Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История Отечества






 

Планы семинарских занятий

и методические указания для студентов

дневных факультетов на 2008/09 уч. год

 

 

Челябинск

 

 

Одобрено

учебно-методической комиссией исторического факультета

 

Рецензент В.Е.Хвощев

 

 

История Отечества: планы семинарских занятий и методические указания для студентов дневных факультетов на 2008/09 уч. год/ составители: М.В.Сапронов, Н.К.Форсова (тема 1); И.В.Сибиряков (тема 2); Н.Н.Максимова, Р.Ф.Зорина (тема 3); Е.И.Семочкина (тема 4); В.И.Баканов (тема 5); Л.А.Кубицкая (тема 6); М.Н.Евланова, Е.В.Волков, (тема 7); В.Е.Смирнова, Р.С.Черепанова (тема 8); Под ред. И.В.Сибирякова. – Челябинск, 2008.– 42с.

 

Планы семинарских занятий и методические указания являются руководством для подготовки студентов к практическим занятиям.

 

Уважаемый первокурсник!

 

Приступая к изучению истории Отечества, Вы сможете сравнить историю нашей страны с историей других стран, увидеть общее и особенное в их развитии. Несмотря на то, что Россия самобытная, уникальная страна, она не могла развиваться изолированно от всего мира. Поэтому многие экономические и общественно-политические процессы, происходившие в странах Европы и Азии, непременно повторялись и в России. При этом российская действительность вносила в них свои коррективы. Россияне всегда осознавали себя как часть большого общепланетарного мира.

Изучение истории немыслимо без систематического прослушивания лекций, регулярной самостоятельной работы с конспектами лекций и рекомендованной литературой, деятельного участия в семинарах, коллоквиумах, конференциях, а также посещения индивидуальных и групповых консультаций преподавателя.

Учебно-программные лекции профессоров, доцентов кафедры истории России освещают не только устоявшиеся научные взгляды, отраженные в учебниках, но и знакомят студентов с новейшими данными науки и дискуссионными вопросами по проблемам курса отечественной истории. Очень важно научиться слушать живое слово лектора и овладеть навыками записи излагаемых вопросов той или иной темы.

Семинары – это занятия, в которых знания студентов, полученные на лекциях и в результате самостоятельной работы, во-первых, закрепляются; во-вторых, расширяются, поскольку в ходе занятий высказываются положения, не попавшие в поле зрения студентов в ходе лекции; в-третьих, углубляются, двигая мысль студентов от одного уровня познания к другому, более высокому. Семинары призваны помогать студентам овладевать терминологией (понятиями), применять теорию к анализу исторических явлений, приобретать навыки самостоятельного мышления и выступлений. Качество семинара во многом зависит от готовности к нему всех студентов и от степени участия студентов в его работе.

Подготовку к семинару мы рекомендуем начинать с внимательного прочтения плана занятия, с выяснения содержания основных предлагаемых понятий, с повторения материалов лекции и прочтения соответствующих разделов учебников и учебных пособий по отечественной истории. Только после этого есть смысл переходить к чтению и конспектированию научной литературы, к работе с интернет-ресурсами.

Конспекты – это краткие, сжатые записи содержания главы, параграфа книги, раздела статьи с обязательной ссылкой на источник выписок. Конспекты бывают текстуальные и тематические. Прочитав рекомендуемую литературу, изучите методические советы данного учебного пособия по заданной теме и тогда приступайте к конспектированию. Помните при этом, что Ваш конспект должен помочь Вам в выступлении на семинаре. Следовательно, Ваши записи должны быть сделаны так, чтобы они как можно полнее освещали тот или иной вопрос семинара.

Перед семинаром важно продумать план и содержание своего выступления на занятии, а также возможный вывод. Ваше выступление будет полнее, интереснее, если Вы используете краеведческий материал, свяжете рассматриваемые вопросы с событиями наших дней. Формы Вашей работы на семинаре могут быть разнообразными: сообщение по обсуждаемому вопросу, дополнение или уточнение к выступлениям студентов, изложение сути своего реферата по теме занятия.

В начале занятия преподаватель предлагает вопрос к обсуждению и приглашает студентов выступать (в случае отсутствия желающих вызываются любые студенты). Начиная сообщение, старайтесь говорить логично, аргументированно, со ссылками на литературу, первоисточники (документы, мемуары, статистические сведения), на свой конспект рекомендованной литературы. Не следует во время выступления читать готовый текст книги, статьи, конспекта, важно учиться говорить литературным языком, используя новые понятия, свои знания в области русской и мировой литературы, науки, культуры. В заключение выступления постарайтесь сделать выводы или поставить вопросы, которые, по Вашему мнению, не нашли должного отражения в лекции, в литературе. Не стесняйтесь отстаивать свои взгляды по обсуждаемому вопросу, даже если Вы остаетесь в одиночестве. Спорные вопросы в науке голосованием не решают.

В конце семинара, когда преподаватель подводит итоги обсуждения проблемы и делает выводы, обобщения, их следует записать в тетрадь конспектов. Они помогут Вам при подготовке к зачету или экзамену.

В самостоятельной работе над проблемами курса рекомендуем использовать следующие учебные пособия:

1. Зуев М.Н. История России: учебник для вузов. / М.Н. Зуев – М.: Приор, 1998.

2. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. / Л.И. Семенникова – Брянск: Курсив, 1998.

3. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. / Л.Б. Яковер – М.: Творческий центр, 1998.

4. Верт Н. История советского государства. / Н. Верт - 1900–1991 гг. – М.: Весь мир, 1999.

5. Всемирная история: учебник для вузов/ под ред. Г.Б.Поляка. – М.: Культура и спорт, 1999.

6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. История России (с древнейших времен до наших дней): учебник. – М.: Проспект, 1999.

7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до наших дней): Учебное пособие. – М.: Проспект, 1999.

8. История России: Учебник/ под ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. – М.: ИНФРА-М: НОРМА, 2000.

9. История Отечества. Курс лекций. – Челябинск: ЮУрГУ, 2000.

10. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: ИНФРА-М: НОРМА, 2000.

11. Стариков Н.В. История России: Справочник студента. – М.: Экспертное бюро, 2000.

12. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца ХХ века/ Учебное пособие. – М.: Право и закон, 2001.

13. История России в новейшее время: Учебник/ Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

14. История России. XX – до начала XXI века / А.С.Барсенков, А.И.Вдовин, С.В.Воронкова; Под. ред. Л.В.Милова. – М.: Эксмо, 2006.

15. Бестужев К.Н. Русская история. – М.: Вече, 2007.

16. https://www.magister.msk.ru/library/history

17. https://rushistory.stsland.ru/

18. https://his95.narod.ru/

19. https://www.hrono.ru/

20. https://rusimper.narod.ru/

21. https://www.istorya.ru/

 

 

ТЕМА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX – НАЧ. ХII вв.)

(2 часа)

 

П л а н

 

1. Причины возникновения и особенности становления древнерусского государства. «Норманская теория».

2. Христианизация Руси. Православие как духовная основа древнерусской цивилизации.

3. Экономика и социальные отношения в Древней Руси.

 

Уясните содержание понятий: община, дружина, боярство, вотчина, рабство, патриархальное рабство, феодализм, вассальные отношения (вассалитет), государство, раннефеодальная монархия, вече, этнос, язычество, единобожие, каноническое право, союз племен, генезис.

 

Хронология

Запомните следующие даты:

 

862г. – призвание новгородцами на княжение Рюрика

882г. – объединение Киева и Новгорода под властью Олега

988 – 990гг. – принятие христианства на Руси

1019 – 1054гг. – княжение Ярослава Мудрого в Киеве

1097г. – съезд князей в Любече

 

Литература к первому вопросу

 

1. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX – XI вв. – Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995.

 

2. Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее// Вестник Московского университета. – Серия 18. История. – 1999.– № 3.

3. Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине Х века// Вопросы истории. – 1999. – № 8.

4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – ХП вв.). – М.: Аспект Пресс, 1999.

5. История России с древнейших времен до конца ХVII века/ Отв. ред. А.Н.Сахаров. – М.: Аст, 2000.

6. Киселева Г.Н. Киевский воевода Свенельд// Вопросы истории. – 2006. – №8.

7. Назаренко А.В. Две Руси IX в.// Родина. – 2002. – № 11 – 12.

8. Стефанович П.С. Боярство и церковь в домонгольской Руси// Вопросы истории. – 2002. – №7.

9. Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX-XIII вв.//Отечественная история. – 2003. – №5.

10. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации// Вопросы истории. – 2005. – №3.

11. Рыбаков С.В. Осмысление истории в образованном обществе Древней Руси// Вопросы истории. – 2005. – №7.

12. Седов В. Соседи Рима, кельтов и германцев// Родина. – 2006. – №2.

13. Дряхлов В.Н. Языческое противодействие христианизации в Западной Европе в раннее средневековье// Вопросы истории. – 2007. – №1.

14. Носов Е. Город новый – город старый//Родина. – 2007. – №6.

15. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя// Вопросы истории. – 2007. – №3.

16. Фомин В.В. Народ и власть в эпоху формирования государства у восточных славян// Отечественная история. – 2008. – №2.

17. https://historia2.narod.ru/kiev.htmI

18. https://oIdru.narod.ru

 

Методические советы

 

Прежде чем рассматривать процесс становления и развития древнерусской государственности необходимо уяснить содержание понятия государства и выявить основные функции последнего. Также важно ответить на вопрос: Можно ли отождествлять государство и общество, государство и народ? Затем кратко охарактеризуйте общественный быт восточных славян в VI – VIII вв. Что такое «военная демократия» и каким образом в ее недрах вызревали основы будущей государственности? Какие факты и явления ранней истории славян можно рассматривать как предпосылки складывания государства? Какую роль в данном процессе сыграл внешний фактор и соседние народы (норманны, хазары, Византия)?

Опираясь на исторические источники («Повесть временных лет») опишите начальный этап государствообразования у восточных славян. Проанализируйте содержание и краткую историю развития «норманской теории». Почему на современном этапе развития исторической науки данная теория уже не является актуальной?

Сравните и дайте свою оценку самым известным теориям возникновения и особенностям государственно-политического развития древнерусского государства («городовая теория» В.О.Ключевского, «ленинградская школа» (И.Я.Фроянов, А.Ю.Дворниченко)). Насколько развиты были в Киевской Руси основные элементы феодализма: вассалитет, крупное вотчинное хозяйство. Охарактеризуйте особенности престолонаследия в Древней Руси. Что такое «лестница князей»? Каким образом изменялся порядок управления русскими землями на протяжении Х – ХII вв.

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Шульгин В.С. Культура России IX – ХХ вв. – М.: Простор, 1996.

2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). – М.: Аспект-Пресс, 1999.

3. Скрынников Р.Г. Крест и корона: церковь и государство на Руси IX – ХVII вв. – СПб.: Искусство, 2000.

4. Богданов А.П. Княгиня Ольга// Вопросы истории. – 2005. – №2.

5. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации// Вопросы истории. – 2005. – №5.

6. Алексеев С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян// Вопросы истории. – 2006. – №1.

7. Демчук Р. Вершина молитвенного восхождения//Родина. – 2007. – №6.

8. https://www.lants.tellur.ru/history/index.htm

9. www.fictionbook.ru/author/froyanov_igor_yakovlevich/nachalo_hristianstva_na_.

 

Методические советы

 

Охарактеризуйте язычество как религию древнеславянского общества. Обоснуйте причины смены языческой веры на православную. Цивилизационная альтернатива: иудаизм, ислам, христианство. Познакомьтесь с разными легендами о выборе веры князем Владимиром. Объясните, почему возобладала последняя?

Какое влияние оказала новая религия на все стороны жизни русского общества? Принятие христианства в восточном, византийском варианте привело к влиянию византийского фактора на русскую историю во всех сферах – экономической, политической, культурной, духовной. Объясните, в чем конкретно это проявилось. Ориентация на Византию имела положительные и негативные последствия для Руси. Докажите это.

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – ХII вв.). – М.: Аспект пресс, 1999.

2. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации// Вопросы истории. – 2005. – №5.

3. Черникова Т.В. Средневековое землевладение и проблема феодализма в русской истории// Общественные науки и современность. – 2005. – №5.

4. Киселева Г.Н. Киевский воевода Свенельд// Вопросы истории. – 2006. – №8.

5. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопросы истории. – 2006. – №9.

6. https://www.lants.tellur.ru/history/index.htm

 

Методические советы

 

Восстановите социальную структуру Киевской Руси как систему относительно устойчивой совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Укажите ведущие социальные группы. Раскройте содержание терминов «знать» и «низшие слои общества». Как повлияло на социальную структуру Древней Руси принятие христианства?

Охарактеризуйте уровень развития сельского хозяйства, назовите виды ремесел. Что такое бортничество? Какова была денежная система в Киевской Руси?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.