Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приобретение основных средств лизинговой компанией 4 страница






 


Тема 6

6. УЧЕТ В ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВАХ И ХОЗЯЙСТВАХ

Расходы непроизводственного назначения, не связанные непосредственно с предпринимательской деятельностью и не влияющие на финансовый результат, но относящиеся к обслуживающим производствам (жилищно-коммунальному, бытового обслуживания, сельскохозяйственным производствам и др.), которые произведены организацией или ее структурными подразделениями в отчетном периоде, учитываются обособленно – как расходы обслуживающих производств и хозяйств.

В бухгалтерском балансе расходы обслуживающих производств отражаются отдельной статьей под аналогичным названием и подлежат списанию в порядке, определенном законодательством.

Порядок ведения аналитического учета расходов обслуживающих производств устанавливается организацией в соответствии с законодательством, исходя из требований Инструкции по применению Типового плана счетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета.

Организация учета в обслуживающих производствах зависит от их вида. Для обособленного ведения учета и обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами, и правильного (обоснованного) их списания в качестве затрат предусмотрен счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», к которому могут быть предусмотрены субсчета:

29/1 «Жилищно-коммунальные хозяйства»;

29/2 «Подсобные сельские хозяйства»;

29/3 «Бытовое обслуживание»;

29/4 «Содержание детских дошкольных учреждений»;

29/5 «Содержание домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного назначения»;

29/6 «Содержание учреждений культуры»;

Рабочим планом счетов организация может предусмотреть дополнительные субсчета или изменить нумерацию предложенных выше субсчетов.

По дебету этих субсчетов отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с расходами каждого вида обслуживающих производств и хозяйств, в отчетном периоде по установленной номенклатуре статей:

· расходы на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в обслуживающих производствах;

· расходы на аренду;

· расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

· расходы на топливо и электроэнергию в обслуживающих производствах;

· расходы и услуги сторонних организаций;

· расходы на санитарную и специальную одежду, белье, посуду, приборы;

· прочие расходы.

В дебет этих субсчетов списываются часть расходов вспомогательных производств при выполнении ими работ для обслуживающих производств.

Особенностью расходов обслуживающих производств является порядок их списания по завершении работ, услуг или изготовлении продукции. Размер списания расходов определяется в каждом случае индивидуально, исходя из конкретных условий и специфики деятельности обслуживающих производств организации.

Списание фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ или услуг в обслуживающих производствах производится по окончании отчетного периода (месяца). Организация принимает решение по распределению каждого вида расходов обслуживающих производств, которые списываются с кредита счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в зависимости от источника их погашения:

§ Если изготовленная обслуживающими производствами продукция предназначена дляреализации или собственного потребления она приходуется на счета по учету материальных ценностей и готовых изделий по себестоимости.

§ Если выполняемые обслуживающими производствами продукция, работы или услуги реализованы сторонним организациям и лицам, а также своим работникам, их себестоимость списывается на реализацию. При отражении реализации продукции, работ и услуг обслуживающих производств организации начисляют налоги из выручки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

§ Если обслуживающими производствами организации оказаны услуги спортивно-оздоровительного, медицинского, культурно-просветительного, развлекательного и иного аналогичного характера своим работникам, а также сторонним организациям и лицам безвозмездно, сумма затрат (себестоимость) списывается в состав расходов организации по текущей деятельности.

§ Расходы по содержанию жилищного фонда, находящегося на балансе организации, списываются за счет собственных средств организаций, т.е. на уменьшение источника финансирования (прибыли) или в состав расходов организации по текущей деятельности.

§ Основанием для списания расходов обслуживающих производств в каждом конкретном случае являются соответствующие документы и расчет распределения расходов обслуживающих производств, составленный бухгалтерией организации.

Субсчета, на которых учитываются расходы по оказанию услуг, закрываются. Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» может иметь дебетовое сальдо на конец отчетного месяца в сумме затрат по незавершенной производством продукции, подлежащих распределению в последующие периоды, отражаемое в бухгалтерском балансе отчетного периода.

Согласно действующему законодательству инвентаризация расходов обслуживающих производств проводится не реже одного раза в год (обычно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности).

Практика показывает, что для списания конкретного вида расходов обслуживающих производств целесообразно произвести расчет, в который можно включить следующие показатели:

· вид (наименование) расходов обслуживающих производств;

· оценочный показатель, принятый в учетной политике организации в качестве критерия для списания расходов обслуживающих производств по данному виду затрат;

· общая (первоначальная) распределяемая сумма фактически произведенных расходов обслуживающих производств в текущем периоде;

· дата возникновения расходов обслуживающих производств;

· документально обоснованный срок погашения расходов обслуживающих производств – календарный период, к которому относится произведенная сумма расходов по данному виду затрат;

· расчетная сумма к списанию – суммы списания части расходов обслуживающих производств;

· сумма, подлежащая списанию на соответствующий объект калькулирования, – номер корреспондирующего счета, в дебет которого будет списываться соответствующая часть расходов обслуживающих производств;

· расчетный остаток расходов обслуживающих производств, подлежащий погашению в будущем, на начало каждого последующего месяца со дня возникновения данных расходов.

6.1. Учет в жилищно-коммунальном
хозяйстве

Расходы, связанные с содержанием и обслуживанием жилых домов, общежитий, коммунальных служб, находящихся на балансе организаций, обеспечивающих содержание и технический надзор за состоянием зданий, сооружений, внутридомовых и наружных сетей, устройств водопровода, канализации, электроосвещения, тепло- и газоснабжения, учитываются по дебету субсчета 29/1 «Жилищно-коммунальные хозяйства».

К таким расходам относятся амортизация зданий, сооружений, водопроводов, газопроводов и других объектов основных средств жилищно-коммунального хозяйства, расходы на их ремонт и содержание, расходы по оплате труда работников, обслуживающих эти хозяйства, расходы на электроэнергию, накладные и прочие расходы организации, связанные с жилищно-комму-нальным хозяйством.

Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете «входного» НДС при принятии на учет объектов основных средств и материальных ценностей, не используемых в предпринимательской деятельности, а также порядок начисления амортизации по таким объектам основных средств определяется законодательством Республики Беларусь.

Материальные ценности (основные средства, материалы, топливо, энергия), используемые в жилищно-коммунальном хозяйстве, при поступлении в организацию принимаются на учет в полной сумме с НДС.

По основным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности амортизация начисляется только линейным методомна основании годовых норм амортизационных отчислений, рассчитанных исходя из нормативного срока службы.

Учтенные по дебету субсчета 29/1 расходы списываются в состав расходов по текущей деятельности.

В бухгалтерии учет и списание расходов жилищно-комму-нального хозяйства ведется в разрезе статей калькуляции приведенными ниже записями:

ДЕБЕТ КРЕДИТ Содержание операции
1. 29/1   Стоимость материалов, использованных в жилищно-коммунальном хозяйстве
2.   Амортизация по объектам основных средств в жилищно-коммунальном хозяйстве
3. 70, 69, 76/2 Расходы по оплате труда работников жилищно-коммунального хозяйства
4.   Суммы командировочных расходов работников жилищно-коммунального хозяйства
5. 60, 76 Включена в состав затрат стоимость услуг сторонних организаций в фактически произведенных суммах с НДС
6. 90/10 29/1 Списаны расходы жилищно-коммунального хозяйства в состав расходов организации по текущей деятельности
7.   90/11 Списаны в состав убытков расходы жилищно-коммунального хозяйства

Аналитический учет расходов на субсчете 29/1 может вестись по субсчетам «Эксплуатация жилищного хозяйства», «Эксплуатация общежитий», «Эксплуатация коммунального хозяйства».

6.2. Учет затрат в подсобных
сельскохозяйственных подразделениях
других организаций

Расходы по содержанию и обслуживанию подсобных сельскохозяйственных подразделений организации по откорму скота, птицы, выращиванию картофеля, овощей, зелени и производству другой продукции животноводства и земледелия учитываются по субсчету 29/2 «Подсобные сельские хозяйства».

Данные расходы включают: амортизацию объектов основных средств сельскохозяйственного комплекса; расходы на их ремонт и содержание; расходы по оплате труда работников сельскохозяйственных подразделений и отчисления на социальные нужды; стоимость материала, в том числе стоимость кормов и посадочного материала, удобрений, средств защиты растений и т.д.; расходы на электроэнергию, теплоснабжение, накладные и прочие расходы организации, связанные с подсобным сельским хозяйством. Расходы собираются по дебету субсчета 29/2 «Подсобные сельские хозяйства» в корреспонденции с кредитом счетов учета запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и т.п.

Списываются эти расходы с кредита субсчета 29/2 «Подсобные сельские хозяйства» в зависимости от источника погашения:

· либо в дебет субсчета 90/10 «Прочие расходы по текущей деятельности», если произведенная сельскохозяйственная продукция реализована сторонним организациям или своим работникам;

· либо в дебет счета материальных ценностей или готовой продукции, если произведенная сельскохозяйственная продукция предназначенадля реализации и передана на склад;

· либо в дебет счета по учету животных на выращивании и откорме, если затраты обслуживающих производств связаны с выращиванием и содержанием этих животных;

· либо в состав расходов по текущей деятельности (90/10), когдасельскохозяйственная продукция передается сторонним организациям и лицам безвозмездно;

· либо в состав прочих расходов организации(91/4)– в случае гибели сельскохозяйственной продукции (посевов) от стихийных бедствий.

Следует обратить внимание на то, что если продукция подсобного сельского хозяйства реализована или предназначена для реализации сторонним заказчикам, «входной» НДС принимается к вычету при расчетах с бюджетом и не включается в себестоимость этой продукции.

В бухгалтерии учет и списание расходов подсобного сельского хозяйства ведется в разрезе статей калькуляции приведенными ниже записями:

ДЕБЕТ КРЕДИТ Содержание операции
1. 29/2   Стоимость кормов, посадочных и других материалов, использованных в подсобном сельском хозяйстве
2.   Амортизация по объектам основных средств сельскохозяйственного комплекса
3. 70, 69, 76/2 Включены в состав затрат расходы по оплате труда
4.   Включены в состав затрат суммы командировочных расходов работников подсобного сельского хозяйства
5. 60, 76 Включена в состав затрат стоимость услуг сторонних организаций в фактически произведенных суммах без НДС
6. 18/3 60, 76 Обособленное отражение сумм «входного» НДС
7. 90/10 29/2 Списаны расходы подсобного сельского хозяйства в состав расходов по текущей деятельности при оказании услуг сторонним организациям и физическим лицам безвозмездно
8.   90/11 Списаны в состав убытков расходы подсобного сельского хозяйства
9. 90/10 29/2 Списана себестоимость продукции подсобного сельского хозяйства при реализации сторонними организациями физическим лицам
10.   29/2 Списана себестоимость продукции подсобного сельского хозяйства при оприходовании в организации для реализации или собственных нужд
11.   29/2 Списаны затраты обслуживающих производств, связанные с выращиванием и содержанием животных на откорме

ПРИМЕР:

Производственная организация, занимающаяся выпуском консервов, имеет на балансе сельскохозяйственное подразделение по выращиванию овощей и фруктов.

В отчетном периоде стоимость израсходованного посадочного материала – 1 450 000 руб., стоимость использованных удобрений – 95 000 руб. Амортизация теплиц и других основных средств, используемых в обслуживающем производстве, – 186 000 руб. Стоимость спецодежды, списанная в состав затрат обслуживающего производства в отчетном периоде, – 34 000руб. Начислена заработная плата работникам обслуживающего производства – 600 000 руб. На заработную плату начислены отчисления по социальному страхованию – 204 000 руб. и отчисления в Белгосстрах – 3 600 руб.

Стоимость использованной за отчетный период электроэнергии – 168 000 руб., в т.ч. НДС – 28 000 руб., электроэнергия без НДС – 140 000 руб. Стоимость теплоснабжения – 108 000руб., в т.ч. НДС – 18 000 руб. (теплоснабжение без НДС – 90 000 руб.).

Выращенная в обслуживающем производстве продукция распределена следующим образом:

· 20 % продукции – выдано работникам организации безвозмездно (себестоимость – 562 200 руб.);

· 50 % продукции – оприходовано в организации для собственного производства (переработки и изготовления консервов) (себестоимость – 1 405 500 руб.);

· 30 % продукции – реализовано сторонним заказчикам (себестоимость – 843 300 руб.). Цена реализации – 1 110 000 руб., в т.ч. НДС – 110 000 руб.

РЕШЕНИЕ:

Счет дебета Счет кредита Сумма, руб. Содержание операции
1. 29/2   1 450 000 Отражена стоимость посадочного материала
2.   95 000 Отражена стоимость удобрений
3.   600 000 Отражена заработная плата работников сельскохозяйственного подразделения
4. 29/2 69/1 204 000 Отражены отчисления на социальное страхование
5. 76/2 3 600 Отражены отчисления в Белгосстрах от начисленной заработной платы
6.   186 000 Начислена амортизация основных средств сельскохозяйственного подразделения
7. 10/11 34 000 Отражена стоимость спецодежды, использованной в сельскохозяйственном подразделении
8.   140 000 Отражена стоимость электроэнергии (без НДС)
18/3 28 000 Обособленное отражение «входного» НДС, включенного в стоимость электроэнергии
9. 29/2   90 000 Отражена стоимость теплоснабжения (без НДС)
18/3 18 000 Обособленное отражение «входного» НДС, включенного в стоимость теплоснабжения
Сумма расходов сельскохозяйственного подразделения за отчетный период (себестоимость выращенной продукции) – 2 707 600 руб. (1 450 000 + 600 000 + 204 000 + + 3 600 + 186 000 + 34 000 + 140 000 + 90 000): 20% себестоимости составляют 541 520 руб.; 50 % себестоимости составляют – 1 353 800 руб.; 30 % себестоимости составляют 812 280 руб.
10. 90/10 29/2 812 280 Списана сумма расходов (30 %) при реализации сторонним заказчикам
11.   90/7 1 110 000 Отражена выручка при реализации стороннему заказчику
12. 90/8 68/2 110 000 Начислен НДС из выручки при реализации продукции подсобного сельского хозяйства
13. 90/11   187 720 Отражена прибыль от реализации продукции подсобного сельского хозяйства сторонним заказчикам
14. 10(43) 29/2 1 353 800 Списана себестоимость продукции, оприходованной в организации (50 %)
15. 68/2 18/3 46 000 Принят к вычету при расчетах с бюджетом «входной» НДС
16. 90/10 29/2 541 520 Списана себестоимость безвозмездно переданной своим работникам продукции (20 %)
17. 90/8 68/2 108 304 Начислен НДС в бюджет по продукции, переданной безвозмездно работникам организации (541 520 ´ 20%)
18.   90/11 649 824 Списана в состав убытков непогашенная сумма расходов обслуживающих производств с НДС (п. 16 + п. 17)
             

6.3. Учет затрат в подразделениях бытового обслуживания

Расходы по содержанию и обслуживанию находящихся на балансе организаций бань, прачечных, парикмахерских и других подразделений бытового обслуживания учитываются на субсче-те 29/3 «Бытовое обслуживание».

Данные расходы включают: амортизацию объектов основных средств, расходы на их ремонт и содержание, расходы по оплате труда работников сферы бытового обслуживания, стоимость используемых материалов и спецодежды, расходы на электроэнергию, теплоснабжение, накладные и прочие расходы организации.

Расходы собираются по дебету субсчета 29/3 «Бытовое обслуживание» в корреспонденции с кредитом счетов учета запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и т.п.

Списываются эти расходы с кредита субсчета 29/3 «Бытовое обслуживание» в зависимости от источника погашения:

· либо в дебет субсчета 90/10 «Прочие расходы по текущей деятельности», если услуги бань, парикмахерских или других объектов бытового обслуживания реализованы сторонним организациям или своим работникам;

· либо в состав расходов по текущей деятельности, когдауслуги объектов бытового обслуживания переданы (оказаны) сторонним организациям и лицам безвозмездно.

В бухгалтерии учет и списание расходов подразделений бытового обслуживания ведется в разрезе статей калькуляции приведенными ниже записями:

ДЕБЕТ КРЕДИТ Содержание операции
1. 29/3   Стоимость материалов, использованных в подразделениях бытового обслуживания
2.   Амортизация объектов основных средств подразделений бытового обслуживания
3.   Расходы по оплате труда работников подразделений бытового обслуживания
4. 69, 76/2 Отчисления на социальное страхование и взносы в Белгосстрах
5.   Сумма командировочных расходов работников подразделений бытового обслуживания
6. 29/3 60, 76 Включена в состав затрат стоимость услуг сторонних организаций в фактически произведенных суммах без НДС
7. 18/3 60, 76 Обособленное отражение сумм «входного» НДС
8. 90/10 29/3 Списаны расходы подразделений бытового обслуживания в состав расходов организации по текущей деятельности при оказании услуг сторонним организациям и физическим лицам безвозмездно
9.   90/11 Списаны в состав убытков расходы подразделений бытового обслуживания
10. 90/10 29/3 Списана себестоимость продукции (услуг) подразделений бытового обслуживания при реализации сторонними организациями физическим лицам
11. 68/2 18/3 Списаны суммы «входного» НДС, принимаемые к вычету в соответствии с законодательством

ПРИМЕР:

Организация имеет на балансе в качестве обслуживающего производства прачечную для безвозмездного оказания услуг своим работникам. В выходные дни услугами прачечной пользуются сторонние заказчики, которые оплачивают стоимость услуг прачечной в соответствии с прейскурантом.

В отчетном периоде расходы на содержание объекта бытового обслуживания следующие.

Стоимость израсходованных материалов – 830 000 руб. Амортизация объектов основных средств подразделения бытового обслуживания – 74 000 руб. Стоимость спецодежды, списанная в состав затрат подразделения бытового обслуживания в отчетном месяце, – 18 000руб. Начислена заработная плата работникам обслуживающего производства – 400 000 руб. Отчисления на социальное страхование – 136 000 руб. и отчисления в Белгосстрах – 2 400 руб.

Стоимость использованной за отчетный период электроэнергии – 288 000 руб., в т.ч. НДС – 48 000 руб., (электроэнергия без НДС – 240 000 руб.). Начислена арендная плата за аренду помещения прачечной – 100 800руб., в т.ч. НДС – 16 800 руб. (арендная плата без НДС – 84 000 руб.).

В отчетном месяце фонд рабочего времени прачечной – 320 часов, из них 60 часов (18, 75 %) работы прачечной оплачено сторонними заказчиками в сумме 576 000 руб., в т.ч. НДС – 96 000 руб.

РЕШЕНИЕ:

Счет дебета Счет кредита Сумма, руб. Содержание операции
1. 29/3   830 000 Отражена стоимость израсходованных в прачечной материалов
2.   400 000 Отражена заработная плата работников подразделения бытового обслуживания
3.   136 000 Отражены отчисления на социальное страхование
4. 76/2 2 400 Отражены отчисления в Белгосстрах от начисленной заработной платы
5.   74 000 Начислена амортизация объектов основных средств подразделения бытового обслуживания
6. 10/11 18 000 Отражена стоимость спецодежды, использованной в подразделениях бытового обслуживания
7.   240 000 Отражена стоимость электроэнергии (без НДС)
8. 18/3 48 000 Обособленное отражение «входного» НДС, включенного в стоимость электроэнергии
9. 29/3   84 000 Включена в сумму затрат подразделения бытового обслуживания арендная плата (без НДС)
10. 18/3 16 800 Обособленное отражение «входного» НДС, включенного в сумму арендной платы
Сумма расходов подразделения бытового обслуживания за отчетный период –1 784 400 руб. (830 000 + 400 000 + 136 000 + 2 400 + 74 000 + 18 000 + 240 000 + 84 000): 18, 75 % себестоимости услуг прачечной, реализованы сторонним заказчикам – 334 575 руб.; 81, 25 % себестоимости услуг прачечной, оказаны работникам организации – 1 449 825 руб.
11. 90/10 29/3 334 575 Списана сумма расходов (18, 75 %) при реализации услуг прачечной сторонним заказчикам
12. 51 (50)   576 000 Поступление предоплаты от сторонних заказчиков
13.   90/7 576 000 Отражена выручка при реализации услуг прачечной сторонним заказчикам
14. 90/8 68/2 96 000 Начислен НДС из выручки при реализации услуг прачечной сторонним заказчикам
15. 90/11   145 425 Отражена прибыль от реализации услуг сторонним заказчикам
16. 68/2 18/3 64 800 Списана к вычету при расчетах с бюджетом сумма «входного» НДС
17. 90/10 29/3 1 449 825 Списана себестоимость услуг прачечной, безвозмездно оказанных работникам организации
18.   90/11 1 449 825 Списана в состав убытков себестоимость услуг прачечной, безвозмездно оказанных работникам организации
             

6.4. Учет затрат по содержанию детских
дошкольных учреждений

Расходы, связанные с содержанием детских садов, яслей, садов-яслей, открытых при организациях, числящихся на балансе организаций, учитываются по дебету субсчета 29/4 «Содержание детских дошкольных учреждений». К таким расходам относятся: амортизация объектов основных средств, используемых в детских дошкольных учреждениях, расходы на их ремонт и содержание, расходы по оплате труда работников этих учреждений, стоимость используемых спецодежды и материалов, расходы на электроэнергию, теплоснабжение, накладные и прочие расходы организации.

Расходы на содержание детских дошкольных учреждений частично могут погашаться за счет взносов родителей.

Списание данных расходов производится с кредита сче- та 29/4 «Содержание детских дошкольных учреждений» в дебет субсчета 90/10 «Прочие расходы по текущей деятельности».

В бухгалтерии учет и списание расходов, связанных с содержанием детских дошкольных учреждений, ведутся в разрезе статей калькуляции приведенными ниже записями:

ДЕБЕТ КРЕДИТ Содержание операции
1. 29/4   Стоимость материалов, использованных в детских дошкольных учреждений
2. 10/11 Стоимость спецодежды, использованной работниками детских дошкольных учреждений
3.   Амортизация по объектам основных средств детских дошкольных учреждений
4. 70, 69, 76/2 Расходы по оплате труда работников детских дошкольных учреждений
5. 60, 76 Включена в состав затрат стоимость услуг сторонних организаций в фактически произведенных суммах с НДС
6.   90/7 Отражены денежные средства, поступившие от родителей в оплату содержания детей в дошкольных учреждениях
8. 90/10 29/4 Списаны расходы по содержанию детских дошкольных учреждений в состав прочих расходов организации по текущей деятельности
9.   90/11 Списаны в состав убытков непогашенные расходы по содержанию детских дошкольных учреждений

ПРИМЕР:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.