Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Политическая мысль Украины.






План темы:

1.Зародження и развитие политической мысли в Украине с древнейших времен до 18 в.

2. Формирование политических идей в условиях украинского культурно-национального возрождения и просвещения.

3.Украинська политическая мысль Новой эпохи

4.Политични концепции Украинской мыслителей 20 в.

В более позднюю эпоху - в I тыс. До н. е., на территории украинских земель существовали мощные государственные объединения готов, гуннов, киммерийцев, скифов и др.

В дохристианской мифологии сложилась целая система богов.

Общественное политические взгляды древних жителей украинских земель, как и других древних цивилизаций, имели религиозно-мифологический характер, получившее свое выражение в язычестве. Последнее представляет огромный комплекс первобытных верований, взглядов и обрядов, созданных в течение многих веков.

В политической структуре ранних государственных объединений центральное место принадлежало вождю. Появление вождей стала следствием роста населения, создания сложной системы между родами, племенами.

Характерной особенностью властных структур ранних общественных объединений была ответственность власти перед сувереном, народом.

Элементы демократизма сохранились и в более поздние времена, в условиях так называемой военной демократии: избирались военные руководители, решались вопросы о походах и др.

Важным рубежом в духовно-культурной и политической жизни Киевской Руси было введение христианства киевским князем Владимиром Великим. Мощная феодальное государство со всеми ее атрибутами неизбежно должна была искать пути создания государственной идеологии.

Важное общественное значение имел в то время религиозный и философско-политическое произведение " Слово о законе и благодати" выдающегося мыслителя XI в. Иллариона - первого украинском на престоле Киевского Митрополита.

Структурой, производила заметное влияние на функционирование княжеской власти, отношения между князем и " людьми", широкими массами крестьян и городским населением, было вече. Оно пришло из древности родоплеменного общества.

Актуальные политические мнения, отвечающих новым общественным потребностям украинского народа, развивали выдающиеся украинские философы, богословы, политики. Это Павел Русин, Юрий Дрогобыч, Иван Вышенский, Юрий Немирич, Шимон Шимонович и др. В их произведениях полемистов уделено проблеме становления и защиты государственности украинской нации, которая рождалась в муках внешних и внутренних противоречий. Учитывая необходимость решения этих противоречий большое значение имело введение во многих городах Магдебургского права. Киев и Житомир, в частности, получили это право еще в Хусте.

Эксплуатируемая, угнетенная и обиженная обществом человек предстает стержнем творчества Ивана Вышенского (1550-1620). Он направлен на пропаганду нравственных идеалов раннего христианства, которые отражали стремление народа к равенству, свободе, братству, справедливости, были антиподом существующих в обществе гнета и бесправия народных масс, решительно разоблачает эксплуататорскую природу магнатов и шляхты, церковных владык и высшего духовенства.

Рост образованности украинского народа стало важной предпосылкой возникновения и функционирования Киево-Могилянской академии. На протяжении всей своей истории украинский народ не имел учреждения, которая оказала большее влияние на развитие образования, науки и культуры, чем Это высшее учебное заведение.

В становлении и развитии центральной идеи суверенного государства - значительное место отводилось проблемам свободы и демократии. Вокруг них формировалась общественное мнение многих поколений передовых мыслителей

В этих условиях борьба за свободу, за выживание украинского народа была первоочередной задачей. Речь шла о том, быть или не быть украинской нации.

Своей свободной, без феодального принуждения трудом украинское казачество развивало собственную передовую экономику. В Запорожской Сечи никогда не было крепостного права и впервые в Европе сложилась прогрессивная форма многоотраслевого фильваркового хозяйства (фермерский тип).

Специфической особенностью казачества было то, что мирное земледельческое жизни сосредоточено преимущественно в " пограничной зоне".

Итак, во второй половине XVI - начале XVII в. казачество сформировалось как своеобразный общественный состояние, причем достаточно многочисленный.

Исторические обстоятельства украинской жизни привели к тому, что в это время национальные интересы, национальное соревнование, национальная борьба сконцентрировалась на точке обороны существования православной церкви.

Борьба за независимость нашла свое отражение в национально-освободительной борьбе. В конце XVI в. Украина истекала кровью крестьянско-казацких волнений под руководством К. Косинского и С. Наливайко, которые повели восставших на бой против польской шляхты. Идея возрождения украинской государственности отмечала деятельность славного сына Украины, гетмана Войска Запорожского Петра Коношевич-Сагайдачного.

Свободолюбивые традиции украинского народа, его стремление к национальной независимости нашли воплощение в всенародной освободительной борьбе под руководством Б. Хмельницкого (1648-1654). Как неоднократно заявлял мятежный гетман, его цель - освободить все украинские земли, объединив их в самостоятельное государство.

Мощный, отчаянный всплеск героической борьбы за свободу Родного края связан с победоносными усилиями Ивана Мазепы, Пилипа Орлика и их соратников. С момента перехода гетмана И. Мазепы в ходе Северной войны на сторону шведского короля Карла XII вся российская царистские и буржуазная, а затем советская историческая наука насаждала несправедливое, оскорбительное для всего украинского народа.

Важной политической страницей в развитии политических теорий в Украине было ХХ веке., Особенно его вторая половина и начало XX в.

Первая половина XIX в. проходила под знаком тяжелой политической реакции. После жестокой расправы с декабристами царское правительство начал непримиримую борьбу против любых либеральных действий. В империи признавались три основных принципа, на которых должна держаться вся российская государственность: православие, самодержавие и народность.

Программа кирилло-мефодиевцев имела много общего с мыслями декабристов, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, прогрессивными концепциями выдающихся деятелей польского освободительного движения А. Мицкевича, И. Лелевеля, С. Гощинского и др.

В течение примерно 14 месяцев существования общества его члены подготовили ряд программных положений, важнейшие из которых нашли свое отражение в произведении Н. Костомарова (1817 - 1885) под названием " Закон Божий (Книга Бытия украинского народа)".

Ненависть и решительно политическое неприятие у Т.Г.Шевченко было не только к российскому царизма, но и к украинским эксплуататоров.

Драгоманов последовательно утверждал принцип демократизма НЕ столько разделением власти и парламентаризмом, сколько народным суверенитетом, первичностью власти народа над политической властью, государством; акцентировал внимание на правах человека, системе выборности и местного самоуправления.

Взгляды И.Франко на возникновение государства были близки к марксистским. Зарождение ее он связывал с появлением частной собственности и расслоением общества.

Сама " народная революция" ассоциировалась И.Франко с коренной перестройкой общественных отношений на социалистических началах.

В будущем обществе должен утвердиться подлинное народовластие, реальная, а не формальная демократия. И.Франко подчеркивал приоритет непосредственной демократии. Главное средство осуществления народом своей власти, на его взгляд, это общины, выполняют все функции управления обществом: хозяйственно-экономическую, культурно-образовательную и судебную.

Большое внимание уделял Франко решению национального вопроса в будущем обществе.

Конец XIX - начало XX в. совпадает с активной творчеством и общественной деятельностью выдающейся представительницы украинской культуры Леси Украинский (1871-1913). В 90-х годах она внимательно изучает социалистическую, марксистскую литературу, заботится о ее переводы на украинский язык, сближается с революционными кружками и организациями, в том числе и социал-демократического направления.

М. Грушевский - автор десятитомной " Истории Украины-Руси", крупнейшей историографической труда об украинском народе, которая вошла в сокровищницу мировой историографии. Главным направлением его политологических исследований была проблема национального самоопределения.

Яркую страницу в истории политической Украины XX в, вписал Владимир Винниченко (1880-1951). Ядром его политической концепции была государственная идея, предлагает свой вариант создания социализма который он назвал " колектократизациею".

Интегральный национализм Дмитрия Донцова (1883-1973), ". Это течение в национализме начала зарождаться в последней четверти XIX в. В условиях возросшего соперничества между национальными государствами и упадка идей гуманизма и либерализма.

Среди политических доктрин ХХ в. значительное место монархически-гетманская концепция В. Липинского

Гетман является " национальным флагом", живым символом Украины, вокруг которого группируется все население, а главным фактором державобудив водства является установление правовой монархии в традиционной гетманской форме.

Липинский выделял три основни- государственные формы:

1) демократия с республикой;

2) охлократия с диктатурой;

3) Классократия с правовой, ограниченной законом монархией.

Для Украины последняя форма. Основное условие создания государственности - это единство.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Определите место политической мысли Украины в казне мировых политических учений.

2. Сравните развитие политических идей в Украине и в Западной Ев рассоле в X - начале XX в. В чем заключаются особенности отечественных доктрин общественно-политического характера?

3. Какие из политических концепций этого периода этапными по по щего развития политической мысли?

4. Проследите связь политической мысли в Украине со спецификой ее исторического развития.

5. Назовите и охарактеризуйте политические течения в других странах, аналогичные Украинская национал-коммунизму.

6. Сделайте сравнительный политологический анализ основных идей брошюры С. Мазлаха И В. Мошенника «К волне» и общественно-политических мнений, высказанных в художественных и публицистических произведениях М. Хвылевого.

7. Проанализируйте современные научно-публицистические работы, посвященные Д. Донцову, и определите отношение к его идейно-политического наследия различных научных кругов и политических группировок.

8. Проиллюстрируйте на примерах из современной политической жизни Украины целесообразность критики В. Липинский демократии как государственно-политического устройства и дайте с современной точки зрения политологический оценку его монархически-консервативной концепции и политологическим идеям.

9. Ознакомившись с трудом В. Винниченко «Завет борцам за освобождение», дайте ей политическую оценку с точки зрения сегодняшнего дня.

10. Проиллюстрируйте характеристику И. Лысяк-Рудницкий украинского народа как народа «негосударственного».

11. Прочитайте поэму «Крест» Николая Руденко И вычленять сформулированные в ней политические проблемы

12. Охарактеризуйте деятельность самых известных политологических центров современной Украины.

Литература к теме:

1. Грушевский М. Кто такие украинцы и чего они хотят. - М., 1991.

2. Драгоманов М. Избранное. - М., 1991.

3. Дорошенко Д. Очерк истории Украины. В 2-х т. - М., 1991.

4. Замалеев А. Д., Зоц В. А. Отечественные мыслители позднего средневе ковья: конец XIV - первая треть XVII в. - М., 1990.

5. История философии Украины. Хрестоматия. - М., 1993.

6. Кухта Б. Из истории украинской политической мысли. - Львов, 1991.

7. Мироненко О. М. Права и свободы человека в активе украинском мыслите лей XIX-XX веков. - М., 1995.

8. Мироненко О. М. История Конституции Украины. - М., 1997..

9. Ничик В. М., Литвинов В. Д., Стратий Я. М. Гуманистические идеи в Украине. - М., 1991.

10. Политология. Конец XIX - начало XX в.: Хрестоматия / Под ред. А. Симаков-ва. - Львов, 1996..

11. Потульницкий В. История Украинской политологии. - М., 1992.

12. Скакун О. Ф. Драгоманов как политический мыслитель. - Харьков, 1993.

13. Украинский парламентаризм: Прошлое и настоящее / Ю. Шемшученко, А. М. Мироненко, В. Ф. Погорилко и др. - М., 1993.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.