Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательные задачи. Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструк­тора типа Лего:






Четвертый год жизни

Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструк­тора типа Лего:

учить различать цвета, формы, величины детелей (кубик, кирпичик, плас­тина, призма) в процессе создания простейших построек;

— ставить сюжетно-игровые задачи, инициирующие конструирование объек­тов с учетом их функциональности (строить кроватки для укладывания кукол спать, делать дорогу, чтобы по ней ездили машины и др.);

— учить изменять поделки путем замены мелких деталей на более крупные;

— знакомить с конструктивными свойствами деталей строительного мате­риала (устойчивостью);

— формировать первые технические умения работы с деталями и простей­шие способы соединения и размещения их в пространстве по горизонта­ли (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы) и вертикали (башенка, лесенка);

— учить самостоятельно строить простейшие конструкции (дом, поезд, ма­шина, горка и др.), как по образцу, условиям (словесно и наглядно обо­значенным требованиям: «Построй такой же дом, но высокий»), так и по собственному замыслу.

Конструирование из бумаги:

помогать детям создавать различные образы для общей композиции, пользуясь уже знакомыми способами — сминание и разрывание (напри­мер, травку, одуванчики, птичек и т.д. — «Лето»; оранжевые листочки раз­ной конфигурации, облака, травинки и т.д. — «Осень»), а также овладевать новым способом — скручивание («Волшебное дерево», «Корзиночка»);

 

 

— активизировать включение в речь детей предлогов (наверху, внизу, над, под);

— обращать внимание на подбор цвета материала и соответствие формы содержанию композиции;

— поощрять первую ориентировку на большом листе бумаги.

Пятый год жизни

Конструирование из строительного материала:

— формировать обобщенные представления о конструируемых объектах пу­тем представления одной темы несколькими постепенно усложняющи­мися конструкциями (например, 5—6 домиков, 4—5 трамвайчиков и др.), осваивать эти конструкции как по образцам, так и в процессе их само­стоятельного преобразования детьми по заданным условиям («Построй такой же, но высокий» или «Такой же, но длинный» и т.д.);

— подводить к различению пространственных характеристик объектов — протяженности (высоты, ширины), установлению месторасположения ча­стей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.), учить анализировать объекты (части, детали, объект в целом);

— поддерживать стремление детей к конструированию по собственному за­мыслу;

— приобщать к самостоятельному складыванию строительных деталей в ко­робки, ориентируя детей на выделение формы.

Конструирование из деталей конструктора:

— обеспечивать возможности в ходе экспериментирования с новым мате­риалом (типа Лего) самим открывать способы крепления и создавать простейшие постройки для игры;

— использовать совместно с детьми складывание деталей в коробку для освоения разных форм и воспитания аккуратности.

Конструирование из бумаги:

закреплять представления детей о свойствах разной бумаги (одна хоро­шо намокает, легко рвется, режется и склеивается, а другая (ватман, кар­тон) с трудом поддается деформированию и т.д.) и создавать простые поделки, опираясь на эти представления (открытки, султанчики, фонта­ны и разные композиции), обеспечивая возможность практически это опробовать;

— помогать овладевать двумя новыми способами конструирования — скла­дыванием квадратного листа бумаги по диагонали и пополам с совмеще­нием противоположных сторон и углов;

— учить изготавливать простые поделки на основе этих способов, а на ос­нове одного и того же способа — делать разные поделки.

Конструирование из природного материала:

приобщать к богатству естественных цветовых оттенков, фактуры и форм материала;

— учить рассматривать материал с целью обнаружения в разлохмаченной шишке, корнях и ветках причудливой формы какого-то образа (змея му­равей и т.д.);

— совместно достраивать образ способом опредмечивания: путем дополне­ния основы (веток, шишек, корней) разными деталями;

— развивать воображение, элементарное творчество.

 

Содержание психолого-педагогической работы

Конструирование из строительного материала. Взрослые создают развиваю­щую систему обучения детей, переводящую их от подражательной деятельнос­ти к самостоятельной, более творческой.

Дети четвертого года жизни строят вместе с воспитателем простые конст­рукции, знакомые им из опыта (стол, стульчик, кроватка, домик, машинка и т.д.) и объединяют их в разные сюжеты (двор, улица, детская площадка). При этом воспитатель обращает внимание, что одни и те же конструкции можно выпол­нять из деталей как большей, так и меньшей величины. Например, длинная дорожка — кирпичики или пластины, ворота — опоры из нескольких кирпи­чиков или одних пластин.

Одна из таких систем может кратко выглядеть: как игра-конструирование (сюжетное конструирование); конструирование по постепенно усложняющимся образцам (нескольким по одной тематике: домики, трамвайчики, горки, гара­жи); преобразование образцов способами надстраивания, пристраивания, ком­бинаторики (решать задачи типа: «Построй такой же домик, как образец, но высокий, такой же трамвайчик, но широкий»); конструирование по условиям (решать задачи типа: «Построй гараж для этих трех машин», «Построй горку так, чтобы с нее съезжала машина быстрее (медленнее), чем с горки-образца»); конструирование по собственному замыслу.

Необходимо иметь на каждого ребенка по набору мелкого (настольного) строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, при­змы, пластины, короткие и длинные), а также мелкие игрушки разных размеров (фигурки людей и животных, машинки, кораблики).

Важно обеспечивать связь конструирования с игрой, развитием речи и ма­тематических представлений.

Необходимо поощрять коллективные формы деятельности и создавать для этого условия.

Конструирование из деталей конструктора. Поисковая деятельность и экс­периментирование с новым материалом: выявление его свойств и возможнос­тей, в том числе и способов крепления. Переход от беспорядочного манипули­рования к ориентировочным и поисковым действиям.

Развитие образного мышления и воображения. Достраивание конструкции, начатой взрослым. Создание разных конструкций на одной основе, например на основе узкого длинного бруска, сделанного воспитателем из мелких деталей (башня, домик, ворота с забором, карусель).

Конструирование по замыслу с учетом особенностей материала, выявлен­ных детьми самостоятельно. Предлагаемые детям конструкторы должны отве­чать следующим требованиям:

— иметь достаточно простые крепления;

— позволять создавать конструкции разной тематики;

— не содержать рисунков и схем сборки конструкции. Конструирование из бумаги. Практическое знакомство со свойствами разной

бумаги — цветом, фактурой, формой (писчая, гофрированная бумага быстро намокает, легко рвется, режется и склеивается, а ватман, картон — более проч­ные, с трудом поддаются деформации и т.д.). Для этого создаются условия для практического опробования этих свойств бумаги. И с учетом их дети вместе с

 

 

воспитателем, используя простые способы работы (разрыв, сминание, скручи-зание), создают разные композиции (лето, поле с одуванчиками, яблоня с ябло­ками, цыплята в травке и т.д.).

Основная цель работы воспитателя — развитие самостоятельного констру­ирования, а не обучение детей созданию конкретной игрушки по образцу и объяснению.

Воспитатель предъявляет проблемные задачи, требующие соотнесения зна­комых способов с новыми условиями, например, он показывает готовые подел­ки, а дети определяют, каким способом они сделаны.

Конструирование из природного материала относится к художественному типу деятельности, поскольку здесь дети не моделируют реально существую­щие объекты, а создают художественный образ так, как они его видят и «чув­ствуют» сами (необычный по форме, с нарушениями пропорций в частях, на­пример огромная голова у Змея Горыныча подчеркивает его характер и т.д.).

Конструирование из природного материала. Дети приобщаются к богатству естественных цветовых оттенков, определяют фактуру материала (шишка, мох, береста — на ощупь).

Важно учить детей рассматривать природный материал («На что это похо­же?», «А если посмотреть сверху?», «А если перевернуть сучок?»), подмечать детали, подсказывающие образ, а не делать конкретные поделки по образцу (человечков из желудей, лодочку из коры дерева).

Воспитатель организует экскурсии на природу для целенаправленного сбора материала как начала подведения детей к образному видению с соблюдением правил поведения («Не ломать ветки, а собирать сухие, не резать кору деревьев»).

Поощряет инициативную речь детей, их попытки описать своего «героя», придумать что-то про него, записать интересные детские рассказы.

Плоскостное конструирование. К 5 годам дети уже могут создавать простые плоскостные конструкции (цветок, узор, домик и т.д.) из бумажных, картонных, пластмассовых элементов, располагая их в соответствии с замыслом в опреде­ленной последовательности. Меняя пространственное расположение одних и тех же элементов, дети получают разные целостности. Это развивает у них про­странственные представления и воображение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.