Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Платон и Аристотель.






Платон считал, что знание может наследоваться и, следовательно, является естественной составляющей человеческого разума. Согласно Платону, человек приобретает знания, размышляя над содержанием своей души. Аристотель же, наоборот, считал, что знания приобретаются из чувственного опыта и не являют ся врожденными.
Несмотря на предположения Платона о том, что знание является врожден ным, а Аристотеля — что его получают из чувственного опыта, оба философа яв лялись представителями рационализма, так как считали, что разум активно уча ствует в процессе приобретения знаний. По Платону, чтобы обнаружить врожден ные знания, человек должен быть активно занят интроспекцией. По Аристотелю, разуму необходимо активно осмысливать информацию, поступающую от органов чувств, чтобы получить доступ к знаниям, содержащимся в этой информации. К позиции Платона также может быть применен термин нативизм, так как Пла тон делал акцент на том, что знания являются врожденными. Позиция же, зани маемая Аристотелем, может быть отнесена к эмпиризму, так как он подчеркивал важность чувственного опыта как основы всякого познания.
На примере философских систем Платона и Аристотеля становится понятной трудность использования таких общефилософских понятий, как рационализм, нативизм и эмпиризм. К любому философу, имеющему отношение к истории теории научения, совершенно правомочно могут быть отнесены все три понятия. Рационалист поддерживает точку зрения о том, что разум должен активно участ вовать в поиске знаний (например, через размышление, рассуждение или дедук цию). Несомненно, что и Платон и Аристотель были рационалистами. Нативист полагает, что некоторые важные свойства или отношения являются врожденны ми. По Платону, одним из таких атрибутов является знание. Аристотель тем не менее не отвергал нативизм полностью. По Аристотелю, способности к рассуждению, используемые для получения знания из чувственного опыта, являются врожденными. Эмпирик придерживается мнения, что познание основывается на сенсорной информации, и так как Аристотель в это верил, то его можно отнести к эмпирикам. Нельзя, однако, сказать, что сенсорная информация не имеет ника кого значения в философском учении Платона. По Платону, часто пусковым ме ханизмом для поиска или осознания врожденного знания является чувственное восприятие.
Так как для философов характерны только что описанные частичные совпаде ния, важно помнить, что отнесение философа к какому-то направлению, напри мер к рационализму, эмпиризму или нативизму, происходит в результате особого акцента, который ставится в работах этого философа. Не существует чистых ра ционалистов, эмпириков или нативистов. В своей трактовке знания Платон мо жет быть назван нативистом, потому что он делает акцент на врожденных особен ностях, Аристотель может быть назван эмпириком, так как он подчеркивает значение сенсорной информации, а Платон и Аристотель могут быть названы ра ционалистами, так как оба они особо отмечают роль активности разума в приоб ретении знаний. Так как взгляды Платона и Аристотеля на природу познания сыграли важную роль в истории теории научения, остановимся на них более подробно.
Аристотель сформу лировал законы ассоциаций. Он говорил, что опыт или воспоминание об объекте будут вызывать воспоминания о схожих предметах (закон сходства), воспомина ния о противоположных вещах (закон контраста) или воспоминания о предметах, которые первоначально были связаны с этим объектом (закон смежности). Ари стотель также заметил, что чем чаще два явления являются частью одного опыта, тем более вероятно, что взаимодействие или воспоминание об одном из этих со бытий будет вызывать воспоминание о другом. Позже в истории эта закономер ность стала известна как закон повторения. Следовательно, согласно Аристотелю, чувственный опыт дает начало идеям. Идеи, побуждаемые чувственным опытом, будут стимулом для других идей в соответствии с законами сходства, контраста, смежности и принципом повторения.

23.

Теория связей Торндайка
Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциациям. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением. Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен. Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются. Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

 

24. Скиннер. Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.

Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе. Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением. С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии.
 
25. Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальноеусвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных сред­ств обучения. Теоретические основы любого программированного обучения составляютследующие общие принципы: а) принцип деления материала на небольшие, тесно связанные меж­ду собой части(порции, шаги); б) принцип активизации деятельности учащихся, изучающихпро­граммированный текст; в) принцип немедленной оценки каждого ответа учащегося; г) принцип индивидуализации темпа и содержания учения; д) принцип эмпирической верификации (проверки) программирован­ных текстов.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.