под относительной налоговой нагрузкой мы понимаем отношение ее абсолютного объема к вновь созданной стоимости, т. е. долю налогов и страховых взносов (включая недоимку) во вновь созданной стоимости.

11. коэффициент выравнивания - показатель, используемый для расчета объема средств, передаваемых в государственный бюджет из местных бюджетов, с целью стимулирования наращивания доходов местных бюджетов в процессе бюджетного планирования.

1. Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.

2. Самострахование - это создание страхового (резервного) фонда непосредственно самим хозяйствующим субъектом в обязательном (акционерное общество, совместное предприятие, кооператив) или добровольном (товарищество и др.) порядке.

3. Страховщик — юридическое лицо (страховая компания), имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности, принимающее на себя по договору страхования за определённое вознаграждение (страховая премия) обязательство возместить страхователю или другому лицу, в пользу которого заключено страхование, убытки, возникшие в результате наступления страховых случаев, обусловленных в договоре.

4. Страхователь — это юридическое лицо или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования либо являющееся страхователем в силу закона.

5. Застрахованный - физическое лицо, на имя которого заключен договор личного страхования, либо физическое или юридическое лицо по договору страхования ответственности, ответственность которого застрахована этим договором.

6. Перестрахование (англ. Reinsurance) — система экономических страховых отношений между страховыми организациями (страховщиками) по поводу заключенных со страхователями договоров страхования.

7. Страховой платеж — это средства, которые являются платой за страхование и вносятся страхователем в сроки, указанные в договоре страхования. Страховые платежи - плата за страхование различных рисков, которые могут возникнуть у кредитного учреждения во время пользования заёмщика кредитом.

8. Страховой тариф — плата страховой премии с единицы страховой суммы с учётом объёма страхования и характера страхового риска.

9. Страховое отчисление - плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

10. Страховая сумма — определённая договором страхования или установленная законом денежная сумма, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования, или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования.

11. Страховое обеспечение - комплекс мер по созданию страхового денежного фонда (или ряда фондов) для возмещения материального ущерба, который причинен стихийными природными силами, несчастными случаями, злонамеренными действиями и др.

12. Страховой убыток - подлежащий возмещению страховщиком ущерб, причиненный объекту страхования в результате страхового случая.

13. Страховой случай — (англ. insured loss) событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

14. Страховое событие - потенциально возможное причинение ущерба объекту страхования на случай, которого заключен договор страхования.

15. Имущественное страхование - одна из двух отраслей страхования, представляющая собой совокупность видов страхования, направленных на защиту определенных законом имущественных интересов, присущих в равной степени юридическим и физическим лицам.

16. Личное страхование — совокупность видов страхования (отрасль страхования), где в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес страхователя, связанный с жизнью, здоровьем, событиями в жизни отдельного человека.

17. Медицинское страхование — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств.

18. Страхование ответственности — отрасль страхования, объединяющая разнообразные виды страхования, в которых в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, связанный с возмещением страхователем (застрахованным лицом) причинённого им вреда личности или имуществу третьих.

19. Страхование рисков — это особый вид страхования нематериальных объектов, предполагающий защиту от неверных решений и частных ситуаций, исход которых заранее не определяется и может стать причиной нанесения материального ущерба страхующемуся лицу.

20. Обязательное страхование - форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона.

21. Добровольное страхование - страхование на основе добровольного согласия страхователя и страховщика заключить договор страхования.

22. Страховой рынок — это часть финансового рынка, место, где продаются и покупаются страховые продукты.

23. Страховое поле – максимальное количество объектов, которое можно застраховать.

24. Страховой портфель - совокупная ответственность страховщика или перестраховщика по всем действующим договорам страхования или перестрахования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.