Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключительный этап.






· активная и направленная деятельность попечительского совета при воспитательной колонии уголовно-исправительной системы по решению проблем осужденного;

· адаптаци­онный период после отбывания срока осуж­денным (зависит от действенности воспитания, осознания бывшим осужденным необходимости соблюдения право­вых норм, от наличия места жительства, возможности трудо­устройства, особенностей среды, в которой предстоит жить, ее нравст­венного климата, отношения к бывшему осужденному окружающих).

 

 

Принципы перевоспитания осужденных:

1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Про­цесс перевоспитания невозможен без четкого и конкретного определе­ния его цели, под которой понимается идеальное представление о пред­полагаемом, «проектируемом» (Макаренко) результате педагогической деятельности.

Цель выступает как первоначальный ориентир, позволяющий воспита­телю выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» — от ближней до дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и воз­вращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, за­конопослушным его членом.

2. Принцип соответствия цели средствам, формам и методам пере­воспитательной деятельности по отношению к конкретному осуж­денному. Цель всегда рассматривается в соответствии со средствами. Средства, формы и методы выступают конкретным педагогическим ин­струментарием достижения цели. Последняя всегда предусматривает использование наиболее оптимального педагогического инструмента­рий, который позволил бы в соответствующих условиях конкретным воспитателям добиться перевоспитания каждого осужденного.

3. Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с окружаю­щей жизнью. П роцесс перевоспи­тания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадет после его выхода на сво­боду. В другом случае он после освобождения из мест заключения может не найти свое место в обще­стве, и общество не примет его, что вызовет рецидив. Последствия подобного рецидива часто проявляются в агрессивных действиях ос­вобожденного, предусматривающих применение административных мер.

Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и на­ладить социально полезные связи и отношения с другими людьми, социальным окружением; постоянно держать осужденных в курсе со­бытий внутриполитической и международной жизни, расширять круг общественно-политических интересов, формировать у них положи­тельные социальные установки. Этому способствует также и приоб­щение осужденных к делам колонии, вовлечение их в трудовую и об­щественную деятельность.

4. Принцип активности осужденного в общественно полезной дея­тельности. Включение человека в активную об­щественно полезную деятельность способствует его социальной переориентации, перевоспитанию. Общественно полезная деятельность осужденных — это прежде всего их производительный труд, учебная, общественная деятельность в часы досуга, участие в художественной самодеятель­ности, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа.

5. Принцип воспитания в коллективе. В условиях жесткой изоляции, принудительного пребывания в опре­деленных администрацией отряде, бригаде, звене резко возрастает роль ближайшего социального окружения.

Сформировать коллективистские отношения в среде осужденных чрезвычайно сложно, но вполне возможно. Основу данного опыта создала педагогическая тео­рия коллектива, разработанная Макаренко, которая трансформиро­вана и адаптирована к условиям современных исправительных уч­реждений.

Коллектив может быть самым разным: от позитивного (о котором писал Макаренко как наи­более важном средстве перевоспитания) до резко негативного — «асо­циальный коллектив». В негативном (асоциальном) плане это не коллектив, а сообщество, группа и пр. В ряде исправительных учреж­дений процветают отрицательные традиции, с молчаливого согласия «авторитеты» уголовного мира («углы», «паханы», «главворы») на­саждают враждебные нормальному человеческому общежитию прави­ла поведения и взаимоотношений. В таких «зонах» воспитательная, а тем более перевоспитательная работа требует особого педагогического мастерства.

6. Принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. В основе его лежит гуманное от­ношение к человеку. Макаренко утверждал, что не может быть воспи­тания без требовательности, и одновременно предупреждал: «Нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитан­нику, как можно больше уважения к нему». Воспитательный процесс, ориентированный только на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэф­фективен, как и педагогика вседозволенности. Важно видеть в чело­веке не только недостатки, но и то положительное, на что можно опе­реться в работе с ним.

7. Принцип опоры на положительное в личности. В перевоспитатель­ной работе с осужденными исключительно важно уметь видеть в лич­ности не только недостатки, но и положительное. Серьезные нравственные дефекты, отрицательные черты характера осужденных, их негативное отношение как к требованиям исправительно-трудового права, так и их носителям (воспитателям осужденных) лежат, что называется, на поверхности. В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущ­ность личности, осужденные чаще всего прячут от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других, а под­час и не осознаются ими самими.

Принцип опоры на положительные качества личности не означа­ет снижения требовательности к осужденным, а тем более захвали­вания и попустительства. Большой вред как самому человеку, так и коллективу наносят те руководители и воспитатели, которые, ис­пользуя такие, например, черты характера, как коммуникативность, активность в общественных делах, ставят некоторых осужденных в привилегированное положение, допускают по отношению к ним по­слабление требований режима, а иногда даже создают группы «ак­тивистов».

8. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в про­цессе перевоспитания. Принцип дифференцирован­ного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволит воспита­телям наиболее полно учесть особенности каждого.

Осужденные различаются по полу, возрасту, образованию, национальным, религиозным и социально-групповым, индивидуально-психологическим особенностям, социально-педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, типу совершенно­го преступления и т.д.

Для дифференциации осужденных необходимо выделить груп­пы, с учетом своеобразия каждого осужденного:

1) по характеру совершенных преступлений (корыстные, насильственные корыст­ные, насильственные некорыстные,);

2) по количеству судимостей (впервые судимые, неоднократно су­димые);

3) по степени криминальной зараженности (глобальная, парциаль­ная, предкриминальная);

4) по степени общественной опасности (признанные или непри­знанные особо опасными рецидивистами);

5) по возрасту;

6) по образованию;

7) по полу;

8) по степени исправления;

9) по характеру общественной активности (актив, резерв актива, пассив, «болото», контрактив);

10) по неформальному положению осужденных в самой общности («главворы», «паханы», «мужики», «углы», «обиженные») и т.д.

Такая дифференциация позволяет заметить в личности осужден­ного наиболее существенное и требующее учета в воспитательной ра­боте с ним.

9. Принцип индивидуального подхода в процессе перевоспитания. Каждый человек — это свой мир, свои возможности, свои социальные проблемы, и потому он, естественно, требует индивидуального подхо­да. Особенно это важно в процессе перевоспитания. Об этом еще в 1924 г. писал Сорока-Росинский. Он, в частности, отмечал, что одно из необходимых условий функционирования школы для трудновос­питуемых — это «индивидуальный подход к воспитаннику».

10. Принцип комплексного подхода предполагает использование комплекса мер воспита­тельного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.

Комплексный подход распространяется на определение целей и задач перевоспитания; выбора методов перевоспитания; организацию формального и неформального общения личности; планирование вос­питательного процесса; привлечение к непосредственной и опосредо­ванной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, об­щественности; всестороннее изучение личности осужденных на всех этапах воспитательного процесса (от организации приема вновь при­бывших осужденных до подготовки их к освобождению); реализацию в практической деятельности исправительных учреждений всей сис­темы принципов перевоспитания осужденных.

 

Содержание основных этапов процесса исправления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.