Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение экономических учений. Экономическая мысль древнего мира и средневековья






 

Уже из названия лекции видно, что первые экономические воззрения зарождаются на заре человеческой цивилизации – в условиях древнего мира. Но ясно, что относительно завершенные, целостные обобщения, которые могут быть названы учениями, возникли не вдруг, не сразу. На формирование учения требуется время, порой немалое. А ещё требуется определенная база, задел для появления учения.

Такой базой явились суждения, оценки и рекомендации о хозяйственном управлении (экономике) представителей власти, духовенства, философов, ученых, представляющих естественные науки, крупных собственников, торговцев. Эти суждения были отрывочными, разрозненными, а поэтому справедливо говорить, что в древнем мире преобладает экономическая мысль, а не учения. Главной формой её выражения были нормативные акты – законы, поучения, предписания. Интересные сведения об экономике можно встретить в трудах философов, мыслителей. Наконец с этой целью можно использовать и литературные источники – произведения поэтов, предания, письма.

Поскольку хозяйство было натуральным, в них, как правило, преобладали практические рекомендации: будь то организация работ или роль государя, содержание престарелых или армии, ведения торговли или сбор налогов. Поэтому экономические взгляды этого периода называют нормативными – они поясняли КАК ДОЛЖНО быть организовано хозяйство: быть безубыточным, обеспечивающим рациональное воспроизводство ресурсов и т.д.

Оформившиеся на протяжении многих веков формы хозяйственных отношений пробудили интерес к теоретическому осмыслению их содержания, к первым попыткам научного анализа. Среди ярких представителей, кто обратился к решению этой задачи, представители разных государств и народов – мыслители Древнего Востока (Египет, Китай, Вавилон, Индия), Древней Греции и Рима. Важными источниками познания являются папирусы, найденные в Египте (XXII – XVIII вв. до нашей эры), сборники работ Конфуция (Китай, IV – III века до н.э.), трактат «Артхашастра» (Индия, IV-III века до н.э.).

Но наиболее значимыми в тот период для становления экономической теории стали работы древнегреческих мыслителей – Ксенофонта, Платона, Аристотеля (конец V – конец IV веков до н.э.). Ксенофонту принадлежат работы «Домострой» и «Экономикос», Платону – «Государство» и «Законы», Аристотелю – «Органон», «Никомахова этика», «Политика».

Все указанные ученые стремились назвать выгоды натурального хозяйства, способности его к саморазвитию. В числе последних – разделение труда, способность учесть потребности членов хозяйства, возможность регламентации хозяйственной деятельности. Много внимания они уделяли совершенствованию государственного устройства как важному условию согласования интересов групп населения, сословий. В числе их идей встречаются такие, которые реально никогда не могли быть осуществлены, но в ряде случаев их суждения поднимаются до уровня теоретических обобщений. В частности, обратившись к сфере обмена Платон и Аристотель указали на влияние, которое могут оказать торговля и денежное обращение на хозяйственное устройство: подорвать основы натурального хозяйства, усилить дифференциацию населения. Аристотель, в частности, указывая на возможность обогащения посредством торговли, ростовщичества, считал этот вид деятельности неестественным для деятельности человека и определил её как «хрематистика».

И Аристотель, и Ксенофонт, кроме того обратили внимание на роль цены. Оба заметили, что цены на товары не являются стабильными, что в свою очередь нарушает пропорции обмена. Наблюдаемые изменения в обмене они справедливо связывали со свойствами товаров, денег, интересами и потребностями людей. Это внимание к взаимосвязям в сфере товарно-денежных отношений уже само по себе заслуживает уважения: оно стало важной подсказкой для последующих исследователей.

Да и в целом, мыслители древности оставили нам много удивительно точных высказываний, оценочных суждений о жизнедеятельности человечества, поведении людей, этике и морали. Знание их служит признаком образованности и культуры современного человека.

В Древнем Риме (III век до н.э. – I век н.э.), наряду с описанием устройства хозяйства и принципами управления им, были предприняты попытки предложить пути повышения эффективности земледелия, рационального использования труда рабов. Среди представителей древнеримской экономической мысли были Марк Катон (ему принадлежит работа «О земледелии»), Марк Варрон (работа «О сельском хозяйстве»), Тиберий и Гай Гракхи, Луций Колумелла. То, что объектом внимания стало сельское хозяйство объясняется несколькими причинами. Но несомненно и то, что росли потребности людей, росла их численность, а это заставляло обратиться к вопросам улучшения плодородия почвы, повышения производительности сельскохозяйственного труда.

Латинский и древнегреческий языки, будучи составной частью образования почти во всех странах Европы, несомненно оказали влияние на экономические воззрения средневековья (III – ХI века).

Преобладающим на ранних этапах средневековья оставалось сельскохозяйственное производство. Но в сфере социальных отношений стало все более заметным социальное расслоение, возникают новые виды производств (ремесел), появляются все новые города и торговые пути. А отсюда, и новые потребности, и продолжающийся поиск путей их удовлетворения.

Источниками, позволяющими познакомиться с характером экономики этого периода, являются «Салическая правда» – сборник нормативных актов в Королевстве франков (начало VI века), «Капитулярий о поместьях» (начало IX века). В них регламентировались правила взаимоотношений между сословиями, крепостными крестьянами и их хозяевами, правила наследования, рекомендовались формы и методы ведения хозяйства.

Одной из особенностей средневековой экономической мысли было тесное переплетение её с религиозной идеологией. Не случайно поэтому одним из видных представителей экономических взглядов стал монах Фома Аквинский (XIII век, Италия; известен своими лекциями в Парижском университете и ряде городов Западной Европы). Ему принадлежат работы «О правлении государей», «Сумма теологий».

В его воззрениях вера в Бога переплеталась с обобщениями вполне объективного характера. В принципе, по его мнению, вся деятельность людей делится на «угодную Богу» и «неугодную Богу»: угодно Богу, чтобы человек был богатым, значит, он и будет таковым; существуют сословия, верховная власть, частная собственность – стало быть, и это предопределено свыше.

Фома Аквинский был последователем Аристотеля. Он много внимания уделил товарно-денежным отношениям – роли денег, цене, торговой и ростовщической прибыли. В поле зрения этого мыслителя попали также вопросы о богатстве, разделении труда, обмене в целом. Вот основные выводы из экономического учения Ф. Аквинского:

- накопление богатства не должно являться высшей целью человека;

- труд должен стать обязанностью всякого, ибо только он может избавить человека от лености и безделья;

- обмен должен быть справедливым, т.е. цены товаров не должны наносить ущерба ни продавцу, ни покупателю;

- торговая прибыль допустима, если она получена из справедливых сделок; ценность денег должна устанавливаться государством.

Как видим, идея справедливости для Ф. Аквинского является важной, но сама справедливость у него двойственна: богатство и нищета неизбежны, как и выгоды из торговли: для низших слоев – одни, для феодалов – другие, а ростовщический процент необходим в силу риска. Но сам факт анализа важнейших категорий обмена получил в дальнейшем высокую оценку и был использован при изучении ценообразования, прибыли и содержания богатства в работах последующих мыслителей.

В странах Востока к выяснению экономических отношений обратились Мухаммед (VII век, Аравия), Ибн-Хальдун (XIV век, север Африки).

Мухаммед известен как основатель ислама и автор его главного писания – Корана. Его идеи затрагивали в основном правовые отношения, закрепляли частную собственность. Вместе с тем обязательной нормой поведения должна была стать благотворительность, добровольная милостыня.

Ибн-Хальдун известен как историк и философ. Его главный труд – «Книга назидательных примеров по истории арабов…». В нем также оправдывается дифференциация населения по сословиям, по богатству. Это состояние имеет божественное происхождение и поэтому не может быть устранено. Но совокупное, общественное богатство может быть приумножено ростом городов, производством прибавочного продукта, трудом населения и ограничением расточительства, развитием ремёсел. Он дал первую известную нам периодизацию развития общества: 1. Дикость. 2. Жизнь в сельской местности. 3. Жизнь в городах.

Повсеместное распространение ремесел, активизация торговли (городская жизнь) обусловили возросшую роль денежного обращения, а затем и сами стали зависеть от количества денег, от скорости их обращения. Поэтому истории экономической мысли средневековья известны имена тех мыслителей, которые первыми высказали идеи относительно зависимости уровня цен от количества денег, находящихся в обращении. Среди них – французский ученый – Николай Орезм, польский астроном Николай Коперник, юрист Ж. Боден (Франция). Основная идея, которую обосновывали они, сводится к выводу о том, что цены товаров находятся в обратной зависимости от количества денег. Это было новым по сравнению с традиционными утверждениями – к росту цен приводит «порча» денег, а определяет ценность денег государь. Поэтому есть основания считать, что появление количественной теории денег относится к XV – XVI векам.

Аспекты хозяйственного управления можно встретить и в дошедших до нас документах, летописях средневековой Руси. Основным источником сведений об экономических отношениях этого периода является «Русская правда» – свод законов Киевского государства (XII – XIII века). Его создание связано с именами Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. В «Русской правде», как и западно-европейских нормативных уложениях, закреплялось сословное деление, порядок сбора налогов, правила торговли, права князей и феодалов.

В XVI – XVII веках появились работы И. С. Пересветова и Ермолая Еразма – сторонников умеренной эксплуатации крестьян, упорядоченных налогов и торговли.

 

 

Литература

1. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. Т. 1.
/ МГУ; Гл. редколл.: В. Н. Черковец (гл. ред.) и др. – М., 1987. Гл. 6 – 8.

2. История экономических учений / Под ред. В. Автономова и др.: Учеб. пособие. – М., 2001. – Гл. 1.

3. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М., 1996. – Гл. 1 – 6.

4. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. Изд. 4-е. – М., 2001. – Гл. 3.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Какой вид обмена более способствует экономическому развитию – обмен ради наживы или для удовлетворения производственных и личных потребностей? Какие на этот счет были суждения у Аристотеля, Ф. Аквинского?

2. Почему экономические воззрения древних мыслителей Западной Европы и Востока совпадали в своих основных идеях?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.