Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие как форма мышления. Образование понятий.






 

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков.

Исходной формой абстрактного человеческого мышления является понятие. Любая мысль выражается посредством понятия.

Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения – приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.

Следовательно, свойства предметов и их отношения являются признаками. Предметы могут быть тождественны по своим признакам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться (мед сладкий, полынь горькая).

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.

Любое понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.

Объем понятия – совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Содержание понятия – это совокупность основных существенных признаков предмета или группы однородных предметов, отраженных в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, виновность, противоправность, наказуемость.

Образование понятий связано с определенными действиями мышления, которые позволяют установить общие признаки у предметов, выделив в них существенные и несущественные признаки, создать из выделенных существенных признаков определенное единство.
Эти методы следующие:

· анализ, т.е. мысленное расчленение содержания предмета на составляющие его свойства, признаки;

· сравнение, т.е. установление сходства и различия между предметами;

· синтез – мысленное соединение признаков, свойств предмета, отражаемых содержанием понятия;

· абстрагирование – выделение единства признаков, составляющих содержание понятия, из всей совокупности признаков предметов;

· обобщение. Этот метод предполагает связь с абстрагированием (отвлечением) и по сути является единым двусторонним процессом.

Допустим, мы имеем понятие «человек»; в результате отвлечения получаются признаки, такие, как «способный к производству орудий труда», «способный ощущать», а в результате обобщения – общие понятия «животное», «организм». Действие выделения признаков определенного рода есть абстрагирование по отношению к этим выделяемым признакам; оно есть обобщение, если речь идет о более богатой совокупности признаков, которыми обладают различные виды предметов, соответствующие образуемому понятию.

 

Содержание и объем понятия. Виды понятий по объему и содержанию

Содержание понятия составляют все его элементы, которые могут быть выделены в качестве отдельных понятий. Объем понятия есть все другие понятия, для которых оно служит признаком, главной их частью. Первое можно обозначить символом А, тогда второе будет выглядеть как Аа, Ав, Ас, Аd… Если наш символ А (содержание), допустим, означает понятие «государство», то другие символы (Аа, Ав, Ас…) (объем) будут означать «рабовладельческое государство», «феодальное государство», «буржуазное государство», «тоталитарное государство», «демократическое государство» и т.д. Нетрудно заметить, что А выступает подчиняющим (родовым), а Аа, Ав, Ас… - подчиненными понятиями.

Из сказанного следует, что если признается наличие объема понятия А, то это значит, что должно признаваться наличие понятий, для каждого из которых оно является частью содержания. Отсутствие их означает отсутствие и самого понятия А, так как понятий безобъема не бывает. Это можно понять так, что каждому понятию всегда соответствует реальный предмет. В случае же, если мы имеем дело с понятиями о фантастических существах («кентавр», «фавн», «наяда» и т.п.), то и они имеют объем в логическом смысле, хотя реальных объектов для них мы не знаем.

Каково же отношение между объемом и содержанием понятия? Из приведенных выше рассуждений мы можем заключить, что если содержание понятия А находится в содержании понятия В, то В находится в объема понятия А. И наоборот, если понятие В содержится в объеме понятия А, то последнее составляет часть содержания первого. Содержание и объем понятия, таким образом, находятся в обратном отношении.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий имеет силу только для тех понятий, одно из которых является родовым (подчиняющим), а другое видовым (подчиненным). Поясним это на примере.

Возьмем родовое понятие «космическое тело», здесь мы понимаем все общее, что присуще всем космическим телам. Видовым понятием будет «звездные системы», под которым мы понимаем класс космических тел, обладающих особенными отличительными признаками (эти системы существуют как скопления звезд, где они взаимодействуют друг с другом, возникают и «умирают», на их месте появляются «черные дыры» и т.д.). Давайте теперь соотнесем эти понятия. Родовое понятие «космическое тело» «поглощает» (или включает в себя) видовое понятие «звездные системы», но наше родовое понятие включает и другие видовые понятия, например, «планетные системы», «планеты» и т.д. Включая самые общие признаки, свойственные всем космическим телам, родовое понятие имеет тенденцию к сужению объема, но при этом, в смысле содержания, оно включает множество понятий, раскрывающих видовые признаки, и таким образом, наше родовое понятие стремится к расширению. Видовое же понятие «звездные системы» представляет собой более богатое содержание (включает больше признаков), но оно оказывается уже по объему, ибо «поглощается» родовым понятием «космическое тело».

Этот закон отражает тот объективный факт, что количество общих признаков предмета и количество предметов, обладающих этими признаками, находятся в обратном соотношении (молодой специалист – инженер – Иванов А.П.).

В практике мышления необходимо отличать отношения рода и вида от отношения части и целого. Целое состоит из своих частей, а род в логическом смысле состоит из видов как своих частей лишь тогда, когда род и вид рассматриваются со стороны их объемов. Взятые же со стороны содержания, они находятся в обратном отношении, т.е. род является частью вида. Например, «роза есть растение». О части, которая не является видом, нельзя утверждать, что она есть целое. Например, волосы есть часть тела человека, но нельзя сказать, что волосы – это тело человека. Кроме того, имеются понятия, которые являются только родами по отношению к другим понятиям, а видами не могут быть. Такие понятия называются категориями. У них наибольший объем и наименьшее содержание по сравнению с остальными понятиями. Возьмем философские понятия «время», «пространство», «движение», «количество», «качество», «свойство», «отношение» и т.д. Они будут отличаться от категорий частных наук, которые не могут быть видами по отношению к понятиям этих же наук, но являются видами по отношению к философским категориям. Примеры категорий в частных науках: «живой организм» - в биологии, «элементарная частица» - в физике элементарных частиц, «фигура» - в геометрии, «атом» - в химии и т.д.

В формальной логике широко применяются категории «вещь», «свойство» и «отношение». Поэтому есть необходимость рассмотреть их содержание. Объекты, обозначаемые категорией «вещь», отличаются от объектов, обозначаемых категорией «свойство» и категорией «отношение». Объекты, обозначаемые как «вещь», обладают относительной самостоятельностью существования проявляющейся в том, что каждая вещь (камень, яблоко, луна, речка, элементарная частица и т.п.) имеет особые пространственные границы и отличается от другой вещи. Свойства же вещей, например, цвет, твердость, запах и т.п., не имеют самостоятельных пространственных границ, они «привязаны» к вещам. То же можно сказать и об отношениях. Например, отношения «больше - меньше», «темное - светлое», «доброе - злое» и т.д. не существуют вне вещей или людей – их носителей.

Каждая вещь представляет собой совокупность свойств, и они находятся в тех же самых пространственных границах, в каких существует и сама вещь, как бы ни менялись эти границы в связи с движением вещи, т.е. ее изменением. В любом случае свойства не существуют отдельно от вещи, которая является их носителем. Вещь может утрачивать какое-то свойство, как и отдельные отношения с другими вещами, но при этом она остается сама собой. И свойства вещей, и их отношения проявляются в отношениях вещей друг к другу, либо в отношениях одной части вещи к другой.

2.Виды понятий по объему

Объемом понятия называется множество предметов, которые мыслятся в данном понятии.[1] Например, объем понятия «учебник» охватывает все учебники, поскольку они имеют общие существенные признаки: книга, предназначенная для изучения какой-либо учебной дисциплины в школе, вузе и т.п. Объем понятия «карандаш» включает в себя все приспособления для письма или рисования, представляющие собою полые удлиненные цилиндры из дерева или пластмассы, в середине которых находится графитовый или аналогичный стержень.

Тем не менее, учебники можно подразделить на предназначенные для школы или вуза, на учебники по определенной учебной дисциплине, на учебники, написанные одним и тем же автором и т.д.. Карандаши можно классифицировать в зависимости от цвета пишущего стержня или материала, в который вставляется этот стержень.

В этой связи логика оперирует понятиями «класс», «подкласс» и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Например, классы (множества) студентов, законов, преступлений и т.п. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Класс понятий может включать в себя подкласс (подмножество). Например, класс законов включает в себя подкласс федеральных законов, класс преступлений – подкласс экономических преступлений.

Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) является отношением включения. Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса – это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами класса юристов будут являться юрист Иванов, юрист Плевако и т.д.

Среди классов различают универсальный, единичный и пустой или нулевой. Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называют универсальным. Например, класс субъектов РФ состоит из 89 элементов (Рязанская область, Краснодарский край и т.д.) Класс, состоящий из одного элемента, называется единичным. Например, столица РФ.

Пустыми классами, являются классы, содержащие понятия, которые обозначают предметы, не существующие в реальности: русалка, вечный двигатель и т.п. Число элементов пустого класса равно нулю, но нельзя забывать здесь о различении несуществующего предмета и существующего для его обозначения понятия.

Без деления понятий на классы невозможно производить логическую операцию деления, а именно к этой операции сводятся многочисленные классификации, существующие, в частности в науке и юридической практике. Поскольку при операции деления раскрывается объем понятия, то важно правильно определить как само множество (класс) понятий, так и его подклассы, а также элементы подклассов. В противном случае классификация будет ошибочной[2].

Для этого следует различать родовые и видовые понятия. Объем родового понятия включает в себя объемы видовых. Для понятий единичного класса таких различий не существует, а понятия нулевого класса невозможно точно классифицировать. Можно, конечно, предположить, что объем понятия «нечистая сила» включает в себя понятия лешего, домового и т.п. Но вряд ли это имеет практическое значение, поэтому мы не будем отвлекаться на понятия нулевого класса, как не подчиняющиеся логическому рассуждению.

Объем понятия тесно связан с его содержанием. Эта связь выражается в законе обратного отношения: увеличивая объем понятия, мы уменьшаем его содержание, и наоборот, уменьшая объем, образуем понятия с большим содержанием.

Так, например, мы можем расширить содержание понятия «студент», прибавив к нему новый признак: российский студент. По объему новое понятие меньше, чем предыдущее. Добавив еще один признак: российский студент, обучающийся в Москве, мы еще более сузим объем понятия, и так далее. Чем больше признаков мы добавляем понятию, тем меньше становится его объем.

Напротив, убирая признаки, обобщая понятие, мы уменьшаем его содержание, увеличивая объем: московский вуз – российский вуз – вуз.

Таким образом, мы можем постепенно дойти до родового понятия по отношению ко всем предыдущим, либо до видового понятия с минимальным объемом. Естественно, что эту операцию можно проделать только с понятиями универсального класса. Единичные понятия, как уже говорилось, являются сами для себя одновременно родом и видом. Хотя само наличие единичного класса – категория относительная: единичный класс образует, например, понятие «планета Юпитер», но сам этот класс является подклассом универсального множества «планета», в свою очередь входящего во множество «небесное тело».

Понятия же нулевого класса исключаются нами здесь, как не подлежащие логическому обоснованию.

3.Виды понятий по содержанию

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.[3]

Например, содержанием понятия «норма права» является совокупность таких признаков как: правило поведения, общеобязательное, санкционированное государством, обеспеченное мерами государственного принуждения.

По содержанию понятия принято делить на единичные и общие (в зависимости от того, сколько элементов мыслится в данном множестве). Так, понятие «поэт» относится к общим, поскольку в нем мыслится множество элементов, а понятие А.С. Пушкин – единичное.

В зависимости от того, поддаются ли мыслимые в понятии элементы учету, их подразделяют на регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующие понятия имеют конечный объем, т.е. поддаются количественному учету хотя бы теоретически: например, понятие «ветеран Великой Отечественной войны» является регистрирующим, в понятие «ветеран» относится к нерегистрирующим, поскольку в нем мыслятся все ветераны, существовавшие когда-либо, а также те, что будут существовать когда-нибудь[4].

Понятия делятся также на собирательные и несобирательные. Собирательными называются понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое. Например, понятие «коллектив» мыслится как единое целое, хотя состоит из множества людей. Поэтому логически корректно говорить: «Коллектив имеет мнение», так же, как если бы речь шла о человеке. Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Так будет собирательным понятие «студенческая группа», но несобирательным – «староста студенческой группы».

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия будет собирательным.

Например, в высказывании «Российские адвокаты имеют юридическое образование», понятие «российские адвокаты» употребляется в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому российскому адвокату в отдельности.

Когда же мы говорим «Российские адвокаты предлагают внести изменения в УПК», то понятие «российские адвокаты» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению неприложимо.

В зависимости от того, отражает понятие предмет или его признак, оно соответственно является конкретным или абстрактным. При этом логическое понимание абстрактного и конкретного несколько отличается от того, которым мы оперируем в быту. Так с точки зрения логики абстрактным будет понятие «вежливость», поскольку оно обозначает признак предмета, оно не мыслится вне этого предмета, но конкретным является понятие «государство», так как является самим предметом рассуждения.

Существует также деление понятий на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание присущие предмету свойства или свойства, отсутствующие у него. И здесь мы снова сталкиваемся с тем, что логика считает положительным или отрицательным понятие не с точки зрения этики: с логической точки зрения – «пьянство» или «преступление» -- положительные понятия, ведь они свидетельствуют о наличии признака, а «атеизм» или «антифашизм» понятия отрицательные, поскольку указывают на отсутствие признака. Просто нельзя путать понятие и обозначаемое им явление.

К соотносительным или безотносительным понятия относятся в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие самостоятельно или только в соотношении с другими предметами.

Например, понятия «муж» и «жена», «родители» и «дети» являются соотносительными, так как мужем можно являться только при наличии жены, и не могут быть родителями те, кто не имеет детей. Понятие «учитель» предполагает наличие «ученика» и т.д.

Но понятие «стол» остается таковым и без наличия «стула», понятие «инженер» также не связано с каким-либо определенным понятием. Большинство понятий безотносительны.

В качестве иллюстративного материала мы прилагаем выполнение практического задания по определению видов понятий по объему и содержанию.

5. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия

Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия — если одно понятие ширедругого по объёму, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие уже второго пообъему, то оно богаче его по содержанию.

Закон говорит о том, что объемы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимости.

Является одним из примеров философского диалектического закона — перехода количества в качество






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.