Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические познавательные процессы

Название процесса, его определение Классификация видов Свойства Функции Механизм протекания Физиологические основы
1.Ощущение-чувственное отображение объективной реальности.   Интероцептивныеощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов (органические ощущения, ощущения боли). Проприоцептивныеощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции (ощущения равновесия, ощущения движения). ЭкстероцептивныеОни доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой (дистантные: зрительные, слуховые; обонятельные; контактные: вкусовые, температурные, тактильные, осязательные). Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Интенсивностьощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Длительностьощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Пространственная локализация– анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Чувствительность к различию называют относительной, или разностной, так как это чувствительность к изменению раздражителя. Cенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Вторая носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта. Синестезия – возникает под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Например: высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». Восприятие цвета ощущается как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие» ощущения. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности анализатора, служащее для его подстройки к интенсивности раздражителя; вообще приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя.   1) регулирующая; 2) познавательная; 3) эмоциональная. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Это деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2)проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
2. Восприятие-это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.   По основной модальности: 1) Зрительное восприятие. 2) Слуховое восприятие. 3) Осязательное восприятие. 4) Обонятельное восприятие. 5) Вкусовое восприятие. По форме существования: 1) Восприятие пространства. Свойства предмета величина (чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет); форма (восприятие формы является константным, т.е. постоянным и устойчивым. Основой этого постоянства является то, что учитывается поворот предмета к нам), положение в пространстве (в восприятии трехмерного пространства прежде всего задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего его глубины, является аппарат бинокулярного зрения). 2) Восприятие времени. В зависимости от длительных нервных процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени. В исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности 3) 3)Восприятие движения. Для восприятия движения важна не афферентная информация о движении глаз (сигнал о перемещении глаз), а копия афферентной информации (команды на перемещение глаз). При обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение о том, что предмет движется. 4) Непреднамеренное – мы руководствуемся заранее поставленной целью или задачей – воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. 5) Преднамеренное- с самого начала регулируется задачей воспринять то или иной предмет или явление, ознакомиться с ним; может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Целостность – восприятие дает целостный образ предмета. Структурность – восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Константность относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Осмысленность-перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение.Активность (или избирательность)- в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют­ся фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Воспринимаю­щая (перцептивная) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реаль­ной жизни.   Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация Являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.
3. Память-это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. По характеру психической активности: Двигательная(или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений.Эмоциональная память — это память на чувства.Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. По характеру целей деятельности: Непроизвольная-запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. Произвольная - ставится специальная цель что-то запомнить или припомнить а сам процесс требует волевого усилия. По продолжительнос- ти сохранения материала: Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.Долговременная-оперативная память обозначают мнемические процессы, обслужи­вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе­рации. Оперативная память- это мнемические процессы, обслужи­вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе­рации. Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, кото­рая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.Быстрота воспроизведения-характеризует способность че­ловека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информа­цию.Точность воспроизведения-отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно вос­производить запечатленную в памяти информацию.Длительность- отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информа­цию.Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации.Непреднамеренноезапоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Со­хранение как процесс памяти имеет свои закономерности, может быть динамическим и статическим. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. может быть непреднамеренным (непро­извольным) и преднамеренным (произвольным). Забываниевыражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В ходе онтогенетического развития способы запоминания сменяются, возрастает роль процессов выделения в запоминаемом осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти- моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая – иногда описываются как этапы такого развития. Существует преимущественная связь процессов в полушарии левом мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в полушарии правом – с наглядно-образными. В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах ДНК и РНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти – кратковременной и долговременной. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Процесс воссоздания образа предмета, вос­принимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее со­хранение. Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающих возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.
4. Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.   По форме: Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Абстрактно-логическое. По характеру: теоретическое– человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. практическое. По степени развернутости: дискурсивное; интуитивное. По степени новизны: репродуктивное; продуктивное. Позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в тоже время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту. Формы: Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов или явле­ний. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Умозаключениеявляется высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преоб­разования уже имеющихся. Основные мыслительные операции: Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Синтез — это мыслен­ное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.. Абстракция— это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных при­знаков. Конкре­тизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Индукция— это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего поло­жения.Сравнение - логическая операция, анализируются используемые основания для сравнений, легкость перехода от одного из них к другому и пр. Классификация-система группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Основой различных видов мышления, и в первую очередь словесно-логического и образного мышления являются соответственно слово и образ (в основном зрительный образ). Образное мышление опосредуется теми же структурами мозга, что и восприятие.  
5. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Устная или письменная - в современных языках пись­менная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Разговорная-основной исходный вид устной речи является речь, протекающая в форме разговора.Диалогическая (диалоговая)- ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя про­стейшие обороты языка и фразы. Монологическая, или монолог-представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Активная форма речи — это речь говорящего че­ловека. Речь слушающего человека выступает в пассивной форме. Письменная речь- она изображается графически, с помощью письменных знаков.Кинетическая речь- используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи — жестов. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена ин­формацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мыш­ления. Слово есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определен­ного уровня, или смысла- это введение слова в определен­ный контекст. Наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим- называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы. В речи содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с ко­торой была сказана та или иная фраза.   Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек выска­зывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или фор­мируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребен­ка. Второй период — это период первоначального овладения языком и формирова­ния расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни. Третий пери­од — это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. на­чинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Последний, четвер­тый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.   Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим — го­лосовой аппарат и органы слуха. Голосовой аппарат состоит из трех основных сис­тем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы ды­хания обеспечивают ток возду­ха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, ко­лебание которых и создает зву­ковую волну. К органам дыха­ния относятся легкие и приво­дящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма (грудо­брюшная преграда), которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на легкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух под­водится к гортани. Проходя сквозь гортань, ток воздуха порождает звуковую волну. Она попадает в полость рта и носа, которые выполняют функции резонирующей трубы. Полость рта является главным резонатором звуковых волн, возникших в гортани. Путем изменения величины и формы полости рта образуются различные звучания глас­ных звуков. Полость рта является также и органом, создающим преграды току воздуха, который, преодолевая эти преграды, порождает звуки, называемые со­гласными.    
6.Воображение— это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.   Непроизвольное- является деятельность воображения, развертывающаяся в полу­сонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Произвольноевоображение проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача со­здания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со сторо­ны. Воссоздающеевоображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Творческоевоображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Мечта- самостоятельное создание новых образов. Пассивное- характеризуется непроизволь­ной игрой воображения. Преднамеренное пассивноевоображение соз­дает образы, не связанные с волей- грезы. Непреднамеренное пассивноевоображение наблюдается при ослаблении дея­тельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Галлю­цинации- человек воспринимает несуществующие объекты. Активноевоображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Выделяют: Реалистическое воображение(отражает действительность, предвосхищает события); Фантастическое воображение («отлетает» от действительности). Крайне сложные формы воображения, необходимы в научном, техническом и художе­ственном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как ре­зультат преобразования наших представлений, полученных из реальной действи­тельности. В процессе воспроизведения начинает прояв­ляться деятельность нашего воображения (в психической деятельности человека). Деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не восприни­мали. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения. Связано и с реализацией наших волевых действий. Присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, преж­де чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Создание образов воображения проходит два основных этапа: анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В хо­де такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро­вание частей объекта. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. С абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез, являются вторым этапом формирования об­разов воображения. Агглютинация- создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Схема­тизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта; забывание каких-либо несущественных деталей или частей; сознательное отвле­чение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Акцентирование или гиперболизация заключается в подчеркивании наиболее существенных, ти­пичных признаков образа. Заострение- подчеркивание неких признаков. Типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ниче­го. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе пред­ставлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной дей­ствительности, может протекать в различных формах.
7. Внимание направленность и сосредоточенность психической дея­тельности над чем-либо определенном   Непроизвольное вниманиеявляется наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддер­живается независимо от сознания человека. Произвольное внимание управляется сознательной целью. Этот вид внима­ния тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых уси­лий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Послепроизвольное вниманиеносит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и зна­чимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Устойчивостьзаключается в способности определенное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте.Концентрация внимания- это степень или интенсивность сосредоточенности вни­мания.Распределениевнимания способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Переключаемостьозначает созна­тельное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.Объем- количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью од­новременно.Отвлекаемостьвнимания — это непроизвольное перемещение внимания с од­ного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Внимание обеспечивает чет­кость и ясность сознания, осознание смысла психи­ческой деятельности в тот или иной момент време­ни. Воздействующий на че­ловека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществ­ляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает по­роги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффуз­ная таламическая система, гипоталамические структуры и др.   Физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет воз­буждение одних нервных центров и торможение других. Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ори­ентировочный рефлекс. Две основные группы механизмов, осу­ществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте.

 

<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Базовые компоненты столыпинской программы модернизации России | Показатели использования основных и оборотных производственных фондов

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.