Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий






Методика преподавания курса «Политические институты, их эволюция» и методика подготовки к учебным занятиям базируется на сочетании следующих методов:

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через пособие, презентацию в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, ставится проблема, формулируется познавательная задача, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска (на проблемных лекциях, при постановке творческих заданий и закреплении тем эссе).

3. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется на основе работы над программами и учебными пособиями. Такой способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах.

4. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Для работы в рамках курса обучающимся необходимо иметь четкое преставление о следующих моментах:

1. Определить какой материал будет изучаться на учебных занятиях / самостоятельно.

2. Определить формы организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

3. Определить оптимальные формы и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов при выполнении самостоятельной работы.

5. Определить " точки", интервалы в изучении курса, методы и сроки контроля и самоконтроля.

При изучении материала курса студенты ориентируются на самостоятельное изучение основных нормативных актов, регламентирующих исследовательскую деятельность.

Изложение основных тем должно сопровождаться использованием научных терминов, например, «Политическая элита», «Политика», «Политический плюрализм» и т.п. Для этого следует привлекать обучающихся к созданию Глоссария по дисциплине. Например, в теме № 15" Политический процесс и политические технологии" следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица особым способом - путем выборов. При широком толковании понятие избирательной системы включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами. В узком понимании избирательная система - способ учета голосов избирателей и распределения мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов). electoral system  
ИМПИЧМЕНТ процедура досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения его к судебной ответственности. Impeachment
ИНАУГУРАЦИЯ торжественная процедура вступления в должность главы государства. innaguratsiya
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных социальных слоев и стремящаяся к реализации своих целей путем борьбы за государственную власть и ее использование. political party system leader  
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР (от анг. leader - ведущий, управляющий) - любой участник политического процесса, активно воздействующий на него, стимулирующий социальную группу или общество в целом на достижение определенных целей.. political leader  
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralie - множественный) - множественность взглядов и точек зрения, возможность социальных групп создавать организации для выражения интересов. political pluralism participation  

 

Глоссарий оформляется в виде конспектов и в электронном виде в системе «Гиперметод» в разделе «Материалы курса», регулярно дополняется и является доступным для зарегистрированных слушателей.

Алгоритмдействий преподавателя при проектировании содержания курса

1. Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
2. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности магистра Работа с ФГОС ВПО
3. Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
4. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
5. Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
6. Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Политические институты, их эволюция».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

• общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

• особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

• целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

• временем, отведенным на изучение того или иного материала;

• уровнем подготовленности слушателей;

• уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

• уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Политические институты, их эволюция» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией используется проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

Материал лекции дополняется вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

№ темы Тема Аудиторные часы
  Политические системы и политические режимы современности    
  Политические партии и партийные системы  

Примерные темы для проблемных лекций:

 

Эффективным видом занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Политические институты, их эволюция» связана, кроме дидактических преимуществ, с низким уровнем подготовки обучающихся, с особенностями восприятия информации (незрелость ассоциативного мышления, клиповое сознание и т.п.). К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения дисциплины:

a. семинар;

b. учебная конференция;

c. коллоквиум;

d. проблемный семинар.

В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как:

1. диспут по проблемным темам, например:

• Политические (этнополитические) конфликты

• Политические системы и политические режимы современности.

2. выполнение творческой работы, например:

• подготовка мультимедийных материалов по теме семинарского занятия;

• самостоятельное исследование по теме семинара.

3. сбор, обработка и оформление собранного материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата).

 

Примерный план проблемного семинарского занятия:

Групповое аудиторное задание по теме 2. «Политические учения в России XI-XX вв.». Групповая работа ‑ мини-кейс «Организационно-экономические «знаниевые» политические концепции. Особенности и преимущества:

1) Зарождение и формирование политических взглядов на Руси в XI-ХVI веках (Илларион. Повести временных лет, В. Мономах. Русская правда. Слово о полку Игореве. Филофей. И. Волоцкий. Н. Сорский, М. Грек. И. Грозный. А. Курбский).;

2) Формирование концепций абсолютизма (Ф. Прокопович, И. Посошков, В. Татищев);

3) Политические идеи российских просветителей начала XIX века (В. Малиновский, В. Попугаев, А. Куницын);

4) Политические идеи реформизма и консерватизма в начале XIX века (М. Сперанский, Н. Карамзин).

5) Радикальная политическая мысль в России конца ХVIII – начала XIX века (А. Радищев, декабристы). Проекты преобразования государственного строя П. Пестеля и Н. Муравьева.

6) Радикальные политические концепции в России второй половины XIX – начала XX века: революционные демократы и народники; российский анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин). Большевизм: В.и. Ленин о государстве и политике.

7) Либерально-конституционная политическая мысль конца XIX начала XX века (Чичерин Б., Новгородцев П., Ковалевский М.).

 

По результатам группой работы делается презентация, оценивается по 10-бальной шкале в зависимости от полноты и логичности анализа, от количества и качества используемых аргументов, литературных источников, современной практической значимости.

 

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ОК – общекультурная компетенция

ООП – основная образовательная программа

ПК - профессиональная компетенция

ПКВ - профессиональная компетенция вузовская

ПС – проблемный семинар

СРС – самостоятельная работа студентов

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

 

Разработчики: Кафедра ГМУ   Зам.зав.кафедрой, профессор     Шашина Н.С.
    (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
Эксперты:        
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.