Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности деятельности городских и муниципальных библиотек






 

Как необходимое звено в системе других библиотек района и области сельская библиотека призвана обеспечивать конституционное право сельских жителей на доступ к документам-источникам информации независимо от их местонахождения. На практике наиболее надежным средством удовлетворения базовой части информационных потребностей является наличный документный фонд.

В 2015 г. книгообеспеченность сельского жителя фондами муниципальных библиотек более чем втрое превышала книгообеспеченность городского жителя. Вдвое выше «средняя читаемость» сельского жителя (11. 71 на селе против 6. 3 в городе). В средней городской библиотеке объём книговыдачи в 5-6 раз превышает книговыдачу в сельской библиотеке (69, 35 и 11, 9), но это достигается благодаря экстенсивному показателю: числу пользователей.

Сельская библиотека предоставляет сельскому жителю значительно меньшую возможность выбора необходимой информации. Объём документного фонда средней сельской библиотеки в России в 3. 5 раза меньше объёма фонда в средней городской библиотеке (9. 38 тыс. экз. и 32. 7 тыс. экз.). Книгообеспеченность на селе высока как и в прежние годы и десятилетия благодаря значительному удельному весу неиспользуемой (устаревшей) части фонда.

Ускоренное обновление фондов немыслимо без благоприятного финансирование комплектования.

На комплектование одной средней городской библиотеки выделяется в 4 раза больше денег, чем на комплектование 1 средней сельской библиотеки.

Средства на комплектование распределяются между городом и селом независимо от уровня информационных потребностей жителей, если выражать его в показателях «читаемости». Например, средняя читаемость горожан Челябинска в совокупности составляет лишь половину читаемости жителей села, но средства на комплектование городских библиотек впятеро превышают средства на комплектование сельских библиотек.

В исследованиях РНБ, проводимых систематически с середины 90 гг., видно, что содержание информационных потребностей в чтении сельских жителей не менее содержательно и разнообразно, объем их информационных потребностей не менее велик, по сравнению с информационными потребностями горожан.

Как в городе, так и на селе большинство респондентов – пользователей библиотек указывает в качестве цели посещения библиотеки развлечение и отдых. Чуть меньшее число респондентов считают для себя первостепенным удовлетворение любознательности, далее фигурируют получение помощи в обучении, овладение специальностью, в редких случаях – повышение квалификации. Большинство респондентов из числа сельских жителей усматривают привлекательность библиотеки в возможности получить конкретный ответ на конкретный запрос (конкретная книга, журнал или наличие литературы по нужной тематике).

Около 30% респондентов на селе отмечают прямое соответствие необходимой им литературы нынешней профессии. Но 25% анкетируемых ответили, что та литература, которая их интересует, и приобретенная профессия никак не пересекаются. Сходная картина и в городских библиотеках. Значительная часть сельских читателей высказывает претензии по качеству обслуживания, составу фонда. При этом наиболее часто упоминают устаревшую литературу, недостаток в книгах и журналах по узкой специализации, ничтожно малое число новинок, нехватку литературы на иностранных языках. В целом тематическое соответствие литературы, имеющейся в фондах сельской библиотеки, интересам читателей составляет около 40%.

Наиболее неблагоприятно в сельских библиотеках обстоят дела с фондами периодики. Показатели неудовлетворенного спроса очень высоки. По данным исследования, около 40% всех отказов составляют названия журналов.

Наибольший дефицит, как свидетельствуют результаты анкетирования, сельские читатели испытывают в специальных (отраслевых) журналах (40% названий / 25, 7% упоминаний). Наиболее часто читатели отмечают отсутствие в фонде журналов педагогической направленности.

Самой неудовлетворенной фондами периодики является молодежная аудитория сельских библиотек. 15, 7% упоминаний касаются 15, 6 названий молодежных журналов. На отсутствие в фонде “толстых журналов” указывает читательская аудитория старшего поколения сельчан.

Респонденты указывают на отсутствие книг главным образом по тем или иным отраслям знания. Отраслевая литература составила около половины от всех названных книг. Вдвое меньше (23, 4%) названий русской художественной литературы, 14, 2% иностранной и 15, 6% справочной. Недостаточно укомплектованы фонды исторической, литературоведческой и филологической литературы. В целом неудовлетворенность фондами возрастает с потребностью в узкоспециальной отраслевой литературе и литературе справочного характера. Преобладающим является интерес к историческим наукам, экономике, юриспруденции, педагогике, психологии и литературоведению с той лишь разницей, что в городских библиотеках наибольшее число отказов зафиксировано на книги по истории и юриспруденции, а в сельских библиотеках – по психологии, педагогике и литературоведению. Высоки показатели неудовлетворенного спроса на узкоспециализированные справочники, а вот энциклопедии универсального содержания сельскими читателями, в отличие от городских, упоминаются в редких случаях.

В процентном соотношении приблизительно одинаково число зафиксированных и скрытых отказов на художественную литературу в жанровом аспекте. Статистически несущественны различия в равновысоком спросе сельчан и горожан на детективную литературу и “женские романы”, причем это относится как к удовлетворенному спросу, так и к отказам.

Широкий диапазон спроса сельских жителей, значительное разнообразие читательских предпочтений, проявившееся, по меньшей мере в незначительной по объёму выборке, указывает, что по этим аспектам их информационные потребности отнюдь “не проигрывают” информационным потребностям читателей муниципальных библиотек города. В то же время, независимо от содержания и объема информационных потребностей, они равноценны с точки зрения гражданских прав на получение информации с целью повышения культурного, образовательного уровня, в других общественно значимых целях, включая право на отдых [28].

Основной вывод: необходимость обеспечения конституционного права сельского гражданина на удовлетворение информационных потребностей должна подкрепляться соответствующим финансированием комплектования библиотечных фондов библиотек.

Общество и государство прекрасно осознают как значимость села и сельской экономики в нашей жизни, роль учреждений культуры на селе, так и реальную ситуацию в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях. В сложившейся ситуации было бы разумно концентрировать выделенные средства для «нормального» комплектования небольшого числа опорных библиотек, о рациональном размещении которых по территории субъектов Федерации в состоянии позаботиться местные органы власти.

Новые форматы муниципальных библиотек становится для жителей села элементом культурной и информационной среды и важнейшей местной достопримечательностью.

Возникновение различных вариантов организационных структур и новых моделей библиотечного обслуживания могут кардинально влиять на изменение не только приоритетов и функциональной специфики библиотек, но также и на типологию учреждений и статус, в том числе юридический.

Однако, в любом варианте должны находиться разумные доводы в пользу сохранения библиотечной системы, различные звенья которой несут определенную функциональную нагрузку, в то же время усиливая потенциал всей системы, приобретающей в условиях информатизации динамичный характер, и в зависимости от условий и целевой функции изменяющей свою структурно-функциональную организацию.

Муниципальные библиотечные системы могут состоять из библиотек, объединенных на основе полной или частичной централизации процессов и/или средств. Наиболее эффективному способу сохранения и развития библиотечных систем, безусловно, способствуют процессы информатизации, обеспечивающие сетевое взаимодействие библиотек. Библиотечные информационные центры (БИЦ), созданные в ряде городов Свердловской области, объединяют в единую сеть центральную городскую (или районную) библиотеку, детскую библиотеку и библиотеки-филиалы. Наличие технической базы и телекоммуникационная инфраструктура центральных библиотек и филиалов обеспечивают условия для корпоративной работы по каталогизации, для открытого доступа к фондам крупнейших библиотек региона, получения электронных копий документов.

Более рационально строится вся библиотечная система: ЦБ выступает как ресурсно-информационный центр для всех библиотек территории и обеспечивает местные библиотеки необходимыми ресурсами, которые, в свою очередь, предоставляют качественные библиотечно-информационные услуги в непосредственной доступности для местных жителей.

Муниципальная общедоступная библиотека, библиотечная система может принимать на себя дополнительные полномочия и функции других библиотек (например, школьных) по обслуживанию населения при соответствующем материальном и ином обеспечении, при условии, что это не влечет за собой ухудшение обслуживания, сокращения номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам и информации. В состав других муниципальных библиотечных систем могут также входить и ЦБС как целостные структурные образования [15].

Самостоятельные библиотеки поселений могут объединяться в межпоселенческие библиотечные системы.

Для совместного решения вопросов в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть образованы межмуниципальные объединения и другие межмуниципальные организации, заключены договоры и соглашения между органами местного самоуправления.

Одним из таких объединений может быть и межмуниципальная библиотечная система как добровольное объединение юридически самостоятельных библиотек, библиотек-филиалов, действующее на основе соглашения между органами местного самоуправления. Межмуниципальная библиотечная система может состоять из библиотек разных муниципальных образований, объединенных на основе полной или частичной централизации функций и/или средств с сохранением юридической самостоятельности каждой муниципальной библиотеки и (или) других библиотек территории – участников библиотечной системы.

Участие библиотеки одного муниципального образования в обслуживании (полного или частичного) населения другого (других) муниципального образования возможно на основе объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов. Объектами библиотечного сотрудничества и финансирования должны становится такие проекты, как создание сводных электронных каталогов, координированное комплектование, организация совместного хранения книг (создание депозитариев), создание общих книжных фондов в дополнение к фондам различных библиотек (например, фонд изданий для оказания помощи учащимся средних школ) [16].

Целесообразность сохранения библиотечных систем с учетом определенной их реорганизации диктуется соображениями экономичности и сохранения единого библиотечного и информационного пространства на основе кооперирования и взаимодействия библиотек в пределах одной или нескольких территорий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.