Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избранная лирика востока

 

Редколлегия: Абдурахманов Ф. А., Ахмедходжаев Э. Т.,

Джаббаров Д. Д., Каюмов А. П., Пармузин Б. С.,

Шагулямов И. Ш., Шамухамедов Ш. М.

 

В книге сделана попытка собрать лучшие переводы на русский язык

всемирно известных четверостиший классика персидско-таджикской поэзии,

ученого, математика и астронома, поэта и философа Омара Хайяма (1048-1123

гг.)

 

Издание второе, дополненное.

 

Составитель Шаислам Шамухамедов

Редактор Борис Пармузин

Оформление художника Анатолия Ошейко.

 

(с) Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1982

 

 

< > ОМАР ХАЙЯМ < >

 

(1048-1123)

 

Гиясаддун Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям Нишапури родился в 1048

году в Нишапуре, учился в этом городе, затем в крупнейших центрах науки того

времени, в том числе в Балхе и Самарканде.

По оставшимся его научным трудам и сообщениям современников установлены

некоторые детали биографии. Около 1069 г. он, находясь в Самарканде, написал

трактат " О доказательствах задач алгебры и алмукабалы". А до этого были

написаны два математических трактата. В 1074 г. возглавил крупнейшую

астрономическую обсерваторию в Исфахане, в 1077 г. завершил работу над

книгой " Комментарии к трудным постулатам книги Евклида", в 1079 г. вместе со

своими сотрудниками ввел в действие календарь.

В середине 90-х годов XI в., после закрытия обсерватории, вызванного

сменой правителей, Хайям совершил паломничество в Мекку. Об этом сообщает

один из его недружелюбных биографов Ибн Ал-Кифти следующими словами: что он

совершил паломничество "... придержав поводья своего языка и пера, из

страха, а не из благочестия".

Около 1097 г. Хайям работает врачом при наместнике Хорасана. Возможно в

это время он написал свой философский трактат на языке фарси - " О

всеобщности бытия".

Последние 10-15 лет жизни Хайям провел в уединении в Нишапуре. Он мало

общался с людьми. Об этом сообщает историк Бейхаки: " Был скуп в сочинении

книг и преподавании..."

По-видимому, последние годы жизни Хайяма проходили тяжело. Он пишет:

 

Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?

Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдет?

Тесна мне бытия печальная темница, -

О, если б дверь найти, что к вечности ведет

 

Он дружил в эти годы только с книгой. Как сообщает Вейхаки, в последние

часы своей жизни Хайям читал " Книгу исцеления" Ибн Сины. Он дошел до раздела

" О единстве и всеобщности, философского сочинения, положил на это место

зубочистку, встал, помолился и умер.

Таким образом, его биография мало отличается от типичной биографии

ученого, стремительно поднятого на вершину служебной лестницы при одних

правителях, интересы которых совпадают с его научными познаниями, и

терпящего тяготы, опалу, когда на смену приходят другие правители.

Биографы, достаточно близкие к нему по времени, говорят в основном о

его учености и научных трактатах.

Только Ибн Ал-Кифти пишет о стихах, " жалящих как змея".

В трудах советских исследователей на богатом фактическом материале

неопровержимо доказаны исторические заслуги Омара Хайяма как ученого,

который сделал ряд важнейших открытий в области астрономии, математики,

физики и других наук. Например, математические исследования Хайяма и теперь

имеют определенную ценность и переведены на разные языки.

Открытия Омара Хайяма впоследствии были подробно разработаны

азербайджанским математиком Насреддином Туси и в его трудах дошли до

европейских ученых.

Творчество Хайяма - это одно из удивительных явлений в истории культуры

народов Средней Азии и Ирана, и, пожалуй, всего человечества.

Если его труды принесли огромную пользу в развитии наук, то

замечательные четверостишия до сих пор покоряют читателей своей предельной

емкостью, лаконичностью, простотой изобразительных средств, гибким ритмом.

О поэзии Омара Хайяма исследователи судят по-разному. Некоторые

считают, что поэтическое творчество было для него просто забавой, которой он

предавался в свободное от основных научных занятий время. И все же рубаи

Хайяма, не зная ни временных, ни национальных границ, пережили века и

династии, дошли до наших дней.

Маленькая книжечка живет на его родине, в соседних странах, во всем

мире, переходит из рук в руки, из дома в дом, из страны в страну, из века в

век, будоражит мысли, заставляет людей размышлять и спорить о мире, о жизни,

о счастье, ограждает от религиозного дурмана, срывает маску благочестия со

святош-ханжей.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что Хайям в своих строках очень

высоко ценит человека:

 

Цель творца и вершина творения - мы.

Мудрость, разум, источник прозрения - мы

Этот круг мироздания перстню подобен. -

В нем граненый алмаз, без сомнения, мы

 

Не сближает ли это Хайяма с деятелями эпохи Возрождения? Великие

гуманисты, деятели Ренессанса считали, что " человек - мера всех вещей", он -

" венец вселенной", и боролись за возвращение человеку утраченного

достоинства.

Хайям страстно желал переустройства мира и делал для этого все, что в

его силах: открывал законы природы, устремлял взгляд на звезды, вникал в

тайны мироздания и помогал людям освобождаться от духовного рабства. Он

видел, что величайшее зло для человека - это религиозное заблуждение, что

все религии сковывают человеческий дух, силу его разума. Хайям понимая, что

только освободившись от этого, человек сможет жить свободно, счастливо.

Однако в творчестве Омара Хайяма немало сложных и противоречивых

проблем.

Ученый, который в области математики, астрономии и физики сумел уйти

намного вперед свое времени, отставал в понимании законов развития

человеческого общества. В результате этого поэт, встретивший в жизни много

трудностей, о которые одна за другой разбивались его благородные мечты,

переживший немало трагических моментов, в ряде своих рубай уступает место

фатализму, говорит о непредотвратимости судьбы, порой впадает в пессимизм.

 

Что миру до тебя? Ты перед ним - ничто:

Существование твое лишь дым, ничто.

Две бездны с двух сторон небытия зияют

И между ними ты, подобно им - ничто.

 

Скептическое отношение к жизни на земле, отрицание этой жизни,

отшельничество было широко распространено на средневековом Востоке.

Этот мир считался временным, преходящим... Сотни, тысячи богословов и

философов проповедовали, что вечную жизнь и блаженство можно найти только

после смерти.

Однако даже в тех четверостишиях Хайяма, в которых на первый взгляд

очень сильны пессимистические мотивы, мы в подтексте видим горячую любовь к

реальной жизни и страстный протест против ее несовершенства.

Творчество Хайяма - еще одно доказательство того, что в средние века, в

период инквизиции, всеобщего гнета темных религиозных сил, духовное развитие

человеческого общества не останавливалось и не могло остановиться.

Научное и литературное наследие Омара Хайяма служило и служит Человеку,

являясь яркой страницей в культуре народов мира.

 

Шаислам Шамухамедов.

 

Рубаи 1 - 190. Перевел О. Румер

Рубаи 191 - 202 Перевел И. Тхоржевский

Рубаи 203 - 222. Перевел В. Державин

Рубаи 223 - 350. Перевел Г. Плисецкий

Рубаи 351 - 380 Перевел Н. Стрижков

Рубаи 381 - 453 Перевел Г. Плисецкий

 

 

< > Рубаи < >

 

< > 1 < >

 

Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,

Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.

Но я, покуда жив, тревожиться не стану

О дне, что отошел, и дне, что не рожден.

 

 

< > 2 < >

 

Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?

В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.

Как много чистых душ под колесом лазурным

Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?

 

 

< > 3 < >

 

Лепящий черепа таинственный гончар

Особый проявил к сему искусству дар:

На скатерть бытия он опрокинул чашу

И в ней пылающий зажег страстей пожар.

 

 

< > 4 < >

 

Будь все добро мое кирпич одна, в кружало

Его бы я отнес в обмен на полбокала.

Как завтра проживу? Продам чалму в плащ,

Ведь не святая же Мария их соткала.

 

 

< > 5 < >

 

Гора, вина хлебнув, и то пошла бы в пляс.

Глупец, кто для вина лишь клевету припас.

Ты говоришь, что мы должны вина чураться?

Вздор! Это дивный дух, что оживляет нас.

 

 

< > 6 < >

 

Как надоели мне несносные ханжи!

Вина подай, саки, и, кстати, заложи

Тюрбай мой в кабаке и мой молельный коврик;

Не только на словах я враг всей этой лжи.

 

 

< > 7 < >

 

Благоговейно чтят везде стихи корана,

Но как читают их? Не часто и не рьяно.

Тебя ж, сверкающий вдоль края кубка стих,

Читают вечером, и днем, и утром рано.

 

 

< > 8 < >

 

Дивлюсь тебе, гончар, что ты имеешь дух

Мять глину, бить, давать ей сотни оплеух,

Ведь этот влажный прах трепещущей был плотью.

Покуда жизненный огонь в ней не потух.

 

 

< > 9 < >

 

Знай, в каждом атоме тут, на земле, таится

Дышавший некогда кумир прекраснолицый.

Снимай же бережно пылинку с милых кос:

Прелестных локонов была она частицей.

 

 

< > 10 < >

 

Увы, не много дней нам здесь побыть дано,

Прожить их без любви и без вина - грешно.

Не стоит размышлять, мир этот стар иль молод:

Коль суждено уйти - не все ли нам равно?

 

 

< > 11 < >

 

О, если б, захватив с собой стихов диван

Да в кувшине вина и сунув хлеб в карман,

Мне провести с тобой денек среди развалин, -

Мне позавидовать бы мог любой султан.

 

 

< > 12 < >

 

Будь глух к ученому о боге суесловью,

Целуй кумир, к его прильнувши изголовью.

Покуда кровь твою не пролил злобный рок,

Свой кубок наполняй бесценных гроздий кровью.

 

 

< > 13 < >

 

Кумир мой, вылепил тебя таким гончар,

Что пред тобой луна своих стыдится чар.

Другие к празднику себя пусть украшают,

Ты - праздник украшать собой имеешь дар.

 

 

< > 14 < >

 

Кумир мой - горшая из горьких неудач!

Сам ввергнут, но не мной, в любовный жар и плач.

Увы, надеяться могу ль на исцеленье,

Раз тяжко занемог единственный мой врач?

 

 

< > 15 < >

 

Ты сердце бедное мое, господь, помилуй,

И грудь, которую томит огонь постылый,

И ноги, что всегда несут меня в кабак,

И руку, что сжимать так любит кубок милый.

 

 

< > 16 < >

 

Растить в душе побег унынья - преступленье,

Пока не прочтена вся книга наслажденья.

Лови же радости и жадно пей вино:

Жизнь коротка, увы! Летят ее мгновенья.

 

 

< > 17 < >

 

Скорей вина сюда! Теперь не время сну,

Я славить розами ланит хочу весну.

Но прежде Разуму, докучливому старцу,

Чтоб усыпить его, в лицо вином плесну.

 

 

< > 18 < >

 

День завтрашний - увы! - сокрыт от наших глаз!

Спеши использовать летящий в бездну час.

Пей, луноликая! Как часто будет месяц

Всходить на небосвод, уже не видя нас.

 

 

< > 19 < >

 

Лик розы освежен дыханием весны,

Глаза возлюбленной красой лугов полны,

Сегодня чудный день! Возьми бокал, а думы

О зимней стуже брось: они всегда грустны.

 

 

< > 20 < >

 

Друзья, бокал - рудник текучего рубина,

А хмель - духовная бокала сердцевина.

Вино, что в хрустале горит, - покровом слез

Едва прикрытая кровавая пучина.

 

 

< > 21 < >

 

Спросил у чаши я, прильнув устами к ней:

" Куда ведет меня чреда ночей и дней? "

Не отрывая уст, ответила мне чаша:

" Ах, больше в этот мир ты не вернешься. Пей! "

 

 

< > 22 < >

 

Бокала полного веселый вид мне люб,

Звук арф, что жалобно при том звенит, мне люб,

Ханжа, которому чужда отрада хмеля, -

Когда он за сто верст, горами скрыт, - мне люб.

 

 

< > 23 < >

 

Разумно ль смерти мне страшиться? Только раз

Я ей взгляну в лицо, когда придет мой час.

И стоит ли жалеть, что я - кровавой слизи,

Костей и жил мешок - исчезну вдруг из глаз?

 

 

< > 24 < >

 

Призыв из кабака поднял меня от сна:

" Сюда, беспутные поклонники вина!

Пурпурной влагою скорей наполним чаши,

Покуда мера дней, как чаша, не полна".

 

 

< > 25 < >

 

Ах, сколько, сколько раз, вставая ото сна,

Я обещал, что впредь не буду пить вина,

Но нынче, господи, я не даю зарока:

Могу ли я не пить, когда пришла весна?

 

 

< > 26 < >

 

Смотри: беременна душою плоть бокала,

Как если б лилия чревата розой стала,

Нет, это пригоршня текучего огня

В утробе ясного, как горный ключ, кристалла.

 

 

< > 27 < >

 

Влюбленный на ногах пусть держится едва,

Пусть у него гудит от хмеля голова.

Лишь трезвый человек заботами снедаем,

А пьяному ведь все на свете трын-трава.

 

 

< > 28 < >

 

Мне часто говорят: " Поменьше пей вина!

В том, что ты пьянствуешь, скажи нам, чья вина? "

Лицо возлюбленной моей повинно в этом:

Я не могу не пить, когда со мной она.

 

 

< > 29 < >

 

В бокалы влей вина и песню затяни нам,

Свой голос примешав к стенаньям соловьиным!

Без песни пить нельзя, - ведь иначе вино

Нам разливалось бы без бульканья кувшином.

 

 

< > 30 < >

 

Запрет вина - закон, считающийся с тем,

Кем пьется, в когда, и много ли, и с кем.

Когда соблюдены все эти оговорки,

Пить - признак мудрости, а не порок совсем.

 

 

< > 31 < >

 

Как долго пленными наш быть в тюрьме мирской?

Кто сотню лет иль день велит нам жить с тоской?

Так лей вино в бокал, покуда сам не стал ты

Посудой глиняной в гончарной мастерской.

 

 

< > 32 < >

 

Налей, хоть у тебя уже усталый вид,

Еще вина: оно нам жизнь животворит,

О мальчик, поспеши! Наш мир подобен сказке,

И жизнь твоя, увы, без устали бежит.

 

 

< > 33 < >

 

Пей, ибо скоро в прах ты будешь обращен.

Вез друга, без жены твой долгий будет сон.

Два слова на ухо сейчас тебе шепну я:

" Когда тюльпан увял, расцвесть не может он".

 

 

< > 34 < >

 

Все те, что некогда, шумя, сюда пришли

И обезумели от радостей земли, -

Пригубили вина, потом умолкли сразу

И в лоно вечного забвения легли.

 

 

< > 35 < >

 

Я к гончару зашел: он за комком комок

Клал гляну влажную на круглый свой станок:

Лепил он горлышки и ручки для сосудов

Из царских черепов и из пастушьих ног.

 

 

< > 36 < >

 

Пускай ты прожил жизнь без тяжких мук, - что дальше?

Пускай твой жизненный замкнулся круг, - что дальше?

Пускай, блаженствуя, ты проживешь сто лет

И сотню лет еще, - скажи, мой друг, что дальше?

 

 

< > 37 < >

 

Приход наш и уход загадочны, - их цели

Все мудрецы земли осмыслить не сумели,

Где круга этого начало, где конец,

Откуда мы пришли, куда уйдем отселе?

 

 

< > 38 < >

 

Хоть сотню проживи, хоть десять сотен лет,

Придется все-таки покинуть этот свет,

Будь падишахом ты иль нищим на базаре, -

Цена тебе одна: для смерти санов нет.

 

 

< > 39 < >

 

Ты видел мир, но все, что ты видал, - ничто.

Все то, что говорил ты и слыхал, - ничто.

Итог один, весь век ты просидел ли дома,

Иль из конца в конец мир исшагал, - ничто.

 

 

< > 40 < >

 

От стрел, что мечет смерть, нам не найти щита:

И с нищим, и с царем она равно крута.

Чтоб с наслажденьем жить, живи для наслажденья,

Все прочее - поверь! - одна лишь суета.

 

 

< > 41 < >

 

Где высился чертог в далекие года

И проводила дни султанов череда,

Там ныне горлица сидит среди развалин

И плачет жалобно: " Куда, куда, куда? "

 

 

< > 42 < >

 

Я утро каждое спешу скорей в кабак

В сопровождении товарищей-гуляк.

Коль хочешь, господи, сдружить меня с молитвой,

Мне веру подари, святой податель благ!

 

 

< > 43 < >

 

Моей руке держать кувшин вина - отрада;

Священных свитков ей касаться я не надо:

Я от вина промок; не мне, ханжа сухой,

Не мне, а вот тебе опасно пламя ада.

 

 

< > 44 < >

 

Нас, пьяниц, не кори! Когда б господь хотел,

Он ниспослал бы нам раскаянье в удел.

Не хвастай, что не пьешь - немало за тобою,

Приятель, знаю я гораздо худших дел.

 

 

< > 45 < >

 

Блуднице шейх сказал: " Ты, что ни день, пьяна,

И что ни час, то в сеть другим завлечена! "

Ему на то: " Ты прав; но ты-то сам таков ли,

Каким всем кажешься? " - ответила она.

 

 

< > 46 < >

 

За то, что вечно пьем и в опьяненье пляшем,

За то, что почести оказываем чашам,

Нас не кори, ханжа! Мы влюблены в вино,

И милые уста всегда к услугам нашим.

 

 

< > 47 < >

 

Над краем чаши мы намазы совершаем,

Вином пурпуровым свой дух мы возвышаем;

Часы, что без толку в мечетях провели,

Отныне в кабаке наверстывать решаем.

 

 

< > 48 < >

 

Ужели бы гончар им сделанный сосуд

Мог в раздражении разбить, презрев свой труд?

А сколько стройных ног, голов и рук прекрасных,

Любовно сделанных, в сердцах разбито тут!

 

 

< > 49 < >

 

Небесный свод жесток и скуп на благодать,

Так пей же и на трон веселия воссядь.

Пред господом равны и грех и послушанье,

Бери ж от жизни все, что только можешь взять.

 

 

< > 50 < >

 

День каждый услаждай вином, - нет, каждый час:

Ведь может лишь оно мудрее сделать нас,

Когда бы некогда Ивлис вина напился,

Перед Адамом он склонился б двести раз.

 

 

< > 51 < >

 

Мудрец приснился мне. " Веселья цвет пригожий

Во сне не расцветет, - мне молвил он, - так что же

Ты предаешься сну? Пей лучше гроздий сок,

Успеешь выспаться, в сырой могиле лежа".

 

 

< > 52 < >

 

Жестокий этот мир нас подвергает смене

Безвыходных скорбей, безжалостных мучений.

Блажен, кто побыл в нем недолго и ушел,

А кто не приходил совсем, еще блаженней.

 

 

< > 53 < >

 

От страха смерти я, - поверьте мне, - далек:

Страшнее жизни что мне приготовил рок?

Я душу получил на подержанье только

И возвращу ее, когда наступит срок.

 

 

< > 54 < >

 

С тех пор, как на небе Венера и Луна,

Кто видел что-нибудь прекраснее вина?

Дивлюсь, что продают его виноторговцы:

Где вещь, что ценностью была б ему равна?

 

 

< > 55 < >

 

Твои дары, о жизнь, - унынье и туга;

Хмельная чаша лишь одна нам дорога.

Вино ведь - мира кровь, а мир - наш кровопийца,

Так как же нам не пить кровь кровного врага?

 

 

< > 56 < >

 

Поток вина - родник душевного покоя,

Врачует сердце он усталое, больное.

Потоп отчаянья тебе грозит? Ищи

Спасение в вине: ты с ним в ковчеге Ноя.

 

 

< > 57 < >

 

Венец с главы царя, корону богдыханов

И самый дорогой из пресвятых тюрбанов

За песнь отдал бы я, на кубок же вина

Я б четки променял, сию орду обманов.

 

 

< > 58 < >

 

Не зарекайся пить бесценных гроздий сок,

К себе раскаянье ты пустишь на порог.

Рыдают соловьи, и расцветают розы...

Ужели в час такой уместен твой зарок?

 

 

< > 59 < >

 

Друг, в нищете своей отдай себе отчет!

Ты в мир ни с чем пришел, могила все возьмет.

" Не пью я, ибо смерть близка", - мне говоришь ты;

Но пей ты иль не пей - она в свой час прядет.

 

 

< > 60 < >

 

Тревога вечная мне не дает вздохнуть,

От стонов горестных моя устала грудь.

Зачем пришел я в мир, раз - без меня ль, со мной ли -

Все так же он вершит свой непонятный путь?

 

 

< > 61 < >

 

Водой небытия зародыш мой вспоен,

Огнем страдания мой мрачный дух зажжен;

Как ветер, я несусь из края в край вселенной

И горсточкой земли окончу жизни сон.

 

 

< > 62 < >

 

Несовместимых мы всегда полны желаний:

В одной руке бокал, другая - на коране.

И так вот мы живем под сводом голубым,

Полубезбожники и полумусульмане.

 

 

< > 63 < >

 

Из всех, которые ушли в тот дальний путь.

Назад вернулся ли хотя бы кто-нибудь?

Не оставляй добра на перекрестке этом:

К нему возврата нет, - об этом не забудь.

 

 

< > 64 < >

 

Нам с гуриями рай сулят на свете том

И чаши, полные пурпуровым вином.

Красавиц и вина бежать на свете этом

Разумно ль, если к ним мы все равно придем?

 

 

< > 65 < >

 

От вешнего дождя не стало холодней;

Умыло облако цветы, и соловей

На тайном языке взывает к бледной розе:

" Красавица, вина пурпурного испей! "

 

 

< > 66 < >

 

Вы говорите мне: " За гробом ты найдешь

Вино и сладкий мед. Кавсер и гурий". Что ж,

Тем лучше. Но сейчас мне кубок поднесите:

Дороже тысячи в кредит - наличный грош.

 

 

< > 67 < >

 

В тот час, как свой наряд фиалка расцветит

И ветер утренний в весенний сад влетит,

Блажен, кто сядет лить вдвоем с сереброгрудой

И разобьет потом бокал о камень плит.

 

 

< > 68 < >

 

Я пьяным встретил раз пред дверью кабака

С молельным ковриком и кубком старика;

Мой изумленный взор заметив, он воскликнул:

" Смерть ждет нас впереди, давай же пить пока! "

 

 

< > 69 < >

 

Сей жизни караван не мешкает в пути:

Повеселившись чуть, мы прочь должны уйти.

О том, что завтра ждет товарищей, не думай,

Неси вина сюда, - уж рассвело почти.

 

 

< > 70 < >

 

Пред взором милых глаз, огнем вина объятый,

Под плеск ладоней в пляс лети стопой крылатой!

В десятом кубке прок, ей-ей же, не велик:

Чтоб жажду утолить, готовь шестидесятый.

 

 

< > 71 < >

 

Увы, от мудрости нет в нашей жизни прока,

И только круглые глупцы - любимцы рока.

Чтоб ласковей ко мне был рок, подай сюда

Кувшин мутящего нам ум хмельного сока.

 

 

< > 72 < >

 

Один Телец висит высоко в небесах,

Другой своим хребтом поддерживает прах.

А меж обоими тельцами, - поглядите, -

Какое множество ослов пасет аллах!

 

 

< > 73 < >

 

Общаясь с дураком, не оберешься срама,

Поэтому совет ты выслушай Хайяма:

Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,

Из рук же дурака не принимай бальзама.

 

 

< > 74 < >

 

Чтоб угодить судьбе, глушить полезно ропот.

Чтоб людям угодить, полезен льстивый шепот.

Пытался часто я лукавить и хитрить,

Но всякий раз судьба мой посрамляла опыт.

 

 

< > 75 < >

 

О чадо четырех стихий, внемли ты вести

Из мира тайного, не знающего лести!

Ты зверь и человек, злой дух и ангел ты;

Все, чем ты кажешься, в тебе таится вместе.

 

 

< > 76 < >

 

Прославься в городе - возбудишь озлобленье,

А домоседом стань - возбудишь подозренье,

Не лучше ли тебе, хотя б ты Хызром был,

Ни с кем не знаться, жить всегда в уединенья?

 

 

< > 77 < >

 

В молитве и посте я, мнилось мне, нашел

Путь к избавлению от всех грехов и зол;

Но как-то невзначай забыл про омовенье,

Глоток вина хлебнул - и прахом пост пошел.

 

 

< > 78 < >

 

Молитвы побоку! Избрав благую часть,

В беспутство прежнее решил я снова впасть

И, шею вытянув, как горлышко сосуда,

К сосудам кабака присасываюсь всласть.

 

 

< > 79 < >

 

Мы пьем не потому, что тянемся к веселью,

И не разнузданность себе мы ставим целью.

Мы от самих себя хотим на миг уйти

И только потому к хмельному склонны зелью.

 

 

< > 80 < >

 

Ко мне ворвался ты, как ураган, господь,

И опрокинул мне с вином стакан, господь!

Я пьянству предаюсь, а ты творишь бесчинства?

Гром разрази меня, коль ты не пьян, господь!

 

 

< > 81 < >

 

Скорее пробудись от сна, о мой саки!

Налей пурпурного вина, о мой саки!

Пока нам черепа не превратили в чаши,

Пусть будет пара чаш полна, о мой саки!

 

 

< > 82 < >

 

Огню, сокрытому в скале, подобен будь,

А волны смерти все ж к тебе разыщут путь.

Не прах ли этот мир? О, затяни мне песню!

Не дым ли эта жизнь? Вина мне дай хлебнуть!

 

 

< > 83 < >

 

Усами я мету кабацкий пол давно,

Душа моя глуха к добру и злу равно.

Обрушься мир, - во сне хмельном пробормочу я:

" Скатилось, кажется, ячменное зерно".

 

 

< > 84 < >

 

Сей пир, в котором ты живешь, - мираж, не боле,

Так стоит ли роптать и жаждать лучшей доли?

С мученьем примирись и с роком не воюй:

Начертанное им стереть мы в силах, что ли?

 

 

< > 85 < >

 

Ты все пытаешься проникнуть в тайны света,

В загадку бытия... К чему, мой друг, все это?

Ночей и дней часы беспечно проводи,

Ведь все устроено без твоего совета.

 

 

< > 86 < >

 

Пред пьяным соловьем, влетевшим в сад, сверкал

Средь роз смеющихся смеющийся бокал,

И, подлетев ко мне, певец любви на тайном

Наречии: " Лови мгновение! " - сказал.

 

 

< > 87 < >

 

Мне чаша чистого вина всегда желанна,

И стоны нежных флейт я б слушал неустанно.

Когда гончар мой прах преобразит в кувшин,

Пускай наполненным он будет постоянно.

 

 

< > 88 < >

 

Увы, нас вычеркнет из книга жизни рок,

И смертный час от нас, быть может, недалек.

Не медли же, саки, неси скорее влагу,

Чтоб ею оросить наш прах ты завтра мог.

 

 

< > 89 < >

 

Доколе будешь нас корить, ханжа ты скверный,

За то, что к кабаку горим любовью верной?

Нас радуют вино и милая, а ты

Опутан четками и ложью лицемерной.

 

 

< > 90 < >

 

Поменьше размышляй о зле судьбины нашей,

С утра до вечера не расставайся с чашей,

К запретной дочери лозы присядь, - она

Своей дозволенной родительницы краше.

 

 

< > 91 < >

 

Охотно платим мы за всякое вино,

А мир? Цена ему - ячменное зерно.

" Окончив жизнь, куда уйдем? " Вина налей мне

И можешь уходить, - куда, мне все равно.

 

 

< > 92 < >

 

С друзьями радуйся, пока ты юн, весне:

В кувшине ничего не оставляй на дне!

Ведь был же этот мир водой когда-то залит,

Так почему бы нам не утонуть в вине?

 

 

< > 93 < >

 

Отречься от вина? Да это все равно,

Что жизнь свою отдать! Чем возместишь вино?

Могу ль я сделаться приверженцем ислама,

Когда им высшее из благ запрещено?

 

 

< > 94 < >

 

На мир - пристанище немногих наших дней -

Я долго устремлял пытливый взор очей.

И что ж? Твое лицо светлей, чем светлый месяц;

Чем стройный кипарис, твой чудный стан прямей.

 

 

< > 95 < >

 

Чье сердце не горит любовью страстной к милой, -

Без утешения влачит свой век унылый.

Дни, проведенные без радостей любви,

Считаю тяготой ненужной и постылой.

 

 

< > 96 < >

 

Скажи, за что меня преследуешь, о небо?

Будь камни у тебя, ты все их слало, мне бы.

Чтоб воду получить, я должен спину гнуть,

Бродяжить должен я из-за краюхи хлеба.

 

 

< > 97 < >

 

Богатством, - слова нет, - не заменить ума,

Но неимущему и рай земной - тюрьма.

Фиалка нищая склоняет лик, а роза

Смеется: золотом полна ее сума.

 

 

< > 98 < >

 

Тому, на чьем столе надтреснутый кувшин

Со свежею водой и только хлеб один,

Увы, приходится пред тем, что ниже, гнуться

Иль называть того, кто равен, " господин".

 

 

< > 99 < >

 

О, если б каждый день иметь краюху хлеба,

Над головою кров и скромный угол, где бы

Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть!

Тогда благословить за счастье можно б небо.

 

 

< > 100 < >

 

На чьем столе вино, н сладости, и плов?

Сырого неуча. Да, рок - увы - таков!

Турецкие глаза - красивейшие в мире -

Находим у кого? Обычно у рабов.

 

 

< > 101 < >

 

Я знаю этот вид напыщенных ослов:

Пусты, как барабан, а сколько громких слов!

Они - рабы имен. Составь себе лишь имя,

И ползать пред тобой любой из них готов.

 

 

< > 102 < >

 

О небо, я твоим вращением утомлен,

К тебе без отклика возносится мой стон.

Невежд и дурней лишь ты милуешь, - так знай же:

Не так уже я мудр, не так уж просвещен.

 

 

< > 103 < >

 

Напрасно ты винишь в непостоянстве рок;

Что не в накладе ты, тебе и невдомек.

Когда б он в милостях своих был постоянен,

Ты б очереди ждать своей до смерти мог.

 

 

< > 104 < >

 

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

 

 

< > 105 < >

 

Чтоб счастье испытать, вина себе налей,

День нынешний презри, о прошлых не жалей,

И цепи разума хотя б на миг единый,

Тюремщик временный, сними с души своей.

 

 

< > 106 < >

 

Мне свят веселый смех иль пьяная истома,

Другая вера, мне иль ересь незнакома.

Я спрашивал судьбу: " Кого же любишь ты? "

Она в ответ: " Сердца, где радость вечно дома".

 

 

< > 107 < >

 

Пусть не томят тебя пути судьбы проклятой,

Пусть не волнуют грудь победы и утраты.

Когда покинешь мир - ведь будет все равно,

Что делал, говорил, чем запятнал себя ты.

 

 

< > 108 < >

 

День завтрашний от нас густою мглой закрыт,

Одна лишь мысль о нем пугает и томит.

Летучий этот миг не упускай! Кто знает,

Не слезы ли тебе грядущее сулит?

 

 

< > 109 < >

 

Что б ты ни делал, рок с кинжалом острым - рядом,

Коварен и жесток он к человечьим чадам.

Хотя б тебе в уста им вложен пряник был, -

Смотри, не ешь его, - он, верно, смешан с ядом.

 

 

< > 110 < >

 

О, как безжалостен круговорот времен!

Им ни один из всех узлов не разрешен:

Но, в сердце чьем-нибудь едва заметив рану,

Уж рану новую ему готовит он.

 

 

< > 111 < >

 

Под этим небом жизнь - терзаний череда,

А сжалится ль оно над нами? Никогда.

О нерожденные! Когда б о наших муках

Вам довелось узнать, не шли бы вы сюда.

 

 

< > 112 < >

 

Мужи, чьей мудростью был этот мир пленен,

В которых светочей познанья видел он,

Дороги не нашли из этой ночи темной,

Посуесловили и погрузились в сон.

 

 

< > 113 < >

 

Мне так небесный свод сказал: " О человек,

Я осужден судьбой на этот страшный бег.

Когда б я властен был над собственным вращеньем,

Его бы я давно остановил навек".

 

 

< > 114 < >

 

Мы чистыми пришли, - с клеймом на лбах уходим,

Мы с миром на душе пришли, - в слезах уходим,

Омытую водой очей и кровью жизнь

Пускаем на ветер и снова в прах уходим.

 

 

< > 115 < >

 

Когда б в желаниях я быть свободным мог

И власть бы надо мной утратил злобный рок,

Я был бы рад на свет не появляться вовсе,

Чтоб не было нужды уйти чрез краткий срок.

 

 

< > 116 < >

 

Однажды встретился пред старым пепелищем

Я с мужем, жившим там отшельником и нищим;

Чуждался веры он, законов, божества:

Отважнее его мы мужа не отыщем.

 

 

< > 117 < >

 

Будь милосердна, жизнь, мой виночерпий злой!

Мне лжи, бездушия и подлости отстой

Довольно подливать! Поистине, из кубка

Готов я выплеснуть напиток горький твой.

 

 

< > 118 < >

 

О сердце, твой удел, - вовек не зная сна,

Из чаши скорби пить, испить ее до дна.

Зачем, душа, в моем ты поселилась теле,

Раз из него уйти ты все равно должна?

 

 

< > 119 < >

 

Кого из нас не ждет последний, Страшный суд,

Где мудрый приговор над ним произнесут?

Предстанем же в тот день, сверкая белизною:

Ведь будет осужден весь темноликий люд.

 

 

< > 120 < >

 

Кто в тайны вечности проник? Не мы, друзья,

Осталась темной нам загадка бытия,

За пологом про " я" и " ты" порою шепчут,

Но полог упадет - и где мы, ты и я?

 

 

< > 121 < >

 

Никто не лицезрел ни рая, ни геенны;

Вернулся ль кто-нибудь оттуда в мир наш тленный?

Но эти призраки бесплотные - для нас

И страхов и надежд источник неизменный.

 

 

< > 122 < >

 

Для тех, кто искушен в коварстве нашей доли,

Все радости и все мученья не одно ли?

И зло и благо нам даны на краткий срок, -

Лечиться стоит ли от мимолетной боли?

 

 

< > 123 < >

 

Ты знаешь, почему в передрассветный час

Петух свой скорбный клич бросает столько раз?

Он в зеркале зари увидеть понуждает,

Что ночь - еще одна - прошла тайком от нас.

 

 

< > 124 < >

 

Небесный круг, ты - наш извечный супостат!

Нас обездоливать, нас истязать ты рад.

Где б ни копнуть, земля, в твоих глубинах, - всюду

Лежит захваченный у нас бесценный клад.

 

 

< > 125 < >

 

Ответственность за то, что краток жизни сон,

Что ты отрадою земною обделен,

На бирюзовый свод не возлагай угрюмо:

Поистине, тебя беспомощнее он.

 

 

< > 126 < >

 

Свод неба, это - горб людского бытия,

Джейхун - кровавых слез ничтожная струя,

Ад - искра из костра безвыходных страданий,

Рай - радость краткая, о человек, твоя!

 

 

< > 127 < >

 

Мне без вина прожить и день один - страданье.

Без хмеля я с трудом влачу существованье.

Но близок день, когда мне чашу подадут,

А я поднять ее не буду в состоянье.

 

 

< > 128 < >

 

Ты, книга юности, дочитана, увы!

Часы веселия навек умчались вы!

О птица-молодость, ты быстро улетела,

Ища свежей лугов и зеленей листвы.

 

 

< > 129 < >

 

Недолог розы век: чуть расцвела - увяла,

Знакомство с ветерком едва свела - увяла.

Недели не прошло, как родилась она,

Темницу тесную разорвала - увяла.

 

 

< > 130 < >

 

Лишь на небе рассвет займется еле зримый,

Тяни из чаши сок лозы неоценимой!

Мы знаем: истина в устах людей горька, -

Так, значит, истиной вино считать должны мы.

 

 

< > 131 < >

 

Прочь мысли все о том, что мало дал мне свет.

И нужно ли бежать за наслажденьем вслед!

Подай вина, саки! Скорей, ведь я не знаю,

Успею ль, что вдохнул, я выдохнуть иль нет.

 

 

< > 132 < >

 

С, тех пор, как отличать я руки стал от ног,

Ты руки мне связал, безмерно подлый рок,

Но взыщешь и за дни, когда мне не сверкали

Ни взор красавицы, ни пьяных гроздий сок.

 

 

< > 133 < >

 

Наполнил зернами бессмертный Ловчий сети,

И дичь попала в них, польстясь на зерна эти.

Назвал он эту дичь людьми и на нее

Взвалил вину за зло, что сам творит на свете.

 

 

< > 134 < >

 

Раз божьи и мои желания несходны,

Никак не могут быть мои богоугодны.

Коль воля господа блага, то от грехов

Мне не спастись, увы, - усилия бесплодны.

 

 

< > 135 < >

 

Хоть мудрый шариат и осудил вино,

Хоть терпкой горечью пропитано оно, -

Мне сладко с милой пить. Недаром говорится:

" Мы тянемся к тому, что нам запрещено".

 

 

< > 136 < >

 

Я дня не провожу без кубка иль стакана,

Но нынешнюю ночь святую Рамазана

Хочу - уста к устам и грудь прижав к груди

Не выпускать из рук возлюбленного жбана.

 

 

< > 137 < >

 

Обета трезвости не даст, кому вино -

Из благ сладчайшее, кому вся жизнь оно.

Кто в Рамазане дал зарок не пить, - да будет,

Хоть не свершать намаз ему разрешено.

 

 

< > 138 < >

 

Владыкой рая ли я вылеплен иль ада,

Не знаю я, но знать мне это и не надо:

Мой ангел, и вино, и лютня здесь, со мной,

А для тебя они - загробная награда.

 

 

< > 139 < >

 

Налей вина, саки! Тоска стесняет грудь;

Не удержать нам жизнь, текучую, как ртуть.

Не медли! Краток сон дарованного счастья.

Не медли! Юности, увы, недолог путь.

 

 

< > 140 < >

 

Увы, глоток воды хлебнуть не можешь ты,

Чтоб не прибавил рок и хмеля маеты;

Не можешь посолить ломоть ржаного хлеба,

Чтоб не задели ран соленые персты.

 

 

< > 141 < >

 

Сказала роза: " Ах, на розовый елей

Краса моя идет, которой нет милей! " -

" Кто улыбался миг, тот годы должен плакать",

На тайном языке ответил соловей.

 

 

< > 142 < >

 

На происки судьбы злокозненной не сетуй,

Не утопай в тоске, водой очей согретой!

И дни и ночи пей пурпурное вино,

Пока не вышел ты из круга жизни этой.

 

 

< > 143 < >

 

Трава, которою - гляди! - окаймлена

Рябь звонкого ручья, - душиста и нежна.

Ее с презрением ты не топчи: быть может,

Из праха ангельской красы взошла она.

 

 

< > 144 < >

 

Фаянсовый кувшин, от хмеля как во сне,

Недавно бросил я о камень; вдруг вполне

Мне внятным голосом он прошептал: " Подобен

Тебе я был, а ты подобен будешь мне".

 

 

< > 145 < >

 

Вчера в гончарную зашел я в поздний час,

И до меня горшков беседа донеслась.

" Кто гончары, - вопрос один из них мне задал, -

Кто покупатели, кто продавцы средь нас? "

 

 

< > 146 < >

 

Когда, как деревцо, меня из бытия

С корнями вырвет рок и в прах рассыплюсь я,

Кувшин для кабака пусть вылепят из праха, -

Наполненный вином, я оживу, друзья.

 

 

< > 147 < >

 

Нам жизнь навязана; ее водоворот

Ошеломляет нас, но миг один - и вот

Уже пора уйти, не зная цели жизни,

Приход бессмысленный, бессмысленный уход!

 

 

< > 148 < >

 

То слышу я: " Не пей, сейчас у нас Шабан",

А то: " Реджеб идет, не напивайся пьян".

Пусть так: то месяцы аллаха и пророка;

Что ж, изберу себе для пьянства Рамазан.

 

 

< > 149 < >

 

Когда ты для меня слепил из глины плоть,

Ты знал, что мне страстей своих не побороть;

Не ты ль тому виной, что жизнь моя греховна?

Скажи, за что же мне гореть в аду, господь?

 

 

< > 150 < >

 

Ты к людям милосерд? Да нет же, непохоже!

Изгнал ты грешника из рая отчего же?

Заслуга велика ль послушного простить?

Прости ослушника, о милосердный боже!

 

 

< > 151 < >

 

Когда-нибудь, огнем любовным обуян,

В душистых локонах запутавшись и пьян,

Паду к твоим ногам, из рук роняя чашу

И с пьяной головы растрепанный тюрбан.

 

 

< > 152 < >

 

Шабан сменяется сегодня Рамазаном, -

Расстаться надобно с приятелем-стаканом.

Я пред разлукой так в последний раз напьюсь,

Что буду месяц весь до разговенья пьяным.

 

 

< > 153 < >

 

Хоть я и пьяница, о муфтий городской,

Степенен все же я в сравнении с тобой;

Ты кровь людей сосешь, - я лоз. Кто кровожадней,

Я или ты? Скажи, не покривив душой.

 

 

< > 154 < >

 

Пусть будет, пьяницы, кабак наполнен вами,

Плащи ханжей святых пускай охватит пламя,

Клочки почтенных ряс из шерсти голубой

Пускай волочатся под пьяными ногами!

 

 

< > 155 < >

 

Что я дружу с вином, не отрицаю, нет,

Но справедливо ли хулишь меня, сосед?

О, если б все грехи рождали опьяненье!

Тогда бы слышали мы только пьяный бред.

 

 

< > 156 < >

 

Прошу могилу мне с землей сровнять, да буду

Смиренья образцом всему честному люду;

Затем, смесив мой прах с пурпуровым вином,

Покрышку вылепить к кабацкому сосуду.

 

 

< > 157 < >

 

Дух рабства кроется в кумирне и в Каабе,

Трезвон колоколов - язык смиренья рабий,

И рабства черная печать равно лежит

На четках и кресте, на церкви и михрабе.

 

 

< > 158 < >

 

Бушуют в келиях, мечетях и церквах,

Надежда в рай войти и перед адом страх.

Лишь у того в душе, кто понял тайну мира,

Сок этих сорных трав весь высох и зачах.

 

 

< > 159 < >

 

Неправ, кто думает, что бог неумолим.

Нет, к нам он милосерд, хотя мы и грешим.

Ты в кабаке умри сегодня от горячки, -

Сей грех он через год простит костям твоим.

 

 

< > 160 < >

 

В глуби небес - бокал, невидимый для глаз;

Он уготован там для каждого из нас.

Поэтому, мой друг, к его краям устами

Прильни безропотно, когда придет твой час.

 

 

< > 161 < >

 

Что плоть твоя, Хайям? Шатер, где на ночевку,

Как странствующий шах, дух сделал остановку.

Он завтра на зар свой путь возобновит,

И смерти злой фарраш свернет шатра веревку.

 

 

< > 162 < >

 

Цветам н запахам владеть тобой доколе?

Доколь добру и злу твой ум терзать до боли:

Ты хоть Земземом будь, хоть юности ключом,

В прах должен ты уйти, покорен общей доле.

 

 

< > 163 < >

 

Не унывай, мой друг! До месяца благого

Осталось мало дней, - нас оживит он снова,

Кривится стан луны, бледнеет лик его, -

Она от мук поста сойти на нет готова.

 

 

< > 164 < >

 

Чем омываться нам, как не вином, друзья?

Мила нам лишь в кабак ведущая стезя.

Так будем пить! Ведь плащ порядочности нашей

Изодран, заплатать его уже нельзя.

 

 

< > 165 < >

 

Хмельная чаша нам хотя запрещена,

Не обходись и дня без песни и вина;

На землю выливай из полной чаши каплю,

А после этого всю осушай до дна.

 

 

< > 166 < >

 

Пусть пьяницей слыву, гулякой невозможным,

Огнепоклонником, язычником безбожным, -

Я, верен лишь себе, не придаю цены

Всем этим прозвищам - пусть правильным, пусть ложным.

 

 

< > 167 < >

 

Коль ты мне друг, оставь словесную игру

И мне вина налей; когда же я умру,

Из праха моего слепив кирпич, снеси ты

Его в кабак и там заткни в стене дыру.

 

 

< > 168 < >

 

Когда последний вздох испустим мы с тобой,

По кирпичу на прах положат мой и твой.

А сколько кирпичей насушат надмогильных

Из праха нашего уж через год-другой!

 

 

< > 169 < >

 

Про вечность и про тлен оставим разговор,

В потоке мыслей я почувствовал затор.

Что может заменить вино в часы веселья?

Мгновенно перед ним стихает всякий спор.

 

 

< > 170 < >

 

Хочу упиться так, чтоб из моей могилы,

Когда в нее сойду, шел винный запах милый,

Чтоб вас он опьянял и замертво валил,

Мимоидущие товарищи-кутилы!

 

 

< > 171 < >

 

Упиться торопись вином: за шестьдесят

Тебе удастся ли перевалить? Навряд.

Покуда череп твой в кувшин не превратили,

Ты с кувшином вина не расставайся, брат.

 

 

< > 172 < >

 

Сегодня пятница: поэтому смени

На чашу кубок твой, а ежели все дни

И так из чаши пьешь, удвой ее сегодня:

Священный этот день особо помяни!

 

 

< > 173 < >

 

Полету ввысь, вино, ты учишь души наши,

С тобой, как с родинкой, красавец Разум краше.

Мы трезво провели весь долгий Рамазан, -

Вот наконец Шавваль. Наполни, кравчий, чаши!

 

 

< > 174 < >

 

Шавваль пришел. Вино, глушителя забот,

Пусть виночерпий нам по чашам разольет.

Намордник строгого поста, узду намазов

С ослиных этих морд благой Шавваль сорвет.

 

 

< > 175 < >

 

Когда бываю трезв, не мил мне белый свет.

Когда бываю пьян, впадает разум в бред.

Лишь состояние меж трезвостью и хмелем

Ценю я, - вне его для нас блаженства нет.

 

 

< > 176 < >

 

У мира я в плену, - я это вижу ясно:

Своею тягощусь природою всечасно.

Ни тот, ни этот мир постичь я не сумел, -

Пытливый разум свой я напрягал напрасно.

 

 

< > 177 < >

 

Скудеет в жилах кровь, скудеют наши силы;

Ах, мало ли сердец убил ты, рок постылый!

Кто в дальний путь ушел, тот навсегда исчез,

Нам некого спросить о крае за могилой.

 

 

< > 178 < >

 

Унылых осеней прошел над нами ряд,

И нашей жизни дни развеял листопад.

Пей! Ведь сказал мудрец, что лишь вина дурманом

Мы можем одолеть тоски душевной яд.

 

 

< > 179 < >

 

Саки, тоска моя кричит в припадке яром.

Чем излечить ее, как не хмельным угаром?

Седая борода мне не мешает пить:

Твое вино весну рождает в сердце старом.

 

 

< > 180 < >

 

Когда б я отравил весь мир своею скверной -

Надеюсь, ты б меня простил, о милосердный!

Но ты ведь обещал в нужде мне руку дать:

Не жди, чтоб сделалась нужда моя безмерной.

 

 

< > 181 < >

 

Когда от жизненных освобожусь я пут

И люди образ мой забвенью предадут,

О, если бы тогда - сказать ли вам? - для пьяниц

Из праха моего был вылеплен сосуд!

 

 

< > 182 < >

 

Когда б ты жизнь постиг, тогда б из темноты

И смерть открыла бы тебе свои черты.

Теперь ты сам в себе, а нечего не знаешь, -

Что ж будешь знать, когда себя покинешь ты?

 

 

< > 183 < >

 

Вплоть до Сатурна я обрыскал божий свет.

На все загадки в нем сумел найти ответ,

Сумел преодолеть все узы и преграды,

Лишь узел твой, о смерть, мной не распутан, нет!

 

 

< > 184 < >

 

Ученью не один мы посвятили год,

Потом других учить пришел и нам черед.

Какие ж выводы из этой всей науки?

Из праха мы пришли, нас ветер унесет.

 

 

< > 185 < >

 

Умом ощупал я все мирозданья звенья,

Постиг высокие людской души паренья,

И, несмотря на то, уверенно скажу:

Нет состояния блаженней опьяненья.

 

 

< > 186 < >

 

Джемшида чашу я искал, не зная сна,

Когда же мной земля была обойдена,

От мужа мудрого узнал я, что напрасно

Так далеко ходил, - в моей душе она.

 

 

< > 187 < >

 

Пришел он, моего жизнекрушенья час,

Из темных волн, увы, я ничего не спас!

Джемшида кубок я, но миг - и он разбился;

Я факел радости, но миг - и он погас.

 

 

< > 188 < >

 

Палаток мудрости нашивший без числа,

В горнило мук упав, сгорел Хайям дотла.

Пресеклась жизни нить, и пепел за бесценок

Надежда, старая торговка, продала.

 

 

< > 189 < >

 

Когда вы за столом, как тесная семья,

Опять усядетесь, - прошу вас, о друзья,

О друге вспомянуть и опрокинуть чашу

На месте, где сидел средь вас, бывало, я.

 

 

< > 190 < >

 

Когда вселенную настигнет день конечный,

И рухнут небеса, и Путь померкнет Млечный,

Я, за полу схватив создателя, спрошу:

" За что же ты меня убил, владыка вечный? "

 

 

< > 191 < >

 

От веры к бунту - легкий миг один.

От правды к тайне - легкий миг один.

Испей полнее молодость и радость!

Дыханье жизни - легкий миг один.

 

 

< > 192 < >

 

Хотя стройнее тополя мой стан,

Хотя и щеки - огненный тюльпан,

Но для чего художник своенравный

Ввел тень мою в свой пестрый балаган?!

 

 

< > 193 < >

 

Подвижники изнемогли от дум.

А тайны те же душат мудрый ум.

Нам, неучам, - сок винограда свежий;

А им, великим, - высохший изюм.

 

 

< > 194 < >

 

" Вино пить - грех". Подумай, не спеши!

Сам против жизни явно не греши.

В ад посылать из-за вина и женщин?

Тогда в раю, наверно, ни души.

 

 

< > 195 < >

 

Сегодня - оргия. С моей женой,

Бесплодной дочкой Мудрости пустой,

Я развожусь! Друзья, и я в восторге.

И я женюсь - на дочке лоз простой.

 

 

< > 196 < >

 

Где вы, друзья! Где вольный ваш припев?

Еще вчера, за столик наш присев,

Беспечные, вы бражничали с нами...

И прилегли, от жизни охмелев!

 

 

< > 197 < >

 

Сияли зори людям - и до нас!

Текли дугою звезды - и до нас!

В комочке праха сером, под ногою.

Ты раздавил сиявший юный глаз.

 

 

< > 198 < >

 

Ловушки, ямы на моем пути -

Их бог расставил и велел идти.

И все предвидел. И меня оставил.

И судит! Тот, кто не хотел спасти!

 

 

< > 199 < >

 

Наполнив жизнь соблазном ярких дней,

Наполнив душу пламенем страстей,

Бог отреченья требует? Вот чаша,

Она полна. Нагни - и не пролей!

 

 

< > 200 < >

 

В полях - межа. Ручей. Весна кругом.

И девушка идет ко мне с вином.

Прекрасен миг! А стань о вечном думать,

И кончено: поджал бы хвост щенком!

 

 

< > 201 < >

 

Вчера на кровлю шахского дворца

Сел ворон. Череп шаха-гордеца

Держал в когтях и спрашивал: " Где трубы?

Трубите шаху славу без конца! "

 

 

< > 202 < >

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список научной и учебной литературы | Хранитель обязан




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.