Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая процессуальная форма в исполнительном производстве.






 

При анализе процессуальной формы исполнительного производства следует учитывать те достижения, которые имеются в данной сфере. По мнению проф. К.И. Комиссарова, гражданской процессуальной форме свойственны следующие признаки: нормативность, непререкаемость, системность и универсальность*(89). Исполнительная процессуальная форма также отвечает перечисленным признакам.

Нормативность исполнительной процессуальной формы выражается в том, что существующий Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения юрисдикционных актов (ст. 3 данного Закона).

Законодательным актом, имеющим высшую юридическую силу и определяющим общие положения, является Конституция РФ. В частности, по Конституции признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Это означает, что устанавливается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе и в исполнительном производстве. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны и нерушимы. Вместе с тем государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод обязанность соблюдать их предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации. В Конституции РФ имеются положения, по которым в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это правило развивается и в законодательстве об исполнительном производстве. Так, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 3 Закона об исполнительном производстве).

В ст. 71 Конституции РФ отсутствуют нормы об исполнительном производстве. Это позволило некоторым авторам утверждать, что исполнительное законодательство является комплексным, соединяющим в себе нормы различной отраслевой принадлежности, поэтому одни нормы относятся к федеральному законодательству, а другие к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов*(90).

Полагаем, что законодательство об исполнительном производстве является федеральным законодательством. Отсутствие в Конституции РФ (ст. 71, 72, 73) норм о нахождении в чьем бы то ни было ведении исполнительного производства объясняется тем, что законодатель не успевает вносить соответствующие изменения в нормативные акты, тем более в Конституцию РФ. С принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах изменилось место исполнительного производства в системе права Российской Федерации. На этом работа по законодательному регулированию исполнительного производства не завершена, предстоит внесение дополнений в законодательные акты РФ.

Наше мнение заключается также в том, что исполнительное право (производство) является процессуальной отраслью права. А такие процессуальные отрасли права, как гражданское и арбитражное право, отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации (п. " о" ст. 71 Конституции РФ). Кроме того, в ее ведении находится и уголовно-исполнительное право наиболее близкая по характеру к исполнительному производству отрасль права.

В системе законодательства об исполнительном производстве выделяются законы и подзаконные нормативные акты, которые содержат как общие, так и конкретные правила, определяющие порядок процессуальной деятельности в исполнительном производстве.

Непререкаемость исполнительной процессуальной формы означает, что судебный пристав-исполнитель добивается совершения того действия, которое предусмотрено правовой нормой, но не было совершено обязанным лицом только в том порядке, который установлен исполнительно-процессуальным законодательством. Это означает, что такие процессуальные действия, как возбуждение исполнительного производства, подготовка к исполнению, применение мер государственного принуждения к должнику, обжалование действий судебного исполнителя и судебная проверка их законности и обоснованности, должны реализовываться в соответствии с предписаниями Закона об исполнительном производстве.

Системность исполнительной процессуальной формы выражается в том, что исполнительное производство в настоящее время представляет собой юридически целостную отрасль права. Имеется общая часть, которая отражает специфический предмет правового регулирования данной отрасли, содержит общие положения, определенным образом связывающие и объединяющие различные институты исполнительного производства. Имеются отдельные институты, которые регулируют процессуальные отношения, возникающие в исполнительном производстве. В частности, существуют характерные только для исполнительного производства и не совпадающие с общей частью гражданского процессуального права положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве, основаниях и мерах применения принудительного исполнения, отводах в исполнительном производстве, сроках, ответственности и т.п. В то же время в гражданском процессуальном праве есть ряд положений, которые, в свою очередь, не влияют на исполнительное производство, это положения о подведомственности, подсудности, судебных расходах и др.

Универсальность также является признаком исполнительной процессуальной формы. Универсальность предполагает возможность ее распространения на различные виды принудительного исполнения: исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению, о денежных взысканиях с граждан, организаций и граждан-предпринимателей, исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению, о передаче определенных предметов и о совершении определенных действий.

Кроме того, исполнительной процессуальной форме свойственно то, что принудительное исполнение осуществляется специальным органом Федеральной службой судебных приставов и специальным должностным лицом судебным приставом-исполнителем, деятельность которого строго регламентируется Законом об исполнительном производстве и Законом о судебных приставах, что также является важной гарантией защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

В процессе принудительного исполнения задействуются лица, участвующие в исполнительном производстве, и лица, содействующие исполнительному производству, указанные в гл. 6 Закона об исполнительном производстве. Иные субъекты имеют возможность защищать свои права в порядке, предусмотренном гл. 17 Закона об исполнительном производстве, предполагающей в том числе и судебную защиту прав граждан и организаций.

Природа исполнительного производства характеризуется тем, что в его рамках осуществляется принудительное исполнение. В связи с этим исполнительное производство является самостоятельным участком правоохранительной деятельности.

Рассмотренные обстоятельства позволяют охарактеризовать исполнительную процессуальную форму как определенную законодательством об исполнительном производстве систему гарантий. Гарантированы: последовательность порядка принудительного исполнения судебных актов судами общей юрисдикции, арбитражными судами, а также актами других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершать в их пользу определенные действия, или воздерживаться от совершения этих действий.

Таким образом, предмет правового регулирования исполнительного процессуального права составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.

Наряду с предметом правового регулирования, другим системообразующим фактором любой отрасли права является метод правового регулирования.

Под методом правового регулирования в общей теории права понимается совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на данную группу общественных отношений. Выделяются следующие его элементы: а) общее юридическое положение субъектов права; б) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений; в) способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов; г) юридические меры воздействия, способы, основания и процедуры их применения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.