Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример (портреты).






1-й тип – персонал общеобразовательных учреждений с высоким уровнем профессиональной компетентности в обеспечении личностной безопасности учащихся. Стаж работы в общеобразовательном учреждении, как правило, более 15 лет, возраст – от 36 лет и больше. Преимущественно это психологи школ и социальные педагоги, но есть и учителя-предметники. Представления о личностной безопасности учащихся, отражающие высокий уровень ее развития, характеризуются указанием на процесс саморазвития, рефлексию, готовность к овладению новыми знаниями, умениями по совершенствованию безопасности учащихся. В их сознании категория «личностная безопасность учащихся общеобразовательных учреждений» репрезентирована в форме представлений, большая часть которых описывается совокупностью признаков, в состав которых входят: внутренний локус контроля, профессиональная компетентность и готовность, индивидуальные особенности личности, групповые состояния, что говорит о сформированности у персонала данного типа представлений о личностной безопасности учащихся общеобразовательных учреждений.

Субъекты с высоким уровнем профессиональной компетентности в обеспечении личностной безопасности учащихся легко подвержены аффективным переживания, эмоционально лабильны, их отличает богатство и яркость эмоциональных проявлений, имеют выраженную экспрессию. Кроме того, они живо откликаются на происходящие события, легко заводят друзей, с ними легко ужиться, они щедры и умеют сотрудничать, эмоционально устойчивы, спокойны, свободны от невротических симптомов, реалистичны, умеют держать себя в руках. У них наблюдается абстрактность мышления, быстрая обучаемость и сообразительность, широкие интеллектуальные интересы. Они осознанно относятся к соблюдению правил поведения, проявляют настойчивость в достижении цели, точность, ответственность. Эти люди эффективны в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства, обладают хорошим самоконтролем. Кроме того, в экстремальных условиях у них продолжает сохраняться преобладание парасимпатической нервной системы, т.е. активация симпатической нервной системы хорошо контролируется. Такой человек не чувствителен к внешней угрозе, смел, решителен, не теряется при столкновениях с неожиданными ситуациями и быстро забывает о неудачах, склонен быстро принимать решения. Он не испытывает трудностей в общении, легко вступает в контакты. Эти лица умеют противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки при работе с людьми, считают людей хорошими, не ожидают враждебности. Они откровенны, терпимы, свободны от зависти, легко ладят с людьми и хорошо работают в коллективе. Им свойственны зрелость, уравновешенность, здравомыслие, умение разбираться в житейски важных вещах, руководствуясь реальностью и трезво оценивая обстоятельства и людей, они расчетливы, отличаются разумным подходом к событиям и к людям, хорошо ориентируются в социальных ситуациях. Они проницательны в отношении мотивов и поступков других людей, веселы, бодры и жизнерадостны, умеют легко переживать жизненные неудачи, верят в себя, не склонны к страхам, самоупрекам и раскаиванию, нечувствительны к оценкам окружающих, предпочитают собственные решения, независимы, самостоятельны, следуют по выбранному ими самими пути, однако они не всегда доминируют, поскольку, имея собственное мнение, они стремятся навязать его окружающим. Им свойственны организованность умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение и доводить всякое дело до конца, целенаправленность и интегрированность личности. Они внимательны к людям, заботятся о социальной репутации, иногда склонны к упрямству, отличаются расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний, уравновешенны, невозмутимы, спокойно относятся к неудачам и удачам.

При возникновении экстремальной ситуации лица с высоким уровнем профессиональной компетентности в обеспечении личностной безопасности учащихся используют преимущественно продуктивную копинг-стратегию, которая помогает быстро и успешно совладать со стрессом. При возникновении стрессовых ситуаций свое поведение они направляют на решение задачи. Именно эта категория персонала может адекватно отреагировать на возникновение экстремальной ситуации и вовремя организовать учащихся. Уровень агрессивности и враждебности – в пределах нормы. Они тактичны, не конфликтны, легко избегают критических ситуаций, приятны окружающим.

Сотрудники с высоким уровнем профессиональной компетентности в обеспечении личностной безопасности учащихся работают преимущественно в организациях с поддерживающей и коллегиальной организационной культурой, в основе чего лежит «принцип поддерживающих взаимоотношений», который опирается не на деньги или власть, а на руководство или лидерство, когда руководителями создается климат, помогающий индивидуальному росту работников и использованию их способностей в интересах организации. Возрастает мотивация работников к труду, поскольку их потребности в статусе и признании удовлетворяются на более высоком уровне; таким образом, у них пробуждаются внутренние импульсы к работе. Наблюдается командная работа, чувство ответственности у работников. Психологический результат использования коллегиального подхода для работника – формирование самодисциплины, когда испытывающее чувство ответственности работники самостоятельно устанавливают определенные рамки своего поведения в коллективе. В такого рода окружающей среде работники обычно испытывают чувства исполненного долга, вклада в достижение общих целей и самореализации, которые в свою очередь выражаются в умеренном энтузиазме при выполнении рабочих заданий.

3 тип - учащиеся с высокой степенью опасности (очень низкой безопасностью).

Все учащихся данного типа в высокой степени склонны к преодолению норм и правил, т.е. их характеризует очень сильная выраженность нонконформистских тенденций, проявление негативизма, склонность к делинквентному поведению. Кроме этого, им в большой степени свойственны наличие выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, садо-мазохистские тенденции. Общая агрессивность не очень сильно превышает норму, чего нельзя сказать о враждебности и склонности к насилию (сильное превышение над нормой). В большой степени им присущи следующие виды агрессии и враждебности: негативизм (оппозиционная манера поведения), подозрительность (недоверие, осторожность по отношению к другим людям), вербальная агрессия (выражение негативных чувств в форме крика, проклятий, угроз), физическая агрессия (использование физической силы против другого лица). В конфликтных ситуациях они ведут себя крайне не адекватно: отрицательные эмоции, вызванные конфликтной ситуацией, направляют во вне (на кого-либо или что-либо в окружении), т.е. акцентируют внимание на наличии конфликта, высказывают обвинения и упреки в адрес других людей, вменяя им в обязанность решение возникшей проблемы. В конфликтной ситуации они редко испытывают угрызения совести и чувство вины, не стремятся брать на себя ответственность за решение возникших проблем, фиксирует внимание на возникших проблемах и тратят много времени на переживания по поводу их наличия, фиксирует внимание на выявлении виновных. Это осложняет отношения с окружающими и мешает концентрировать усилия на более конструктивных способах поведения в конфликте. Что касается взаимоотношений со сверстниками, то здесь ситуация крайне напряженная: положительный социометрический статус у них ниже отрицательного или же равен нулю, коэффициент групповой адаптации низкий. Это говорит о том, что испытуемые плохо понимают групповые нормы и испытывают затруднения в социальной адаптации. Кроме того, коэффициент групповой адаптации служит довольно надежным показателем невротизации. Он реагирует на нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими, которое является либо предвестником, либо следствием развития невротических или иных патопсихологических процессов. Величина его в этом случае уменьшается. Эти данные подтверждаются беседами с классными руководителями: все они отмечают постоянство вышеописанных характеристик применительно к учащимся данного типа. Как правило, это средние или слабые по успеваемости ученики и нарушители дисциплины.

У школьников этого типа склонность к риску превышает норму. Что касается склонности к алкоголизации, наркомании и суициду, то здесь ситуация неоднозначная: склонность к алкоголизации у 67 % - очень сильная, у – 33 % - нет склонности; склонность к суициду у 50 %- выраженная, у 50 % - демонстративная; склонность к наркотизации у 17 % - очень сильная, у 50 % - сильная, у 33 % - нет склонности.

Самооценка у таких учащихся различная: отмечаются как случаи с низкой самооценкой, так и с завышенной. Акцентируются преимущественно следующие типы: И, П, Г-И, Э.

Обычно семьи таких учеников классные руководители оценивают как неблагополучные: взаимоотношения между супругами и детьми натянутые либо негативные, часты семейные ссоры, отмечаются случаи выпивок детей вместе с родителями.

Представления о личностной безопасности учащихся общеобразовательных учреждений характеризуются указанием на внешние объективные условия деятельности, а именно: охрана, ремонт здания, телефон, оружие. Среди внутренних условий деятельности представлены дополнительные источники информации, хотя частота их употребления меньше. Характеристики субъекта представлены преимущественно внешним локусом контроля. Среди форм реагирования на опасности преобладают внешние условия деятельности («позову на помощь», «найду других людей и вместе с ними преодолеем опасность», «главное – не отбиться от других»), а среди эмоциональных реакций преобладают страх, паника, испуг.

Все это говорит, во-первых, о несформированности у учащихся данного типа представления о личностной безопасности учащихся общеобразовательных учреждений, что может свидетельствовать о недостаточной компетентности по обеспечению их безопасности, во-вторых, учащиеся данного типа в отличие от предыдущего представляют сильную опасность и для себя, и для окружающих.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.