Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и правовое регулирование гражданства в зарубежных странах.






Гражданство – личная правовая связь лица с государством, характеризующаяся наличием взаимных прав и обязанностей.

Признаки гражданства:

1) личный характер, в отличие от территориальной связи постоянно проживающего иностранца с государством проживания (нередко правовой статус таких иностранцев близок к статусу граждан);

2) правовая связь лица с государством, т. е. основанная на соответствующих нормах права, а не на этнической принадлежности, чувстве «исторической родины» и т. п.;

3) в результате возникают взаимные права и обязанности гражданина и государства.

В законодательстве и юридической литературе наряду с термином «гражданство» встречается термин «подданство» (термин «подданный» означает дословно «находящийся под данью»). Он применяется в незначительном числе государств с монархической формой правления как синоним гражданства, хотя в большинстве монархий используется термин «гражданство» (в Великобритании применяются и тот и другой, но для разных категорий лиц).

Способы приобретения гражданства: 1) филиация – приобретение гражданства по рождению. Различают 2 вида филиации: «принцип крови» и «принцип почвы»;

2) натурализация – прием в гражданство. Различают натурализацию по закону (юридическое следствие усыновления, опеки, признания отцовства) и натурализацию, основанную на личном выборе лица. Законодательство о гражданстве устанавливает упрощенный порядок натурализации для отдельных категорий лиц (для супругов – граждан данного государства), иногда положения об этом попадают и на конституционный уровень;

" Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран"

3) оптация – выбор гражданства. Оптация возникает в случае перехода части территории одного государства к другому по международному договору;

4) восстановление в гражданстве. Применяется в случаях его утраты по причинам, не зависящим от воли данного лица (в случае лишения гражданства при одном режиме при другом может произойти его восстановление).

Способы утраты гражданства:

1) экспатриация – выход из гражданства по собственному желанию гражданина;

2) денационализация – принудительное лишение государством гражданства лиц, которые приобрели его по рождению;

3) денатурализация – принудительное лишение гражданства государством в отношении натурализованного гражданина;

4) оптация;

5) восстановление.

Двугражданство (или двойное гражданство) – наличие у гражданина гражданства двух государств.

Многогражданство:

1) обобщающее понятие для правового положения с наличием более одного гражданства;

2) понятие, указывающее на наличие гражданства более чем двух государств.

Безгражданство – отсутствие у лица доказательств принадлежности к гражданству какого-либо государства.

Лица без гражданства (апатриды), как правило, приравнены в правах к иностранным гражданам, однако, в отличие от последних, в случае конфликтной ситуации они не могут рассчитывать на защиту «своего» государства. Для дополнительной защиты апатридов в текущем законодательстве обычно устанавливается, что:

1) денатурализация не может быть произведена, если это приведет к безгражданству;

2) дети апатридов, родившиеся на территории данной страны, приобретают гражданство этой страны.

1. 12. Сущность государства. Значение конституционных характеристик государства как демократического, правового, социального, светского.

2. Государство— это особое территориальное сообщество людей, распространяющее суверенную власть на всю свою территорию, располагающее профессиональным аппаратом управления и при­нуждения. Обычно конституции закрепляют основные атрибуты (официальное наименование, государственные символы, столицу) и признаки государства— наличие собственной территории, суверени­тета, аппарата управления и принуждения, правотворчества, главные принципы организации и деятельности государства, его внутренней и внешней политики, а также основы его устройства, т. е. структуры государственного механизма и территории.

3. Конституционные принципы организации и деятельности госу­дарства— это зафиксированные в основном законе руководящие идеи, которыми данное государство должно руководствоваться при проведении своей политики. Их можно подразделить на принципы внутренней и внешней политики. Такие принципы являются неодинаковыми в конституциях разных стран. В конституциях западной! модели (ФРГ, Испания, Италия, Франция и др.). принципы внутренней политики находят выражение прежде всего в таких характеристиках государства, как социальное, правовое, демократическое и светское.

4. Социальное государство— это государство, которое служит обществу и стремится минимизировать социальные конфликты, создать всем членам общества условия для достойной жизни.

5. Правовое государство— это государство, признающее верховенство права, в том числе над собой, причем права как в позитивном так и в естественном понимании, права не только внутреннего, н< и международного. Данную характеристику государства одним и: ' первых включил в свой текст Основной закон ФРГ, и до сих порет трактовка правового государства считается наиболее удачной. Статья 20 Основного закона гласит: «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие— законом и правом».

6. Демократическое государство— это государство, в котором большинство населения оказывает реальное и эффективное влияние на власть, на содержание и исполнение управленческих решений государства, в котором действуют механизмы контроля населения за государственной бюрократией. Демократическое государств может функционировать только в рамках демократического политического режима в целом. Конституционными характеристикам! демократического государства являются: провозглашение принцип народного суверенитета, а также механизмов его реализации; закрепление за гражданами широкого крута политических прав, а также гарантий их осуществления; установление возможностей использования институтов непосредственной демократии для участия населения в осуществлении политической власти; представительное правление; разделение властей; регламентация основ участия политических партий и других общественных объединений в политическом процессе; обеспечение гласности государственной деятельности и т. д.

7. Светское государство— это государство, от которого отделена церковь и в котором обеспечено равноправие религий. Данный прин­цип закреплен, например, в ст. 29 Конституции Румынии: «Религиоз­ные культы автономны по отношению к государству».

13. Понятие и признаки органа государственной власти

Выделяют следующие основные признаки органа государства:

– конституционно-правовой статус органа;

– особенности его формирования;

– характер государственно-властных полномочий;

– характер взаимоотношений различных государственных органов и гражданского общества.

Важнейшим признаком принадлежности государственного органа к государственному аппарату является наличие у органа государства государственно-властных полномочий.

принцип представительного правления. Означает, что органы власти избираются народом непосредственно, выражают его волю. Путем выборов формируются представительные органы государственной власти в большинстве стран мира (например, парламент – в Италии, президент – в России). Органы исполнительной и судебной власти образуют, как правило, вышеназванные органы государственной власти;

принцип разделения властей. Предполагает, что законодательная, исполнительная и судебная власти осуществляются различными государственными органами, которые сдерживают и уравновешивают друг друга в процессе их создания и реализации своих полномочий;

принцип федерализма, т.е. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти ее субъектов (например, это отражено в ст. 30, 31, 70–74 Основного закона ФРГ). Суть данного принципа заключается в том, что в вопросах формирования государственных органов федерации и ее субъекты самостоятельны;

принцип внепартийности. Так, в ст. 98 Конституции Италии говорится, что в отношении судей, кадровых военных действительной службы, должностных лиц и агентов полиции, дипломатических и консульских представителей за границей закон может ограничить их права состоять в политических партиях;

принцип законности прежде всего проявляется в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать конституцию и другие законы государства в процессе формирования и организации деятельности подотчетных и подчиненных государственных органов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.