Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика правовых и законодательных актов XX века мирового и регионального значения.






Выделяют два типа правовых систем — международное право и внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права.

Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.

Среди отличительных черт принято выделять:

1) предмет регулирования. Предметом национального права являются отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации, государствоподобные формирования;

2) способ создания правовых норм. Как правило, нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения;

3) источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев, в то время как международно-правовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций;

4) субъекты права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. К субъектам международного права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели.

Итак, международное право можно определить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Международное право как особая правовая система начало складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы определенных отношений между ними. Наиболее существенным различием современного международного права и старого классического международного права является их отношение к вопросам войны и мира. Классическое международное право признавало войну в качестве правомерного средства решения споров между государствами. Так, известный юрист-международник Ф.Ф. Мартенс в начале XX в. полагал, что «война остается до настоящего времени обыкновенным способом для разрешения международных споров». Современное международное право характеризуется явным инедвусмысленным запретом применения силы или угрозы силой, а агрессивную войну современное международное право считает международным преступлением, что было закреплено в Уставе ООН.

Современное международное право также отличается от старого классического международного права территориальной сферой действия. Старое классическое международное право распространялось на территорию Европы и действовало в основном в отношениях между европейскими державами. Так, автор распространенного в России в конце XIX в. курса по международному праву Ф. Лист считал, что международное право в полном объеме действует только в отношениях между 43 государствами. Сюда он включал 21 европейское, 21 американское государство и Японию. Азиатские государства и Африка были исключены из сферы действия международного права.

Современное международное право характеризуется универсальностью, т.е. охватывает сферой своего действия все государства.

Современное международное право и классическое международное право различаются и по источникам. Классическое международное право было в основном обычным по своему происхождению. В настоящее время обычай остается одним из источников современного международного права, но в основном современное международное право характеризуется по своему происхождению, хотя роль международного обычая не умаляется.

В классическом международном праве единственным субъектом были государства. В современном международном праве государства остаются основным, первичным субъектом, но вместе с ними в современном международном праве действуют и новые субъекты, производные по своей природе, — международные организации.

Современное международное право уделяет значительно больше внимания индивиду и, в частности, правам человека. В современном международном праве сложилась специальная отрасль, нормы которой регулируют сотрудничество государств в области прав человека.

В современном международном праве также появились новые отрасли, которых не было в старом классическом международном праве, например, международное воздушное право, международное космическое право, право международной ответственности, право окружающей среды.

Особой формой сотрудничества, ярко характеризующей современное международное право, стало развитие мер доверия между государствами. Сложилась система целенаправленных действий государств по этим вопросам в рамках процесса, начало которому положил Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Обеспечение прав человека становится одним из главных критериев оценки деятельности государств. В современный период общей тенденцией стала демократизация норм международного права, их широкая кодификация и прогрессивное развитие, резкое расширение числа универсальных норм. Сложилась группа норм, имеющих императивный характер. Все это сказалось на содержании практически всех отраслей и институтов международного права. Например, существенно обогатились такие отрасли международного права, как право международных договоров, дипломатическое право, международное морское право.

Выделяют следующие функции международного права:

1) стабилизирующая — ее значение состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным;

2) регулятивная — при ее выполнении устанавливается международный правопорядок и соответствующим образом регулируются общественные отношения;

3) охранительная — состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом;

4) информационно-воспитательная — состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Принципы международного права

Принципы международного права – это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего, для государств и международных организаций.

Принципы международного права формируются, как правило, обычным и договорным путем. Принципы призваны выполнять две функции:

1) стабилизационную — помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;

2) фиксирующую — закреплять все новшества практики международных отношений.

Характерной чертой принципов международного права является их универсальност ь, которая понимается как распространение на всех субъектов международного права без исключения требования соблюдения принципов международного права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Таким образом, принципы международного права являются своеобразным критерием законности всей системы международно-правовых норм, а действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН (26 июня 1945)

г). Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

При толковании и применении принципов международного права принято применять системный подход, т.е. важно помнить, что все они взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Итак, выделяют следующие принципы международного права:

1) Принцип суверенного равенства государств.

2) Принцип неприменения силы и угрозы силой.

3) Принцип нерушимости государственных границ.

4) Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств.

5) Принцип мирного разрешения международных споров.

6) Принцип невмешательства во внутренние дела.

7) Принцип всеобщего уважения прав человека.

8) Принцип самоопределения народов и наций.

2. Права человека как основа международного права

Современное мировое сообщество закрепило идею ecтeственных прав человека на международном уровне в правовых нормативных актах. Достойное место среди них занимает Всеобщая декларация прав человека, принятая Opганизацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В ней содержится, как известно, минимальный объем прав и cвoбод, которым должен обладать сегодня каждый человек во всех сферах общественной жизни. Например, право на труд, социальное обеспечение, свободу мирных собраний и ассоциаций, доступа к государственной службе, участие в управлении государственными и общественными делами, в культурной жизни страны.

Помимо этого, в Декларации имеется перечень личных (гражданских) прав: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на невмешательство в ceмейную жизнь; право на тайну корреспонденции; право на владение имуществом (собственностью). На основе Всеобщей декларации прав человека были разработаны и приняты наиболее важные и обязательные для выполнения документы:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966),

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966),

Факультативный протокол к последнему пакту.

Они конкретизировали и развили многие положения Декларации, создали определенные международные средства защиты прав человека. Так, факультативный протокол предоставил возможность отдельным гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав в действующий при ООН рекомендательный opгaн — Комитет по права человека.

Декларация, два Пакта и Факультативный протокол являются общими, универсальными по широте охвата прав документами ООН и составляют Хартию прав человека. Она нередко именуется Международным биллем о правах человека.

Сегодня на территории Европы фактически действуют три системы защиты прав человека. К ним относятся,

во-первых, система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН;

вo-втopыx, система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), 3aключительный акт котopoго, подписанный в Хельсинки(1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников;

в-третьих, система функционирует в рамках Совета Европы (СЕ). Ведущим документом этой организации стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав, а также некоторые социально-экономические права.

Для контроля за их осуществлением были созданы специальные механизмы - Европейская комиссия и Европейский суд по правам человека (Страсбург, Франция). Комиссия и Суд рассматривают жалобы граждан на нарушение их прав. В случае признания правомерности жалобы Судом выносится решение, которое обязано исполнить любое государство-нарушитель. К нему может быть применена тaкая санкция, как возмещение пострадавшему морального ущерба.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.