Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология политических систем






Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес предоставляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функционировать и успешно выполнять свои политические роли.

Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (оснований). Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам правления. Он выделяет пять их основных разновидностей: 1) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности; 2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости; 3) традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4) популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; 5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.

Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.

Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии и т.д. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.

Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида. Существуют и другие классификации (типологии) политических систем, но они значительно менее известны.

Место государства в рамках политических систем государств мира. Государство как особый политический институт. Государство как главный, системообразующий элемент политической системы общества.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.

Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности».

Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

  1. Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;
  2. Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;
  3. Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
  4. Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);
  5. Обладает, как правило, монополией на правотворчество;
  6. Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:

  1. Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;
  2. Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;
  3. Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;

В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.

Роль государства в политической системе:

  1. Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;
  2. Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
  3. Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;

Суверенные государства и несамоуправляющиеся территории. Понятие и разновидности зависимых территорий (колонии, протектораты, подопечные территории, кондоминиумы). Особенности правового статуса заморских территорий, островных владений на современной политической карте.

Главными объектами политической карты мира являются суве­ренные государства мира и несамоуправляющиеся территории. Так, в 1900 г. на земном шаре было всего 55 суверенных госу­дарств. В то же время существовали огромная британская колониальная империя, меньшая по размерам — французская. Они сохранили свои владения и после Первой мировой войны. Были колонии и у других государств — Японии, США, Нидерландов, Бельгии, Португалии, Италии, Испании. Крушение колониальной системы империализма после Вто­рой мировой войны, бурный рост национально-освободительных движений (борьбы народов за независимость) кардинально изме­нили политическую карту мира. Так, накануне Второй мировой войны в мире было 71 суверенное государство, в 1947 г. — их стало 81, а к 1995 г. суверенитетом обладало уже около 190 стран. Суверенитет государства — полнота законодательной, ис­полнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение госу­дарства властям иностранных государств в сфере международ­ного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета. В принципе суверенитет государства всегда является пол­ным и исключительным. Это одно из неотъемлемых свойств государства. Понятие суверенитет государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как прин­цип суверенного равенства государств, принцип взаимного ува­жения государственного суверенитета, принцип невмешательст­ва государств во внутренние дела друг друга и др. Наряду с суверенными государствами в современном мире насчитывается более 30 несамоуправляющихся территорий. Их можно условно разделить на две группы: — колонии, официально включенные в список ООН (пере­чень территорий, на которые конкретно распространяется требо­вание ООН о предоставлении им независимости); — территории, фактически колонии, не включенные однако в перечень ООН, так как по утверждению управляющих ими государств, они являются: «заморскими департаментами», «за­морскими территориями», «свободно ассоциированными государствами» и т. п. Не определен до сих пор статус Западной Сахары (бывшей до 1976 г. колонией Испании в Западной Африке). После мно­гих лет вооруженной борьбы различных политических груп­пировок за власть в Западной Сахаре с 1989 г. практически установилось перемирие. Здесь предстоит проведение под эгидой ООН и ОАЕ мирного референдума по вопросу о самоопределении народа Западной Сахары (независимость или интеграция с Марокко). Вопрос о предоставлении независимости всем современным колониям сложен: многие из них важны для метрополий как военно-стратегические объекты или представляют другой инте­рес. Например, десятки военно-воздушных и военно-морских баз США размещены на островах в Тихом и Атлантическом океане. Так, острова Микронезии (Каролинские, Маршалловы, Марианские) имеют важное военно-стратегическое значение в Тихом океане. На островах находятся многие американские военные объекты. На ряде атоллов проводились испытания атом­ных и водородных бомб, межконтинентальных ракет и т. д. Образование и развитие государств — сложнейший истори­ческий процесс, определяемый множеством внутренних и внеш­них факторов: политических, социальных, экономических, этнических. Специалисты по международным проблемам насчитывают в настоящее время на земном шаре около 300 объектов, по кото­рым имеются споры: территориальные, этнические, погранич­ные; в том числе более 100 таких, где существует острая конф­ликтная ситуация. Продолжается спор между Испанией и Великобританией о суверенитете над Гибралтаром. Был вооруженный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклен­дских (Мальвинских) островов. С 1947 г. стоит вопрос о грани­цах государства Израиль и создании палестинского государства, лишь в 1993 г. предоставлена автономия палестинским землям, оккупированным Израилем в 1967 г. Речь идет о передаче ор­ганам палестинского самоуправления широких административ­ных полномочий. На промежуточном этапе урегулирования до­говором не предусматривается провозглашение Палестинского государства, но проведены первые в истории выборы в органы палестинского самоуправления. Список примеров подобного ро­да может быть продолжен. Это — борьба курдского народа за самоопределение и образование государства Курдистан; пригра­ничные конфликты между Индией и Пакистаном (особенно в штатах Джамму и Кашмир); конфликты на территории респуб­лик бывшей СФРЮ (Югославии), в Северной Ирландии (Ольс­тер); на территории республик Северного Кавказа (Россия); в африканских государствах и т. д. Справочные материалы (термины): Колония — (от лат. colonia — поселение) страна или терри­тория, находящаяся под властью иностранного государства (мет­рополии),, лишенная политической и экономической самостоя­тельности и управляемая на основе специального режима. Протекторат — одна из форм колониальной зависимости, при которой протектируемое государство сохраняет лишь неко­торую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т. п. осуществляет по своему усмотрению государство-метрополия. Доминион — (англ. dominion — владение, власть), госу­дарства в составе Британской империи, признававшие главой английского короля (Канада с 1867 г., Австралийский Союз с 1901 г., Новая Зеландия с 1907 г., Южно-Африканский Союз с 1910 г.). После образования Британского Содружества (Common­wealth) термин «доминион» вышел из употребления. Мандатные (подмандатные) территории — общее название бывших колоний Германии и некоторых владений Османской империи, переданных после 1-ой мировой войны Лигой наций под управление странам-победительницам на основе мандата. После 2-ой мировой войны мандатная система была заменена системой опеки ООН. Подопечные территории — зависимые территории, управ­ление которыми было передано ООН какому-либо государству («опека международная» — система управления, осуществляе­мая от имени и под руководством ООН). Примеры: до получе­ния этими территориями независимости — Каролинские, Маршалловы острова — были под опекой США, часть Каролинских островов — острова Палау находились под опекой ООН. Кондоминиум — совладение, совместное осуществление вер­ховной власти над одной и той же территорией двумя или нес­колькими государствами (с 1899 г. по 1956 г.— англо-египет­ским совладением был Судан). Колониальные владения, несамоуправляющиеся территории на современной политической карте мира (Колонии, кондоминиумы, территории, находящиеся под опекой): Великобритании: Гибралтар (спорная территория с Испанией) Остров Святой Елены (Атлантический океан) Ангилья (Карибское море) Виргинские (Британские) острова (Карибское море) Каймановы острова (Карибское море) Монтсеррат (Карибское море) Терке и Кайкос (Карибское море) Питкэрн (Океания) Бермудские острова (Атлантический океан) 10. Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная террито­рия Великобритании и Аргентины) Франции: Примечание: «Заморские департаменты» управляются комиссаром или префектом Французской Республики, назначаемым правительством. Французская Гвиана — «заморский департамент» (Юж­ная Америка) Гваделупа — «заморский департамент» (Карибское море) Мартиника — «заморский департамент» (Карибское море) остров Маоре — «особое территориальное образование» (Индийский океан, в группе Коморских островов, у Мада­гаскара) остров Реюньон — «заморский департамент» (Индийский океан, у Мадагаскара) острова Сен-Пьер и Микелон (Атлантический океан, к югу от острова Ньюфаундленд) острова Крозе (Индийский океан) остров Кергелен (Индийский океан) остров Клиппертон (Тихий океан) Французская Полинезия (Острова Общества, Туамоту, Маркизские, Тубуаи, Бас и др.) (Океания) Новая Каледония (Океания) остров Сен-Поль (Индийский океан) остров Амстердам (Индийский океан) острова Уоллис и Футуна (Океания, около Фиджи) Нидерландов: Антильские (Нидерландские) острова (Бонайре, Кюрасао, Саба и др.) Аруба (Карибское море) Португалии: 1. Аомынь (Макао) (на территории Китая) США: Виргинские острова (Карибское море) Пуэрто-Рико — с 1952 г. статус государства «свободно присоединившегося» к США (Карибское море) Восточное Самоа — «неинкорпорированная» территория (Океания) Гуам (Тихий океан, в группе Марианских островов) 5. Военные базы на острове Мидуэй (атолл в центральной части Тихого океана) Военные базы на островах Джонстон и Сенд, необитаемые острова Пальмира, Джарвис, Кингмен-Риф, Хоуленд и Бейкер (Океания) Уэйк — атолл, состоящий из трех островов: Уэйк, Уилк-си, Пил (в центральной части Тихого океана) Микронезия — Каролинские, Марианские и Маршалловы острова (в западной части Тихого океана) — бывшие ранее подопечными территориями США, до предоставления им независимости. Ныне, Федеративные Штаты Микронезии, Содружество Северных Марианских островов и Республика Маршалловы острова имеют статус «ассоциированных» с США государств. Австралии: 1. Кокосовые (Киллинг) острова (Океания) — «свободная ассоциация» с Австралией 2. Норфолк (Океания) Новой Зеландии: 1. острова Токелау (Океания) — «не самоуправляющаяся территория Новой Зеландии» 2. острова Кука и Ниуэ — «внутреннее самоуправление в рамках свободной ассоциации с Новой Зеландией» (Океания).

Государственный режим. Понятие государственного режима. Совокупность способов и методов реализации власти государством. Разновидности государственных режимов и их характеристики (либерально-демократические, авторитарные, тоталитарные, расистские режимы).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ — совокупность используемых государством способов и средств осуществления государственной власти. В отличие от политического режима, который охватывает практику функционирования всех политических институтов, всех субъектов политической системы, Г.р. — это реально складывающийся порядок фукционирования и взаимодействия органов государственной власти. Как элемент формы государства Г.р. представляет собой совокупность способов, средств, которые использует государство для достижения своих целей. Понятие " Г.р." позволяет уяснить, с помощью каких средств государственная власть организует взаимодействие с населением, какая государственно-правовая атмосфера, какой уровень демократии складываются при этом в обществе. В характеристике Г.р. отражаются используемые государством способы осуществления власти, приемы воздействия на население, характер обеспечения властью прав и свобод граждан.

Используемые государством средства и методы осуществления властных полномочий не являются произвольными. Их набор определяется и внешними по отношению к государству причинами (состоянием экономики, социальным развитием и др.), и внутренней организацией самого государства, и территориально-политическим устройством и др. В сопоставлении с иными элементами формы государства Г.р. наиболее чувствителен к политической ситуации в стране, поэтому он является самым изменчивым и подвижным элементом формы государства. С этим обстоятельством связано закрепление в конституции страны лишь отдельных элементов Г.р. В то же время важнейшие его стороны (принципы организации и деятельности аппарата государства, конституционные формы контроля за его деятельностью, порядок формирования органов государства и др.) находят отражение в основных законах государства. Таким образом, Г.р. получает легальный (узаконенный) и легитимный характер. Легитимный Г.р. является правовым, поскольку он основывается не на силе, а на праве, законных методах деятельности государства, его органов и должностных лиц. Нелегитимный режим, напротив, отрицает право, основывается преимущественно на силе, насилии, часто связан с узурпацией, захватом власти.

Характер средств, используемых государством, образует особый тип (вид) Г.р. Основными его разновидностями

Политический режим – это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти. Как писал Д. Истон, «это правила и цели политического взаимодействия». К ним

относятся:

• ценности – жизненно важные, желаемые цели и события;

• нормы – правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан. При этом нормы могут быть обычными – формироваться постепенно, как бы сами собой, в ходе накопления политического и исторического опыта, передаваться от поколения к поколению, и легальными, т.е. специально

ЕааЮп 0. 8уз1сш5 Апа1ух; 8 оГ Ро1Шса1 Ы(е. М.У., 1957. Р. 200.

установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);

• авторитет – желание и способность граждан действовать в рамках принятых правил и ценностей, подчиняться системе действующей государственной власти.

От содержания и соотношения вышеназванных компонентов зависят типы политических режимов:

демократические – когда обеспечивается право па участие народа в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;

авторитарные – когда функции управления обществом сосредоточиваются в одном лице или узком социальном слое;

тоталитарные – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все стороны жизни общества.

Если считать политику нолем взаимодействия человека и государства, то необходимо иметь в виду два возможных варианта построения этих связей, постоянно, но отнюдь не равномерно, распространяющихся в истории политической жизни.

Первый тип связи выражается в подчинении, подавлении личности государством, когда человек рассматривается как малая и незначительная частичка, все параметры которой задаются ритмом и проблемами существования государственного организма. Такой тип отношений человека и политической структуры образуется в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к полному подчинению частной жизни потребностям политической системы.

Постоянным спутником тоталитарных государственных систем служат такие черты, как стирание различий между личным и общественным, индивидуальным и публичным, подчинение человека организации, смешение свободы с властью, унификация информации, слом всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений и наступающее вследствие этого возведение любой проблемы на политический уровень, стремление и печальная необходимость любую социальную задачу решать только политическими, а не какими-либо другими средствами. Это можно сравнить с лечением разных болезней одним способом и одним лекарством.

Иной тип связи человека и государства воплощает идея правового государства, исходящая из возможности установления таких отношений между человеком и государством, когда:

Хайек ФА. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 12. С. 106.

во-первых, изменяется истолкование источника права, им становится не государство, а личность. Здесь признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, неотъемлемых от его существования прав, и государство, политическая система должны строиться в соответствии с этими правами и для их защиты;

во-вторых, меняется представление о соотношении между государством и законом, от привычной формулы «закон есть инструмент государственной власти» делается переход к принципу «государство есть инструмент закона». Согласно концепции правового государства не любая возведенная в закон классовая или иная воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека,

но укрепляет и защищает их;

в-третьих, эта концепция предполагает утверждение в обществе и его политической системе такого качества, как уважение к закону, исходящее из рассмотрения его как основного, доминирующего фактора упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой прежде всего более высокий уровень законотворчества, и служащего следствием компетенции законодателей, и максимального учета последствий того или иного акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы, и законопослушности граждан, понимающих и стремящихся действовать в рамках закона.

Политические системы, действующие на основе принципов правового государства, имеют существенные признаки, к которым следует отнести легитимность, легальность и безопасность*.

Легитимность политической системы выражается в принятии государственной власти населением, в признании ее права управлять и в согласии подчиняться. Процесс легитимизации власти предполагает действие механизма обеспечения ее встроенности в культуру, которая может как принимать, так и отторгать систему власти, если она ее не устраивает.

Одним из важных аспектов легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, выражающаяся в способности оперировать и ограничиваться законами. Право является наиболее эффективным механизмом осуществления политической власти в силу наличия только у него ряда характерных черт:

• открытость, гласность используемых здесь норм, законов;

• многообразие применяемых в рамках права санкций, что позволяет выбирать наиболее целесообразные способы регламентации

общественной жизни;

1 См: Чиркин В.Е. Легализация и легитимизация государственной власти // Государство и право.1995.№ 8

• право иерархизирует ответственность, четко разделяя права и обязанности участников правоотношений;

• относительная стабильность правовых норм, малая степень их зависимости от произвола и личностных особенностей носителей власти;

• достаточно жесткая фиксация в правовых нормах прав и обязан ностей участников общественных отношений, вносящая в их деятельность необходимые для власти качества четкости и определенности.

В том, что созидательную социальную функцию может выполнять только легальная, действующая в рамках закона власть, убеждает и ее сравнение с разными типами нелегальной (преступной, по сути дела, разрушительной) власти. Общим является то обстоятельство, что и та, и другая – это именно власть, принуждение, к тому же довольно часто прибегающее к насилию. Различий же гораздо больше.

Если власть легальная опирается на писаные и всем известные (по крайней мере нескрываемые) законы, то власть преступная, нелегальная – на неписаные, известные лишь ограниченному кругу людей правила поведения.

Легитимная политическая система, использующая легальные механизмы осуществления власти, безопасна для людей, общими делами которых она управляет. Важнейшими же аспектами безопасности являются:

• военный, выражающийся в способности государства не только защитить общество от внешней угрозы, но и не создавать ее самому;

• правовой – наличие реальных гарантий личности в защите как от преступных посягательств, так и от насилия со стороны государства;

• экологический – охрана государством природной среды обита1-ния человека;

• технологический – отсутствие радикального отставания определенного общества от других стран и народов по уровню развития науки и техники;

• информационный – возможность получения адекватной и разнообразной информации, свобода от химерических и мифологических идеологических систем;

• экономический – удовлетворение фундаментальных потребностей личности, возможность применения ею своих трудовых навыков и способностей.

Этим принципам в полной мере соответствует политический режим демократии, сущностные черты которой:

• правление большинства;

• свобода критики и оппозиции правительству;

• защита меньшинства;

• лояльность меньшинства политическому сообществу.

Если оценивать политические режимы в контексте соотношения основных агентов, действующих сил или, скорее, неразрывных, но и различных по главным принципам своего существования полюсов политики – личности и государства, – то, конечно, оптимальным является демократический тип.

В его рамках сохраняется относительная независимость обеих сторон взаимодействия, человек обладает солидным набором средств влияния на государство (участие в выборах, критика, самоуправление, влияние на принятие законов и многие другие формы, которые напрочь отсутствуют в тоталитарных и авторитарных режимах). Государство же опирается на реальную поддержку граждан, активно использует их предложения, действия, участие для обеспечения успешного функционирования и развития своих институтов.

Авторитарные и тоталитарные политические режимы чреваты разрывом отношений между отдельным человеком и государством, что оборачивается сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни социальной, регулируемой действием властных механизмов.

При этом целостность политической системы сохраняется, но человек занимает позицию несотрудничества, отказа от взаимодействия с ней, относится к государству как к силе, неспособной воздействовать на решение реальных жизненных проблем, а скорее запутывающей и омертвляющей их. Контакт человека с государством рассматривается как крайне вынужденный, нежелательный. Например, рекрутская служба, всякого рода повинности.

В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы формируется не в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой.

Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Политический режим – это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.

Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение семь видов политического режима.

1. Деспотический режим (от греч. – неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли ви-

§ 7 Политический режим 25

зирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это – религия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия – это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

2. Тиранический режим (от греч. – мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних

26 Глава I. Теория государства

этапах развития человечества (древний мир, раннее средневековье). По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. – полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые правильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппарата.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора – физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.

§ 7 Политический режим 27

Одна из основных характеристик тоталитаризма – милитаризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывший СССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться, удовлетворить тщеславие вождя.

Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом – в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка, фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование Других наций допускается, но на подсобных ролях.

Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в отношении собственного народа, а в фашистском – в большей мере против некоренных наций или наций других государств.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

28 Глава I. Теория государства

5. Авторитарный режим (от лат. – властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно.

При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.

В авторитарном государстве управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра.

Решения центральной власти, не учитывающие экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно, и поэтому приходится в немалой дозе применять принуждение. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они будут разогнаны.

Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными.

На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное госу-

§ 7. Политический режим 29

дарство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

История показывает, что зачастую авторитарное государство демонстрирует лучшую, по сравнению с демократическими государствами, способность к преодолению трудностей (экономических, социальных). Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модернизации.

В настоящее время авторитарный режим отнюдь не является редкостью (Китай, Аргентина). К примеру, он существовал в СССР на момент провозглашения перехода страны к рыночным отношениям.

6. Либеральный режим (от лат. – свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан.

Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазного государства, могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государства в социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство и даже как попустительство (отношение к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе).

Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность – необходимый атрибут либерального общества.

30 Глава I. Теория государства

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов.

Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. – народовластие) – это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.). При принятии решений учитываются и интересы меньшинства.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: право как главный социальный регулятор либерального общества уступает место морали. Гуманизм и нравственность – отличительные признаки демократического государства.

Демократия – это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствую-

31 § 7 Политический режим

 

щие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых – собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Рассмотрение видов политического режима позволяет сделать следующие выводы:

1) политические режимы отличаются друг от друга уровнем свободы, предоставляемой людям, и могут быть схематично представлены в виде ступеней лестницы, по которой поднимается человечество;

2) разные страны и народы переходят от одного вида политического режима к другому разновременно, по мере того как складываются соответствующие социально-экономические условия;

Рис. 1.5. Виды политических режимов

3) смена основных видов политического режима (деспотии, тоталитаризма, авторитаризма, либерализма и демократии) происходит, как правило, постепенно и последовательно; опыт нашей страны показывает, что «перескакивание» через отдельные их виды чревато катастрофическими последствиями (рис. 1.5).

 

Принцип разделения властей и его реализация. Теория Монтескье. Законодательная, исполнительная и судебная власть. Особый случай Великобритании. Принцип сдержек и противовесов. Пример США. Влияние различий в конституционном статусе отдельных ветвей власти на характеристики политического режима.

современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атр\ибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689-1755 гг.) и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем -авторами " Федералиста" (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе).

Основные положения теории разделения властей следующие:

  1. разделение властей закрепляется конституцией;
  2. согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
  3. все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
  4. никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
  5. судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой - постоянная общественная реальность.

французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье (полное имя - Шарль Луи де Секондат, барон Бреда и Монтескье) в главном труде своей жизни - " О духе законов", над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей. Под " духом" законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д.

Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. " Если, - писал он, - власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц".

Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: " Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется разными государственными органами. И формально, и фактически такого строгого разделения властей нет. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти: Правительство Ее Величества; министры Ее Величества; Королевская подпись (assent) на законопроекте; судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха. И хотя правило " царствует, но не правит" является определяющим полномочия монарха в Великобритании, формально-юридически монарх является составляющей всех ветвей власти. Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что: а) члены Правительства являются членами законодательного органа власти, а также обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства.

Лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета, Спикером Палаты лордов и Председателем Апелляционного Суда; б) Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и высшей судебной апелляционной инстанцией Великобритании; в) Тайный совет — совещательный, исполнительный орган при монархе — в лице своего Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов. Он обладает также специальной юрисдикцией высказывать в связи с обращением монарха свое мнение по вопросам права.
Особенности принципа разделения властей закрепляются в праве Великобритании и реализуются в правоприменительной деятельности. При этом практика складывается таким образом, что каждая ветвь власти действует в соответствии со своим назначением, обеспечивая выполнение функций правового государства, и прежде всего защиту прав и свобод граждан от произвола.

Однако самого разделения властей еще не достаточно для обеспечения суверенитета народа – необходимы соответствующие механизмы взаимодействия и сбалансирования, система сдержек и противовесов. В демократическом обществе каждая из ветвей власти наделена полномочиями, но и каждая из них уравновешивает одна другую, не позволяя ни одной из них занять господствующее положение в обществе, что и являться одним из важнейших механизмов сбалансирования ветвей власти.

Не менее значимым является наличие независимого контроля за деятельностью государственных властных структур, осуществляющего не только «сверху», но постоянно и эффективно «снизу». К этим механизмам относятся также императивный мандат избранников народа, которые непосредственно подотчетны своим избирателям, имеющих право отозвать их.

Деятельность правительства и представительных органов уравновешивается также соревновательными методами, что регулируется правилами соревнования. Это также балансируется наличием многих партий, призванных выражать разные интересы и взгляды. Важное значение имеет конституция узаконивающая государственные интересы и гарантирующая обеспечение реализации их властных полномочий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.