Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компьютер в детском саду






Компьютер — специфическое «интеллектуальное орудие» человека, по­зволяющее выйти на новый информационный уровень. В программе он представ­лен в качестве современного средства деятельности дошкольника.

Ребенок решает задачу, преобразуя изображение на экране опосредованно, с помощью компьютерных средств — клавиатуры, мышки, джойстика, электронного пера и планшета (дигитайзера).

Рекомендуется использовать компьютерные программы для регулярных игр и занятий с детьми, начиная с 5 лет. Ребенок в этом возрасте способен осознанно выбирать способ действия, принимать особые условия, предлагаемые компьютер­ной технологией. Принять эти условия он может потому, что к 5 годам у детей в полной мере развивается символическая функция наглядно-образного мышления — основная характеристика достижений умственного развития в этом возрасте.

Работая на компьютере, ребенок действует с наглядными экранными образами, которые он наделяет символическим, в том числе игровым значением.

Ребенок переходит от привычных практических действий с предметами к дей­ствию с ними в образном (модельном, символическом) плане.

Освоение компьютерных средств формирует у дошкольников предпосылки те­оретического мышления, для которого характерен осознанный выбор способа дей­ствия, направленного на решение задачи, его рефлексию (осознание). Дошкольник, овладевший «компьютерной технологией», более готов «думать в уме», что является одним из основных требований к мышлению детей, поступающих в школу.

Образовательные задачи:

формировать психологическую (мотивационную, интеллектуальную, опера­циональную) готовность к жизни в информатизированном обществе;

— способствовать становлению культуры использования персонального ком­пьютера как средства решения задач своей деятельности;

— знакомить с особенностями компьютера, способами управления событиями ш экране (дисплее) с помощью операторов (клавиатура, мьшка, джойстик, лига тайзер) и с учетом возможностей (меню) той или иной программы — обяза­тельного компонента компьютерной грамотности пользователя;

— знакомить с постановкой и решением игровых, изобразительных и познава­тельных задач в ходе работы за компьютером;

— способствовать становлению предпосылок теоретического мышления — реф­лексии (осознания) способов действия в процессе решения задач с помг-щью компьютерных средств;

— поддерживать творческий «поисковый» подход к работе с компьютерными программами, стимулировать поиск разных путей решения задачи;

 

 

— формировать отношение к неправильному действию за компьютером («ошиб­ке») как к новой задаче, которую можно решить самостоятельно уже имею­щимися средствами;

— обогащать представления о возможностях компьютерных или мультимедий­ных технологий, демонстрировать эти возможности (развивающие игры, элек­тронные энциклопедии, «открытые» программы творческого характера, в том числе «рисовальные», мультипликационные и др.).

Содержание психолого-педагогической работы

Чтобы ребенок мог свободно использовать компьютер как средство игровой, изобразительной, познавательной деятельности, ему нужно освоить «компьютер­ную грамоту», т.е. усвоить правила действий с рабочими устройствами компьютера к научиться их применять в своей деятельности. Необходимо заинтересовать ре­бенка и раскрыть ему возможности той или иной программы. При этом не следует бояться использовать в общении с детьми специальные термины: компьютер, кла­виатура, мышка, клавиша, экран (дисплей), программа, диск, флешка, меню (возмож­ности программы или ее репертуар), рамка, курсор и т.д. Дети, как правило, быстро усваивают эти слова и используют их в той или иной «компьютерной ситуации».

Для работы с детьми следует отбирать и использовать компьютерные програм­мы, содержание которых соответствует возрастным психофизиологическим воз­можностям детей и одновременно обеспечивает дальнейшие перспективы их раз­вития. Недопустимы использование программ с агрессивным содержанием или на­пряженный темп работы с программой.

Существуют разные компьютерные программы, в которых перед ребенком ста­вятся те или иные игровые или обучающие задачи. Одни из них относятся к зада­чам открытого типа (имеют несколько вариантов решений), другие — закрытого | имеют только одно решение). Те и другие программы могут быть игровыми, позво­ляющими осуществлять режиссерскую игру, сочинять и рисовать на экране игро­вые «мультики»; познавательными, способствующими развитию детского экспери­ментирования и специальных качеств мышления, дидактическими, обучающими конструированию, основанному на формировании динамических пространствен­ных представлений, активизирующими сознательное применение элементарных математических представлений, обучающими второму языку и т.д.

В работе с дошкольниками могут использоваться только развивающие и специаль­ные обучающие программы. К их числу относится ряд продуктов Ассоциации «Ком­пьютер и Детство», компаний «Новый Диск», «Никита», «Просвещение Медиа» и др.

При планировании игр и занятий за компьютером необходимо иметь в виду многофункциональность компьютерных программ.

Игры и занятия на основе компьютерных технологий проводятся в соответ­ствии с общим планом образовательной работы с детьми. Нужно учитывать при планировании, что обучающие компьютерные программы представляют собой ди­дактические игры с математическим, языковым, природоведческим содержанием, дают возможность проводить занятия по ознакомлению с окружающим, конструи­рованию, изобразительной деятельности и т.д.

Содержания обычных и компьютерных игр взаимно обогащают друг друга. Игры и занятия в компьютерном зале должны быть систематическими. Классно-уроч­ный и фронтальный методы работы, так же как и соревновательные методы, здесь недопустимы.

 

Для демонстрации детям возможностей использования компьютера можно ре­комендовать программы, позволяющие через него управлять различными игруш­ками (система Лего-Дакта и др.).

Нужно поощрять желание детей поделиться своими впечатлениями, комменти­ровать результаты, которых они достигают на экране компьютера, побуждать к са­мостоятельной постановке целей и их достижению. Дети могут выбрать программу для своей игры, а также в любой момент покинуть компьютерный зал и перейти в игровой для самостоятельной игры с игрушками.

Нужно предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых.

Проведение игр и занятий с детьми предполагает учет специфики компьютер­ной развивающей технологии образовательной работы. Эта технология начинается с организации в дошкольном учреждении компьютерно-игрового комплекса.

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) — система развивающих условий, позво­ляющая сочетать игры и занятия на компьютере с разнообразными специфически детскими видами деятельности, в результате чего устанавливаются содержательные связи между системой знаний, получаемых ребенком в повседневной жизни, в про­цессе обучения, в том числе с использованием компьютера, и игрой как ведущей деятельностью. При этом важно, что компьютерные игры не заменяют обычные, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. КИК состоит из нескольких функционально взаимосвязанных помещений — компью­терный и игровой залы, спортивная зона и зона релаксации.

Компьютерный зал представляет собой светлое, хорошо проветриваемое поме­щение, где располагаются компьютеры.

При установке и эксплуатации компьютеров следует соблюдать условия, опре­деленные санитарными правилами и нормами (Гигиенические требования к пер­сональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Сани­тарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.22./2. 4.1340-03*).

Согласно нормам, площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 кв. м, с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные! — 4, 5 кв. м. Таким образом, число компьютеров зависит от площади зала. Оптималь­ным считается наличие 5—7 (но не более 12) компьютеров для детей, компьютер для педагога, а также при необходимости периферийные устройства (принтер, ска­нер, электронная интерактивная доска и пр.). Компьютеры располагаются на специ­альных одноместных столах, предусматривающих возможность регулировки высо­ты и фиксации рабочих поверхностей и обеспечивающих удобное для ребенка расположение экрана, клавиатуры, мышки. Оптимальное расстояние от глаз ребен­ка до экрана компьютера — 60—70 см (но не менее 50 см), при условии направле­ния глаз на центр экрана по горизонтали. Для этого дети должны сидеть на стульях, обеспечивающих такое положение. Стулья должны быть со спинкой для опоры, их замена табуретками или скамеечками недопустима.

Необходимо поддерживать общее освещение рабочих мест в компьютерном зал* в пределах 300—500 лк. Нельзя устанавливать экраны компьютеров напротив окон Естественный свет должен располагаться сбоку (желательно слева), а общий — сверху. На окнах следует иметь жалюзи или светлые шторы. Нужно поддерживать определенный уровень влажности воздуха в компьютерном зале и обеспечивать

_____________

* Санитарные нормы для образовательных учреждений: Справочник. Кн. 3. М., 2004.

 

 

 

систематическое проветривание после каждого часа работы ПЭВМ. Нельзя допус-1тъ повышения нормы показателей электростатичности в помещении. Важно обес-гзечивать свободный выход детей из компьютерного зала. Недопустимо загромож-зть зал посторонней мебелью, игрушками, особенно мягкими. Рекомендуется ежед­невная влажная уборка помещения, бережный уход за компьютерами. Рабочее место воспитателя, методиста должно быть удобно расположено, оснащено персональным компьютером того же типа, что и на детских «рабочих» местах, иметь принтер хтя черно-белой и цветной распечатки методических материалов и детских работ, горошо также иметь сканер, интерактивную доску и т.д.

Продолжительность занятий с использованием развивающих игровых программ для г: етей 5 лет не должна превышать 7 мин и для детей 6 лет — 10 мин (не чаще трех раз в неделю: по вторникам, средам и четвергам). Или (для детей 6 лет) раз в неделю не более " 5 мин. При этом само занятие, включающее обыкновенную игру, установочную часть, собственно деятельность за компьютером, завершающую гимнастику для глаз и само­стоятельную деятельность в игровом зале, может длиться от 15 до 25—30 мин.

Не допускается проведение занятий за компьютером в ущерб сну, дневным про­гулкам и другим оздоровительным мероприятиям.

Занятия дошкольников с использованием персональных компьютеров должны гроводиться воспитателем, им предшествуют спокойные игры.

Запрещается использовать один компьютер для двух и более детей независимо от их возраста одновременно.

Вместе с тем занятия могут проводиться с одним ребенком и целой подгруппой, учитывая нормы экранного времени занятий и соответствующие правила. Во время занятий важно предоставлять детям возможность объяснять что-то друг другу. В про­цессе таких объяснений дети выделяют и лучше понимают способ действия, кроме того, объяснение, идущее от сверстника, в ряде случаев лучше воспринимается детьми.

При организации занятий самое главное — четко осознавать, что диалог с пер­сональным компьютером — это не диалог ребенка с машиной. Машина сама не мыслит. Компьютер — орудие мыслящего человека. Поэтому процесс его освоения оборачивается не прямой связью «ребенок — компьютер», а опосредованной — ребенок — компьютер — цель», задаваемой либо воспитателем, либо программой, либо самим ребенком. Здесь важна мотивированность включения компьютера в самостоятельную деятельность ребенка. Таким образом, компьютер должен высту­пать для него не как самоценный объект, а как удобное средство решения разнооб­разных задач его деятельности.

Игровой зал — помещение, непосредственно примыкающее к компьютерному залу и оснащенное наборами игровых средообразующих модулей, а также обычны­ми и нетрадиционными игрушками, конструкторами, бросовым материалом, вы­полняющими функции предметов-заместителей и пр. Игровой зал выполняет важ­ные функции, сначала подготавливая ребенка к осмысленной игре на компьютере, а затем предоставляя ему возможность практически реализовывать в рамках спе­цифически детских видов деятельности те новые знания, способы действий, с кото­рыми он знакомится «виртуально» на компьютере, соотнося видеоряд программы с реальными предметами. Воспитателю такой подход позволяет использовать компь­ютер, дополняя его возможностями обычные занятия, но не заменяя их.

Спортивная зона находится в непосредственной близости от компьютерного зала. Здесь ребенок получает возможность активно двигаться, в том числе исполь­зуя специальное спортивное оборудование, что способствует снятию психоэмоци-

 

 

онального напряжения после работы за компьютером, нормализации работы фун­кциональных систем организма и профилактике гиподинамии. Спортивная зона также может использоваться и для сюжетных игр, поскольку ее оборудование по­зволяет выстраивать игровое пространство не только по горизонтали, но и по вер­тикали (мачты корабля, переходы космического корабля, джунгли и пр.).

Зона релаксации — комната или зона, оформленная по типу своеобразного зим­него сада, где могут находиться также аквариумы и клетки с экзотическими птица­ми и животными. Этот зал предназначен для отдыха и эмоциональной разгрузки детей. Здесь целесообразно проводить гигиеническую гимнастику для глаз, устав­ших после работы за компьютером. Глаза отдыхают в природной среде зеленых и цветущих растений, при наблюдениях за рыбками и птицами.

Игровое и релаксационное пространство компьютерно-игрового комплекса может быть использовано также для игр и занятий природного цикла в обычно м распорядке дня.

 

Приложение 3

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.