Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неотложные нужды детей






Мы теряемся и приходим в замешательство от величия проблемы, с которой сталкиваемся, не зная, как ответить на множество возникающих вопросов. Как можно заложить фундамент для долгосрочной программы перестройки, образования и развития молодежи мира и гарантировать таким образом новый, лучший мир? Какие нужно составить базовые планы, пригодные для множества разнообразных рас и национальностей? Учитывая понятную ненависть и глубоко укоренившиеся предрассудки, с чего придется начать?

Этические и моральные ценности в глазах детей, особенно в глазах юношей и девушек, выродились, а духовные ценности нуждаются в пробуждении. Однако есть твердые основания полагать, что такое духовное пробуждение уже происходит в Европе и что с этого континента, возможно, придет новый духовный поток, который повернет весь мир к лучшему и станет гарантией того, что наша материалистическая цивилизация ушла, чтобы никогда не возвращаться. Духовное возрождение неизбежно и наиболее необходимо в странах, которые избежали худших аспектов войны. Такого возрождения мы должны ждать и готовиться к нему.

41] Следующая неотложная проблема это, конечно же, психологическая реабилитация молодежи. Оправятся ли когда-нибудь полностью от войны дети Европы, Китая, Великобритании и Японии, это ещё под вопросом. Свои ранние годы формирования личности они прожили в условиях войны, и вся их детская жизнерадостность не смогла изгладить следов того, что они видели, слышали и пережили. Будут и исключения, особенно в Великобритании и отдельных частях Франции. Только время покажет степень причиненного ущерба. Однако многое можно смягчить и даже в корне изменить мудрыми действиями родителей, врачей, нянек и педагогов. Грустно констатировать, что немногое планировалось психологами и неврологами для насущного дела спасения, хотя специальная работа остро необходима и является таким же настоятельным требованием, как требование пищи и одежды.

При всем нашем планировании и всех наших добрых намерениях важно помнить, что различные нации, втянутые в мировую войну, и страны, в полной мере ощутившие на себе тяжесть оккупации, составляют собственные планы. Они знают, чего хотят; они полны решимости, насколько это возможно, заботиться о собственном народе, спасать собственных детей, восстанавливать собственную национальную культуру и страну. Задача великих держав (с их громадными ресурсами), а также филантропов и гуманистов всего мира – сотрудничать с этими нациями. В их задачу не входит навязывание того, что они считают полезным для этих наций. Нации хотят понимающего сотрудничества; им нужны орудия для сельскохозяйственных работ, помощь продовольствием и одеждой, средства, необходимые для того, чтобы восстановить учебные заведения, организовать школы и оснастить их самым необходимым. Им конечно не нужна толпа 42] благожелателей, берущих в свои руки их учебные и медицинские заведения или навязывающих им демократическую, коммунистическую или любую другую идеологию. Несомненно, принципы нацизма и фашизма должны быть отброшены, но нации должны свободно выбирать свою судьбу. У каждой есть собственные традиции, культура и наследие. Они вынуждены строить все заново, но то, что они строят, должно быть их собственным, должно быть характерным именно для них, должно быть выражением их собственной внутренней жизни. А дело богатых и свободных наций – помогать им строить так, чтобы мог появиться новый мир. Каждая нация должна по-своему решать проблему своего возрождения.

Такое отношение вовсе не означает разъединенности; оно означает более богатый и красочный мир. Оно не означает обособления, или возведения барьеров, или изоляции за стенами предубеждений и расовых предрассудков. Существуют два главных вида связующих взаимоотношений, которые необходимо культивировать и которые принесут в мир более тесное взаимопонимание. Это религия и образование. В этой главе мы рассматриваем фактор образования, который в прошлом оказался совершенно неспособным содействовать мировому единству (как доказала война), но который в будущем может играть мудрую руководящую роль.

Сегодня мы являемся свидетелями медленного, но устойчивого формирования международных групп, сплачивающихся для поддержания мировой безопасности, для защиты труда, для работы в сфере мировой экономики и для сохранения целостности и суверенитета наций, а также посвящающих себя делу обеспечения правильных человеческих отношений на всей планете. Независимо от того, соглашаемся ли мы с деталями и спецификой предлагаемых обязательств, формирование международных консультативных советов и, прежде всего, Организации Объединенных Наций является многообещающим знаком движения человечества вперед к 43] миру, где правильные человеческие отношения будут считаться необходимыми для мира во всем мире, где будет признаваться добрая воля и всё будет делаться для того, чтобы создать условия, предотвращающие войну и агрессию.

В области образования подобное объединенное действие также необходимо. Несомненно, образовательные системы наций должны определяться базовым единством задач, даже если единообразие методов и техник невозможно. Различия в языках, наследии и культуре всегда будут существовать; они образуют прекрасный «узор» человеческой жизни на протяжении веков. Но многое из того, что до сих пор мешало установлению правильных человеческих отношений, должно быть и будет устранено.

Неужели, к примеру, в преподавании истории мы вернемся к старым оценкам, когда каждая нация возвеличивала себя, зачастую за счет других наций, когда факты систематически подтасовывались, а основными вехами истории были войны? Это была история агрессии, развития материалистической эгоистической цивилизации, история, питавшая националистический, а, следовательно, обособляющий дух, усиливавший расовую ненависть и национальную гордость. Первая историческая дата, которую обычно запоминает британский ребенок, это «Вильгельм Завоеватель, 1066 год». Маленький американец помнит дату высадки первых английских колонистов и постепенный захват земель у их законных обитателей, да еще, возможно, Бостонское чаепитие. Все герои истории – воины: Александр Великий, Юлий Цезарь, Аттила, Ричард Львиное Сердце, Наполеон, Джордж Вашингтон и многие другие. География это та же история, но в иной форме: история открытий, исследований и захватов, часто сопровождавшихся грубым, жестоким обращением с коренным населением открытых земель. Алчность, амбиции, 44] жестокость и гордость – вот основной лейтмотив нашего преподавания истории и географии.

Войны, агрессия, грабежи, отличавшие все великие нации без исключения, – это факты, которых нельзя отрицать. Но ведь можно выносить уроки из этих злодеяний (кульминирующих в войне 1914-1945 гг.), можно показывать древние причины нынешних предубеждений и антипатий, подчеркивая их бессмысленность. Разве нельзя преподносить историю как развитие великих благих идей, которые обусловливали нации и сделали их тем, чем они являются? Подчеркивать творческий дух, отличавший каждую из них? Разве мы не можем полнее представлять великие культурные эпохи, которые – внезапно зародившись в какой-либо нации – обогащали весь мир и давали человечеству литературу, искусство и видение мира?

Мировая война вызвала небывалую миграцию. Сражаясь, армии проходили маршем по всему миру; преследуемые народы бежали с одних земель на другие; работники гуманитарных служб курсировали из страны в страну, заботясь о солдатах, спасая больных, кормя голодных и изучая имеющиеся условия. Сегодняшний мир очень мал, и люди открывают для себя (иногда впервые в жизни), что человечество едино и что все люди, независимо от цвета кожи и страны проживания, похожи друг на друга. Мы все сегодня перемешались. Соединённые Штаты населены выходцами из всех известных стран; более пятидесяти различных рас и наций составляют СССР. Соединённое Королевство является Содружеством независимых наций, сплоченных в единую группу. Индия – конгломерат народов, религий и языков, отсюда её проблемы. Сам мир – исполинский тигель, где формируется Единое Человечество. Это требует коренных изменений в наших 45] методах преподавания истории и географии. Наука всегда была универсальной. Великое искусство и литература всегда принадлежали всему миру. Именно на этих фактах должно строиться образование, которое мы даём детям, – на нашем взаимном подобии, наших творческих достижениях, нашем духовном идеализме и наших точках соприкосновения. Пока этого нет, раны наций никогда не заживут, и веками существовавшие барьеры не падут.

Педагоги, чувствующие нынешнюю благоприятную возможность, должны содействовать тому, чтобы был заложен здоровый фундамент для грядущей цивилизации; они должны поддерживать то, что является общим, универсальным по своему масштабу, правильным по своему изложению и конструктивным по своему подходу. Начальные шаги, предпринимаемые педагогами различных стран, неизбежно определят природу грядущей цивилизации. Они должны готовить почву для возрождения всех искусств и для нового свободного притока творческого духа в человека. Педагогам следует особо выделять те великие моменты человеческой истории, когда вспыхивала божественность в человеке, указывая новые пути мышления, новые способы человеческого планирования и тем самым навсегда изменяя течение человеческих дел. В такой момент родилась Великая Хартия Вольностей; в такой момент Французская революция вынесла на передний план идеи свободы, равенства и братства; в такой момент был сформулирован американский Билль о Правах, и в такой момент – уже в наше время – в открытом море были сформулированы Атлантическая Хартия и Четыре Свободы*. Вот те великие концепции, которые должны управлять Новым веком с его возникающей цивилизацией и будущей культурой. Если сегодня объяснять детям значение этих пяти великих деклараций и в то же время показывать бессмысленность ненависти и войны, то будет надежда на лучший, более счастливый и безопасный мир.

Две важные идеи следует немедленно включить в программу обучения 46] детей в каждой стране. Это ценность индивидуума и единство человечества. Из всего, что им довелось увидеть, дети войны усвоили, что человеческая жизнь имеет мало ценности; в фашистских странах учили, что индивидуум не имеет никакой ценности, разве лишь постольку, поскольку он осуществляет замыслы диктатора. В других странах некоторые люди и группы – в силу своего происхождения или финансового положения – считаются важными, а остальные – нет. В третьих странах индивидуум считает себя столь важным, а право поступать по собственному желанию столь значительным, что его связь с целым полностью обрывается. Но ценность индивидуума и существование того целого, которое мы называем человечеством, связаны теснейшим образом. На этом следует постоянно делать акцент. Эти два принципа, если им правильно обучать и усваивать их, обеспечат высокую культуру индивидуума и затем признание им себя составной частью человечества, несущей свою долю ответственности.

Мы коснулись физической и психологической реабилитации детей и молодежи мира. Мы предложили переписать учебники с позиции правильных человеческих отношений, а не с позиций национализма и обособленности. Мы также указали некоторые основные идеи, которые следует немедленно начать прививать: это уникальная ценность индивидуума, красота человечества, связь индивидуума с целым и его ответственность за то, чтобы конструктивно и добровольно вписываться в общую картину. Мы пытались показать бессмысленность войны, алчности, агрессивности, а также важность подготовки к великому пробуждению в человеке творческой способности, как только в мире восстановится безопасность; мы отметили приближение грядущего духовного возрождения.

Одной из ближайших задач в деле образования должно стать искоренение духа соперничества и замена 47] его сознанием сотрудничества. Тут же возникает вопрос: как этого можно достичь, сохраняя в то же время высокий уровень индивидуального раскрытия? Разве соперничество не является основным стимулом любого устремления? Так было до сих пор, но так быть не должно. Создание атмосферы, воспитывающей в детях чувство ответственности и освобождающей от препятствий, порождаемых страхом, поможет им достигать все более высоких результатов. С точки зрения педагога, это подразумевает создание здоровой атмосферы вокруг ребенка, и в этой атмосфере будут расцветать определенные качества и появляться определенные навыки ответственности и качества доброй воли. Какова же природа этой атмосферы?

1. Атмосфера любви, когда страх изгоняется и ребенок понимает, что у него нет причин для беспокойства. Это атмосфера, где он встречает внимательное отношение и где от него ждут такого же внимания к другим. Такая атмосфера в действительности редко встречается в школе и в семье. Истинная атмосфера любви не базируется на эмоциональной, сентиментальной любви, но основана на понимании потенциала ребенка как индивидуума, на свободе от предубеждений и расового антагонизма и на истинной сострадательной нежности. Позиция сострадания основана на осознании трудности повседневной жизни, на чувствительности к нормальному любящему отклику ребенка и на уверенности в том, что любовь всегда выявляет лучшее в человеке.

2. Атмосфера терпения. Именно в такой атмосфере ребенок может научиться первым зачаткам ответственности. Сейчас рождается много детей, обладающих высокой степенью интеллекта; сами того не зная, они духовно активны, и первый показатель этого – их чувство ответственности. Они знают, что должны 48] поддерживать своих братьев. Терпеливое прививание этого качества, попытка научить их брать на себя небольшие обязанности и разделять за что-то ответственность потребуют от преподавателя огромного терпения; но это основное, что приучает детей к добру и тому, что в будущем они будут приносить пользу миру.

3. Атмосфера понимания. Очень немногие учителя и родители объясняют ребенку доводы в пользу каких-то действий и предъявляемые ему требования. Но ведь объяснения неизбежно вызывают отклик, ибо ребенок думает больше, чем кажется, и этот процесс приучает его осмысливать свои мотивы. Многое из того, что совершает обычный ребенок, само по себе не является ошибочным; его действия вызываются подавлением исследовательского духа, побуждением отплатить за несправедливость (возникшую из-за непонимания взрослыми его мотивов), неспособностью правильно, с пользой выбрать время и стремлением привлечь внимание. Это просто первые проявления индивидуальности. Старшие склонны развивать у ребенка преждевременное ненужное чувство вины; они заостряют внимание на раздражающих мелочах, которые следовало бы игнорировать. Справедливое чувство вины из-за несоблюдения правильных групповых отношений не развивается; но, если к ребенку относиться с пониманием, то настоящие ошибки, нарушение прав других людей, вторжение личного желания в групповые отношения ради собственной выгоды высвечиваются в свое время в должной мере. Педагогам нужно помнить, что тысячи детей постоянно были свидетелями злодеяний, совершаемых взрослыми; это могло исказить мировоззрение детей, дать ложные ориентиры и подорвать авторитет старших. Ребенок склонен к антисоциальным поступкам, если его не понимают или если обстоятельства требуют от него слишком многого.

49] Правильная атмосфера, прививание некоторых правильных принципов и любящее понимание – вот главные требования в переживаемый нами труднейший переходный период. Организованная жизнь очень помогает, но дети, о которых мы говорим, не знали дисциплины. Постоянная борьба за выживание была основным занятием и взрослых, и детей. Поначалу детям будет трудно настроиться на нужный ритм жизни; дисциплина нужна, но это должна быть дисциплина любви, необходимость которой следует подробно и исчерпывающе объяснять, чтобы ребенок понимал доводы в пользу таинственного нового порядка бытия. Усталость, инерция, отсутствие интереса – последствия войны и недоедания – создают поначалу определенные трудности. Учителям и воспитателям нужно запастись терпением, пониманием и любовью, что дается нелегко, ибо возникает тяжкое чувство слишком больших сложностей, которые нужно преодолеть, и проблем, которые нужно решить.

В каждой стране нужно искать и мобилизовывать мужчин и женщин, наделенных видением, и такие люди есть; они должны обладать необходимой оснащенностью и поддержкой тех, кому они могут доверять. Поначалу нельзя требовать слишком многого, так как ближайшая необходимость – излагать факты, рассеивать страх, показывать, что любовь в мире есть, и воспитывать чувство безопасности. Только после этого можно будет приступить к более конкретным процессам, требующим составления долгосрочного плана, возможность осуществления которого провидели некоторые из нас.

Долгосрочный план

Теперь сформулируем более широкий план, касающийся воспитания детей в мире будущего. Мы уже отметили, что, несмотря на всеобщее распространение образовательных процессов 50] и множество центров обучения в каждой стране, нам ещё не удается давать молодым людям образование, которое помогло бы им жить целостно и конструктивно. В течение последних двух-трех тысячелетий развитие образования в мире шло по трём главным направлениям, начавшись на Востоке и достигнув сегодня наивысшего уровня на Западе. Веками в Азии практиковались интенсивное обучение отдельных, тщательно отобранных индивидуумов и полное пренебрежение к массам. Азия и только Азия породила те выдающиеся фигуры, которые даже сегодня являются объектами всеобщего преклонения: Лао-Цзы, Конфуция, Будду, Шри Кришну и Христа. Они в огромной степени воздействовали и продолжают воздействовать на миллионы.

Затем в Европе возникла система образования, когда внимание сосредоточилось на нескольких привилегированных группах, получавших блестящую культурную подготовку; но массам давались лишь необходимые основы знаний. В результате периодически возникали такие значительные культурные эпохи, как эпоха Елизаветы, Ренессанс, викторианская эра с ее поэтами и писателями, период деятельности поэтов и музыкантов Германии, как и созвездий художников, память о которых увековечили итальянская, голландская и испанская школы.

Наконец, в молодых странах мира, таких как Соединенные Штаты, Австралия и Канада, было введено всеобщее образование, которое широко перенял весь цивилизованный мир. Уровень культурных достижений сильно снизился, но уровень массовой информированности и компетентности стал намного выше. Возникает вопрос: каким будет следующее эволюционное развитие образования в мире? Что произойдет после нынешнего мирового сокрушительного кризиса и признания того, что образовательные системы были не в состоянии предотвратить его?

Давайте помнить один важный момент. То, что способно сделать образование, направленное в нежелательное русло, было ясно 51] продемонстрировано Германией, где был сокрушен идеализм, насаждались неправильные человеческие отношения и установки и возвеличивалось всё самое эгоистичное, жестокое и агрессивное. Германия доказала, что образовательные процессы, должным образом организованные и контролируемые, систематически планируемые и пропитанные идеологией, оказывают могучее действие, особенно если ребенок мал и достаточно долго изолирован от любого противоположного учения. СССР использует такую же систему. Будем помнить, что эта демонстрируемая сила может воздействовать двояко и то, что ранее направлялось неверно, может стать вполне успешным в здоровой атмосфере свободы.

Необходимо также делать две вещи: во-первых, особое внимание уделять воспитанию детей до шестнадцати лет, и чем они моложе, тем лучше; во-вторых, нужно начинать с того, что у нас есть, даже сознавая ограниченность существующих систем. Мы должны развивать хорошие, желательные аспекты; исключать те, которые показали свою неспособность подготовить людей к сотрудничеству со своим окружением; развивать новые установки и техники, готовящие ребенка к полноте жизни и делающие его настоящим человеком – творческим, конструктивным членом общества. Нужно сохранять все лучшее, что было в прошлом, но рассматривать его лишь как фундамент для лучшей системы и мудрого приближения к конечной цели – мировому гражданству.

Сейчас полезно определить, чем может стать образование, если оно будет руководствоваться истинным видением и отвечать нуждам мира и требованиям времени.

Образование – это целенаправленная подготовка, во время которой молодежь мира учат с пониманием и достоинством общаться со своим окружением, а также адаптироваться к существующим условиям. Образование имеет первостепенную 52] значимость и является одной из основных черт сегодняшнего мира.

Образование – это процесс, в ходе которого ребенок усваивает информацию, помогающую ему стать добропорядочным гражданином и мудрым родителем. Оно должно учитывать его наследственные склонности, расовые и национальные черты и затем добавлять к ним то знание, которое помогло бы ему плодотворно работать на своём месте в мире и быть полезным обществу гражданином. Со временем образование получит большую психологическую направленность, чем в прошлом, и информация будет даваться с учетом конкретной ситуации ребенка. Каждому присущи определенные ценные качества, и ребенка нужно учить пользоваться ими; они присущи всему человечеству в целом, независимо от расы или национальности. Поэтому в будущем педагоги будут делать акцент на следующем:

1. Развитии ментального контроля над эмоциональной природой.

2. Видении, или способности видеть за тем, что есть, то, что может быть.

3. Унаследованном фактическом знании, которое может быть прочным фундаментом для мудрости будущего.

4. Способности мудро развивать отношения с другими, признавать и брать на себя ответственность.

5. Способности двояко использовать свой ум:

а. Как «здравый смысл» (если использовать это выражение в его старом значении), анализируя и обобщая информацию, доставляемую пятью чувствами.

б. Как прожектор, проникающий в мир идей и абстрактно выраженных истин.

Знание приходит с двух направлений. Оно является результатом сознательного использования пяти чувств, а также накапливается благодаря попыткам уловить и 53] понять идеи. Разработка обоих направлений стимулируется любознательностью и проведением исследований.

Образование должно быть трёх видов, и все три необходимы, чтобы привести человечество к нужной точке развития.

Это, прежде всего, процесс собирания фактов – фактов прошлого и настоящего – и обучения умению выбирать из массы постепенно накапливающейся информации такую, которую можно практически использовать в любой сложившейся ситуации. Данный процесс – это основа наших нынешних образовательных систем.

Во-вторых, это процесс постижения мудрости как продукта знания и осознания смысла, лежащего за внешними событиями и очевидными фактами. Это умение так применять знания, чтобы естественными результатами были здоровый образ жизни, разумная точка зрения и разумное поведение. Сюда входит и обучение специальным видам активности, основанное на врожденных склонностях, талантах или гениальности.

В-третьих, это процесс, в ходе которого культивируется единство, или чувство синтеза. В будущем молодых людей будут учить мыслить о себе в связи с группой, семьей и нацией, с которыми их свела судьба. Их также будут учить мыслить категориями общемировых взаимоотношений, а также о взаимосвязи своей нации с другими нациями. Сюда входит воспитание чувства гражданства, родительских чувств и обретение мирового мышления; такое воспитание является, по сути, психологическим и способствует пониманию человечества. При такой подготовке мы будем формировать цивилизованных, культурных мужчин и женщин, обладающих к тому же способностью проникать (по мере своего раскрытия) в мир смысла, который находится за миром внешних явлений, и начинающих воспринимать человеческие дела 54] в свете более глубоких духовных и универсальных ценностей.

Образование должно стать процессом, в ходе которого молодежь будут учить размышлять, идя от причины к следствию, будут учить узнавать, почему определенные действия неизбежно влекут за собой соответствующие результаты и почему – при определенном эмоциональном и ментальном оснащении, а также выясненном психологическом уровне развития, – могут выявляться конкретные жизненные тенденции и те определенные профессии и виды жизненной деятельности, которые обеспечат правильные условия для развития и полезное, благоприятное поле опыта.

Некоторые попытки в этом направлении предпринимались отдельными школами и колледжами, которые старались установить психологические склонности мальчиков и девочек к определённым занятиям, но в целом эти усилия осуществляются пока непрофессионально. При более научном подходе будет открыта дверь для подлинного обучения наукам; такое обучение открывает значение и смысл истории, географии и самого процесса обучения, избегая поверхностного изложения фактов и примитивной тренировки памяти, которыми характеризовались старые методы.

Новое образование будет должным образом учитывать наследственные черты ребенка, его социальное положение, национальные особенности, окружение, индивидуальное ментальное и эмоциональное оснащение, а также будет стремиться открыть ему весь мир для приложения сил, подчеркивая при этом, что возникающие на пути преграды – только стимул для новых усилий. Таким образом, образование будет стремиться «вывести его» (таков истинный смысл слова «образование») из любых ограничивающих состояний и научить его мыслить в категориях созидательного мирового гражданства. Акцент будет делаться на росте и ещё большем росте.

Педагог будущего будет подходить к проблеме молодежи с точки зрения инстинктивной реакции ребенка, его интеллектуальной способности и интуитивного потенциала. В дошкольные и первые школьные годы 55] будут отслеживаться и развиваться правильные инстинктивные реакции, в старших классах акцент будет делаться на интеллектуальном развитии и управлении ментальными процессами, тогда как в колледжах и университетах внимание будет уделяться раскрытию интуиции, улавливанию идей и идеалов и развитию абстрактного мышления и восприятия; эта последняя фаза будет основываться на подготовленном ранее здоровом интеллектуальном фундаменте. Три этих фактора – инстинкт, интеллект и интуиция – будут ключевыми нотами трёх учебных заведений, через которые будет проходить каждый молодой человек и через которые сегодня проходят многие тысячи.

В современной школе (начальной, средней и высшей) можно видеть несовершенную, но символическую картину трех аспектов будущего образования: Цивилизации, Культуры и мирового Гражданства, или единства.

Начальную школу можно рассматривать как хранительницу цивилизации; она начинает обучать ребенка природе мира, в котором он должен играть свою роль, указывая его место в группе и готовя его к сознательной жизни и правильным социальным отношениям. Она будет обучать чтению, письму, арифметике, элементарной истории (с акцентом на всемирной истории), географии и поэзии, сообщать основные факты жизни и приучать к контролю над собой.

Средняя школа будет считаться хранительницей культуры; она будет выделять всё самое ценное в истории и литературе и прививать понимание искусства. Она должна будет начать готовить мальчика или девочку к будущей профессии или образу жизни, который, по всей видимости, будет их обусловливать. Будет даваться более широкое представление о гражданстве, подчеркиваться мир истинных ценностей, 56] сознательно и конкретно культивироваться идеализм. Особое внимание будет уделяться практическому приложению идеалов.

Наши колледжи и университеты должны стать дальнейшим расширением и продолжением всего сделанного ранее. Они должны украшать и завершать уже возведенную структуру и иметь дело непосредственно с миром смысла. Будут обсуждаться международные проблемы – экономические, социальные, политические и религиозные – и укрепление связи мужчины или женщины с миром в целом. Это никоим образом не означает пренебрежение к индивидуальным или национальным проблемам и делам. Это попытка включить их в целое в качестве эффективных составных частей, чтобы тем самым избежать обособляющих установок, которые привели к падению наш современный мир.

Будущее должно показать (когда истинная религия будет восстановлена), что такое обучение по своей сути духовно, если использовать это слово в смысле понимания, взаимопомощи, братства, правильных человеческих отношений и веры в реальность мира, находящегося за сценой внешних проявлений. Подготовка человека к тому, чтобы он стал гражданином царства Божьего, – это не религиозная деятельность, которая должна осуществляться исключительно через церкви и теологические учения, хотя они во многом могут помогать. Это, безусловно, задача высшего образования, выявляющего цель и значение всего, что делалось ранее.

Предполагается следующая программа для молодежи ближайших поколений:

 

Начальное образование.. Цивилизация………возраст: 4-12 лет

Среднее образование...... Культура…………...возраст: 12-18 лет

Высшее образование....... Мировое

гражданство…………возраст: 18-25 лет

В будущем в образовании будет гораздо шире использоваться психология, чем до сих пор. Движение в этом направлении видно уже сейчас. Природа мальчика или девочки – физическая, витальная, эмоциональная 57] и ментальная – будет тщательно изучаться, их спонтанные порывы будут направляться в правильное русло; их будут учить распознавать себя как того, кто действует, кто чувствует и кто мыслит. Таким образом будет воспитываться ответственность центрального «Я», или обитателя тела. Это полностью изменит нынешнее отношение молодежи к своему окружению и будет с ранних лет побуждать сознавать свою роль и брать на себя ответственность. Образование будет считаться методом подготовки к полезному и интересному будущему.

Поэтому становится ясно, что грядущее образование можно определить – в новом, более широком смысле – как Науку Правильных Человеческих Отношений и Социальной Организации. Это дает относительно новую цель любой учебной программе и в то же время показывает, что ничего из того, что в нее включено, не нужно исключать, надо лишь выявлять лучшие мотивы и избегать националистического, эгоистичного представления. К примеру, если бы историю представляли как историю обусловливающих идей, ведущих человечество вперед, а не как историю агрессивных войн и грабежа в международном и национальном масштабе, то образование учило бы правильному восприятию и использованию идей, их трансформации в действенные идеалы и приложению в виде воли-к-добру, воли-к-истине и воли-к-красоте. Так будет достигнуто очень нужное изменение целей человечества и нынешние конкурирующие материалистические задачи сменятся теми, что полнее выражают Золотое Правило, * а также установятся правильные отношения между индивидуумами, группами, партиями и нациями во всем мире.

Образование всё больше должно охватывать как всеобъемлющие жизненные процессы, так и частности повседневной жизни. Ребенка как индивидуума будут развивать, оснащать, тренировать и побуждать, 58] затем учить брать на себя ответственность перед целым и сознавать величину своего вклада в группу, который он может и должен вносить.

Возможно, будет банальностью заявить, что образование обязательно должно заниматься развитием умственных способностей ребенка, а не тем, что практикуется сегодня: тренировкой памяти и механическим запоминанием фактов, дат и несвязной, плохо усваиваемой информации. История роста человеческих способностей восприятия под действием различных национальных и расовых условий очень интересна. Выдающиеся фигуры истории, литературы, искусства и религии несомненно будут изучаться с точки зрения их положительного или отрицательного влияния на свою эпоху; будут рассматриваться качество и цель их лидерства. Тогда ребенок будет не только максимально легко усваивать большой объем исторической информации, творческой деятельности, идеализма и философии, но и всё это будет оказывать постоянное воздействие на его характер.

Непрерывность приложения усилий, влияние на цивилизацию древних традиций, хорошие и плохие события, а также взаимодействие различных культурных аспектов цивилизации будут представляться его вниманию, а сухая информация, даты и имена будут безжалостно отбрасываться. Таким образом все ветви человеческого знания смогут ожить и подняться на новый созидательный уровень. Уже существуют определенные тенденции в этом направлении, и это хороший, здоровый знак. То, что прошлое человечества является фундаментом нынешних событий, а настоящее есть фактор, определяющий будущее, будет всё шире осознаваться, и так будут вноситься большие необходимые изменения в человеческую психологию в целом.

В новой эре творческим склонностям человека будет уделяться больше внимания; ребенка будут побуждать к индивидуальным усилиям, соответствующим 59] его темпераменту и способностям. Благодаря этому он сможет дарить миру такую красоту, на какую способен, и вносить вклад в виде правильного мышления в общий объем человеческого мысли; его будут поощрять к исследованию, мир науки будет открываться перед ним. За всеми его побуждениями будут стоять мотивы доброй воли и правильных человеческих отношений.

И, наконец, образование несомненно должно представлять гипотезу о душе в человеке как о внутреннем факторе, создающем доброе, истинное и прекрасное. Таким образом творческое выражение и гуманные усилия получат логическую основу. Это будет осуществляться не с помощью теологического или доктринального представления, как делается сегодня, а в виде представления проблемы для исследования и попытки ответить на вопрос: «Что такое человек? Каково его место в схеме вещей?». Будут изучаться жизненное влияние и провозглашенная цель, стоящие за постоянно появляющимися из века в век мировыми лидерами в духовной, культурной и художественной областях, и жизни их станут предметом исторического и психологического исследования. Это будет раскрывать перед молодежью мира проблему лидерства и мотивов. Поэтому образование будет акцентировать человеческий интерес, человеческое достижение и человеческую возможность. Оно будет даваться в таком виде, что не только ум учащегося будет обогащаться историческими и литературными фактами, но и воображение его будет воспламеняться, а устремленность и честолюбие – в хорошем смысле – станут пробуждаться. Мир прежних человеческих усилий начнёт представляться ему в своей истинной перспективе, а будущее будет открываться как арена его индивидуальных усилий и личного вклада.

Все вышесказанное ни в коем случае не выносит обвинения методам прошлого, разве лишь в том смысле, что сам современный мир представляет собой такое обвинение; сказанное не опирается на 60] непрактическое видение или мистическое упование, основанные на мышлении, когда желаемое выдается за действительное. Оно касается отношения к жизни и будущему, которого придерживаются сегодня многие тысячи людей, в частности множество педагогов в каждой стране. Ошибки и неудачи техник прошлого очевидны, и нет нужды тратить время, обсуждая их или приводя примеры.

Что необходимо, так это осознание ближайшей благоприятной возможности, а также признание того, что требуемое изменение задач и методов займёт длительное время. Нам придется по-другому готовить учителей, и пройдёт много времени, пока мы отыщем новые, лучшие пути, создадим новые учебники и найдём мужчин и женщин, которые смогут обрести новое видение и которые будут работать для новой цивилизации. Здесь же мы лишь пытаемся сделать акцент на принципах, понимая, что многие из них совсем не новы, но требуют нового подхода. Время благоприятной возможности уже наступило.

Поэтому должна быть выработана лучшая система образования, которая даст возможность людям жить, разрушив все барьеры, отбросив все предрассудки, чтобы дети, вырастая, могли сосуществовать с другими людьми в гармонии и доброй воле. Это можно сделать, если развиваются терпение и понимание и если педагоги понимают, что «без откровения свыше народ необуздан».

Международная система образования, разработанная совместно широко мыслящими учителями и авторитетами в области образования во всех странах, является сегодня крайне необходимой и внесёт главный вклад в сохранение мира во всем мире. Шаги в этом направлении уже предпринимаются, группы педагогов собираются вместе, чтобы разработать лучшую систему, которая гарантировала бы, что дети разных наций (начиная с миллионов тех, кто уже сегодня нуждается 61] в образовании) будут узнавать истину без всяких предубеждений или предрассудков.

Демократия в мире будет построена тогда, когда люди повсюду будут действительно считаться равными; когда мальчиков и девочек будут учить, что важно не то, кем человек является – азиатом, американцем, европейцем, британцем, евреем или неевреем, – а лишь то, что у каждого есть своё историческое прошлое, которое позволяет ему внести собственный вклад в благо целого, что главное требование – это позиция доброй воли и постоянное стремление развивать правильные человеческие отношения. Мировое единство станет свершившимся фактом, когда детей будут учить, что религиозные различия в большой степени обусловливаются рождением, что, если человек родился в Италии, то он вероятнее всего будет католиком; если родился евреем, получит иудейское воспитание; если родился в Азии, он может быть мусульманином, буддистом или принадлежать к одной из индуистских сект; если родился в какой-нибудь другой стране, может быть протестантом, и т.д. Их будут учить, что религиозные различия – это в основном результат споров, касающихся человеческой интерпретации истины. Таким образом, наши споры и разногласия будут постепенно сведены на нет и их место займет представление о Едином Человечестве.

В будущем гораздо больше внимания придется уделять подбору и подготовке учителей, особенно тех, которые понесут образование народам израненных войною стран. Их ментальный уровень и знание своего предмета будут важны, но ещё большее значение будет иметь их свобода от предрассудков и способность воспринимать всех людей как членов одной большой семьи. Воспитатель будущего должен обладать лучшей психологической подготовкой, чем современный педагог. Он будет понимать, что, помимо сообщения академического знания, его главная обязанность – пробуждать в своих учащихся настоящее чувство ответственности; неважно, что он будет преподавать – историю, географию, 62] математику, язык, какую-либо науку или философию, – он будет увязывать их все с Наукой Правильных Человеческих Отношений, пытаясь показать более правильную перспективу социальной организации, чем это делалось в прошлом.

Когда молодые люди будущего – применяя привитые им принципы – станут цивилизованными, культурными и отзывчивыми на идею мирового гражданства, наш мир будет миром пробужденных, творческих и обладающих истинным чувством ценностей людей, с разумным конструктивным отношением к делам в мире. Это займет много времени, но такая возможность существует, как доказала сама история. Когда-нибудь будет сделан анализ вклада, который три великих континента – Европа, Азия и Америка – внесли в общее раскрытие человечества. Постепенное откровение славы человеческого Духа ещё нуждается в том, чтобы его отразили на бумаге, – славы в целом, а не её чисто национальных аспектов. Состоит она в том факте, что каждая раса и нация всегда рождали людей, которые выражали наивысшую возможную точку достижения для своего времени и поколения, – людей, объединивших в себе основную троичность: инстинкт, интеллект и интуицию. Их число было сравнительно невелико на ранних стадиях человеческого раскрытия, но теперь оно быстро возрастает.

Однако здравый смысл подскажет, что такая интеграция возможна не для всех учащихся, проходящих через руки учителей. Работа с учащимися должна вестись по трём направлениям в зависимости от их принадлежности к одному из трёх типов:

1. Те, кого можно сделать цивилизованными людьми. Речь идет о массах людей.

2. Те, кого можно вести дальше, в мир культуры. Их очень много.

63] 3. Те, кто добавляет к ценным наработкам цивилизации и культуры способность действовать как душа, и не только в двух мирах инстинктивной и интеллектуальной жизни, но и в мире духовных ценностей, осуществляя для этого полную троичную интеграцию.

Однако все, независимо от своих исходных способностей, могут обучаться Науке Правильных Человеческих Отношений и тем самым способствовать решению главной задачи будущих систем образования. Свидетельства такой возможности можно видеть повсюду, однако акцент ещё не делается на подготовке учителей и работе с родителями. Многое, очень многое уже сделано просветленными группами повсюду, изучающими вопрос гражданства и исследующими социальные отношения, а также благодаря множеству организаций, пытающихся воспитывать в массах людей чувство ответственности за человеческое счастье и человеческое благополучие. Такую работу нужно начинать с раннего детства, чтобы ребенок (с его легко управляемым сознанием) мог с ранних лет приучаться к бескорыстию по отношению к своим товарищам.

Сейчас необходима работа по строительству моста – моста между тем, что есть сегодня, и тем, что может быть в будущем. Если в течение ближайших лет мы разовьем технику наведения мостов через многочисленные разрывы, существующие в человеческом семействе, устраним расовую ненависть и обособляющие склонности наций и людей, мы сумеем построить мир, где война будет невозможна и человечество будет осознавать себя единой человеческой семьей, а не совокупностью многочисленных противоборствующих наций и народов, конкурирующих в стремлении вырвать друг у друга всё что можно и культивирующих предубеждения и ненависть. Так, мы видели, было в прошлом. Человек из животного-одиночки, побуждаемого только инстинктами самосохранения, утоления голода и размножения, через стадии 64] семейной жизни, племенной жизни и национальной жизни достиг нынешней точки, когда ему стал открываться ещё более высокий идеал – идеал международного единства, или мирного сосуществования Единого Человечества.

Крепнущий идеализм пробивает себе путь на передовую линию человеческого сознания, несмотря на все тенденции к обособлению. Он в большой мере ответственен за существующий хаос, но в то же время и за создание Организации Объединенных Наций. Идеализм породил конфликтующие между собой идеологии, стремящиеся распространиться по всему миру; идеализм вызвал драматическое появление спасителей нации (так называемых), пророков и мировых деятелей, идеалистов, оппортунистов, диктаторов, исследователей и гуманистов. Все подобные противоборствующие виды идеализма являются хорошим знаком, независимо от того, согласны мы с ними или нет. Они являются реакциями на человеческую потребность – насущную и правильную – в лучших условиях жизни, в большем свете и понимании, более широком сотрудничестве, безопасности, мире и изобилии вместо террора, страха и голода.

Заключение

Современному человеку трудно представить себе время, когда расовое, национальное или обособляющее религиозное сознание не будет определять человеческое мышление. Столь же трудно было доисторическому человеку вообразить эпоху, в которой присутствует национальное сознание. Об этом нам следует хорошо помнить. Время, когда человечество будет способно мыслить универсальными категориями, ещё очень далеко, но сам факт, что мы можем говорить о нём, желать его и строить на этой основе планы, безусловно, является гарантией возможности того, что такое время наступит. Человечество всегда прогрессировало от одной ступени просвещённости к другой, от славы к славе. Сегодня мы на пути к значительно лучшей цивилизации, чем те, которые мир когда-либо знал, на пути к тем условиям жизни, которые сделают человечество гораздо счастливее, положат конец национальным и классовым различиям 65] (различиям в силу рождения или по финансовому статусу) и обеспечат более насыщенную и богатую жизнь для всех.

Очевидно, много десятилетий должно истечь, прежде чем такое положение дел утвердится в мире, – хотя именно десятилетий, а не столетий, если человечество усвоит уроки мировой войны, если реакционным и консервативным людям, имеющимся в каждой нации, не позволят повернуть цивилизацию вспять, на старую колею. Но начинать нужно немедленно. Простота должна стать нашим ключевым словом, потому что именно простота уничтожит наш материалистический способ жизни. Сотрудничающая добрая воля безусловно является главной идеей, которую следует представлять массам и преподавать в школе, тем самым утверждая новую, лучшую цивилизацию. Сознательно применяемое любящее понимание должно стать отличительной чертой групп культурных и мудрых людей, плюс старание с их стороны соединить мир смысла с миром внешних усилий – для блага масс. Мировое гражданство как выражение доброй воли и понимания должно стать назначением просвещённых людей повсеместно и отличительным признаком духовного человека. Эти три понятия отражают правильные отношения между образованием, религией и политикой.

Ключевая нота нового образования – это правильная интерпретация жизни, прошлой и настоящей, и её связь с будущим рода человеческого. Ключевой нотой новой религии должен стать правильное приближение к Богу, трансцендентному в природе и имманентному в человеке. Ключевой нотой новой науки политики и управления будут правильные человеческие отношения – именно к ним образование и должно готовить детей.

 


66]

Глава III






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.