Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алгоритмические предписания






Для подготовки к семинарам, зачету и экзамену используются алгоритмические пред­писания, помогающие конструировать ответ.

Алгоритм ответа об элементах дидактики (основные понятия, категории, законо­мерности, принципы, технологии, область и условия применимости):

1. Определение (дефиниция) дидактического элемента:

а) одно из известных;

б) свое собственное.

2. Необходимость данного элемента в дидактике. Взаимосвязь с остальными эле­ментами.

3. Роль и место данного элемента в одной из дидактических систем.

4. Личная точка зрения на данный элемент, пример из собственного опыта.

5. Проявление данного элемента в педагогической практике.

Алгоритм ответа об элементах дидактических систем (цели, содержание, формы, методы, средства обучения, способы и приемы).

1. Определение (понимание) элемента. Его основные признаки.

2. Смысл и назначение данного элемента в образовательном процессе.

3. Его роль и место в конкретной дидактической системе.

4. Пример занятия или образовательной ситуации в одной из дидактических сис­тем, в которой данный технологический элемент применяется:

а) известный пример;

б) собственный пример.

Алгоритм педагогической разработки (фрагмент педагогического события: урока, мероприятия, ситуации):

1. Тема (проблема).

2. Место и время действия.

3. Участники.

4. Ситуация (начальные условия).

5. Дидактические цели.

6. Формы и методы деятельности участников.

7. Предполагаемый результат.

8. Способы рефлексии, контроля и оценки результата.

Алгоритм характеристики образовательного процесса:

1. Формальное название характеристики (образовательные стандарты, учебная программа, учебник и т. д.).

2. Субъекты образования, затрагиваемые данной характеристикой.

3. Смысл, цель и роль данной характеристики для организации педагогического процесса.

4. Структура и основное содержание характеристики.

5. Соответствие (несоответствие) содержания данной характеристики различным дидактическим системам (например, в школе Френе отрицается необходимость учебников).

6. Собственная точка зрения на данную характеристику. Предложения об изме­нении или усовершенствовании характеристики.

 


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по курсу «Теория обучения»

Экзаменационные билеты включают в себя по два теоретических вопроса и одному практическому заданию, связанному с 1 разработкой определенного элемента обучения.

Теоретические вопросы

1. Причины возникновения дидактики, ее роль и место в педагогике.

2. Общая и частные дидактики. Дидактика как система.

3. «Великая дидактика» Я. А. Коменского.

4. Дидактика Гербарта и дидактика прогрессивистов.

5. Образование. Типы образования. Национальная идея в образовании.

6. Философские основы обучения. Дидактические идеи отечественных философов.

7. Образ человека и смысл образования. Образ педагога.

8. Методологические основы образовательного процесса

9. Психолого-педагогические основы обучения. Образ ученика. Когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества личности.

10. Единство образовательной, воспитательной и развива­ющей функций обучения.

11. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

12. Двусторонний и личностный характер обучения. Един­ство преподавания и учения.

13. Свобода и заданность в обучении. Изучение. Освоение.

14. Связь обучения и развития. Развивающее обучение. Связь обучения и воспитания.

15. Познание и обучение. Проблемное обучение.

16. Эвристическое обучение. Дидактическая эвристика. Обучение как сотворче­ство учителя и ученика.

17. Типы обучения: программированное, мыследеятельностное и др.

18. Сущность образовательного процесса. (Движущие силы, противоречия и логика.)

19. Принципы образовательного процесса.

20. Организация образовательного процесса.

21. Познание реальности и знаний о ней. Субъективность результатов обучения.

22. Образовательная деятельность и ее структура. Внешнее и внутреннее содержа­ние образовательной деятельности.

23. Законы и закономерности обучения.

24. Принципы обучения

25. Обучение на Руси. Древнерусские формы и методы обучения.

26. Школа язычества. Ритуалы и обряды. Мифы.

27. Летописи. Поучения. Грамота. Профессиональное обучение.

28. Народная педагогика. Домострой.

29. Система обучения Ломоносова.

30. Свободная школа Л. Н. Толстого.

31. Дидактика П. Ф. Каптерева.

32. Дидактические идеи К. Д. Ушинского и В. П. Вахтерова.

33. Система обучения С. Т. Шацкого.

34. Система обучения А. С. Макаренко.

35. Эвристическая система Сократа.

36. Новая школа Френе.

37. Система обучения Монтессори.

38. Вальдорфская школа.

39. Современные зарубежные системы обучения.

40. Анализ современных дидактических концепций. Инновационные образователь­ные процессы.

41. Школа М. П. Щетинина.

42. Школа свободного развития.

43. Русская школа.

44. Школа диалога культур.

45. Методологический колледж.

46. Школа самоопределения.

47. Понятие содержания образования. Уровни представления содержания образо­вания.

48. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

49. Основные теории (концепции) содержания образования.

50. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию об­разования.

51. Концепция структуры и содержания образования в 12-летней школе.

52. Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план.

53. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

54. Личностно-ориентированное образование. Содержание образования как среда.

55. Культурно-историческое содержание образования.

56. Деятельностное содержание образования.

57. Предметное и метапредметное содержание образования.

58. Фундаментальные образовательные объекты. Учебные метапредметы.

59. Обновление содержания образования и перспективы его развития.

60. Образовательная программа, ее конструирование.

61. Учебники и учебные пособия. Электронный учебник. Перспективы развития учебника.

62. Конструирование системы занятий. Технологическая карта. Тематическое пла­нирование занятий.

63. Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения.

64. Технология образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию.

65. Индивидуальная система занятий ученика. Индивидуальная образовательная траектория. Методика одновременного обучения учащихся по-разному.

66. Рефлексия в обучении. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания. Методика орга­низации рефлексии ученика на уроке.

67. Классификация форм обучения.

68. Классно-урочная система и ее альтернативы.

69. Лекционно-семинарская форма обучения.

70. Групповые формы обучения.

71. Классификация методов обучения.

72. Эвристические методы обучения.

73. Метод проектов.

74. Эвристическое «погружение».

75. Творческие недели.

76. Типы творческих уроков. Разработка творческого урока.

77. Открытые задания. Методика их составления.

78. Образовательная ситуация. Технология создания и развития образовательной ситуации. Ситуативное обучение.

79. Классификация средств обучения. Методика применения средств обучения.

80. Формы и виды контроля в обучении. Параметры образовательной диагности­ки.

81. Диагностика и оценка творческой деятельности. Образовательные характерис­тики учеников. Самооценка и оценка результатов обучения.

82. Понятия «дистанционное обучение», «Интернет-образование», «виртуальное образование».

83. Принципы дистанционного обучения.

84. Типы дистанционного обучения.

85. Дистанционные курсы. Виды дистанционных занятий.

86. Методика разработки и проведения дистанционных занятий.

87. Школьный телекоммуникационный центр. Средства дистанционных коммуни­каций.

88. Образовательный веб-сайт. Веб-квесты.

89. Цели и задачи педагогической практики. Функции участников и организаторов педагогической практики.

90. Подготовка к проведению урока. Конспект урока.

91. Проведение уроков и внеурочных занятий. Схема анализа урока.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.