Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество – это всегда создание нового, но не просто нового, а полезного, необходимого для решения значимых проблем.






Процесс творчества традиционно разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения.

Альберт Эйнштейн утверждал, что сформулировать проблему гораздо труднее и важнее, чем решить ее.

Проблема возникает, если есть необходимость, потребность в чем-то.

Проблема возникает, если есть возможность ее решения.

Проблема возникает, если есть условия и возможность реализации проблемы.

Проблема возникает в форме замысла.

Следует отметить, что термин «замысел» не имеет общепринятого определения.

В психолингвистике и филологии под замыслом понимается общий смысл текста (общий в значении «весь»), при этом исследователи добавляют определение «авторский», с другой стороны – начальный этап порождения текста.

Если первичный замысел появляется в виде темы всего текста, то ход и результат развертывания этой темы в нем не заложен.

Вспомним в этой связи слова И. Бродского о том, что «начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что случилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль заходит дальше, чем он рассчитывал».

(Бродский И. Лица необщим выраженьем: Нобелевская лекция / Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского. – СПб: Пушкинский фонд. 2000. – Т. – с.44-54).

Если проанализировать готовый текст, трудно определить первичный замысел на основании анализа готового текста.

Исходным фактором, вызывающим процесс речевого оформления, является мотив, однако он не имеет определенного содержания.

Следующим этапом является замысел высказывания, который специалисты называют «первичной семантической записью».

Замысел не всегда бывает собственно семантическим (смысловым), в его качестве могут выступать и другие структурные компоненты высказывания.

Существуют и такие формы замысла, которые по самой своей природе никогда не могут выступать в качестве первичных, например, замысел композиционный, определяющий способ соотнесения частей текста (это понятно, ведь для того, чтобы некоторым образом соотнести части текста, надо как минимум их иметь).

Вторая форма существования первичного замысла – смысловая. Говоря о смысловой форме, мы должны иметь в виду тему, образ.

К смысловой форме можно отнести и такие составляющие как план.

Особый интерес представляет следующая форма существования замысла, которую можно назвать вербальной: в качестве первичного замысла выступает слово или сочетание слов.

Вербальную форму замысла можно назвать ассоциативной, если понимать под ассоциацией любую языковую связь.

Возможно, что в основу замысла будет положена гипотеза, то есть предположение, изложенное как на основе интуиции (предчувствия), так и на предварительно разработанной версии (то есть на сообщении чего-либо в целях предварительного объяснения)

Но даже и такая постановка проблемы позволит систематизировать и упорядочить всю последующую работу.

Первый этап в этом направлении – подготовка рабочего плана. Он имеет произвольную форму. Обычно это план-рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных логикой исследования определенной проблемы. Такой план позволяет «эскизно» представить исследуемую проблему в различных вариантах.

На более поздних стадиях специалисты предлагают составить план-проспект, то есть такой план, где представлены развернутые вопросы, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

Изучение литературы и отбор фактического материала.

Изучение литературы специалисты предлагают начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, которые касаются избранной темы.

Изучение научных публикаций целесообразно проводить по этапам:

Ø Общее ознакомление;

Ø Выборочное чтение какой-либо части;

Ø Выписка представляющих интерес материалов.

Отбор материала – процесс творческий, требующий кропотливой работы. Чаще всего не весь материал и даже можно сказать далеко не весь материал может быть использован, поэтому необходим тщательный отбор.

Каким источникам следует отдать предпочтение?

Чем следует руководствоваться при отборе материала?

Безусловно, главные критерии – объективность и достоверность. Следующий критерий – возможность практического использования в своей работе. Даже если материал очень интересный, но не подходит по теме, это не наш материал.

Достоверность и объективность научных фактов зависит от первоисточника. Очевидно, что официальное издание содержит материалы, точность которых не вызывает сомнений.

По мнению специалистов к достоверным источникам относится монография как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материал научной конференции; научный сборник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений по важнейшим научным и научно-техническим проблемам. В своей основе они, безусловно, принадлежат к числу достоверных источников. Практически абсолютной достоверностью обладают описания изобретений.

При подготовке исследовательских работ большое внимание обращается на научные статьи, доклады, прочитанные на научно-теоретических и научно-практических конференциях, симпозиумах, конгрессах и т.д. О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, принадлежность той или иной школе. Но даже в этом случае нельзя безоговорочно принимать те или иные сведения, то есть в любом случае помнить, что жизнь постоянно идет вперед, и то, что казалось достоверным вчера, может быть подвергнуто сомнению сегодня.

Тотальная информатизация общества ведет к тому, что все больше и больше ценится умение искать, воспринимать и применять нужные фрагменты знаний.

Для подтверждения выводов и заключений используются цитаты. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, так как малейшее сокращение приводимого примера может исказить смысл, вложенный автором.

Общие требования к цитированию следующие:

При подготовке примеров следует подумать о том, насколько он уместен и достаточно ли примеров для иллюстрации. Пример должен быть конкретным, показательным, иллюстративным, эмоциональным. Пример незаменим для пояснения материала.

Правила применения примера:

 

Ø Нельзя один и тот же пример повторять несколько раз.

Ø Пример должен соответствовать теме курсовой работы.

Ø Нельзя с помощью одного примера объяснить слишком много.

Ø Очень важно чувство меры, то есть слишком много цитат затрудняет восприятие авторского текста и ставит под сомнение самостоятельность работы студента.

 

Если цитата занимает большую часть страницы, то это свидетельствует о недостаточном умении автора работать с текстом.

Нужно помнить и о том, что любая цитата имеет начало и конец, которые определяются кавычками.

Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов, например:

«Ни в чем так не проявляется истинно хорошее воспитание, как в отношениях с людьми, стоящими гораздо выше тебя по своему общественному положению, и, напротив, - стоящими неизмеримо ниже. Особенная изысканность манер состояла в том, чтобы и с теми и с другими держаться почти одинаково.

К. Головин, вспоминая о графе М.Ю. Виельгорском, …отмечает: «Одно его отличало – полная одинаковость обращения со всеми. Великого князя он принимал совершенно на равной ноге с самым простым смертным, если этот простой смертный был от природы не глуп»

(Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина, М, Линка – Пресс, 1995, стр. 131.)

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике, например:

«Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, Честерфильд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая ее – развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует и пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон». (Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина, М., Линка-Пресс, 1995, стр. 205.)

Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый».

Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора, например:

«Подчеркнутое внимание к окружающим, отличавшее поведение светского человека, разумеется, было не в ущерб его заботе о собственном достоинстве, к которому дворяне относились с особой щепетильностью. Но именно чувство собственного достоинства и заставляло их вести себя внешне очень скромно. По обыкновению, это правило хорошего тона имело определенные этические и психологические основания. Стремление же сознательно и демонстративно нарушать правила этикета обнаруживает в человеке ту черту, которую сегодня мы назвали бы комплексом неполноценности, а Пушкин называл «холопством» или «лакейством».

(Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина, М., Линка -Пресс, 1995, стр. 148.)

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед пропущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

При непрямом цитировании (изложении мыслей других авторов), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

Цитирование должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень работы: избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное снижает научную ценность излагаемого в работе.

Если автор считает необходимым выразить свое отношение к высказываемому, отдельным словам или мыслям, то после них ставят (!) или (?) знак, который заключают в круглые скобки.

При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также употребление знаков препинания в цитируемых текстах. Казалось бы, что в этом нет вопроса: правила употребления знаков препинания в цитируемых текстах изучаются достаточно подробно, но именно в этом вопросе студенты допускают большое количество неточностей и ошибок. Очень часто непонятно, где цитата начинается и где она заканчивается. Очень часто цитаты имеют значительный объем, что никак не соответствует соразмерности составляющих элементов текста. Нередко присутствует также ошибочное употребление знаков препинания.

 

Знакомство с источниками.

После оформления, определения рабочего списка литературы по теме курсовой работы целесообразно его ранжировать по степени значимости, то есть необходимо учитывать значение источника и время его опубликования.

Специалисты предлагают начинать просмотровое чтение с источников, опубликованных позже, то есть если источники опубликованы в 1995 году и в 2010 году, то начинать просмотровое чтение нужно с последних опубликованных работ, чтобы определить границы известного и неизвестного.

Основной целью просмотрового является знакомство с большим количеством источников за небольшой промежуток времени, поэтому целесообразно ознакомление с аннотацией, оглавлением, просмотр источника по «диагонали».

Что важно предупредить на этом этапе работы?

Очень важно определиться с фактором времени, хотя существует соблазн с отдельными источниками познакомиться очень детально.

Впрочем, это вопрос не принципиальный, а чисто практический. Всё зависит от автора и сроков реализации планов. При наличии свободного времени можно более детально ознакомиться с материалом, если же студент ограничен сроками, то можно сократить время на просмотр отдельных источников.

Изучающее чтение предполагает более внимательное знакомство определенных на первом этапе источников. В итоге информация распределяется по отдельным главам, пунктам. Когда набирается достаточное количество информации, можно приступить к созданию текста.

Следующий момент – сохранить и упорядочить полученную информацию. Возникает необходимость в письменной версии.

Письменная версия предполагает соответствующую структуру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.