Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 8. Запись ходов.






8.1. В процессе игры каждый игрок должен, ход за ходом, соответствующим образом, по возможности ясно и разборчиво, алгебраической нотацией (статьи 8.8 и 8.9), записывать свои ходы и ходы соперника на специальном бланке, предусмотренном для данного соревнования.

Запрещается записывать ходы заранее, кроме случаев, когда игрок требует зафиксировать ничью согласно статье 9.2 или статье 9.3, либо в случае откладывания партии.

Игрок может ответить на ход соперника перед тем, как записать его, но он должен записать свой предыдущий ход перед тем, как сделать следующий. Оба игрока должны отмечать предложение ничьей на бланке (см. статью 8.8.12).

Если игрок не способен вести запись, для выполнения этого действия он может предложить ассистента, который должен быть согласован с арбитром. Показания его часов справедливым образом должны быть скорректированы арбитром.

 

8.2. Бланк для записи должен быть доступен для обозрения арбитра на протяжении всей партии.

 

8.3. Бланки для записи являются собственностью организатора соревнования.

 

8.4. Если у игрока остается на часах менее пяти минут до окончания любого из периодов партии, и он не имеет дополнительного времени 30 секунд или более на каждый ход, то до окончания данного периода он не обязан следовать требованиям статьи 8.1. Сразу после падения одного из флажков игрок должен полностью восстановить запись на своем бланке до того, как сделает следующий ход на шахматной доске.

 

8.5.1. Если оба игрока не обязаны вести запись в соответствии со статьей 8.4, арбитр или его помощник должны по возможности присутствовать и вести запись. В таких случаях, сразу после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем оба игрока должны восстановить запись партии на своих бланках, используя запись арбитра или бланк соперника.

 

8.5.2. Если только один из игроков не обязан вести запись в соответствии со статьей 8.4, он, сразу после того, как упадет один из флажков, перед своим очередным ходом должен восстановить свою запись полностью. Если при этом очередь хода его, он может воспользоваться бланком соперника, но должен вернуть его до того, как сделает ход.

 

8.5.3. Если невозможно полностью восстановить запись сделанных ходов, игроки должны восстановить партию на другой шахматной доске под контролем арбитра или его помощника. Арбитр до начала восстановления должен записать фактическую позицию, показания часов и число сделанных ходов, если эта информация доступна.

 

8.6. Если запись партии до возникшей позиции не может быть восстановлена, и поэтому нельзя утверждать, что игрок превысил отведенное ему время, следующий ход считается первым ходом следующего периода времени, если только не очевидно, что было сделано больше ходов.

 

8.7. По окончании игры оба игрока должны подписать оба бланка с указанием результата партии. Даже если результат неверный, он должен быть зафиксирован, если арбитр не решит иначе.

 

8.8. Для записи партии в турнирах и матчах применяется одна система - алгебраическая.

Бланки для записи партий, в которых вместо алгебраической применена другая нотация, не могут использоваться в качестве подтверждающих документов в случаях, когда используются бланки игроков.

Арбитр, увидев, что игрок использует другую нотацию вместо алгебраической, должен предупредить его об этом требовании.

 

8.8.1. В данном описании понятие «фигура» подразумевает любую фигуру, кроме пешки.

 

8.8.2. Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой названия фигуры. Примеры: Кр - король, Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь.

 

8.8.3. Пешки не указываются первой буквой, но распознаются по отсутствию такой буквы. Примеры: е5, d4, a5.

8.8.4. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются маленькими буквами а, b, с, d, e, f, g, h соответственно.

8.8.5. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно.

Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй горизонталях, черные фигуры и пешки - на восьмой и седьмой горизонталях.

8.8.6. Как следствие из пунктов 8.8.4. и 8.8.5., каждое из шестидесяти четырех полей обозначается комбинацией буквы и цифры:

8.8.7. Каждый ход фигуры определяется: а) первой буквой названия этой фигуры и б) полем, на которое фигура пошла.

Дефис между а) и б) не ставится. Например: Се5, Кf3, Лd1.

В случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: е5, d4, a5.

8.8.8. Когда фигура совершает взятие, ставится знак " х" между: а) первой буквой названия фигуры и б) полем, на которое она ходит.

Дефис между а) и б) не ставится. Примеры: Cхe5, Лхf3, Лxdl.

Когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взятие - знаком " х". Примеры: dxe5, gxf3, axb5.

В случае " взятия на проходе" указывается вертикаль, которую покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется " е.р.". Например: exd6 e.p.

8.8.9. Если две одноименные фигуры могут пойти на одно и то же поле, то ход фигур указывается следующим образом:

8.8.9.1. Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали, последовательно: a) обозначается первая буква названия фигуры, б) название покидаемой вертикали и в) поле, на которое становится фигура;

8.8.9.2. Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали, последовательно: a) обозначается первая буква названия фигуры, б) номер покидаемой горизонтали и в) поле, на которое становится фигура;

8.8.9.3. Если фигуры находятся на разных вертикалях и горизонталях, способ 8.8.9.1. предпочтителен.

В случае взятия между б) и в) ставится знак - " х".

Примеры:

1. Два коня на полях g1 и e1, и один из них ходит на поле f3: обозначается Kgf3 или Кеf3 в каждом конкретном случае.

2. Два коня на полях g5 и g1, и один из них ходит на поле f3: здесь обозначается K5f3 или К1f3 в каждом конкретном случае.

3. Два коня на полях h2 и d4, и один из них ходит на поле f3: они обозначаются Khf3 или Kdf3 в каждом конкретном случае.

Если на поле f3 происходит взятие, предшествующие примеры изменяются вставкой знака " х": 1) Kgxf3 или Kdxf3, 2)К5хf3 или К1хf3, 3) Khxf3 или Kdxf3.

 

8.8.10. Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку соперника, пешка, которая ходит, последовательно обозначается: a) буквой вертикали, которую она покидает, б) знаком " х", в) полем, на которое она становится.

Пример: Если это белые пешки на полях с4 и е4, а черная пешка или фигура на поле d5, нотация такова - cxd5 или exd5 в каждом соответствующем случае.

 

8.8.11. В случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и указывается буква новой фигуры. Примеры: d8Ф, f8K, b1С, glЛ.

 

8.8.12. Предложение ничьей должно быть отмечено символом (=).

 

8.9. Принятые сокращения:

" 0-0" - рокировка с ладьей h1 или h8 (рокировка на королевский фланг),

" 0-0-0" - рокировка с ладьей al или а8 (рокировка на ферзевый фланг),

" х" - взятие,

" +" - шах,

" ++" или " #" - мат,

" е.р." - взятие " на проходе".

Не обязательно записывать шах, мат или взятие.

Пример записи партии:

1. e4 e5 2. Кf3 Кf6 3. d4 exd4 4. e5 Кe4 5. Фxd4 d5 6. exd6e.p. Кxd6 7. Сg5 Кc6 8. Фe3+3 Сe7 9. Кbd2 0-0 10. 0-0-0 Лe8 11. Крb1 (=).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.