Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Деятельность органов государственного и муниципального финансового контроля в ходе бюджетного процесса






Цели и задачи изучения темы

Цель: формирование у студентов комплексного представления деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля в ходе бюджетного процесса.

Задачи:

1. Ознакомление студентов с ролью и местом органов государственного и муниципального финансового контроля в ходе бюджетного процесса.

2. Изучение содержания и результатов деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля на каждой стадии бюджетного процесса.

3. Формирование способности к подготовке заключений органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля на проекты законов (решений), принимаемых в ходе бюджетного процесса.

Методические рекомендации

При самостоятельной работе по изучению данной темы следует ознакомиться с учебной литературой, в которой описывается деятельность органов государственного и муниципального финансового контроля на каждой стадии бюджетного процесса.

Кроме этого необходимо изучить нормативные правовые акты, методические материалы и стандарты, регулирующие деятельность Счетной палаты российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на всех стадиях бюджетного процесса.

Следует уяснить, что бюджетный контроль осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Федеральное казначейство осуществляет предварительный контроль на стадии исполнения бюджетов. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора специализируется на последующем контроле и надзоре. Контроль за соблюдением финансовой дисциплины, целевым и эффективным использованием бюджетных средств – прерогатива органов внутреннего финансового контроля субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Решающую роль в осуществлении финансового контроля в бюджетном процессе играют законодательные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления и образованные ими органы внешнего финансового контроля – Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Главная функция законодательных (представительных) органов – установление правил, по которым будут действовать все участники бюджетного процесса. Для этого они принимают законы (положения), регламентирующие бюджетный процесс на соответствующих уровнях бюджетной системы Российской Федерации. В этих нормативных правовых актах установлены и правила осуществления финансового контроля в ходе бюджетного процесса.

Органы внешнего финансового контроля в ходе бюджетного процесса осуществляют весь комплекс процедур предварительного, текущего и последующего контроля, что позволяет им с большой степенью достоверности и объективности предоставлять необходимую информацию законодательным (представительным) органам и гражданам о качестве управления общественными ресурсами.

Кроме контроля за ходом и результатами исполнения бюджета, в компетенцию органов внешнего финансового контроля входит осуществление контроля за соблюдением установленного порядка организации самого бюджетного процесса. Они уполномочены проводить анализ бюджетного процесса и вырабатывать предложения, направленные на его совершенствование.

На стадии составления проектов бюджетов органы внешнего финансового контроля осуществляют комплекс мероприятий по подготовке к предстоящей деятельности.

На стадии рассмотрения и принятия бюджетов органы внешнего финансового контроля проводят экспертизу проектов бюджетов с подготовкой соответствующего заключения.

На стадии исполнения бюджетов органы внешнего финансового контроля осуществляют мониторинг исполнения бюджетов с информированием об этом соответствующих законодательных (представительных) органов.

На заключительной стадии бюджетного процесса органы внешнего финансового контроля проводят внешнюю проверку отчета об исполнении соответствующего бюджета и экспертизу проекта закона (решения) об исполнении бюджета.

При анализе участия Счетной палаты Российской Федерации в бюджетном процессе рассмотрения требуют следующие стандарты Счетной палаты российской Федерации:

- Стандарт СГА 201 «Предварительный аудит формирования федерального бюджета». Данный Стандарт определил правовые, информационные, методические и организационные основы предварительного аудита формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также структуру и основные положения содержания заключенияСчетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о проекте федерального бюджета.

- Стандарт СГА 202«Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета». В соответствии с данным стандартом целью оперативного анализа и контроля являетсяанализ полноты и своевременности поступлений доходов федерального бюджета, кассового исполнения федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, выявление отклонений и нарушений и внесение предложений по их устранению.

- Стандарт СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета». Данный стандарт определяет порядок проведения комплекса контрольных мероприятий в целях осуществления последующего контроля за исполнением федерального бюджета, проверки отчета об исполнении федерального бюджета и подготовке заключения Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.

Изучение деятельности органов внешнего финансового контроля в ходе бюджетного процесса позволит студентам получить необходимые сведения и первичные навыки для обладания заявленными компетенциями.

 

Основные вопросы:

1. Организация государственного и муниципального финансового контроля в бюджетном процессе.

2. Роль и место органов внутреннего и внешнего государственного и муниципального финансового контроля в ходе бюджетного процесса.

3. Деятельность органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля на стадии составления проектов бюджетов.

4. Деятельность органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля при рассмотрении и принятии бюджетов.

5. Деятельность органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля на стадии исполнения бюджетов.

6. Деятельность органов внешнего государственного и муниципального финансового контроляна заключительной стадиибюджетного процесса.

Основные понятия:

Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса. Бюджетный контроль. Экспертиза проекта закона о бюджете. Мониторинг исполнения бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета. Заключение контрольно-счетного органа.

Список литературы:

Основная литература

1. Быстряков А.Я. Государственный финансовый контроль: учебное пособие. – М.: Изд-во «РУДН», 2011.

2. Государственный финансовый контроль: учебник / Сабитова Н.М., Орлова М.Е., Шавалеева Ч.М. и др.; под общей ред. д-ра экон. Наук, профессора Н.М.Сабитовой. – М.: Рид Групп, 2012.

3. Зубакин С.И. Бюджетный контроль: учеб. пособие / М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.

4. Измоденов А.К. Бюджетный контроль [Текст]: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. /; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та.], 2014.

5. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб, Питер, 2004.

Дополнительная литература

1. Бюджетное право России: учебник для магистров / Ю.А.Крохина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 483 с.

2. Иванюженко А.Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль: книга для подконтрольных и контролеров. – СПб.: Изд-во «Нестор-история», 2010.

3. Карпов Э.С. Бюджетный контроль в Российской Федерации: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 139 с.

4. Кондрат Е.Н. Региональный финансовый контроль в современной России. Монография – М.: Юстицинформ, 2011.

5. Селезнев А.З. Контроль финансовых потоков: Учеб. Пособие / Под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.; ИНФРА-М, 2010.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77«О федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе»

Электронные ресурсы

1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: www.minfin.ru.

2. Официальный сайт Федерального казначейства: www.roskazna.ru.

3. Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: www.rosfinnadzor.ru.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru.

5. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: www.ach.gov.ru.

6. Электронная библиотека журналов: https://elibrary.ru.

 

Тема 4.Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность органов государственного и муниципального финансового контроля

Цели и задачи изучения темы

Целью изучения темы является формирование представления об осуществлении органами государственного и муниципального финансового контроля контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Задачи:

1. Ознакомление слушателей с основами проведения органами государственного и муниципального финансового контроля контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

2. Формирование у студентов способности к исследованию и анализу полученной информации.

3. Формирование у студентов способности к принятию управленческих решений в процессе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий органами государственного и муниципального финансового контроля.

 

Методические рекомендации

При самостоятельной работе по изучению данной темы следует ознакомиться с учебной литературой, в которой описывается деятельность органов государственного и муниципального финансового контроля в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Кроме этого, необходимо изучить нормативные правовые акты, методические материалы и стандарты, регулирующие деятельность Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при осуществлении контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

При изучении порядка проведения Счетной палатой Российской Федерации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рекомендуется обратить внимание на следующие стандарты Счетной палаты российской Федерации:

- Стандарт СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия». В соответствии с этим стандартом контрольное мероприятие это организационная форма осуществления контрольно-ревизионной деятельности, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий Счетной палаты в сфере государственного финансового аудита (контроля).

- Стандарт СГА 102 «Проведение экспертно-аналитического мероприятия». В Стандарте определено, что экспертно-аналитическое мероприятие представляет собой организационную форму осуществления экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий Счетной палаты в сфере государственного финансового контроля.

Для ознакомления со стандартами Счетной палаты Российской Федерации следует использовать информацию, размещенную на официальном сайте Счетной палаты.

Следует четко представлять различия контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Они различаются по целям, методам и способам организации.

Так, контрольное мероприятие можно определить как форму осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля посредством проведения обследований, проверок и ревизий.

Проведение контрольных мероприятийвключает три этапа:

1. Подготовка к проведению контрольного мероприятия (подготовительный этап).

2. Проведение контрольного мероприятия (основной этап).

3. Оформление результатов контрольного мероприятия (заключительный этап).

Результаты контрольного мероприятия оформляются документами, определенными законодательно. На основании информации, содержащейся в акте, руководитель контрольного мероприятия составляет отчет. Отчет о результатах контрольного мероприятия содержит основные итоги его проведения с выводами и предложениями. Отчет направляется в законодательный (представительный) орган и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (главе муниципального образования).

Руководителям проверяемых органов и организаций направляются представления, предписания. В случае необходимости в финансовые органы направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения. По итогам контрольного мероприятия могут составляться протоколы об административных правонарушениях. В случаях выявления незаконного использования бюджетных средств, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, материалы контрольного мероприятия могут передаваться в правоохранительные органы.

Экспертно-аналитическое мероприятиеможно определить как форму осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля с применением методов экспертизы, мониторинга и анализа. По результатам такого мероприятия составляются отчеты, заключения, аналитические записки. Применения мер ответственности не предусматривается.

Рекомендуется обратить внимание на проведение органами внешнего финансового контроля экспертиз проектов нормативных правовых актов. При этом уметь выделять особенности проведения финансовой или финансово-экономической экспертизы.

 

Основные вопросы:

1. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность органов государственного и муниципального финансового контроля.

2. Планирование и проведение контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации.

3. Планирование и проведение контрольных мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

4. Проведение контрольных мероприятий органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.

5. Планирование и проведение экспертно-аналитических мероприятий органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

6. Финансовая и финансово-экономическая экспертиза проектов нормативных правовых актов.

7. Аналитическая деятельность органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

8. Результативность и эффективность деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля.

Основные понятия:

Контрольное мероприятие. Экспертно-аналитическое мероприятие. Стандарты внешнего финансового контроля. Ревизия. Проверка. Экспертиза. Финансовая экспертиза. Финансово-экономическая экспертиза. Результативность и эффективность.

Список литературы:

Основная литература

1. Быстряков А.Я. Государственный финансовый контроль: учебное пособие. – М.: Изд-во «РУДН», 2011.

2. Государственный финансовый контроль: учебник / Сабитова Н.М., Орлова М.Е., Шавалеева Ч.М. и др.; под общей ред. д-ра экон. Наук, профессора Н.М.Сабитовой. – М.: Рид Групп, 2012.

3. Зубакин С.И. Бюджетный контроль: учеб. пособие / М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.

4. Измоденов А.К. Бюджетный контроль [Текст]: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. /; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та.], 2014.

5. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб, Питер, 2004.

Дополнительная литература

1. Бюджетное право России: учебник для магистров / Ю.А.Крохина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 483 с.

2. Иванюженко А.Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль: книга для подконтрольных и контролеров. – СПб.: Изд-во «Нестор-история», 2010.

3. Карпов Э.С. Бюджетный контроль в Российской Федерации: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 139 с.

4. Кондрат Е.Н. Региональный финансовый контроль в современной России. Монография – М.: Юстицинформ, 2011.

5. Селезнев А.З. Контроль финансовых потоков: Учеб. Пособие / Под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.; ИНФРА-М, 2010.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе»

Электронные ресурсы

1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: www.minfin.ru.

2. Официальный сайт Федерального казначейства: www.roskazna.ru.

3. Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: www.rosfinnadzor.ru.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru.

5. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: www.ach.gov.ru.

6. Электронная библиотека журналов: https://elibrary.ru.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.