Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диапазон уровня развития личностных качеств ученика






Личностное качество Начальный уровень развития Итоговый уровень развития
     
Целеполагание Выбор цели своего занятия на уроке из предложенного учителем набора Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности
Рефлексия Умение вычленять этапы собственной деятельности с указанием успехов, труд­ностей и применённых способов деятельности Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-коллектив­ном образовательном процессе
Генерация идей Умение сформулировать проблему и предложить способ её решения Умение сформулировать проблему и предложить способ её решения
Символотворчество Умение придумать знак (символ) для обозначения реального объекта - явления, свойства, предмета Умение найти и представить различными образными сред­ствами смысловую идею изу­чаемого объекта
Прогнозирование Умение угадывать результат выполнения учебного опыта Конструирование динами­ческой модели развития культурного, научного или природного явления

 

Диапазон уровня развития личностных качеств ученика предполагает его детальную проработку и обозначенность промежуточных уровневых элементов. В этом случае педагог будет иметь ориентировочные предпосылки для разработки коллективных индивидуальных образовательных программ учеников.

Между личностными качествами ученика, видами образовательной деятельности и образозовательными продуктами существует соответствие. Например, для исследовательского типа образовательной продукции данное соответствие выглядит следующим образом:

 

Личностное качество умение предложить версию решения проблемы
Виды деятельности выдвижение и обсуждение версий решения проблемы
Образовательный продукт версии, записанные в текстовой форме по типу: «если.., то...»

 

Подобная система соответствий является ориентиром для конструирования обра-звательных программ, поскольку дает структурные основания формулирования личностно—ориентированных образовательных целей, отбора форм и методов обучения, обеспечивающих необходимые виды деятельности учеников; помогает определить предмет контроля образовательных результатов.

Для оценки итогового уровня развития личностных качеств каждого ученика ис­пользуются: а) текстовые образовательные характеристики ученика; б) результаты его образовательных достижений; в) рефлексивные записи, анкеты и самооценки учени­ка; г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов, сопро­вождающих эвристическое обучение.

Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трем уровням:

«высокий», когда положительные изменения личностного качества ученика в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;

«средний» — изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему;

«низкий» — изменения не замечены.

 

В целях усиления дифференциации получаемых результатов, может применяться пятиуровневая шкала, в которую добавляются такие уровни, как «выше среднего» и «ниже среднего».

Данные, получаемые разными учителями относительно одних и тех же учеников, обра­батываются и переходят в статистически значимые данные, позволяющие судить об эф­фективности образовательного процесса как в целом, так и по каждому ученику отдельно.

В таблице 7.5 приведен пример таблицы для обобщения результатов развития лич­ностных качеств учащихся в начале и конце учебного года.

Таблица 7.5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.