Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компьютеры во все большем количестве стали находить применение в образовательных учреждениях и в домашних условиях.






Космическая эра.

Космическая эра началась после того, как в октябре 1957 г. СССР запустил на околоземную орбиту небольшой летательный аппарат «Спутник», а в 1961 г. в космос полетел первый в истории человечества космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин.

Это событие положило начало «космической гонке» между двумя сверхдержавами. В 1969 г. американский космический корабль «Аполлон-11» с двумя астронавтами на борту совершил посадку на Луну.

Обе страны изучали возможности использования космоса в военных целях и запускали спутники-шпионы на околоземную орбиту.

Только после окончания «холодной войны» США и Россия начали сотрудничать в этой сфере, приступив к разработке совместных космических проектов.

Прорыв в медицине.

В послевоенную эру медицина достигла поразительных успехов. Ученые изобрели новые антибиотики для борьбы с болезнями. Вакцины ликвидировали некоторые из них, например, оспу, и предотвратили распространение других.
В 1970-е гг. хирурги научились трансплантировать органы для спасения жизни людей. Благодаря лазерной медицине хирургия стала более безопасной. Ученые также сделали много открытий в борьбе против некоторых видов рака

Противоречивой областью исследований является генная инженерия, которая изменяет химические коды, присущие всем живым существам. Достижения в этой области позволили создать новые препараты для борьбы с многочисленными болезнями. Генная инженерия сделала актуальным этический вопрос: насколько далеко может зайти наука в изменении и даже создании жизни.

«Зеленая революция».

Огромный вклад НТР внесла в развитие сельского хозяйства. Ученые применяют новые технологии с целью увеличения продуктов питания для растущего населения нашей планеты.

На протяжении 1960-х гг. они осуществили так называемую «зеленую революцию» путем выведения новых сортов риса и других злаков, которые давали значительно больший урожай, чем прежде.

«Зеленая революция» привела к удвоению производства продуктов питания в Индии, Индонезии и в других странах.

Новые явления в развитии культуры.

Научно-техническая революция оказывала большое влияние на развитие культуры.

Происходило сближение и взаимодействие научно-технических достижений с традиционными формами культуры, жизни и быта людей.

НТР и современные коммуникационные технологии очень быстро создали «новый мир».

Радио, телевидение, спутники, факсы и компьютерные сети способствовали более тесному взаимному сближению людей и распространению культурных ценностей, делая их более доступными для самых широких слоев населения.

Образование.

Важные изменения происходили в области образования, призванного удовлетворить потребности научно-технической революции.

В развитых странах, включая СССР и Восточную Европу, осуществлялись реформы, расширялась сеть учебных заведений, шел процесс демократизации образования на всех уровнях обучения.

Больше внимания стало уделяться профессиональному образованию, изучению естественных и математических дисциплин.

За основу образовательной политики в настоящее время взята концепция непрерывного обучения, предполагающая обогащение человека знаниями в течение всей его жизни.

Для повышения качества образования правительства развитых стран вкладывали в эту сферу огромные средства.

Культура и духовная жизнь в послевоенные годы.

Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литерато­рами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. появляются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Па­нова и др.

Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее присталь­ным. В 1946-1948 гг. был Принят ряд партийных и правительствен­ных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались отрицательные оценки таких литературных деятелей, как А.Ахматова, М Зощенко и др. Творчество этих авторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным. На литератур­ные произведения распространялась строгая цензура, авторы по­стоянно были Вынуждены переделывать свои произведения.

В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести кар­тины А. Лактионова «Письмо с фронта", В. Костецкого «Возвра­щение" и др. Всеми способами поощрялось создание картин, изоб­ражающих «вождя народов" И. В. Сталина, строительство комму­низма.

Культура и духовная жизнь в период «оттепели».

Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реа­билитация писателей, которые стали жертвами репрессии. Но од­новременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма.

При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэта­ми - кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали.

В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата к ленинизму», культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив куль­турный феномен «шестидесятников».

Культура и духовная жизнь в годы застоя

В 60 - 70-е гг. XXв. культура перестала быть синонимом идеоло­гии, утратил ось ее единообразие. Идеологическая составляющая культуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности. Популярность приобрели произведения, созданные в провинции - В Иркутске, Курске, Воронеже, Омске и т.д. За культурой был признан особый статус.

Тем не менее, идеологические тенденции в культуре были еще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм.

Культура и духовная жизнь в годы перестройки

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С.Горбачевым в 1985 г., имело большие последствия для всех отраслей культуры.

Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития.

Выделилось демократическое крыло газетно-журнальноу. периодики: газеты «Аргументы и факты», «Московские новости», «Московский комсомолец», журналы «Огонек», «Новый мир». Периодика оказывала громадное влияние на общественное сознание.

Ликвидация цензуры и политика «открытых дверей» в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР, При несовершенстве законов, регламентирующих деятельность религиозных объединений, появились секты тоталитарного направления, представлявшие опасность для общества.

На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция — порнографические газеты и журналы, порнофильмы, фильмы ужасов, бульварные романы.

К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.

Социально-культурное развитие России сегодня

Согласно сегодняшним исследованиям большинство россиян считают самой болезненной социальной проблемой высокие цены на жилищно-коммунальные услуги. Также к основным социальным проблемам россияне относят недостаток финансовых средств на продукты и товары, рост цен и инфляцию, высокие цены на медицинские услуги и лекарства.

Также на социально-культурное развитие России влияют терроризм, роль олигархов в политической и экономической жизни страны, экологическая ситуация, бюрократизм, наличие экстремистских и фашистках молодежных группировок.

Обостренные мировоззренческие и социально-культурные проблемы современной России отражаются на состоянии всего общества.

Если говорить о проблемах современной русской культуры, то здесь можно выделить следующие. Во-первых, это тенденция социального расслоения между поколениями. Вторая проблема современной отечественной культуры - разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневном социокультурной практике.

Но самая большая проблема современной русской культуры - это противостояние так называемой «серьезной» и «народной» культуры (прежде всего в сфере художественной культуры) и «массовой культуры».

Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычай, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам.

Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия.

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры.

На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноиндустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией. Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры.

Итак, проблема противостояния «серьезной» и «массовой культуры» самая сложная и её никакими специальными указаниями правительства не решить. Принцип здесь один – «серьезная» культура должна быть на дотации, ей надо материально помогать. Это могут быть и государственная поддержка (бюджетные средства) и помощь спонсоров, но именно помощь. Потому что рынок как механизм для создания и распространения высокохудожественных ценностей в массах не эффективен. Везде, не только в России, скажем симфонический оркестр или оперный и репертуарный драматический театр без дотаций не выживут, а поп-группа выживет, т.к. она является неотъемлемой частью шоу-бизнеса, т.е. «массовой культуры».

Тема 4.2 Современный мир и религия

1. Религия, её роль в жизни современного общества

Религия (от латинского religio - святыня, набожность, предмет культа) - внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей силы - Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Признаки религии:

1. Вера в сверхъестесвенное

2. Организованное поклонение высшим силам - культ

3. Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов)

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Вера имеет внешнюю форму проявления - культ.

Культ (от латинского cultus - возделывание, уход, почитание, поклонение) - система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Религия имеет свою историю. Учение считают, что исторически первыми примитивными, первобытными формами религии были:

1. Магия - вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир

2. Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам: фигуркам, амулетам и т.д.

3. Тотемизм - поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику

4. Анимизм - вера в духов и души, существующих в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озер или камня, дерева и т.д.)

Ранние формы религии сохранились до настоящего времени в племенах, слабо связанных с соврменной цивилизацией. Все развитые современные религии содержат в себе элементы этих верований. В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

1. Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день

2. Нацонально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций

3. Мировые религии: Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

1. Объединение крупной общности людей

2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

Достаточно развитые религии имеют свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Роль религии в жизни современного общества:

1. Создает религиозную картину мира и способствует осмысления места человека в нем

2. Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей

3. Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность

4. Способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

5. Объединяет общество или какие-то большие социальные группы

6. Узаконивает некоторые общественные порядки

2.Христианство и ислам- наиболее влиятельные религии современного мира.

Ислам. Исторически с началом III века основным центром экономической и религиозной жизни арабов стала Мекка, область которой почиталась заповедной, где нельзя было убивать и оскорблять. Здесь находился Чёрный камень Каабы, который почитался всеми племенами, воспринимавшими его в качестве высшего божественного символа. Вокруг Каабы находились 360 изображений языческих божеств, главным из которых считался бог Хубал, а рядом был выкопан древний колодец Земзем, вода из которого была священной. Ежегодно арабы совершали паломничество в Мекку. Около 440 года хранителями Каабы стало племя курейшитов, из которого происходил будущий пророк ислама Мухаммед

С точки зрения ряда европейских и американских учёных в момент своего возникновения ислам был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм. В IV-V веках в Южной Аравии (Йемен), где местные племена поклонялись единому и единственному божеству, которого они называли просто Богом, Милостивым, Владыкой неба и земли, возникло такое явление, как «йеменский монотеизм». В V-VI веках во Внутренней Аравии жили ханифы — благочестивые люди поклонявшиеся единому Богу Рахману-Милостивому. Также известно, что на юге Аравии бывали торговцы-иудеи благодаря которым VI веке при царе Йусуфе Зу-Нувасе иудаизм стал государственной религией в Йемене. Христианство получило своё распространение среди арабов посредством миссионерской деятельности византийских послов и купцов. В том же Йемене обратилась в христианство часть родовой знати. Также в Мекке существовала влиятельная эфиопская колония, а в государстве Лахмидов проходила миссионерская деятельность несториан и монофизитов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.