Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория культурно-исторического развития высших психических






ФУНКЦИЙ (см. культурно-историческая теория развития высших психических функций).

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ — общее понятие, обозначающее совокупность психологических и

физиологических концепций, объясняющих, каким образом человеком и животными

приобретается жизненный опыт.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ - концепция, объясняющая процесс приобретения

человеком опыта под влиянием социальных факторов в результате обучения, воспитания, общения

и взаимодействия с людьми.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ - теория, рассматривающая эмоции как субъективное

отражение органических процессов и утверждающая их производный характер от процессов,

происходящих в организме. Предложена американским психологом У.Джемсом и уточнена

датским ученым ГЛанге в конце ХГХ в.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА-БАРДА - теория, утверждающая, что эмоции являются

результатом переработки сигналов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды.

Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие в кору головного мозга и к

внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопровождающие их органические

изменения. Т.э. К.—Б. выступает как альтернатива к теории эмоций Джемса—Ланге.

ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной

количественной оценки у человека изучаемого психологического качества.

ТЕСТИРОВАНИЕ — процедура применения тестов на практике.

ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства,

испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

УБЕЖДЕННОСТЬ — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими

аргументами и фактами.

УЗНАВАНИЕ— отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно

справляться с деятельностью, включающей эти действия.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода определенного положения из некоторых

достоверных утверждений — посылок.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в

том или ином виде деятельности.

УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ НАУЧЕНИЕ - приобретение прижизненного опыта через механизм

условного рефлекса (см. рефлекс условный).

УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на

конкретные стимулы.

УТОМЛЕНИЕ — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ — способ математико-статистиче-ской обработки данных научного

исследования, позволяющий выявить и описать лежащие в их основе, непосредственно не

воспринимаемые причины, называемые факторами.

ФАНАТИЗМ — чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением

контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.

ФАНТАЗИЯ — (см. аутизм, воображение, грезы, мечты).

ФАНТОМ КОНЕЧНОСТИ — иллюзорное чувство наличия утраченной конечности — руки или

ноги, длительное время сохраняющееся после их удаления.

ФЕНОТИП — приобретенные признаки или совокупность свойств, возникших на основе

определенного генотипа под влиянием обучения и воспитания.

ФИ-ФЕНОМЕН — иллюзия перемещения светящейся точки с одного места на другое,

возникающая при их последовательном восприятии за короткое время и на небольшом расстоянии

друг от друга.

ФЛЕГМАТИК — тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью,

слабо развитыми, замедленными выразительными движениями (см.).

ФРЕЙДИЗМ — учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога З.Фрейда.

Кроме психоанализа содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и

общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека.

ФРУСТРАЦИЯ — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи,

сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной

желаемой цели.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - сложно организованная психофизиологическая система,

обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов,

участвующая в регуляции целостного поведенческого акта. Понятие Ф.с. предложено

П.К.Анохиным.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН — прижизненно сформировавшаяся органическая система,

обеспечивающая работу высших

психических функций и являющаяся их анатомо-физиологиче-ской основой.

ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее

реагирования на жизненные обстоятельства.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых

воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

ЦЕНЗУРА — психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее подсознательные

психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства,

образы, желания.

ЦЕННОСТИ — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый,

положительный жизненный смысл.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - (см. ценности).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть нервной системы, включающая головной,

промежуточный и спинной мозг.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ — характеристика нервных процессов, происходящих на высших уровнях

центральной нервной системы.

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее

поведение и мышление.

ЧЕСТОЛЮБИЕ — стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и

признание со стороны окружающих.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — способность организма запоминать и реагировать на воздействия

среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие

психологическую реакцию в форме ощущений.

ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым

социальным объектом.

ЭГОЦЕНТРИЗМ — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом

себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ - зрительная память на образы, характеризующаяся способностью

их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.

ЭЙФОРИЯ — состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо

объективными обстоятельствами.

ЭКСПЕКТАЦИИ — (см. социальные ожидания).

ЭКСПРЕССИЯ — (см. выразительные движения).

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические

действия. Э. противоположна интериоризацш (см.).

ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что

происходит вокруг него. Э. противоположна интроверсии.

ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего

состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения

разнообразных эмоций и чувств.

ЭМПАТИЯ — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию

их внутренних состояний.

ЭМПИРИЗМ — направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному

опыту.

ЭПИФЕНОМЕН — ненужный, бездействующий придаток.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК — явление, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются и

чаще воспроизводятся те задания, которые он не сумел вовремя завершить.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том,

что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о

нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке

определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание

воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и

отсеивая то, что ему противоречит.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ - продуктивность и качество совместной работы

людей в малой группе.

ЭФФЕКТОРНЫЙ — (см. эфферентный).

ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к

периферии тела.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая психические

процессы, явления и состояния людей, участвующих в восприятии, следовании юридическим

нормам. В Ю.п. исследуются также явления, связанные с производством дознания, судом и

исправлением осужденных.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.