Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции содержания образования






 

Понятие содержания образования трактуется по-разному. Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения. Классики советской дидактики И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин подчеркивали: «Главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного пред­шествующими поколениями людей. Упомянутая функция лежит в основе констру­ирования содержания образования значительной части концепций, учебных программ «учебников. Содержание образования в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков.

В обучении, которое можно назвать знаниево-ориентированным, считается, что «<...> глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала». Содержание образования представлено внешним учебным материалом, который выступает определяющим эле­ментом обучения. «В процессе обучения как системе главным системообразующим мементом является содержание образования (учебный материал, воплощающий цели обучения)».

В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае — не столько передача ученику знаний,

Содержание – совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их форм.

сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя.

Ключевыми терминами в этом случае являются «образ» и Вреда». Ученик изменяется и развивается в направлении оп­ределенного образа; внешнее содержание образования в этом случае воспринимается им как среда для внутренних образовательных изменении. Личностные новообразования ученика получают функцию внутреннего содержания образования, складывающегося в направлении планируемого образа человека. Традиционное содержание образования ока­пывается не предметом усвоения, а внешней составляющей образования, получающей функцию

Форма – выражает внутрненнюю связь и способ организации взаймодействия элементов и процессов как между собой, так и свнешними условиями.

среды.

Дидактические функции одного и того же учебного мате­риала в знаниево-ориентированном и личностно-ориентированном обучении оказываются разными: в первом случае содержание передается учащимся для усвоения, во втором — для создания собственного содержания образования.

Основные теории содержания образования. Многие из существующих сегодня кон­венций содержания образования являются развитием или продолжением трех основных теорий: дидактического формализма, материализма и прагматизма (утилитаризма).

Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) опираетсяна философию рационализма, утверждающую, что источником знаний является разум, поэтому необходимо прежде всего развивать ум и способности челове­ка. Считается, что «многознанье уму не научает», то есть овладение фактическими знаниями не так важно для развития ума. Наоборот, гуманитарное классическое об­разование и особенно древние языки являются лучшим средством развития ума.

Дидактический материализм (Я. А. Коменский, Г. Спенсер) основной целью школы определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Я. А. Коменский много лет посвятил работе над учебником, в который хотел поместить все знания, необходимые для учащихся. Подобная энциклопе­дическая модель обучения пользовалась особой популярностью среди педагогов XIX в. и сохранилась до сих пор вместе с одной из своих проблем — перегрузкой уче­ников излишней информацией.

Дидактический прагматизм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Образование есть не­прерывный процесс реконструкции опыта. Источник содержания образования — не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий по решению поставлен­ных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной само­стоятельности.

Перечисленные дидактические подходы определяют различия отечественных кон­цепций содержания образования:

1. Содержание образования — педагогически адаптированные основы наук. Данная концепция ориентирует на приобщение школьников к науке и производству. Ведущими принципами отбора и построения содержания образования высту­пают общие методы и принципы построения знания, свойственные прежде все­го, естественным и точным наукам. Данная концепция характеризуется как тех­нократическая, сциентистская, продолжающая отчасти теорию дидактическо­го материализма.

2. Содержание образования — система знаний, умений и навыков (ЗУНов), кото­рые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру. Знания, умения и навыки, относя­щиеся к основам наук и соответствующим учебным предметам, необходимы для передачи учащимся, чтобы те умели жить и действовать в социуме (М. А. Дани­лов, Б. П. Есипов, В. А. Онищук и др.).

3. Содержание образования — педагогически адаптированный социальный опыт че­ловечества, тождественный по структуре человеческой культуре. В данном слу­чае содержание образования изоморфно социальному опыту и состоит из четы­рех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксирован­ной в форме ее результатов — знаний; опыта репродуктивной деятельности — в форме способов ее осуществления (умений, навыков); опыта творческой дея­тельности — в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т. п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский).

4. Содержание образования — содержание и результат процесса прогрессивных из­менений свойств и качеств личности. Набор общеобразовательных курсов обусловливается структурой изучаемой области действительности (живая и не­живая природа, человек, общество, системы и структуры, техника и технологии и др.) и структурой деятельности, отражаемой в инвариантных сторонах куль­туры личности — познавательной, коммуникативной, эстетической, нравствен­ной, трудовой, физической (В. С. Леднев).

5. Содержание образования — образовательная среда, способная вызывать лично­стное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение. Содер­жание образования делится на внешнее — среду и внутреннее — создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной средой. Внешнее и внутреннее содержания образования не совпадают. Диагностике и оценке подле­жит не полнота усвоения учеником внешнего содержания, а приращение его внут­реннего содержания образования за определенный учебный период (А. В. Хутор­ской).

 

Вышеприведенные понимания содержания образования различаются по многим параметрам, но наиболее яркие различия между ними обнаруживаются в ответе на Вопрос: «Относится ли к содержанию образования сам образовательный процесс или нет?» Если не относится, то содержание образования является отчужденным от уча­щихся материалом, который «передается» им с помощью «преподавателя». В этом случаеговорят, что образование можно «дать» или «получить».

Если же образовательный процесс входит в содержание образования, то возника­ет комплекс других вопросов: Что такое деятельностное содержания образования? Каково должно быть соотношение деятельностных и информационных компонентов содержания образования? В чем сходство и отличие проектируемого содержания об­разования и реально образуемого в ходе учебного процесса содержания образования каждого ученика? Каков набор деятельностей, входящих в состав деятельностного содержания образования? Кто или что являются источниками и носителями этих деятельностей?

Количество вопросов, возникающих при анализе взаимосвязей деятельности и содержания образования, может быть продолжено на всех уровнях дидактической системы, начиная отсмысла п целей обучения и

Дискуссия.Является ли отраженный в содержании образования образовательный процесс проектом предстоящей деятельности учителя и учеников, или это и есть тот реальный и всегда уникальный процесс обучения, который они существляют?

завершая системой самоосознання и самооценки его результатов.

Уровни представления содержания образования. Во внешнемпроявлении содержание образования имеет несколько уровней представления (В. С. Леднев):

Первый уровень — содержание образования в целом.

Второй уровень — содержание образования соответственно ступеням обучения: базовое общее образование, профтехобразование, среднее специальное образование, высшее образование, научное образование. Ко второму уровню относится и содержание сквозных отраслей образования (общего, политехнического, специа­льного и т. п.).

Третьим уровнем организации содержания образования являются циклы учебных курсов. Циклы предметов пересекаются и поэтому не характеризуют содержание об­разования целостно.


 

Блок самоопределения Концепции содержания образования Проведите анализ различных подходов к концепции образования на основе трех тео­рий: дидактического формализма, материализма и прагматизма и предложите свои суждения в четвертом столбце  
Дидактический формализм Материализм Прагматизм Название вашей концепции
Идея — источником знаний является разум Идея — передача учащимся как можно большего объема знаний Идея — образование есть непрерывный процесс реконструк­ции опыта  
Модель — гуманитарное, классичес­кое образование Модель — энциклопедическая модель обучения Модель — междисциплинарные систе­мы знаний  
Содержание обра­зования — система знаний, умений и навыков Содержание образо­вания — педагоги­чески адаптирован­ные основы наук Содержание образо­вания — педагоги­чески адаптирован­ный социальный опыт человечества  

Четвертый уровень организации содержания образования по нисходящей линии - учебные курсы математики, физики, химии, языка и др. В своей совокупности они охватывают всю обязательную теоретическую подготовку в учебном заведении.

Пятый уровень — отдельные учебные дисциплины внутри курсов. Так, школьный учебный курс «Биология» подразделяется на ботанику, зоологию, анатомию и физио­логию человека, общую биологию; курс «Химия» — на неорганическую и органиче­скую химию.

Компоненты пятого иерархического уровня организации — дисциплины — также имеют сложную структуру, подразделяясь, как правило, на разделы, темы, уроки, то есть еще на три уровня организации содержания теоретического обучения, хотя число уровней градации для некоторых дисциплин может быть и большим, что определяется спецификой содержания и объе­мом учебного материала, а также традициями.

В концепции содержания образования как образователь­ной среды добавляется личностный (внутренний) уровень содержания образования. В личностном проявлении содержа­ние образования имеет уровни представления, соответствую­щие новообразованиям каждого конкретного ученика: знани­ям, умениям, навыкам, видам и способам деятельности, спо­собностям, ценностным ориентациям.

Дискуссия. Предложите уровни организации внутренного содержания образования ученика, изучающего различые учебные курся. Отличаются ли они от уровней представления внешного содержания образования?

Структура внутреннего содержания образования и его элементов не совпадает со структурой и уровнями внешнего содержания. Например, ученик может ранжировать свои знания по собственной иерархии (теоретические и практические знания, главные и второстепенные, предметные и метапредметные и т. д.). В этом своеобразии от­ражается результат его индивидуальной образовательной траектории.

Внутреннее содержание образования выражается внешне через создаваемую уче­ником образовательную продукцию. Эта продукция также не совпадает с заданным извне содержанием образования; например, сочинение ученика не совпадает с изуча­емым литературным произведением писателя. В то же время, ученик своей деятель­ностью обеспечивает определенное общекультурное приращение на внешнем уровне, что является отражением и результатом продуктивной ориентации обучения.

Принципы построения содержания образования. Анализ имеющихся дидактических подходов позволяет выделить следующие общие принципы формирования содержа­ния образования:

♦ Принцип учета социальных условий и потребностей общества. Например, уси­ление роли человека в современном социуме выражается увеличением гумани­тарного аспекта содержании образования. В соответствии с данным принципом в зависимости от потребностей общества различное влияние на отбор содержа­ния образования могут оказывать другие принципы: гуманитарности, личност­ной ориентации, научности и др. Законодательным отражением данного прин­ципа являются государственные образовательные стандарты.

♦ Принцип соответствия содержания образования целям выбранной модели обра­зования. Каждая модель или концепция образования задает требования к особен­ностям структуры и содержания образования. Например, в одной концепции со­держание может быть предметом усвоения, в другой — средой для выращивания личностного содержания образования. Дидактические принципы и закономерно­сти выбранной модели образования находят отражение на всех уровнях конст­руирования его содержания: учебного плана, программ, учебников, уроков.

♦ Принцип структурного единства содержания образования на различных уров­нях общности и на межпредметном уровне. Структурное единство требуется во всех иерархически взаимосвязанных элементах содержания образования: от уровня общей теории и учебного предмета до уровня процесса обучения и лич­ности учащегося. Связи между различными предметами также устанавливают­ся на общих основаниях: межпредметных, метапредметных и др.

♦ Принцип единства содержательной и процессуально-деятелъностной сторон обучения, предполагающий включение в содержание образования деятельност-ных компонентов — целеполагания, планирования, образовательных техноло­гий, преобразующего начала субъектов обучения. Этот принцип выражается в необходимости включения в учебные программы не только изучаемого матери­ала, но и видов деятельности учащихся — исследований, дискуссий, конструи­рования и т. п.

♦ Принцип доступности и природосообразности содержания образования прояв­ляется в структуре и объемах учебных планов, программ, учебников, в опти­мальном количестве изучаемого материала. Данный принцип предполагает со­ответствие содержания образования возрастным и индивидуальным особенно­стям учащихся, а также школьным и региональным условиям обучения.

Дискуссия. Являются ли общедидактические принципы одновременно и принципами отбора содержания образования?

Наиболее общим принципом отбора содержания образования является соотноше­ние общественно значимых ценностей, знаний, способов деятельности с реализацией права ученика на выоор взаимозаменяющего разнообразия предметного содержания. Этот принцип предполагает учет со­отношения внешнего и внутреннего содержаний образования, то есть вносимого в образовательный процесс извне и создава­емого самим учеником.

Требования к содержанию образования. Научные основы разработки содержания образования отражаются не только в учебной и методической литературе, но и в зако­нодательных документах. В Законе РФ «Об образовании» (статья 14) определены общие требования к содержанию образования:

 

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и соци­ального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

 

♦ обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

♦ развитие общества;

♦ укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

♦ адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

♦ формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

♦ интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

♦ формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

♦ воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

 

Подчеркнем, что, согласно данному Закону, содержание образования на уровне конкретного образовательного учреждения определяется планами и программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми этим образовательным учрежде­нием самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечи­вают разработку на основе государственных образовательных стандартов лишь при­мерных образовательных программ.

Законодательные требования к содержанию образования раскрываются на уровне других документов, к которым относится концепция 12-летней школы, а также госу­дарственные образовательные стандарты и базисный учебный план.

Концепция структуры и содержания образования в 12-летней школе. Концепция была вынесена Министерством образования РФ на всенародное обсуждение и утверждена решением Всероссийского совещания работников образования (Кремль, 15 января 2000 г.), на котором присутствовали около 5000 делегатов из всех регионов страны.

Во введении концепции отмечены мировые тенденции современного этапа разви­тия общего среднего образования:

♦ образование для всех — ориентация образовательных программ на высокока­чественное обучение, воспитание и развитие всех детей;

♦ учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;

♦ максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-эконо­мического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероиспо­ведания;

♦ воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соот­ветствующих многонациональному обществу;

♦ личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и разви­вающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них обще­учебные умения;

♦ адаптация молодежи к меняющимся условиям жизни общества;

♦ открытость образования, доступность знаний и инфор­мации для широких слоев населения.

Дискуссия. В какой степени мировые тендеции развития должны влиять на отбор отечественного содержания образования?

 

Необходимость перехода российской школы на обязатель­ную 10-летнюю основную и полную 12-летнюю среднюю шко­лу обусловлена следующими факторами:

1. Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно ска­зывается на здоровье школьников.

Дискуссия. По мнению К.Д. Ушинского, ребенок утомляется не деятельностью, а ее однообразием. Оцените с данной точки зрения проблему школьной перегрузки.

Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохране­нии прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и, соответственно, к переутомлению детей.

Перегруженность учебных планов образовательных уч­реждений не позволяет преподавателям варьировать обуче­ние, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-лет­нюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использо­вания появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих тех­нологий.

2. Повышение качества общего образования. Как показывают данные международ­ных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.

Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образования.

Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.

Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлен на решение указанных проблем.

Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотех­нологичных производств значительно повышаются требования к научной, техноло­гической и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образо­вания как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повышение качества массового школьного образования способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.

Обновленная структура общего среднего образования дает возможность более пол­но учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процес­са, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устра­нить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать усло­вия для индивидуализации обучения.

3. Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы (1992), преобладающей международной практикой является 12-лет­нее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образова­ние обеспечивается за 12-14 лет. Двенадцатилетнее общее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, Мол­дове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 10-11 лет.

Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обу­чения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивиду­альной образовательной программы.

4. Влияние демографических в социально-экономических факторов. По прогнозам специалистов, в 2011 году в школах будут обучаться не 21 млн. учащихся, как сейчас, а только 13 млн., что может привести к серьезным социально-экономическим послед­ствиям, в первую очередь, в сфере образования. Переход к 12-летней школе смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение числен­ности школьников позволит избежать дополнительных финансовых затрат на обес­печение этого перехода.

В новых социально-экономических условиях обострились проблемы трудоустрой­ства выпускников школ, их социальной адаптации. Десятилетнее обязательное обу­чение позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков оказывается «на улице», образуя «резервы для вовлечения в криминальную деятель­ность». Социальный статус выпускника 16-летнего возраста (по сравнению с 15-лет­ним) способствует обоснованному выбору профессиональной деятельности, более высокой степени готовности к самостоятельной жизни. При 12-летнем образовании ученики оканчивают школу в 18-19 лет и обладают всеми конституционными права­ми гражданина России.

5. Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему образованию со­здает предпосылки для решения проблемы преемственности уровней образования.

Увеличение периода обучения в основной школе способствует повышению уров­ня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования.

Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах средней школы позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования. Вместе с тем профильное обучение в старших классах не должно под­менять начальное профессиональное образование. В 2009 году число выпускников средней школы составит приблизительно 1, 3 млн. человек, а сегодня число мест для поступающих в учреждения профессионального образования (начального, средне­го и высшего) — 1, 7 млн. Это дает возможность ввести прием в большинство выс­ших учебных заведений на основе новых принципов вступительных испытаний (например, централизованное тестирование и др.), спосооствующих реализации равных прав учащихся на образование, социальной справедливости.

В концепции 12-летней школы определена главная цель общего

Дискуссия. Как и в чем может измениться содержание образования при уменьши количества школьников стране?

образования — «формирование разносторонне разви­той личности, способной реализовать творческий потенциал в диамичных социально-экономических условиях, как в собственныхжизненных инте­ресах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры техники, укрепление исторической преемственности поколений)»

Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

 

♦ формирование нового уклада школьной жизни, способствующей воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной лич­ности, уважающей традиции и культуру своего и других народов;

♦ воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

♦ формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры; создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образова­тельное пространство;

♦ разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих спо­собностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности.

Реализация этих целей и задач предполагает:

♦ создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;

♦ систематическое обновление содержания образования, отражающего измене­ния в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;

♦ последовательную ориентацию на культуросообразность образования, призван­ную обеспечить формирование духовного мира человека;

♦ адаптацию учащихся к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успе­ха, так и общественного прогресса;

♦ формирование системы научных знаний, умений применять их в различных видах практической деятельности;

♦ развитие непрерывной системы образования; преемственность уровней и сту­пеней образования; поддержку инновационной деятельности;

♦ многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуа­лизацию образования, охрану здоровья и жизни детей;

♦ информатизацию и компьютеризацию образования, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий;

♦ развитие дистанционного обучения;

♦ совершенствование системы работы с одаренными детьми и молодежью;

♦ расширение сети и качественное обновление деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуж­дающихся в психолого-педагогической коррекции;

♦ введение в перспективе отдельно функционирующих общеобразовательных учреждений различных ступеней.

Структура общего среднего образования. В основе структуры 12-летней школы ле­жит периодизация развития личности, основным содержанием которой является ти­пология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных перио­дов.

В дошкольный период ребенок овладевает речью и коммуникативными навыками, игровой и продуктивной деятельностью, в процессе которой у него формируются допонятийные формы мышления и творческое воображение; закладываются и развива­ются умственные и художественные способности. По завершении дошкольного воз­раста у детей сформировывается познавательный интерес к изучению окружающего мира и «образу себя», а также основы волевой регуляции, инициативности, самостоя­тельности. Необходимо учитывать психолого-возрастные особенности дошкольников, не допускать переноса в дошкольные учреждения содержания и форм организации обучения и воспитания, характерных для общеобразовательных учреждений.

I ступень — начальное общее образование (обязательное), 1-4 классы. Начальный возраст обучающихся — не менее 6 лет на 1 сентября (продолжительность обучения 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей.

Дискуссия. Согласны ли вы с предложением об увлечением сроков начального образования с 3 – 4 лет до 6 лет за счет уменьшения времени, отводимого на основное образование (среднее звено школы)?

В1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

II ступень — основное общее образование (обязательное) 5-10 классы. Продолжительность обучения — 6 лет. В подро­стковом возрасте начинается интенсивное социальное разви­тие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выража­ются в первичной ориентации в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ «Я», составляющий основу самоопреде­ления. Основная школа предоставляет учащимся условия для освоения знаний о при­роде, обществе, человеке, развивает их умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.

Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечивает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданс­ких нрав и наступления юридической ответственности. В этом возрасте на основе раз­витых форм учебной деятельности складываются механизмы самоорганизации лич­ности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется вторичная ориентация в различных сферах деятельности.

Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образова­ние, являющееся базовым для продолжения обучения в полной средней общеобразо­вательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределе­ния и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности и склонности уча­щихся, образовательные учреждения могут осуществлять профильное обучение.

В16 лет учащиеся более осознанно относятся к выбору профиля обучения в сред­ней школе, дальнейшего профессионального образования.

III ступень — среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11-12 классы. Продолжительность обучения — 2 года. На основе овладения системой знаний о при­роде, обществе и человеке у школьников в возрасте от

Дискуссия. На этапе разработке новой структуры 12- летней школы обсуждались два варианта: 4+5+3 и 4+6+2. Приведите аргументы в пользу того и другого варианта.

16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, способов достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в обще­ственной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейше­го образования и профессионального самоопределения.

В старшей ступени школы обучение строится на основе про­фильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы. Профильное обучение может реализовываться в следую­щих формах: профильные образовательные учреждения, классы, группы и иные фор­мы. При этом могут сохраняться непрофилированные общеобразовательные классы.

Определение профилей обучения (естественнонаучного, гуманитарно-филоло­гического, социально-экономического, физико-математического, технико-технологи­ческого, художественно-эстетического и др.) осуществляется на основе познава­тельных интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей пе­дагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.

Профильный характер старшей ступени реализуется на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования путем формиро­вания индивидуальных образовательных программ.

Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней школы от­личаются от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

Обновление содержания образования. Содержание образовательных областей и от­дельных учебных предметов непрерывно обновляется. Основанием для этого служат социальные изменения, потребности общества, тенденции развития образования, до­минирование различных традиций, изменения образовательных стандартов, решения органов управлением образования, позиции авторов программ и учебников.

Содержание образования зависит также от изменяющихся со временем целей и условий обучения в конкретной школе, родительского заказа, ученических предпоч­тений.

В концепции 12-летней школы приведены основополагающие принципы обновления содержания общего среднего образования:

♦ личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с уче­том интересов и склонностей;

♦ гуманизация и гуманитаризация, культуросообразностъ, отражение в содержа­нии образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой куль­туры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;

♦ фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования, обеспечивающие универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возмож­ность применения полученных знаний в новых ситуациях;

♦ приоритет сохранения здоровья учащихся, в том числе за счет разгрузки учебно­го материала (по основной школе в среднем не менее чем на 20%), приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями школьни­ков;

♦ обеспечение практической ориентации общего среднего образования путем раци­онального сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся;

♦ усиление в содержании образования деятелъностного компонента, представля­ющего основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами;

♦ оптимизация объема учебной нагрузки за счет психолого-педагогически обосно­ванного отбора содержания образования, соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастных особенностей учащихся;

♦ обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования;

♦ профилирование и дифференциация содержания образования как условие вы­бора учениками уровня и направленности изучения образовательных про­грамм.

Всодержании 12-летнего общего образования выделены следующие образователь­ные области: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура.

Перечисленные области реализуются через базовые предметы: русский язык, литера­тура (в школах с родным нерусским языком обучения — родной язык, родная литература, русский язык, русская литература), иностранный язык, математика, история, обществоведение, география, биология, физика, химия, информатика, искусство, физическая культу­ра, технология, основы безопасности жизнедеятельности, по которым утверждается государственный образовательный стандарт. Возможна интеграция или иная компоновка базовых предметов при условии выполнения требований государственного образователь­ного стандарта.

В соответствии с принципами обновления содержания образования содержание образовательных областей и учебных предметов в будущей школе будет изменяться в следующих направлениях:

 

♦ обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необхо­димых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; исключение устаревших разделов;

♦ генерализация содержания образования за счет выделения фундаментальных образовательных объектов, системообразующих понятий, принципов, законо­мерностей с одновременной разгрузкой за счет второстепенного или устарев­шего материала;

♦ в перераспределение учебного материала между основной и старшей школой, между базовым и профильным содержанием образования в соответствии с кон­цепцией 12-летней школы; модульные подходы к формированию содержания учебного материала;

♦ изменение подходов к содержанию образования как к образовательной среде для личностного развития учащихся; переход к концепции открытого содержа­ния образования, обусловленный тенденцией усиливающегося влияния на об­разование новых средств и технологий деятельности (Интернет, СМИ и др.);

♦ усиление в общеобразовательном процессе ученического компонента содержа­ния образования, реализующего возможность индивидуальной образователь­ной траектории ученика;

♦ разработка деятельностного компонента содержания образования, то есть вклю­чение в обязательный минимум содержания образования специально отобран­ных способов деятельности, техник и технологий, ключевых компетенций и иных процедурных элементов, которыми необходимо овладеть ученику;

♦ разработка и создание учебников и учебных пособий нового типа: личностно-ориентированных, профильных, интегрированных, мультимедийных, гипертек­стовых и др.

На основе концепции структуры и содержания образования в 12-летней школе разрабатываются базисый учебный план, концепции отдельных образовательных об­ластей, учебные программы и учебники по предметам.

Резюме

Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников опыт человечества, который передается им для усвоения. Данное обуче­ние можно назвать знаниево-ориентированным. В личностно-ориентированном обу­чении содержание образования делится на две составляющие: внешнее — образова­тельную среду, и внутреннее — личностные новообразования ученика.

Различия в подходах к содержанию образования определяются на основе трех дидактических теорий: формализма, материализма и прагматизма.

В отечественных концепциях под содержанием образования понимаются: 1) педаготически адаптированные основы наук; 2) система знаний, умений и навыков, а так­же опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру; 3) пе­дагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре; 4) содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности; 5) образовательная среда.

Во внешнем проявлении содержание образования имеет следующие уровни пред ставления: образование в целом — ступени обучения — циклы учебных курсов — учеб­ные курсы — отдельные дисциплины — разделы, темы, уроки.

Во внутреннем (личностном) проявлении содержание образования имеет уровни представления, соответствующие личностным новообразованиям каждого конкретно­го ученика: знаниям, умениям, навыкам, видам и способам деятельности, способнос­тям, ценностным ориентациям. Структура внутреннего содержания образования и его элементов не совпадает со структурой и уровнями внешнего содержания. Внутреннее 1 содержание образования выражается внешне через создаваемую учеником образова­тельную продукцию.

Принципы построения содержания образования: учет социальных условий и по­требностей общества; соответствие содержания образования целям выбранной моде­ли образования; структурное единство содержания образования на различных его уровнях общности и на межпредметном уровне; единство содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения; доступности и природосообразности.

Российская школа переходит на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу. Главная цель общего образования — «формирование разно­сторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в дина­мичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интере­сах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)».

В основе структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности:

I ступень — начальное общее образование (обязательное), 1-4 классы.

II ступень — основное общее образование (обязательное), 5-10 классы.

III ступень — среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11-12 классы.

Направления обновления содержания образования: личностная ориентация; гу­манизация и гуманитаризация, культуросообразность; фундаментальность, усиле­ние методологической составляющей; приоритет сохранения здоровья учащихся; обеспечение практической ориентации; усиление деятельностного компонента; оп­тимизация объема учебной нагрузки; интеграция, профилирование и дифферен­циация.

Вопросы и упражнения

1. По каким основным параметрам различаются имеющиеся концепции содержа­ния образования?

2. В чем, на ваш взгляд, преимущества перехода отечественной школы на 12-лет­ний срок обучения и проблемные стороны данного перехода?

3. Модели обучения каких зарубежных и отечественных систем обучения и автор­ских школ в наибольшей мере соответствуют целям и задачам обновляемой рос­сийской школы?

4. Проанализируйте основополагающие принципы обновления содержания обще­го среднего образования на предмет их соответствия целям и задачам 12-лет­ней школы, а также внутренней непротиворечивости.

5. Чем, на ваш взгляд, профильное обучение отличается от дифференцированно­го?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.