Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика возрастных возможностей. Дети 3—5 лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном вни­мании взрослого и общении с ним






 

Дети 3—5 лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном вни­мании взрослого и общении с ним. Развиваются потребность в доверительном отношении к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состо­яние (радостное, восторженное, печальное, спокойное, рассерженное и т.д.), по­нять причину изменения настроения. Развивается общение со взрослым на по­знавательные темы, которое сначала вплетено в совместную со взрослым позна­вательную деятельность (игру, экспериментирование с предметами и игрушками, конструирование из бумаги и природного материала и др.), затем к концу пятого года жизни приобретает вид «теоретического» общения на познавательные темы, не связанные с конкретной ситуацией.

Дети задают взрослым множество вопросов. При этом у детей четвертого года жизни вопросы направлены на поддержание общения со взрослым. Ответ на них иногда очевиден. Но часто в их вопросах проявляется желание получить новую информацию, интерес к познанию. Вопросы и сообщения детей 4, 5—5 лет

 

демонстрируют взрослому понимание связей между предметами и явле­ниями (например, ребенок 4 лет 8 месяцев, запустив в группе воздушный ша­рик, спрашивает: «Почему шар прицепляется к потолку?»).

Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними. Она проявляется по-разному: одни замыкаются в себе, становятся тревожными, готовыми расплакаться по самому незначительному поводу, другие проявляют негативизм, агрессию.

На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка прежде всего уча­стником практической деятельности (рисования, лепки, конструирования и т.д.), игры. Ребенок обращается к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами и оценивает его поступки. Пятилетние дети могут негативно оцени­вать назойливость, надоедливость сверстников.

К 5 годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. На пятом году жизни ребенок начи­нает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникатив­ные умения: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени, к 4—5 годам — по названию роли («У тебя, шофер, веревка под колесо попала»).

Общение со взрослыми и сверстниками дает ребенку возможность осознать свое «Я». Именно в общении происходит становление образа «Я». При благо­приятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелатель­но относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в одобрении, положи­тельной оценке, признании. Негативный опыт общения приводит к агрессии, неуверенности в себе, замкнутости.

Самооценка ребенка, как правило, завышена. Завышенная оценка своей лич­ности для маленького ребенка естественна, закономерна и является своеобраз­ным механизмом «личностной защиты» в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества («жадный») или сравнивает его поведение, деятельность с неким идеалом, например, медлительного ребенка с более швд-вижным сверстником.

С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).

К 5 годам ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения («Если я сделаю плохо другому, будет грустно и неприятно ему и мне, если я поступлю хорошо — нам обоим будет радостно»). У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «Девоч­ки играют в куклы, а мальчики в машинки» и др.).

 

Образовательная область «Социализация»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.