Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактическая игра. Образовательные задачи






Образовательные задачи

Шестой год жизни:

— развивать умение систематизировать предметы, различные по размеру, в прямом и обратном порядке;

 

— совершенствовать умение объединять предметы по 2—3 признакам и на основе общих понятий (мебель, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты);

— закреплять элементарные представления о взаимодействии и взаимосвя­зях живых организмов со средой обитания;

— продолжать развивать элементарные представления о сохранении коли­чества (количество предметов не зависит от их величины, расстояния между ними, пространственного расположения и направления счета);

— формировать представления о целом и части, уметь создавать целое из частей;

— закреплять умение определять форму окружающих предметов и их поло­жение в пространстве;

— помогать овладению действиями моделирования как способом опосре­дованного решения познавательных задач (установления количествен­ных и пространственных отношений);

— расширять словарный запас, активизировать грамматические формы и речевое общение;

— формировать умение участвовать в совместных дидактических играх на основе общих правил и правил взаимодействия.

Седьмой год жизни:

— развивать способность систематизировать объекты с различными свой­ствами и давать двойную характеристику одного объекта как принадле­жащего двум группам (классам);

— закреплять представления о существенных признаках, лежащих в основе родовых обобщений (животные, птицы, насекомые, рыбы, посуда, одежда, обувь и др.);

— понимать взаимосвязи в типичных экологических системах (в лесу, водо­еме, парке, огороде, на лугу и др.);

— расширять представления о средствах связи и передвижения в разных сферах (на земле, под землей, в воде, в воздухе);

— закреплять представления о соотношении целого и части (целое больше части, а часть меньше целого), сохранении количества;

— совершенствовать умение использовать моделирование в качестве сред­ства познания скрытых связей и отношений, использовать планы-схе­мы для прохождения простых маршрутов (в группе, на участке детского сада);

— обогащать и активизировать словарь, грамматические формы и речевое общение;

— воспитывать умение строить взаимодействие и взаимоотношения между собой в самостоятельных дидактических играх на основе правил и эмо­циональной ориентировки на выигрыш.

Содержание психолого-педагогической работы

В старшем дошкольном возрасте дидактическая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса во взаимосвязи с психолого-педагогической работой по другим направлениям познавательного развития решает задачу формирования целостной картины мира в единстве качествен­но-количественных и пространственно-временных характеристик.

 

 

Дидактическая игра может стимулировать включение всех видов детского мышления и постепенно приводить их в целостную форму наглядно-интуи­тивного мышления как основы логического.

В развитии детского мышления ведущая роль принадлежит представлени­ям о постоянстве, сохранении объектов и их свойств, несмотря на изменение их внешнего вида. Понимание принципа сохранения — критический момент в интеллектуальном развитии детей. Дидактические игры, выстроенные в опре­деленную систему на основе опыта, полученного в других видах деятельности, могут помочь детям самостоятельно открыть два типа сохранения (количества и целого при выделении в нем частей).

Детям младшего дошкольного возраста еще трудно ориентироваться на по­знавательную задачу, поэтому игры для них, как правило, включают определен­ный сюжет. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к реше­нию интеллектуальных задач, особенно когда успешное их решение достигает значимого результата. Ребенок этого возраста получает удовлетворение от про­цесса и результата познавательной деятельности, имеющей для него личност-но-смысловое значение.

С детьми старшего дошкольного возраста продолжается образовательная работа, направленная на обучение умению объединять, группировать предметы по 2—3 признакам (цвету, форме и размеру), а также разделять целое (группу) на части (подгруппы).

Для реализации этих задач лучше использовать игры с универсальными дидактическими материалами, например, с логическими блоками Дьенеша. Они (48 шт.) состоят из геометрических фигур четырех форм, двух размеров и ви­дов толщины, трех цветов. Таким образом, в комплекте представлены всевоз­можные комбинации этих признаков, что позволяет при группировке фигур ориентироваться на несколько свойств и изменять критерии их объединения, разделять целое (всю группу) на части (подгруппы).

На шестом году жизни можно учить детей разделять группу фигур на отдельные (непересекаюшиеся) подгруппы, а на седьмом — на пересекаю­щиеся.

Для наглядного представления (моделирования) отношений групп (клас­сов) и подгрупп (подклассов) можно использовать большой круг (обруч) и маленькие круги. Например, половина блоков в беспорядке находятся в боль­шом круге. Воспитатель дает двум детям по одному маленькому кругу и просит одного — собрать в свой круг все красные фигуры, а другого — все круглые. В ходе выполнения игрового задания обнаруживается, что одни и те же фигуры (красные круги) нужны обоим детям. С помощью воспитателя дети определя­ют, как это показать (сложить оба маленьких круга так, чтобы образовалось общее пространство).

Детям седьмого года жизни можно предложить обсудить ответы на вопросы, например: «Чего больше (меньше) — красных фигур или всех фигур?»

В играх с блоками Дьенеша детям предлагается символически обозначить свойства фигур. Им можно объяснить, что удобнее выполнять игровые задания с помощью знаков, изображенных на карточках. Не нужно запоминать, напри­мер, что надо собрать все большие, красные, квадратные фигуры, а взять карточ­ку с обозначением этих свойств и держать ее перед собой. Таким образом, в играх развивается символическая функция мышления.

 

Далее в процессе игр «Угадай по описанию», «Чем похоже и чем непохоже?» у детей закрепляется умение анализировать объекты с точки зрения различных свойств и назначения.

После таких игр детям легче овладевать умением объединять (группиро­вать) объекты на основе общих понятий (мебель, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, растения, животные и др.), а также выделять в них части (подгруп­пы) — посуда (чайная, столовая, кухонная), растения (деревья, кусты, цветы, гри­бы и др.).

С детьми шестого года жизни организуются игры типа лото, домино в ходе которых у них развивается представление о соотношении целого и ее части.

На седьмом году жизни в процессе игр «Мир предметов», «Мир растений», -Мир животных» путем определения общих и различных признаков объектов у детей формируются представления о целостности, в которой части ее взаимо­связаны, и эти связи по содержанию различны.

В старшем дошкольном возрасте организуются игры «Помоги маме собрать детенышей», «Рыбки плавают в водице», «Семья медведей», в ходе которых на: снове группировки (классификации) совокупности предметов с помощью количественных и порядковых числительных закрепляются представления о количественных отношениях на новом материале.

В процессе дидактических игр, а также экспериментирования с веществами дети постепенно подводятся к открытию принципа сохранения количества (оно не меняется, если ничего не отнимали и ничего не прибавляли).

Особое внимание следует уделять играм с дидактическими материалами типа палочек Кьюизенера, направленными на развитие действий (операций) упорядочивания (систематизации) предметов на шестом году жизни — по од­ному признаку (размеру), а на седьмом — по нескольким.

В ходе игр, которые отражают познавательный опыт, полученный на заняти­ях по математике, у детей развивается элементарное представление о транзи­тивных отношениях, о том, что место любого предмета (за исключением перво­го и последнего) в упорядоченном ряду определяется двумя соотношениями: каждый предмет выше предшествующего и ниже последующего.

На основе этих представлений дети постепенно открывают принцип пост­роения натурального ряда чисел (каждое число в ряду на единицу больше предыдущего и на единицу меньше последующего).

С детьми старшего дошкольного возраста можно организовывать игры, в ходе которых продолжается развитие представлений о пространстве и времени как свойствах окружающего мира. Игры типа «Что сначала, а что потом?» по­зволяют формировать представления о последовательности, на основе которых развиваются представления о времени и пространстве.

В развитии представлений о времени особое место занимают игры, помога­ющие детям открыть такие его свойства, как непрерывность и цикличность.

В процессе маршрутных игр «Где спрятался мишка?», «Пригласи гостей», «Пу­тешествия» у детей развивается умение использовать планы-схемы, в которых с помощью стрелок символически обозначено направление движения для прохож­дения несложных маршрутов, а также определения местоположения объектов.

В жизни старших дошкольников значительное место занимают развиваю­щие игры с правилами. Правила игры — добровольно принятые нормы, позво­ляющие устанавливать справедливые, равноправные взаимодействия и взаимоотношения

 

детей в игре. Возникающие в таких играх социальные взаимо­действия детерминируют процесс познавательного развития дошкольников. Дидактическая игра позволяет решать задачи познавательного и социального развития в единстве.

Однако чтобы дидактическая игра в полной мере использовалась для раз­вития детей, она должна быть освоена ими как специфическая деятельность. И только при этом условии она может перейти от деятельности, организуемой взрослым, к самостоятельной деятельности детей.

Постепенно с помощью воспитателя дети должны овладеть тремя типами правил: игр (лото, домино, маршрутные), определяющих их специфику; взаи­модействия детей в игре и выбора ведущего, обладающего правом определять действия других играющих. Особое значение в развитии детей старшего до­школьного возраста имеют игры, предусматривающие критерий выигрыша, ко­торый завершает игру и обеспечивает равенство всех играющих. Заданный в игре результат в форме выигрыша стимулирует продолжение игры и определя­ет ее цикличность. Последняя позволяет каждому ребенку добиться успеха и реализовать потребность в успехе — выигрыше.

 

Образовательная область «Коммуникация»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.