Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меры принудительного исполнения юрисдикционных актов и основания их применения






Мерами принудительного исполнения согласно с ч. 1 ст. 68 Федерального закона об исполнительном производстве являются действия:

- указанные в исполнительном документе (действия по принудительному выселению должника, принудительному вселению взыскателя и т.п.);

- действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (действия по обращению взыскания на имущество должника).

Применение законодателем термина " действие" для определения понятия " меры принудительного исполнения" могут, на первый взгляд, привести к выводу о том, что мера и действие в русском языке являются словами-синонимами. Как следствие такого вывода, анализируя положения ст. 64, 68 Федерального закона об исполнительном производстве, можно определить, что меры принудительного исполнения являются исполнительными действиями (что и не замедлило себя ждать). В юридической литературе иногда указывается, что меры принудительного исполнения являются исполнительными действиями, со ссылкой на ст. 64 Федерального закона об исполнительном производстве. Но тогда непонятна логика законодателя: если эти понятия синонимичны, тогда почему о них указывается в разных статьях закона. Представляется, что законодатель все-таки разделяет это понятия, просто не совсем корректно подходит к использованию терминологии.

В этой связи ст. 64 и 68 Федерального закона об исполнительном производстве нуждаются в уточнении. Так, например, исполнительные действия - это лишь те процессуальные действия, которые направлены на реализацию (применение) мер принудительного исполнения.

Меру принудительного исполнения допустимо определить как комплекс мероприятий, указанных в исполнительном документе и (или), осуществляемый судебным приставом-исполнителем, направленный на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа.

С учетом вышеизложенного можно сформулировать определение исполнительных действий. Исполнительное действие - это предусмотренное законодательством об исполнительном производстве действие судебного пристава-исполнителя, направленное на реализацию мер принудительного исполнения, совершаемое при наличии определенных законом оснований в особой процессуальной форме и имеющее значение для участников исполнительного производства.

Основаниями применения мер принудительного исполнения являются: возбуждение исполнительного производства, истечение срока на добровольное исполнение или неисполнение в течение суток требований, подлежащих немедленному исполнению. После вступления в силу постановления о взыскании с должника исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель может приступать к принудительному исполнению требований исполнительного документа, т.е. осуществлять меры принудительного исполнения.

Мерами принудительного исполнения в соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона об исполнительном производстве являются:

- обращение взыскания на имущество должника, включающее в себя изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию и передачу взыскателю (ч. 1 ст. 69). Следует отметить, что если имущество должника находится у третьих лиц, то обратить взыскание на него возможно на основании судебного акта;

- обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (например, особенности обращения взыскания на заработную праву регламентированы гл. 11 Федерального закона об исполнительном производстве);

- обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, право требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату (см. ст. 75 Федерального закона об исполнительном производстве, письмо ФССП России от 08.04.2009 № 12/02-4607-АП " О соглашении ФССП России и Роспатента"):

- изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях (например, внесудебное обращение взыскания на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса);

- наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества (процедура наложения ареста осуществляется в соответствии со ст. 80 Федерального закона об исполнительном производстве, при этом наложение ареста на имущество должника как меру принудительного исполнения следует отличать от ареста, являющегося одной из обеспечительных мер. Во всяком случае, именно на этом моменте заострил внимание правоприменителей КС РФ в Определении от 20.10.2005 № 382-0 " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Каширина Бориса Александровича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 4 статьи 51 Федерального закона " Об исполнительном производстве" ". В данном документе подчеркивается, что обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации является одной из мер принудительного исполнения; обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации; при исполнении исполнительных документов в отношении граждан не может быть обращено взыскание на имущество, указанное в перечне видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам; арест применяется для обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежит последующей передаче взыскателю или для дальнейшей реализации. Таким образом, арест имущества должника, производимый судебным приставом-исполнителем в целях недопущения его использования должником в корыстных целях, как промежуточная стадия после судебного решения перед реализацией имущества или его передачей взыскателю, не может быть использован как самостоятельная мера принудительного исполнения судебного постановления. Арест имущества, на которое впоследствии не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, лишен практической значимости и не может привести к исполнению решения суда);

- обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены ст. 66 Федерального закона об исполнительном производстве;

- совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника (в частности, снос самовольно возведенного строения);

- принудительное вселение взыскателя в жилое помещение (ст. 108);

- принудительное выселение должника из жилого помещения (ст. 107).

В ч. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве приводится следующее понятие мер принудительного исполнения - это действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Данное определение вряд ли можно признать универсальным, так как оно распространяется лишь на случаи имущественных взысканий и не учитывает специфики исполнительных действий, не связанных с обращением взыскания на имущество должника или его заработную плату, иные виды доходов (неимущественные взыскания).

Поэтому более правильно под мерами принудительного исполнения понимать совокупность процессуальных действий определенного характера, предусмотренных законодательством для исполнения требований исполнительного документа.

Согласно ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве выделяются следующие меры принудительного исполнения:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа. Например, признавая недействительным постановление судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на денежные средства предприятия, суд неправомерно исходил из того, что Закон об исполнительном производстве 1997 г. не предусматривает возможности ареста денежных средств, которые могут появиться у предприятия в будущем, поскольку перечень мер принудительного исполнения, изложенный в ст. 45 указанного закона, не является исчерпывающим, а вынесение данного постановления является законной мерой принудительного исполнения решения суда (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2004 N А13-6503/04-21). Другой пример: арбитражный суд признал обоснованным постановление судебного пристава-исполнителя, которым должнику предписано поступающие в кассу наличные денежные средства перечислять на депозитный счет подразделения службы судебных приставов-исполнителей до полного погашения задолженности по исполнительному листу, в силу того, что в ст. 45 Закона об исполнительном производстве 1997 г. не содержится исчерпывающий перечень мер принудительного исполнения (п. 17 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77*(112)).

Отличие перечисленных мер принудительного исполнения заключается в их характере. Например, если требование исполнительного документа носит длящийся характер (взыскание алиментов, возмещение вреда жизни, здоровью и др.), то в большинстве случаев мерой принудительного исполнения выступает обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника. Однако это не значит, что не могут применяться другие меры принудительного исполнения, так как законодательством обычно такие случаи специально не предусмотрены. В некоторых случаях меры принудительного исполнения могут применяться в совокупности. Законом также предусмотрена возможность изменения способа и порядка исполнения (ст. 37 Закона об исполнительном производстве).

Стадия исполнительного производства - это совокупность процессуальных действий, которые направлены на достижение определенной цели.

Каждая стадия исполнительного производства представляет собой группу процессуальных действий с четко определенной процессуальной целью. В большинстве случаев та или иная стадия заканчивается вынесением постановления судебного пристава-исполнителя.

В качестве самостоятельных стадий исполнительного производства следует выделять:

возбуждение исполнительного производства;

подготовку судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению;

применение мер государственного принуждения к должнику;

обжалование действий судебного пристава-исполнителя*(113).

Стадия возбуждения исполнительного производства характеризуется такими процессуальными действиями, как: 1) предъявление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю; 2) принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

При подготовке судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Также на данной стадии возможно совершение мер по обеспечению исполнения исполнительного документа; разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; заявление отводов судебному приставу-исполнителю.

В случае неисполнения в добровольном порядке требований исполнительного документа на стадии применения мер государственного принуждения к должнику задействуется механизм принудительного исполнения через службу судебных приставов.

В качестве мер принудительного исполнения выступают меры, предусмотренные в ст. 68 Закона об исполнительном производстве.

Согласно ст. 64 Закона об исполнительном производстве, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены Законом об исполнительном производстве, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Исполнительные действия, указанные в п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель вправе совершать на всей территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств. Поручение в иностранное государство направляется в порядке, установленном международным договором РФ.

Стадия обжалования действий судебного пристава завершает исполнительное производство, хотя и не обязательно является последней стадией. По действующему законодательству, обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно в любое время в ходе принудительного исполнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.