Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос119 Установление и прекращение консульских отношений.






Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут устанавливать­ся и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отноше­ний. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой авто­матически разрыва консульских отношений.

Практика знает два вида кон­сульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреж­дения.

СССР в середине 20-х годов стал инициатором введения в международную практику института «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов в составе дипломатических представительств.

Между установлением консульских отношений и фактическим открытием отдельного консульского учреждения может быть раз­рыв во времени, поскольку по согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении консульских отно­шений, но и для каждого конкретного случая — об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахожде­нии, классе, территориальных пределах его деятельности в госу­дарстве пребывания. Консул и любое другое консульское должностное лицо считаются приступившими к исполнению своей миссии с момента вступ­ления в должность. Для этого необходимо, чтобы лицо было на­значено компетентными органами представляемого государства и признано властями государства пребывания. Во многих государствах, в том числе и в России, вопросы на­значения своих и приема иностранных консулов входят в компе­тенцию ведомств иностранных дел.

Консульское право не предусматривает обязательного получе­ния предварительного согласия принимающего государства. Од­нако в двусторонние консульские договоры и конвенции многие государства включают положения, предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы консульского учреждения.

Для выполнения консулом своей миссии необходимо получе­ние консульского патента и экзекватуры.

Консульский патент - это документ, выдаваемый компетен­тными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельно­го консульского учреждения. В нем указываются полное имя на­значаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется правительству государства пребывания. По получении консульского патента власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консу­лом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функ­ций в консульском округе. Получив экзекватуру, консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма выдачи экзекватуры регулируются законодательством принимающего го­сударства.

Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на кон­сульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения моти­вов. В зависимости от времени выдачи экзекватуры, а также от ранга определяется старшинство консула по отношению к другим членам консульского корпуса, то есть другим главам консульских учреждений в данном пункте государства пребывания. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех находя­щихся в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей, нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульс­ких отделов дипломатических представительств. Консульский корпус возглавляется дуайеном, то есть старшим по рангу и времени получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониаль­ные функции. В государстве пребывания может быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.

Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как правило, не требуется направления консуль­ского патента и получения экзекватуры. Они, как и другие сотруд­ники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус тако­вых. Об их назначении извещаются власти государства пребыва­ния.При изменении пределов консульского округа или класса гла­вы самостоятельного консульского учреждения от него требуется получение новых патента иэкзекватуры. Для других членов пер­сонала консульства этого не требуется.

Власти государства пребы­вания информируются об их назначении на соответствующую должность.

Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консу­лов. Нештатный консул — это лицо, не состоящее на государ­ственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консуль­ские функции. Нештатными консулами могут быть граждане пред­ставляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях:

1) отозвание консула представляемым государством; 2) аннулирование экзекватуры государством пребывания; 3) исте­чение срока консульского патента; 4) закрытие консульского уч­реждения в данном пункте; 5) прекращение консульских отноше­ний в целом; 6) война между государством пребывания и представляемым государством;

7) смерть консула; 8) выход терри­тории, где находится консульский округ, из-под суверенитета го­сударства пребывания.

Первый из вышеперечисленных случаев наиболее распростра­нен и в основном имеет место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства пребывания. При этом государст­во пребывания извещается, желательно заблаговременно, о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается экзеквату­ра. Аннулирование экзекватуры происходит гораздо реже, как правило, в результате нарушения консулом законов государства пребывания. При этом, согласно ст. 23 венской конвенции о кон­сульских сношениях 1963 года, консул может быть объявлен perso­na поп grata и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве. Государство пребывания в этом случае не обязано мотивировать причины аннулирования экзеква­туры. В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту интересов своих соотечественников в государст­ве пребывания консулу третьего государства

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.