Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический портрет Б.Н. Ельцина и его команды. Первый этап либеральных реформ в России (1991–1993 гг.). Предпосылки радикальной экономической реформы и ее основные направления. 1 страница






В момент распада СССР у Российской Федерации не было границ, утвержденных договорами с соседними государствами. Не было таможенной и пограничной служб. Только 7 мая 1992 г. Президент России Б. Н. Ельцин подписал указ о создании российских Вооруженных сил. До этого момента у России не было армии и флота. Серьезный спор возник из-за Черноморского флота между Россией и Украиной. Немногое отделяло в тот момент Крым от вспышки военных действий. Политикам с большим трудом удалось избежать подобного развития событий. Однако главной проблемой и самой страшной угрозой был распад потребительского рынка. Хотя в 1991 г. был собран лучший за несколько лет урожай, закрома государства были пусты — хозяйства придерживали зерно. Пусты были и прилавки магазинов. В Москве осенью 1991 г. во многих продовольственных магазинах не продавалось ничего, кроме острых приправ — аджики в банках и хмели-сунели в пакетах. Наступала зима, и приходилось опасаться голода.
Экономический кризис сконцентрировал основное внимание Президента Ельцина и правительства на экономических проблемах. 1 ноября 1991 г. V Съезд народных депутатов РСФСР предоставил Президенту широчайшие полномочия для проведения экономических реформ. Он получил право лично возглавить правительство. Его указы по экономическим вопросам приобрели большую юридическую силу, чем законы, принимаемые законодательной властью. Президент получил право назначать по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов глав исполнительной власти регионов (за исключением республик). Таким образом, Б. Н. Ельцин получал власть, делавшую его почти самодержавным правителем, но на четко определенный и довольно короткий срок — до 1 января 1993 г.
Главные направления рыночных реформ Б. Н. Ельцин провозгласил в своем программном докладе на V Съезде 28 октября 1991 г. — финансовая стабилизация, либерализация цен и приватизация. Проводить в жизнь рыночную реформу должно было сформированное Ельциным 10 ноября 1991 г. правительство. Экономический блок в новом правительстве возглавил молодой доктор экономических наук, известный публицист Е. Т. Гайдар. Он считал, что именно нерешительность в ценовой реформе погубила правительство Советского Союза и сам Союз. По иронии судьбы, именно решительность в ценовой реформе погубила через год «правительство Гайдара». Гайдар определил приоритеты нового российского правительства: либерализация цен, свобода торговли, приватизация госсобственности. В конце декабря 1991 г. экономическая программа правительства была оформлена указом Президента России и получила официальную поддержку Президиума Верховного Совета РФ.
Содержанием реформ, проводившихся в начале 1990-х гг., стал перевод экономики на рыночные рельсы. Была сделана ставка на быструю реформу. Эта политика получила наименование «шоковой терапии». Ельцин на V Съезде народных депутатов выступил с таким прогнозом: «Хуже всего будет примерно полгода, затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г., как я обещал перед выборами, — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».
Основными шагами программы реформ были:
1. Либерализация цен и торговли. Разовое введение свободных цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия — установление рыночной стоимости товаров, ликвидация товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, стимулирование деловой активности, ускорение товарооборота, формирование инфраструктуры по сбыту отечественной и импортной продукции.
2. Финансовая стабилизация. Ожидаемые результаты — снижение инфляции, установление устойчивого курса рубля.
3. Широкая приватизация государственной собственности. Ожидаемые итоги — превращение населения в собственников, формирование у людей экономических стимулов для деловой активности.
Основу сельского хозяйства по-прежнему составляли совхозы и колхозы, в большинстве лишь формально преобразованные в акционерные общества. 28 октября 1993 г. Президент РФ издал указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», по которому устанавливалась частная собственность на землю. Однако издание соответствующего закона было заблокировано Государственной Д Либерализация цен началась 2 января 1992 г. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободны. Был издан указ Президента «О свободе торговли», который ввел революционный переход к новой системе экономических отношений. Указ предоставил всем предприятиям независимо от форм собственности и всем гражданам право без специальных разрешений осуществлять торговую, закупочную и посредническую деятельность, в том числе самостоятельно устанавливать цены. Фондовое (планируемое и контролируемое государством) распределение производственной продукции отменялось. Гражданам и предприятиям разрешалось вести торговлю (в том числе с рук, с лотков и с автомашин) в любых удобных для них местах, кроме проезжей части улиц и дорог, станций метро и т. д.
Параллельно осуществлялись меры по финансовой стабилизации и сокращению дефицита бюджета. Государство фактически перестало инвестировать в промышленность и сельское хозяйство. Все государственные расходы, особенно связанные с производством вооружений и поддержкой дружественных стран, были резко сокращены или вовсе прекращены. Была изменена налоговая система — введен налог на добавленную стоимость в размере 28%. Это позволяло поддержать доходную часть бюджета, однако ускорило рост цен.
Цены быстро выросли в 10—12 раз. При этом увеличение зарплаты и пенсий на 70% оказалось мизерным и привело к тому, что большинство населения оказалось за чертой бедности.
Параллельно разворачивалась приватизация. Суть приватизации состояла в передаче права собственности от государства частным лицам. Номенклатурная приватизация стихийно шла еще в 1980—1991 гг. Правительство Гайдара и особенно возглавляемый А. Б. Чубайсом Государственный комитет по управлению имуществом (ГКИ) начинали приватизацию с борьбы против номенклатурной приватизации.

Наиболее массовой стала приватизация жилья. Государство ввело бесплатную для квартиросъемщиков приватизацию квартир и установило механизм их свободной продажи.
Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и конкурсах. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта перешли в частные руки. Это составило более 70% всех малых предприятий.
Средние, крупные и крупнейшие предприятия приватизировались по иной схеме. Сначала они преобразовывались в акционерные общества (АО), а затем акции вновь созданных АО продавались. На протяжении 1992—1994 гг. продажа акций осуществлялась не за деньги, а за особые ценные бумаги — приватизационные чеки (ваучеры). От названия этих бумаг возникло наименование ваучерной приватизации.
Ваучерной приватизации были присущи черты социальной справедливости. Народ как коллективный держатель собственности получал ценные бумаги, свидетельствующие о праве гражданина на некоторую долю государственного имущества. Балансовую стоимость предприятий по данным 1984 г. разделили на количество граждан и выдали им чеки на сумму, примерно соответствовавшую «личной доле», полученной после этой арифметической операции. Номинал ваучера установили в 10 тыс. рублей. Правда, из-за инфляции через 2 года (когда чековая приватизация заканчивалась) за такие деньги можно было купить лишь пару килограммов вареной колбасы.
Всего было распространено 144 млн приватизационных чеков. Ваучеры получили 96% населения страны. Приватизационные чеки давали возможность каждому гражданину Российской Федерации стать акционером какого-нибудь предприятия. Для этого существовали три пути: либо через участие в проводимом государством чековом аукционе, либо путем вложения ваучера в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ), либо путем приобретения акций предприятия, членом трудового коллектива которого гражданин являлся, по закрытой подписке. Все эти пути были новыми и незнакомыми для граждан.
Эффект этих мер был противоречив. Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами. В магазинах появились сыр, масло, колбаса, уменьшились очереди. Активно развивалась уличная торговля. Угроза краха народного хозяйства, полного распада экономических связей была ликвидирована. Дефицит товаров сменился дефицитом денег. В результате заработал рубль — именно это реформаторы в тот момент считали главным условием выхода из экономического кризиса.

Кризис двоевластия 1992—1993 гг.

В 1992 г. в России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Б. Н. Ельцина. Сначала возникло несколько организаций, базировавшихся на коммунистической идеологии: Российская коммунистическая рабочая партия, Союз коммунистов РФ, Российская партия коммунистов. В январе — феврале 1992 г. состоялись крупные форумы оппозиции: Конгресс гражданских и патриотических сил, Русский национальный собор. В работе Конгресса гражданских и патриотических сил принял участие вице-президент А. В. Руцкой. 23 февраля в Москве и многих городах России прошли антиправительственные митинги, на которых выдвигались лозунги восстановления СССР и свертывания реформ. Это свидетельствовало о новом распределении политических сил, ведь до сих пор «улицей» безраздельно владели демократические организации.
Сложившаяся к концу перестройки система власти противоречиво сочетала черты советской и парламентской демократии: всевластие Съезда народных депутатов при декларировании разделения властей. В стране продолжали работать органы власти, сформированные еще при СССР. Это прежде всего Советы народных депутатов во главе с Верховным Советом Российской Федерации. Они располагали законными возможностями тормозить движение России курсом, избранным командой Ельцина.

Первый «бой» между командой Ельцина и растущей оппозицией произошел на VI Съезде народных депутатов России, открывшемся 6 апреля 1992 г. Доклад Президента сопровождался протестующими и насмешливыми репликами, в зале стоял гул.
Еще более возмутило депутатов выступление и.о. премьер-министра Е. Т. Гайдара, в котором главным основанием для оптимизма была названа обещанная Западом экономическая помощь: якобы только в 1992 г. будет выделено 24 млрд долларов. 11 апреля в ходе голосования поправок к постановлению об экономической реформе министры покинули зал заседаний и подали Президенту прошение об отставке. 15 апреля этот демарш вынудил Съезд принять политическую декларацию, составленную так, что каждая из сторон конфликта могла найти в ней отражение своих стремлений.
Остальные заседания Съезда посвящались приведению Конституции России в соответствие с новыми реалиями, возникшими из-за распада СССР. При этом ни одно предложение, касающееся распределения власти (как со стороны Президента, так и со стороны оппозиции), не набрало необходимого для принятия решения числа голосов. 21 апреля Съезд завершил работу.
VII Съезд народных депутатов (1—14 декабря 1992 г.) стал самым напряженным и драматическим из всех. Накануне его открытия, 30 ноября, Конституционный суд РФ завершил рассмотрение «дела КПСС». Суд признал конституционными указы Президента Ельцина от 23 августа 1991 г. «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 г. «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 г. «О деятельности КПСС и КП РСФСР».
Открывающий Съезд доклад Президента Ельцина депутаты даже не стали обсуждать. Напротив, доклад председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова завершился бурной овацией и задал тон 5-дневным дебатам, в которых вновь жестко критиковалось правительство. Два дня депутаты обсуждали поправки к Конституции. Из числа принципиальных для распределения власти прошла следующая: депутаты получили право утверждать или отклонять кандидатуры силовых министров и министра иностранных дел. Внесенную Президентом на должность председателя правительства кандидатуру Гайдара Съезд 9 декабря отклонил («за» — 467 голосов, «против» — 486).
В речи 10 декабря Президент заявил, что «с таким съездом работать невозможно». Он жестко оценил деятельность Хасбулатова как «главного проводника обанкротившегося курса». Ельцин призвал решить спор посредством референдума по вопросу: «Кому вы поручаете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение Российской Федерации: нынешнему составу Съезда и Верховного Совета или Президенту России?»
Завершая свое короткое выступление, Ельцин призвал своих сторонников выйти из зала заседаний и собраться в Грановитой палате Кремля. За ним последовали около 100 депутатов. Хасбулатов немедленно заявил, что подает в отставку, и, передав ведение заседания Ю. Ф. Ярову, вышел из зала. Регистрация показала, что кворум на Съезде сохраняется (715 депутатов — на 24 больше необходимого минимума). Поэтому Съезд продолжил работу согласно повестке дня, и в частности не принял отставку Хасбулатова (спикер вернулся в президиум и повел заседание дальше). Выступил вице-президент Руцкой, заявивший о верности «Конституции, закону, Съезду, российскому народу» (Президент России из перечня выпал, конечно же, не случайно), были заслушаны силовые министры, заявившие о своей верности Конституции.
Кризис отношений между Президентом и парламентом затягивался. Выход из ситуации нашел председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, выступивший с призывом к компромиссу и немедленным консультациям. 12 декабря Съезд принял постановление «О стабилизации конституционного строя» из 9 пунктов, согласно которому на 11 апреля назначался референдум по основным положениям новой Конституции, а принятые поправки к Конституции «замораживались».

Президент внес кандидатуру B. C. Черномырдина, который и стал с 14 декабря 1992 г. премьер-министром, получив 721 голос.
В марте 1993 г. достигнутый компромисс был отменен внеочередным VIII Съездом (10—13 марта 1993 г.). Референдум назначен не был. 20 марта Президент Ельцин выступил с телеобращением, в котором сообщил, что им подписан указ «Об особом порядке управления до преодоления кризиса». 23 марта Конституционный суд усмотрел в действиях Президента основания для начала процедуры импичмента (отстранения от должности). 26 марта открылся IX Съезд народных депутатов Российской Федерации, на котором предстояло голосование по импичменту. Президент приказал руководителю своей охраны А. Коржакову быть готовым к разгону Съезда.

23 сентября начал работу X (чрезвычайный) Съезд народных депутатов. Он начал формировать новое правительство. В первую очередь депутаты назначили министров силовых ведомств.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II несколько раз предпринимал попытки примирить противоборствующие стороны, не допустить кровопролития. Но напряжение в обществе было слишком велико. Политики с обеих сторон вели дело к открытому столкновению.
Белый дом был оцеплен милицией. Там отключили воду и электричество. Затем подходы к нему перекрыли заграждениями из колючей проволоки. Пищу восставшим проносили добровольцы из нелегальных «штабов» разного рода оппозиционных организаций.
На территории Москвы то и дело вспыхивали волнения, доходило до вооруженных конфликтов. Решающие события произошли 3 октября 1993 г. Многотысячные толпы демонстрантов, сторонников Верховного Совета, одержали победу в столкновении с милицией. Беспорядки начали перекидываться от Белого дома в другие районы столицы. Вооруженные отряды оппозиции в ночь с 3 на 4 октября предприняли попытку захватить телецентр «Останкино» и разоружить отделения милиции, расположенные в районе станций метро «Краснопресненская» и «Улица 1905 года». И то и другое не удалось.
Утром 4 октября сторонникам Ельцина удалось собрать сводный штурмовой отряд. Под прикрытием милицейских заслонов он обстрелял из танков Белый дом. Затем разгромленное, закопченное здание было занято сотрудниками спецподразделения «Альфа». Этот кризис не обошелся без жертв.
В столкновениях погибли 28 военнослужащих и сотрудников МВД и более 100 гражданских лиц: 12 на улицах, 45 человек — в районе телецентра «Останкино», 75 человек — при обстреле и штурме «Дома Советов». 3 и 4 октября 1993 г. — траурные, черные дни российской истории...
Политики, общественные деятели, представители культуры и искусства России разделились в оценке происходивших событий.
Многие одобрили действия Президента, но немало было и тех, кто оценил их как антиконституционный переворот. Граждане России воспринимали происходящее с тревогой, что отразилось на результате ближайших выборов.
Вскоре произошла ликвидация не только Верховного Совета, но и всей системы местных Советов. Ушел в прошлое старый герб РСФСР, и ему на смену явился двуглавый орел.

Выборы 1993 г. и период
перманентного кризиса власти

Силовое решение конфликта между Президентом и парламентом исчерпало кризис двоевластия. Эпоха 1991—1993 гг. была переходной: основной ее смысл заключался в устранении всех значительных сил и органов власти, которые могли бы способствовать реставрации СССР или сохранению советского строя в рамках России. К концу 1993 г. эта задача была новой властью решена.
Но прекращение двоевластия и устранение источников реставрации не сняли политической напряженности в стране. Истории известно множество случаев, когда главы исполнительной власти (чаще всего президенты) разгоняли парламенты. Обычным исходом в таких случаях становилась диктатура. Однако именно этот путь для России был закрыт. Не говоря уже о некоторых ограничениях, которые накладывали демократические лозунги, с которыми новое руководство пришло к власти, для такой диктатуры просто не было достаточных ресурсов. Военной диктатуры быть не могло хотя бы потому, что Ельцин не военный. Вдобавок во время кризиса армия хотя и сохранила лояльность Президенту, но держалась пассивно и в целом оставалась в стороне. Была исключена и партийная диктатура, подобная власти большевиков, — у Президента Б. Н. Ельцина не было партии, а поддерживавшее его демократическое движение противилось партийным формам. Был и еще один, и очень важный, фактор, препятствовавший становлению открытой диктатуры: российская власть оказалась в сильной зависимости от Запада, который не дал бы согласия на такое развитие событий.
Это накладывало ограничения на выбор Ельциным и его соратниками методов «закрепления у власти». Оно должно было быть достигнуто при сохранении демократической формы. Демократия могла быть имитационной: как бы ни проголосовали избиратели на выборах парламента, правительство останется таким, каким его назначит Президент.
Юридически основы государственного строя постсоветской России и рыночной экономики заложила Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (референдум официально именовался не референдумом, а всенародным голосованием, чтобы обойти требование Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», по которому для принятия решений об изменении Конституции требовалось одобрение этого большинством от общего числа избирателей).
12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование и выборы в новый парламент. Такое совмещение несло в себе определенный риск: если за Конституцию проголосовали бы менее 50% избирателей, то выборы в парламент оказались бы незаконными. Тогда новый орган законодательной власти страны не мог бы начать работу. Это обстоятельство добавляло нервозности в обществе. Но все обошлось благополучно. В голосовании приняли участие 54, 8% избирателей. За принятие Конституции проголосовали 58, 4% избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты голосования и текст принятой Конституции были опубликованы 25 декабря 1993 г. Именно этот день считается официальным днем вступления в силу Конституции Российской Федерации.
В Российской Федерации была учреждена новая политическая система. Основной закон позволил предотвратить гражданскую войну и распад России по сценарию СССР.
На проходивших одновременно выборах депутатов Государственной Думы неожиданного успеха добилась Либерально-демократическая партия, возглавляемая В. В. Жириновским. Это был результат одновременного снижения популярности Президента и ослабления веры в КПРФ как действенную оппозиционную силу после событий 3—4 октября 1993 г. Успех же партии Жириновского показал, насколько велик в обществе запрос на патриотизм.
После вступления в силу Конституции 1993 г. Россия стала президентско-парламентской республикой. Согласно новой структуре, законодательную власть в Российской Федерации осуществлял парламент Российской Федерации — Федеральное собрание, которое состояло из двух палат. В нижнюю палату — Государственную Думу — входили депутаты, избираемые напрямую гражданами Российской Федерации. В верхнюю палату — Совет Федерации — входили представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В регионах законодательную власть осуществляли избираемые народом законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ (законодательные собрания, думы и т. д.).
Федеральную исполнительную власть осуществляло Правительство РФ, возглавляемое председателем правительства. Исполнительными органами власти РФ являлись федеральные министерства, службы и агентства. На уровне субъектов РФ исполнительную власть осуществляли органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации), возглавляемые главами исполнительной власти субъектов РФ (губернаторами, главами администраций, президентами республик и т. д.).
Судебную власть осуществляли высшие федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд), федеральные суды (общего судопроизводства и арбитражные), а также суды субъектов Федерации (мировые, конституционные и уставные).
Ключевую роль в системе государственной власти отныне играл Президент Российской Федерации, который не входил ни в одну из ветвей власти. Президент являлся главой государства. Он выступал гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определял основные направления внутренней и внешней политики государства, издавал указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. С помощью специальных согласительных процедур Президент становился арбитром в разрешении разногласий между властями федерального и регионального уровней, а также между властями субъекта Федерации. Являясь Верховным главнокомандующим российскими Вооруженными силами, Президент становился руководителем всех силовых ведомств.
Надо было добиться лишь одного: избиратели на относительно свободных (и главное, воспринимаемых как свободные) выборах, при наличии формальной альтернативы, должны были проголосовать за Ельцина.
А для этого требовалось завоевывать поддержку элит. Или даже попросту создавать элиты, всецело обязанные правящей группе своим положением. Средством нового сплочения элиты вокруг власти стала приватизация. Естественно, что приватизация, проводимая властью, находящейся вне общественного контроля, порождала переплетение государственного аппарата с новым классом крупных собственников и своего рода круговую поруку власти и собственников, равно как и общая заинтересованность элиты в сохранении у власти Ельцина. Ведь приход к власти оппозиции привел бы к пересмотру результатов такой приватизации.
Такая неустойчивая ситуация в конце концов не могла не привести к противоборству. Атмосфера стала постепенно накаляться с февраля 1994 г. Открытый вызов прозвучал в постановлении Думы от 23 февраля 1994 г., объявляющем амнистию лицам, находившимся под следствием в связи с событиями 21 сентября — 4 октября 1993 г. В пику инициативе Президента о заключении гражданского мира оппозиция объявила о создании движения «Согласие во имя России». Среди его учредителей фигурировали А. Руцкой, А. Лукьянов, В. Зорькин, А. Тулеев, Г. Зюганов, С. Бабурин, С. Говорухин. Летом 1995 г. Государственная Дума выразила недоверие правительству и неудачно попыталась инициировать импичмент Президента.
В тот же период в российском обществе усиливалась ностальгия по скромной, но безопасной жизни советской эпохи. Росла обида на то, что Россия потеряла свое место в мире. Эти настроения обеспечили укрепление позиций коммунистов, еще недавно изгнанных с политической сцены страны, и потерю электората либералами. Это означало, что Президент Ельцин и его правительство не могли опереться на поддержку парламента в проведении рыночных преобразований.
Продолжилось дальнейшее падение престижа Президента. Оно было вызвано результатами действий правительственных сил на Северном Кавказе и отсутствием плодов широко разрекламированных реформ, ростом коррупции, падением экономических показателей и общего уровня жизни. Ельцин практически утратил доверие избирателей. Его рейтинг в начале 1996 г. не превышал 4—5%. К тому же не было секретом, что Президент серьезно болен. Президентские выборы были назначены на лето 1996 г. Все шансы выиграть их были у лидера коммунистов Г. А. Зюганова, который предлагал возврат к ценностям советского периода.
Однако большинство избирателей, в массе своей недовольных результатами правления Б. Н. Ельцина, как раз не хотели реставрации советского прошлого. А главное, не считали ее возможной. Еще в 1994 г. опрос Всероссийского центра общественного мнения показал, что 70% респондентов считают невозможным возврат к тому, что было до 1985 г. Поэтому Б. Н. Ельцин мог апеллировать и к нежеланию более чем половины избирателей вернуться в прошлое, и в неверие более чем 2/3 граждан в саму возможность такого возврата. Активная избирательная кампания, проведенная с напряжением всех сил государственного аппарата и с привлечением колоссальных ресурсов созданного благодаря приватизации крупного капитала, позволила реализовать эти возможности. Довершила дело комбинация с переходом на сторону Б. Н. Ельцина «призера» первого тура выборов — получившего почти 15% голосов харизматического генерала А. И. Лебедя, занявшего пост секретаря Совета безопасности.
Вдобавок Г. А. Зюганов и руководство КПРФ отлично понимали, что оппозицию, идущую на выборы под лозунгом «Банду Ельцина — под суд!», к власти никогда не допустят. Победа такой оппозиции будет означать гражданскую войну. В марте думская фракция КПРФ получила выразительное подтверждение готовности Б. Н. Ельцина пойти на силовые меры: после принятия Государственной Думой постановления, отменяющего ратификацию Верховным Советом РСФСР Беловежских соглашений, в аппарате Президента были подготовлены указы о роспуске Думы, запрете КПРФ и переносе президентских выборов на 1998 г. Ельцин не подписал эти указы лишь потому, что министр внутренних дел А. И. Куликов заявил, что сил МВД может не хватить на проведение в жизнь этих мер, а руководитель предвыборного штаба А. Б. Чубайс заверил, что выборы будут выиграны. Этот эпизод стал известен обществу лишь 3 года спустя, когда А. Куликов опубликовал в прессе отрывок из своих мемуаров. Но лидеры компартии об этом знали уже в марте 1996 г. и сделали свои выводы. Так, в критический период кампании, в 16 дней между первым и вторым турами, когда Б. Н. Ельцин слег с инфарктом, а два помощника А. Б. Чубайса были задержаны на проходной Белого дома с полумиллионом наличных долларов, упакованных в коробку из-под ксерокса, Г. А. Зюганов был пассивен и не использовал ни одного из идущих в руки козырей в предвыборной игре. По сути, оппозиция подыграла власти, позволив Б. Н. Ельцину победить на выборах.
Политическая система, включающая в себя «революционную», но бессильную прийти к власти оппозицию, была обречена на непрерывную череду кризисов. Неизбежные коллизии при этом усиливались личными особенностями Б. Н. Ельцина, который из-за своих болезней был не в состоянии в полной мере исполнять обязанности Президента. Следствием стала череда перестановок в правительстве. В его составе в 1994 г. было сделано 20 назначений и отставок, в 1995 г. — 11, в 1996 г. правительство было сформировано заново (хотя и с прежним премьер-министром), в 1997 г. — реорганизовано, в 1998 г. сменились три состава правительства.

Сепаратизм и угроза
распада России

После распада СССР геостратегическое положение России значительно осложнилось. Главный положительный фактор — прекращение противостояния с Западом — стал ослабевать потому, что восточноевропейские страны из союзников превратились в субъектов европейской политики, отнюдь не стремящихся быть мостом между Россией и Западом.
После распада СССР требовалось четко оформить национально-государственное устройство России. Согласно действовавшей Конституции, страна представляла собой федерацию. Руководство предприняло попытки сгладить остроту национально-государственных проблем. В марте 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор. Согласно этому документу, в состав Российской Федерации вошли 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область и 2 города федерального значения). По существу, предлагалась модель «договорной федерации», т. е. создание государства по типу США. Россия как государство должна была возникнуть лишь в результате согласия субъектов Федеративного договора на ее создание. Такая модель противоречила как исторической традиции России, веками существовавшей как централизованное государство, так и реальности, в которой 66 из 89 регионов управлялись губернаторами, назначенными указами Президента Б. Н. Ельцина. Модель таила в себе и другую опасность — тем самым ее тогдашнее состояние признавалось состоянием отсутствия единого государства, состоянием «перехода»: РСФСР как части СССР уже не было, а России как самостоятельного государства еще не было. Однако Чечня и Татарстан отказались подписывать договор, Башкортостан сопроводил подпись целым протоколом оговорок. Федеральный Центр шел на существенные уступки регионам.
Однако уступки были восприняты как слабость Центра, и стремление к самостоятельности только усилилось.
Края и области стали выбивать себе все бó льшие полномочия. Например, было заявлено о создании Уральской республики на территории Свердловской и соседних областей. С этими же целями пытался поставить вопрос о Южноуральской республике в 1993 г. Челябинский областной Совет.
Сепаратистские настроения в бывших автономных республиках нашли отражение на Конституционном совещании, где выдвигались такие предложения, как создание федерации из национальных республик и одной «Русской республики», которая объединила бы все края, области, автономные округа и автономную область. Этот проект предложил президент Калмыкии (Республики Хальмг Танч) К. Илюмжинов. Такой вариант при сохранении двоевластия вел к распаду России по модели распада СССР.
Конституция России, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, сняла часть проблем, зафиксировав равноправие субъектов Федерации в отношениях с Центром. Однако декларированное равноправие не стало фактическим. Федеральная власть ввела практику подписания договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Федерации. Последние стремились получить как можно больше самостоятельности. В итоге некоторые республики (Башкортостан, Татарстан, Якутия) получали значительно бó льшие права, чем прочие субъекты Федерации. Противостоять этому Центр не мог в силу отсутствия дееспособного государства.
В 1990-е гг. продолжилось ухудшение национальных отношений. Активное разрушение общегосударственного сознания привело к росту этнического самосознания. Очень важно в этом плане заметить волну переименований субъектов Российской Федерации: Марий Эл, Саха, Ичкерия и т. д. Новые названия отражали рост этнического или национального самосознания.
Существовала и проблема русскоязычного населения, которую правительство не смогло достойно решить. 25 млн русских и 5 млн представителей других российских народов оказались за пределами России. Им и еще 2 млн беженцев не была оказана должная помощь.
Вершиной кризиса Федерации стали события в Чечне. В сентябре 1991 г. «Объединенный комитет чеченского народа» во главе с Дж. Дудаевым захватил власть в Чечне, объявив о создании республики Ичкерия. Дудаев демонстрировал предельное подозрение к федеральной власти и собственную силу публичными акциями: разгоном умеренной оппозиции в Грозном, смертными казнями с выставлением напоказ отрубленных голов на площадях и т. д. В 1992—1994 гг. из месяца в месяц в южных регионах России захватывались автобусы с заложниками, разворовывались поезда, из Чечни изгонялось нечеченское население.
Российское руководство решило пойти на силовые меры. В ноябре 1994 г. Президент Ельцин отдал приказ о подавлении вооруженного мятежа в Чечне. Началась так называемая Первая чеченская война (1994—1996). Российское командование недооценило противника. Зимой 1994/1995 гг. прошли кровавые сражения за город Грозный. Летом 1995 г. группа боевиков под командой Ш. Басаева захватила больницу в городе Буденновске Ставропольского края. Спешно стянутые в город федеральные силы готовились к штурму, но возможные потери оценивались как доходящие до половины всех заложников. Премьер-министр B. C. Черномырдин взял на себя ответственность и вступил в переговоры с Басаевым. В итоге бандиты оставили город и ушли в Чечню. Начавшиеся после этого мирные переговоры сепаратисты использовали для восстановления и перегруппировки своих сил.
В конце 1995 г. боевые действия активизировались на всей территории республики. В декабре развернулись ожесточенные бои в Гудермесе — втором по величине городе республики. Затем были атака боевиков на дагестанский город Кизляр, бои в селе Первомайском, атака мятежников на Грозный 6—8 марта 1996 г. Затем чеченское командование перешло к оборонительным действиям в удерживаемых населенных пунктах и ударам по российским коммуникациям. К концу апреля федеральным силам удалось переломить ход военных действий в свою пользу. В ночь на 22 апреля был уничтожен президент республики Ичкерия Дудаев. Правительственные войска нанесли ряд поражений боевикам.
В преддверии президентских выборов 27—28 мая 1996 г. в Кремле состоялась встреча российской и ичкерийской делегаций (с участием Б. Ельцина и З. Яндарбиева), в ходе которой было достигнуто соглашение о перемирии с 1 июня 1996 г. и обмене военнопленными в двухнедельный срок по принципу «всех на всех».
После победы Ельцина на президентских выборах 1996 г. федеральный Центр по инициативе секретаря Совета безопасности А. И. Лебедя предпринял еще одну попытку разгромить мятежников. Но она оказалась безуспешной. В августе 1996 г. в Хасавюрте (Республика Дагестан) представителями Федерации и чеченских региональных властей были подписаны соглашения об урегулировании ситуации.
Хасавюртовские соглашения — мирный договор от 31 августа 1996 г., прекративший Первую чеченскую войну. Итогом договоренности стало окончание военных действий и вывод федеральных войск из Чечни. 27 января 1997 г. президентом Ичкерии был избран А. Масхадов. Де-факто Чечня стала независимой.
Подписанный договор не решил проблему. Чеченское руководство установило связи с международными террористическими сетями. На территории Чечни была сформирована террористическая инфраструктура, включающая лагеря подготовки боевиков, налаженные каналы проникновения в пределы России эмиссаров террористических организаций, поставок оружия и поступления денежных средств. Чечня, не таясь, готовилась к реализации плана, вынашиваемого в XIX столетии имамом Шамилем, — захвату Дагестана, а затем всего Северного Кавказа.
При этом в Чечню продолжали поступать федеральные средства. Однако получаемые из Москвы трансферты тратились не на восстановление республики, а на подготовку и оснащение новой армии.
После нападения боевиков на Дагестан в 1999 г. Российская Федерация в одностороннем порядке расторгла хасавюртовские соглашения.
Попытка Ельцина остановить развал страны дала неоднозначный результат. В условиях непрерывной борьбы с оппозицией, развала армии, деградации экономики военная компания только усилила кризис. Оказалось, что руководство страны не смогло решить чеченскую проблему ни силовыми, ни политическими средствами. Фактически Чечня выпала из состава России. Однако в ходе военных действий было доказано не только то, что сецессия (выход отдельного региона из состава страны) возможна, но и то, что платой за это является война. Это резко умерило накал сепаратизма в других республиках и охладило горячие головы. Сепаратистские движения в регионах России во многом маргинализировались и перестали быть влиятельной политической силой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.