Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Яркость и артистизм






Давайте сразу определимся — ни яркости, на артистизма, как неизменной данности у человека (в том числе и ведущего) нет. Человек не может быть просто ярок сам по себе. (Если, конечно, мы не говорим о внешности, а о ней мы сейчас не говорим).

· Трудно, к примеру, ярко спать или артистично читать. Особенно если нет зрителей.

Как нет, к примеру, харизмы, шарма и обаяния. Самих по себе.

Тогда о чем мы говорим? Мы говорим о поведении. И о том эффекте, который это поведение оказывает на окружающих. На группу. На аудиторию. На слушателей и зрителей. Нам нужна не яркость, не артистизм и не обаяние. Нам нужен эффект. Результат. А вот достигаться он может по-разному, с использованием артистических и других приемов. Хорошо, а какой нам нужен результат?

Во-первых, в разное время разный. Одно из правил, которое мы регулярно повторяем начинающим ведущим, гласит: «Это не ваше шоу!» Задача ведущего — обслуживать работу группы, а не показывать ей себя.

· Если, разумеется, мы группу ведем, а не реализуем рекламный проект под предлогом ведения группы.

Поэтому, когда мы говорим о яркости и артистизме, мы имеем в виду навык такого — яркого — поведения. И еще: мы настаиваем, что применять этот навык нужно не всегда (по принципу «весь вечер на арене»), а лишь в тех ситуациях, когда это нужно для целенаправленного воздействия на группу.

· «Целенаправленно» значит, что когда ведущий принялся «звездить», он знает, зачем, с какой целью для группы он сейчас это делает.

Вот это и есть нужный нам результат: целевое воздействие на группу. Какие воздействия на группу помогает осуществить артистизм ведущего:

— Изменение эмоционального фона группы или отдельных участников (и в плюс, и в минус);

— Аргументация от эмоций (группе нравится как говорит ведущий, поэтому она благожелательно воспринимает что он говорит);

— Формирование мотивации (побуждение, чтобы группе, ее участникам хотелось делать то, что предлагает ведущий). Группа увязывает свои эмоции с сутью предлагаемой работы;

— Обучение (когда нужна захватывающая, понятная и доходчивая демонстрация, что обычно связано с преувеличением).

Для выполнения всех этих задач нужен один и тот же навык: нужно уметь передавать эмоции группе.

· Харизма с этой точки зрения — ни что иное, как умение передать слушателям свое эмоциональное состояние, заразить их. То есть — подстроиться и повести.

Один неплохой тренер и ведущий (Джон Гриндер) на вопрос о том, на что тренер должен обращать внимание в первую очередь, ответил примерно так: «Во-первых, обращай внимание на собственное эмоциональное состояние, во-вторых, обращай внимание на собственное эмоциональное состояние, в-третьих, обращай внимание на эмоциональное состояние аудитории!».

Как можно сообщить группе те или иные эмоции? Здесь несколько путей:

Подстройка и вед ение. Эмоциональное состояние группы воплощается в ее едином ритме, о котором речь уже шла. Поэтому ведущий может встроиться в ритм группы сам и возглавить его (обычно берет слово и начинает говорить, но может и предложить фоновую музыку или ритмические движения, если говорить с группой сейчас неуместно). И, возглавив ритмический рисунок группы, ведущий может начать смещать его в ту сторону, которую считает нужным. Изменяется и эмоциональное состояние группы.

· Как минимум, интенсивность. Так можно и «накрутить» группу, и «сбить накал» страстей.

— Если в дополнение к предыдущему ведущий на изменение ритма накладывает изменение содержание переживания у себя (например, от возбужденной радости к спокойной грусти), то следом и группа изменит это содержание у себя. Это и называется эмоциональным заражением. И именно для этого ведущему нужен навык вызывать у себя разные эмоции и выражать их.

· Именно вызывать и выражать, а не просто изображать. Подлинный артистизм — это не игра, а сиюминутное настоящее переживание и искренняя демонстрация этого переживания окружающим.

Ведущий как бы проецирует свои эмоции на группу:

а) Сначала он отражает то чувство, которое преобладает у участников, совпадая по ритму.

б) Затем он начинает внутренне переходить в иное состояние и постоянно отслеживает, идет ли за ним группа.

в) Если да — скорость можно увеличить. Если нет, вернуться к отражению чувств.

г) Наконец, ведущий поощряет группу, демонстрирует ей одобрение, когда эмоции смещаются в нужную сторону.

· Радуйся сам и обрадуешь других.

Обычно мы совмещаем оба процесса. Мы подстраиваемся и ведем и по ритму-интенсивности, и по содержанию эмоций группы. Таким образом, чтобы изменить содержание группового эмоционального фона, нужно:

а) снизить интенсивность предыдущей эмоции (работая с ритмом группы),

б) сменить эмоцию у себя, продемонстрировать это группе и невербально предложить участникам сделать то же самое,

в) усилить (если нужно) интенсивность новой эмоции.

— Еще один способ изменять эмоциональное состояние группы — вызвать нужное изменение своим поведением. Можно не демонстрировать, к примеру, интерес самому. Можно вести себя загадочно и тем самым вызвать тот самый интерес. Радость можно вызвать, сообщив группе радостную новость, порыв творчества создать, рассказав историю об удачном творческом начинании (и вставив в нее соответствующие внушения) т.д.

Этот способ требует от ведущего уже актерства, и мы полагаем, что коллегам будет очень полезно поучаствовать в работе театральных студий, драматических кружков или попросту поучиться на распространенных ныне тренингах актерского мастерства. В качестве простых самостоятельных упражнений мы можем предложить:

а) Внимательный просмотр видеозаписей и подражание замечательным российским актерам (почему российским — нас очень интересует их работа с голосом. Если вы можете использовать оригинальные, не дублированные записи актеров зарубежных — очень славно.) Вас будут интересовать те актеры, которые убедительны в своей игре. Наверное, достаточно назвать Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского, Олега Табакова и Олега Борисова, чтобы дать представление о тех, кого мы имеем в виду. Подражать нужно подолгу, раз за разом разыгрывая один и тот же эпизод, внимательно прислушиваясь к словам, интонациям, вглядываясь в мимику и жесты. Играют именно мелочи, тонкости, нюансы. Их и выбирайте.

б) Посещайте курсы, тренинги, семинары ведущих других и перенимайте, перенимайте, перенимайте. И снова: будьте внимательны к мелочам, изучайте как они это делают!

в) Точно так же изучайте всех ярких, убедительных людей вокруг. Подмечайте мелочи, перенимайте гримаски, жесты, интонации и тембр, запоминайте истории и манеру их рассказывать, ищите тех, кто производит нужное вам впечатление, а потом отыскивайте, что именно в их подаче себя и своих мыслей производит это впечатление.

Помните главное: яркость, артистизм, харизма — не внутреннее качество человека. Это что-то, что люди делают. А значит, можно узнать, увидеть, услышать, почувствовать — КАК они это делают. Ищите мелочи, которые отличают. И упражняйтесь.

— Наконец, самый, что ли, техничный способ менять эмоциональное состояние группы — это изменение формы работы. Нужно дать задание. Такое задание, выполнение которого само по себе создало бы в группе нужные ритм и эмоцию. Упражнение, групповой транс, обсуждение, игру, творческий поиск, мозговой штурм, соревнование и т.д.

Конечно же, на задание надо настроить, что делает возможным предварительное внушение и позволяет еще точнее формировать переживания группы.

 

Так что, когда мы говорим о яркости и артистизме, о харизме ведущего, на деле мы говорим о его способности вполне «технично» создавать в группе те или иные эмоции в нужный момент.

· И мы еще вернемся к этой теме, когда будем говорить о содержании вашей групповой работы.

Если говорить лишь о технике, то все необходимое можно сделать с группой, работая методично и сухо, включая переживания только там и тогда, где это нужно «по проекту». И участники получат качественный результат. Однако дополнительный эмоциональный шарм ведущего заметно облегчает его работу, делает ее приятной для самого ведушего и для участников группы. Эмоции позволяют нам получать удовольствие от того, что мы делаем.

Только давайте помнить: ничего сверх меры. И работа с группой — не наше шоу. Мы делаем эту работу для участников. А для себя мы можем пойти участником в группу кого-то другого. Кстати, кроме очевидного удовольствия, этом будет еще и полезно.

Резюме

Начинать вести группу стоит так, как если бы вы продолжали это делать.

Мотивировать на работу с вами как с ведущим можно:

  • Предоставив участникам возможность выбирать ведущего,
  • Отождествляя ведущего с темой работы группы.

Представляясь, важно:

  • Учитывать пять уровней и четыре типа пространственного расположения участников,
  • Поддерживать личный контакт, контакт глаз.

В первые полторы минуты нужно сказать:

  • Приветствие группе,
  • Свое имя,
  • Что вы из себя представляете применительно к теме работы группы,
  • Чем вы можете помочь, быть полезным группе.

Первые указания должны быть:

  • Простыми и легкими для исполнения,
  • Понятными,
  • Иметь отношение к организации работы группы.

Подстройка к группе осуществляется:

  • По целям и ценностям;
  • По ритму;
  • По эмоциональному фону.

Групповая динамика включает в себя представление о стадиях развития группы, ролевом распределении, формировании целей и норм группы. При этом:

  • Роли распределяются на стадии конфликта,
  • Конфликт происходит вокруг установления целей и норм группы,
  • Динамика группы может быть перезапущена при возниконовении события, изменяющего любой из факторов, формирующих эту динамику: состав группы, цели группы, время и место работы группы.

Ведущий может не только учитывать, но и управлять ходом групповой динамики, исходя из целей группы.

В ходе работы ведущий может столкнуться с групповыми сопротивлениями по типу:

  • Привлечения внимания,
  • Борьбы за власть,
  • Личных нападок,
  • Демонстрации беспомощности.

Место и роль ведущего в группе изменяется в зависимости от содержания групповой работы и ситуации в групповой динамике.

Принято выделять стили руководства группой:

  • Авторитарный,
  • Либеральный,
  • Демократический.

При этом не существует «лучшего» стиля, а есть наиболее подходящий для сиюминутных задач группы.

К навыкам, желательным для работы ведущим, мы относим:

  • Внутреннее спокойствие,
  • Владение техникой общения,
  • Артистизм.

Внутреннее спокойствие при этом достигается с помощью:

  • Саморефлексии;
  • Саморегуляции;
  • Якорения нужного состояния;
  • Паузы.

Техника общения включает:

  • наблюдение за изменениями;
  • подстройку и установление контакта;
  • активное слушаение;
  • поддерживающее слушание;
  • эмоциональное отражение;
  • навык точных вопросов,
  • речевые техники,
  • якорение.

Артистизм служит для передачи группе того или иного эмоционального состояния. Это может быть достигнуто с помощью:

  • подстройки и ведения,
  • эмоционального заражения,
  • специального поведения ведущего,
  • создания ситуации, которая способствовала бы возникновению нужных эмоций.

Важно помнить, что эмоции в группе вызываются не ради самих эмоций, а с целями:

  • Изменения эмоционального фона группы или отдельных участников;
  • Аргументации от эмоций;
  • Формирования мотивации;

Содержание групповой работы

Итак, вы вошли в группу, заняли свое место ведущего, вы легко выделяете и используете групповые процессы, поддерживаете внутренний покой, блестяще владеете техникой общения и с удовольствием плывете по эмоциональным волнам. И что? Ради чего все это? Каким содержанием наполните вы часы, проведенные вместе со своей группой?

Конечно, для кого-то это не проблема. Есть множество замечательных разработок, сценариев, методичек, где содержание групповой работы описывается вплоть до каждого слова ведущего. Кто-то может почерпнуть свое содержание на одном из многочисленных тренинговых курсов и семинаров, попросту скопировав его «один в один». Если ваши дела обстоят именно так, то, пожалуй, вам достаточно уже прочитанного. Потому что дальше мы будем говорить о том, как строить, создавать содержание групповой работы. Как пройти путь от замысла к воплощению. Как сделать именно работу, а не посиделки, тусовку. Или, того хлеще, «чего изволите» для группы, желающей развлекаться.

Конечно, начинать лучше с готовых программ, постепенно перерабатывая их «под себя». И все-таки однажды, мы хотим надеяться, вы захотите сами наполнить содержанием свою работу.

· Хотя, конечно же, в этом «своем» содержании будет девять десятых «чужого» — взятого у учителей, коллег, из книг и просто из окружающей жизни. Психология — это про жизнь. В ее практике трудно выдумать что-то радикально новое. Своим, новым будет подход, взгляд, способ…

Хорошо, и с чего начать?

Начинаем с идеи­­

То есть начинаем с конца. Нелогично? Тогда сформулируем иначе: начинаем с результата. С предвидения результата. Сначала, прежде чем сделать новую группу, нужно знать — зачем? «Зачем» — это основной вопрос групповой работы (да и вообще работы). Если в каждом нашем действии содержится внятное и убедительное «зачем» — мы делаем работу качественно и профессионально. Если мы знаем, зачем мы собрали эту группу, зачем именно в такое время и в таком месте, зачем (а не почему) начинаем именно с этого упражнения, что мы хотим получить из последующего обсуждения, и зачем нам это нужно — если мы все это знаем, то мы работаем — хорошо. Если едва ли не каждое наше слово — не случайно, если в нем есть свое «зачем» — все в порядке.

· А если мы вставляем упражнение, потому что «видели у коллеги и понравилось» или потому что «это сильно», или «все так делают» или вовсе «просто так» — мы делаем что-то очень не то.

«Зачем?»

Начинайте с ответов на вопросы «зачем?». И самый первый из них — зачем вы вообще собираете группу?

Вообще-то здесь два ответа. Один: зачем лично вам нужна эта группа? Второй: зачем группа нужна ее участникам?

Ответы на первый вопрос могут оказаться очень разными:

— чтобы чувствовать себя нужным людям;

— за деньги;

— чтобы выполнить свой долг;

— чтобы были люди вокруг;

— чтобы сделать доброе дело;

— чтобы доказать (кому и что — решите сами);

— чтобы отбить клиентов у конкурента;

— чтобы набрать опыта для более трудных групп;

— любой другой… и их сочетание.

Цели эти отражают ценности (или, если хотите, заморочки) самих ведущих и впрямую к целям будущей группы не относятся. Ведущий редко свои цели декларирует, иногда даже не вполне осознает-задумывается о них (что хуже).

И уж совсем нереально заявить группе: «Вы мне нужны для реализации моих целей, поэтому давайте обслужим меня получше».

· Разве что это вы платите своей группе.

Поэтому, сколь ни важно для вас понять, зачем вы ведете группу, гораздо важнее, зачем группа будет иметь дело с вами. Этот вопрос должен иметь четкий ответ, который станет вашим обещанием группе. Обещанием дать что-то нужное этим людям, ради чего они соберутся и будут воспринимать как ведущего.

· Кстати, если вы планируете заявить одно, а дать другое, вам придется дать и то, и другое, обслужить оба обещания: явное и скрытое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.