Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины (модуля) в структуре ООП ВО.






 

Дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» относится к дисциплинам раздела Б3.Б.13. Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов с литературой и нормативными документами. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются лекции и практические занятия. Изучение дисциплины осуществляется в течение пятого семестра: для студентов - бакалавров заочной формы обучения – на 5 курсе. По дисциплине осуществляется текущий контроль и итоговая аттестация в форме зачета.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетные единицы.

Из них: аудиторные – 12 часов (0, 33 з. ед.), лекции – 4 часа (0, 11 з. ед.), семинары – 8 часов (0, 22 з. ед.). Зачет – 5 часов (0, 14 з. ед.). Самостоятельная работа – 96 часов (2, 67 з. ед.).

Распределение трудоемкости дисциплины (модуля) по видам работ.

 

Вид учебной работы Трудоемкость, часов
Общая трудоемкость по учебному плану 108 (3 з. ед.)
Аудиторные занятия 12 (0, 33 з. ед.)
Лекции (Л) 4 (0, 11 з. ед.)
Практические занятия (ПЗ) 8 (0, 22 з. ед.)
Лабораторные работы (ЛР) -
Самостоятельная работа (СР), в том числе: 96 (2, 67 з. ед.)
Эссе (Э) -
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к семинарским занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) 96 (2, 67 з. ед.)
Вид контроля: зачет 5 (0, 14 з. ед.)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

Структура дисциплины (модуля).

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий, формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

№ Раздела (темы) Наименование разделов (тем) Количество часов Форма* текущего контроля
Всего Аудиторная работа Внеауд. работа СР (КСР)
Л ПЗ ЛР
               
Раздел № 1.              
  Тема № 1. Государственная политика и государственное управление.           Д, ДЗ, Э, О
  Тема № 2. Анализ процесса разработки и реализации государственной политики.            
  Тема № 3. Классификация государственных управленческих решений.            
  Тема № 4. Разработка государственных управленческих решений.            
Раздел № 2.              
  Тема № 5. Методологические основы разработки государственных решений.           Д, ДЗ, Э, О
  Тема № 6. Организация исполнения государственных решений.            
  Тема № 7. Разработка и реализация государственных решений в условиях неопределенности и риска.            
  Тема № 8. Оценка эффективности государственных управленческих решений.            
               
  Подготовка и сдача зачета            
  Итого:           Зачет

 

*Формы текущего контроля: опрос (О), эссе (Э), коллоквиум (К), диспут (Д), домашнее задание (ДЗ), тестирование (Т), рубежный контроль (РК) и др.

 

Содержание лекций.

№ Раздела (темы) Название разделов (тем) Содержание (дидактические единицы) Кол-во часов
Раздел № 1. Тема № 1. Государственная политика и государственное управление. Тема № 2. Анализ процесса разработки и реализации государственной политики. Тема № 3. Классификация государственных управленческих решений. Тема № 4. Разработка государственных управленческих решений. Сущность и роль государственной политики в системе государственного управления. Теоретические подходы к изучению государственной политики. Государственная политика «политический цикл». Модели разработки государственной политики. Виды государственной политики. Уровни государственной политики. Характеристика процесса разработки государственной политики. Общественные проблемы, механизм определения политических целей и приоритетов, критерии выбора альтернатив решения проблем, политический анализ, анализ политических рисков, механизм выявления и управления рисками. Реализация государственной политики: механизм реализации, участники реализации, процесс реализации, целевые программы, мониторинг, оценка реализации государственной политики: типы оценок, оценочные исследования, анализ влияния. Проблема классификации государственных управленческих решений: 1. По субъектам управления: а) общенародные (выборы, референдум); б) федеральные, региональные (субъектов федерации), местные; в) законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти; г) единоличные, коллегиальные. 2. По целям и времени действия – стратегические (долгосрочные); тактические (среднесрочные); оперативные (краткосрочные). 3. По масштабу действия – общегосударственные; локальные (в пределах административно-территориальной единицы); внутриведомственные; межведомственные. 4. По нормативной природе — общие (нормативные), частные (ненормативные). 5. По юридической силе – высшие (конституционные), законодательные; подзаконные. 6. По видам государственного управления – гражданские, военные. 7. По формам правовых актов – законы (конституционные, кодексы, федеральные, субъектов федерации); указы (царские, президентские); постановления (парламента, палаты парламента, правительства, суда, прокуратуры); распоряжения (президента, правительства, руководителей законодательных и исполнительных органов власти); приказы (руководителей госорганов и их структурных подразделений; военные); приговоры (суда); санкции (следственных, прокурорских органов); декреты; указания, предписания, инструкции и т.д.; программы, декларации, положения, уставы; межгосударственные договоры и соглашения. 8. По порядку принятия – способу оформления и придания юридической силы: первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (законы, указы, постановления и т.п.); вторичные, т.е. вводимые в действие и утверждаемые другими решениями (например, инструкция, утверждаемая приказом министра; положение, утверждаемое постановлением главы администрации, и т.п.). 9. По методам разработки – типичные (аналогичные), нетипичные (оригинальные). 10. По содержанию — политические, административные, экономические, организационные, технологические и др. 11. По форме изложения — письменные, устные. 12. По механизму действия – прямого (непосредственного) действия, рамочные (отсылочного характера). 13. По значимости для исполнения – обязательные, рекомендательные. 14. По характеру воздействия – стимулирующие, протекционистские, мотивационные, ограничительные, запретительные и др. 15. По степени публичности (открытости) – общего пользования, служебного пользования, секретные, совершенно секретные. Государственное управленческое решение. Виды государственных решений: политические, административные. Юридическая сила. Формы государственно-управленческих решений. Процесс разработки государственных решений: организация и этапы. Конституция.        
Раздел № 2. Тема № 5. Методологические основы разработки государственных решений. Тема № 6. Организация исполнения государственных решений. Тема № 7. Разработка и реализация государственных решений в условиях неопределенности и риска. Тема № 8. Оценка эффективности государственных управленческих решений. Методологические основы разработки управленческих решений. Основные требования системного (комплексного) подхода к разработке и реализации управленческих решений. Системный анализ проблемной ситуации. Генерирование альтернатив решения проблемы. Изучение ресурсной базы решения проблемы. Учет организационных возможностей и ограничивающих факторов. Исключение второстепенных альтернатив. Определение сил и средств, привлекаемых для решения проблемы. Разработка стратегии и тактики решения проблемы (плана операции, проекта). Экспертная оценка. Документальное оформление управленческого решения. Утверждение (принятие) управленческого решения. Определение ответственных организаций и лиц, сроков реализации и форм контроля. Организация процесса исполнения государственных решений как этап управленческой деятельности. Основные задачи организации исполнения государственных решений. Мобилизация усилий исполнителей. Обеспечение творческой работы. Мотивация строгой ответственности за достижение намеченного. Стадии этапа организации исполнения государственных решений. Подбор, расстановка исполнителей, осмысление общих задач, средств и способов исполнения решения. Оценка хода исполнения решения. Учет и оценка результатов процесса исполнения государственного решения. Риск-менеджмент. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений. Классификация рисков как основа эффективной организации управления рисками. Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Анализ, оценка и прогноз последствий риска и вариантов решения. Методики снижения уровня неопределенности и риска. Метод сценариев. Метод резервирования ресурсов. Метод диверсификации. Эффективность управления как соотношение результатов и цели. Оценка эффективности государственного управленческого решения: техническая, экономическая. Типы оценок государственного управления. Государственный и административный контроль в процессе реализации управленческих решений. Оценочные исследования: научные, традиционные. Бизнес-моделирование в государственном управлении. Система оценки качества в органах государственной власти. Управленческие решения и ответственность руководителя. Проблема повышения качества и эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений.    
  ИТОГО  

 

Занятия лекционного типа составляют 4 часа из 12 аудиторных часа, что составляет 33 % (согласно ФГОС п. 7.3. занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий).

 

5.3. Содержание практических занятий.

 

№ Раздела (темы) Содержание (дидактические единицы) Кол-во часов
Раздел № 1. Сущность и роль государственной политики в системе государственного управления. Теоретические подходы к изучению государственной политики. Государственная политика «политический цикл». Модели разработки государственной политики. Виды государственной политики. Уровни государственной политики. Характеристика процесса разработки государственной политики. Общественные проблемы, механизм определения политических целей и приоритетов, критерии выбора альтернатив решения проблем, политический анализ, анализ политических рисков, механизм выявления и управления рисками. Реализация государственной политики: механизм реализации, участники реализации, процесс реализации, целевые программы, мониторинг, оценка реализации государственной политики: типы оценок, оценочные исследования, анализ влияния. Проблема классификации государственных управленческих решений. Государственное управленческое решение. Виды государственных решений: политические, административные. Юридическая сила. Формы государственно-управленческих решений. Процесс разработки государственных решений: организация и этапы. Конституция.    
Раздел № 2. Методологические основы разработки управленческих решений. Основные требования системного (комплексного) подхода к разработке и реализации управленческих решений. Системный анализ проблемной ситуации. Генерирование альтернатив решения проблемы. Изучение ресурсной базы решения проблемы. Учет организационных возможностей и ограничивающих факторов. Исключение второстепенных альтернатив. Определение сил и средств, привлекаемых для решения проблемы. Разработка стратегии и тактики решения проблемы (плана операции, проекта). Экспертная оценка. Документальное оформление управленческого решения. Утверждение (принятие) управленческого решения. Определение ответственных организаций и лиц, сроков реализации и форм контроля. Организация процесса исполнения государственных решений как этап управленческой деятельности. Основные задачи организации исполнения государственных решений. Риск-менеджмент. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений. Классификация рисков как основа эффективной организации управления рисками. Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Эффективность управления как соотношение результатов и цели. Оценка эффективности государственного управленческого решения: техническая, экономическая. Типы оценок государственного управления. Государственный и административный контроль в процессе реализации управленческих решений. Проблема повышения качества и эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений.    
  Итого:  

Практические занятия составляют 8 часов из 12 аудиторных часа, что составляет 66 %.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.