Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Характеристики локальной психической и локальной знаковой сред, пригодных для адекватного отражения целостных объектов.






4.0. Целенаправленное формирование новых ЛПС, не содержавшихся до того в психической системе, либо за счет актуализации латентных психических функций, либо путем объединения и сложного сочетания естественных психических механизмов, сред или их фрагментов порождает новые искусственные психические реальности. Противопоставление естественного и искусственного по отношению к психическим системам достаточно условно. Любое воспитательное или развивающее действие тоже является, строго говоря, продуктом той или иной технологии и потому может быть зачислено в класс искусственных. Тем не менее различение полезно. Мы склонны называть естественными процессы, инициированные приемами, соотносящимися со смысловым полем культуры, к которой принадлежит носитель психической системы. Эти приемы порождены культурой и потому представляют собой входящие в ее тело и не выпадающие из него элементы. Процесс является искусственным, если он несет в себе угрозу порождения дисгармоничных по отношению к смысловому полю культуры феноменов. Такие феномены по своей сути внекультурны и либо подлежат последующей ассимиляции, либо отвергаются культурой и исчезают из практики. Выстраивая те или иные психотехнологии, мы должны помнить об этом и никогда не упускать из виду критерий культурной включенности по отношению к технологии. Поэтому столь важна преемственность терминов, теоретических и методологических схем и образов при психотехнологических разработках.

4.0.1. По отношению к психическим системам удобно использовать не противопоставление " естественное — искусственное", а оппозицию " спонтанное -целенаправленное".

4.1. Целенаправленное формирование ЛПС, соответствующей поставленной задаче, означает, что дано описание того, каким образом воспроизводятся в ЛПС кардинальные свойства моделируемого класса объектов (в нашем случае — целостных организмических объектов), как строится ядерная функция (или совокупность функций) данной ЛПС и в чем ее отличие от нормативных (мы принимаем в качестве нормативных пять юнговских функций с тем чтобы получить точку отсчета в описании характера смещения формируемой функции по отношению к исходной психической системе), какова " карта" ЛПС и ее положение в психическом " пространстве", какие психологические феномены отобраны в качестве исходной базы для начала построения ЛПС, как происходит ассимиляция этих феноменов психонетической схемой, что представляет собой соответствующая ЛПС локальная знаковая среда и каковы способы взаимодействия и процедуры взаимоотражения ЛПС и ЛЗС.

Ответив на эти вопросы, мы можем перейти к проектированию этапов построения адекватного задаче языка и после этого — к выделению из общего массива психотехник тех приемов, которые в совокупности образуют психотехническое обеспечение процесса.

4.2. Семантический континуум и семантические инварианты. Учитывая параллели, которые можно провести между описаниями перцептивных универсалий и унитарных восприятий мы постулируем их отнесенность к одному классу объектов, поступая при этом теоретически непродуманно, но технологически конструктивно. Приоритет в описании этого класса как вполне определенной ЛПС принадлежит В.В.Налимову[56] и вслед за ним мы будем называть ее семантическим континуумом. Налимов поясняет это название следующей метафорой, выделяя еще один аспект семантического континуума — семантический вакуум:

"... изначально все возможные смыслы как-то соотнесены с линейным континуумом Кантора — числовой осью µ на которой в порядке возрастанияих величин расположены все вещественные числа. Иными словами, смыслы Мира спрессованы так, как спрессованы числа на действительной оси.

Спрессованность смыслов — это нераспакованный (непроявленный) Мир — семантический вакуум" [57].

4.2.1. Т.о., семантический континуум (СК) представляет собой особую психическую среду, частью которой являются внемодальные унитарные восприятия и перцептивные универсалии. Объекты СК внемодальны, внечувственны и имеют чисто смысловую природу. Учитывая терминологический контекст нашего рассуждения и то, что и перцептивные универсалии и унитарные восприятия являются неизменяемым стержнем, объединяющим и идентифицирующим различные их чувственные проявления, мы будем называть объекты, из которых составлен СК, семантическими инвариантами (СИ).

4.2.2. К классу семантических инвариантов естественным будет отнести и юнговские архетипы, равно как и психические соответствия конкретных энтелехий и тому подобных объектов. Понятно, что архетип Героя или Великой Матери несоизмерим по своей мощи и значимости с унитарным восприятием телеги, но, следует признать, что их характеристики как определенных психических образований, процедуры их соотнесения с развернутыми в признаковом пространстве образами и процедуры их различения совпадают.

4.2.3. Семантические инварианты являются чисто смысловыми образованиями, формы как таковые здесь отсутствуют и потому процедуры различения СИ могут быть проведены лишь вне опоры на формальные признаки. Различия семантических инвариантов не могут быть описаны в обычном языке, ибо объекты описания здесь точечны, нерасчленены и выявляют свои различия лишь в чувственном проявлении. Семантический континуум — область диспозиций-предуготовленностей, " семени санскар".

4.2.3.1. Процедура различения сопряжена с процедурой сопоставления СИ с соответствующим ему развернутым образом, но если мы убираем эту вторую часть, то остаемся лишь с невыразимым в развернутом языке переживанием качественной потенциальности данного этого семантического инварианта. Это переживание включается как необходимый компонент во все юнговские функции, но не совпадает ни с одной из них. Переживание качественной потенциальности вне процедуры сопоставления остается замкнутым в себе и приобретает конструктивное психонетическое значение лишь в процедуре сопоставления.

4.3. Разворачивание семантического инварианта в средах проявления. В реальной психической системе сопоставление СИ с развернутым образом представляет собой, как правило, не процесс, а одномоментный акт. В таком виде процедура сопоставления не может выступить в роли психического соответствия организмическому процессу. Процедура сопоставления в этом случае может лишь привести в соответствие СИ и различные его проявления в различных психических средах. Нам же нужен такой разворачивающийся во времени психический процесс, отдельные пункты которого можно было бы сопоставить с любым вычленяемым пунктом организмического процесса, протекающего в технической среде организмического КТК. Поэтому для нас процедура сопоставления должна одновременно являться процедурой разворачивания внеформального семантического инварианта в континууме формальных чувственных сред различной модальности, степени дифференцированности и полноты.

4.3.1. Последовательное разворачивание СИ в чувственной среде с последовательной дифференцировкой и появлением новых элементов может быть представлено как последовательное прохождение СИ континуума психических сред, начиная со среды семантического континуума. При этом в чувственных средах СИ соответствуют определенные формы, зависящие как от СИ, так и от характеристик сред. Этот ряд форм, соответствующих одному СИ в дальнейшем мы будем называть формой-носителем семантического инварианта. Среды, в которых форма-носитель обретает определенный вид, будут именоваться средами проявления. Траектория разворачивания СИ проходит через различные среды, представляя различные видоизменения формы-носителя.

4.3.2. Чем дифференцированнее среда проявления, тем более дифференцированным и сложным становится проявляемый в среде образ. Для упорядочения описываемого процесса мы должны расположить среды проявления в иерархически упорядоченную последовательность по степени дифференцировки среды. Тем самым средовой континуум приобретает определенное строение. При этом в один слой сред с одинаковой дифференцированностью попадают среды разных модальностей или подсреды одной модальной среды. Понятно, что возможная траектория разворачивания образа разветвляется сообразно разветвлению сред. Образ проявленный в менее дифференцированной среде обладает большей целостностью, в его переживании больший вес имеет исходный семантический инвариант, чем в более дифференцированном варианте. Большая дифференцированность означает и большие возможности для восприятия отдельных частей как целостностей, а следовательно, и для сопоставления этих частей с семантическими инвариантами, отличными от исходного. Можно утверждать, что после прехождения определенного порога сложности образ не может существовать как целостность, соответствующая исходному СИ. Тогда целостность становится суммативным образованием, " холос" превращается в " мерос". Исходя из этого соображения, траекторию разворачивания образа впредь мы будем именовать линией проведения форм-носителей, или, для краткости, НМ-линией (holos — целое, meros — часть).

4.4. Среды проявления. Выделяя из психической среды отдельные локальные среды проявления, мы создаем предпосылки для формирования новой упорядоченности психических содержаний в пределах исходной психической системы. Естественная, первичная упорядоченность как правило не совпадает с той, которая необходима для решения технологических задач. Мы создаем новую упорядоченность вначале как проект, как квазитеоретическое описание, а затем, в ходе проведения психонетических операций и применения психотехнических приемов -как психическую реальность. Исходная упорядоченность складывается под воздействием множества случайных причин, технологически упорядоченная ЛПС должна быть единообразной для всех ее носителей.

4.4.1. Первой средой, через которую проходят все НМ-линии после семантического континуума, является аморфная среда. Здесь еще не задана модальность среды, нет упорядоченных, проецируемых вовне форм, но, тем не менее, есть неопределенные чувственные переживания. Эта среда является психонетической конструкцией, но в естественной психической среде ей соответствует область особых неопределенных переживаний, нелокализуемых в какой-либо части тела, не соотнесенных ни с какой модальностью. Такие переживания часто возникают в ходе экспериментальных процедур по отработке психотехнических приемов, соответствующих психонетическим операциям в начальной стадии разворачивания СИ, когда возникают первые чувственные переживания, и в конечной стадии сворачивания формы-носителя при переходе от чувственного образа к его семантическому инварианту. В естественных условиях этой области соответствует диффузное беспокойство, предшествующее формированию гештальта (п. 3.1.3.).

4.4.2. За аморфной средой следует разделение на модальные, в том числе и полимодальные, среды. Они могут быть упорядочены различным образом. Та упорядоченность, которая рассматривается в данной главе, определяется выбором в качестве основной среды проявления визуальной модальной среды. У визуальных сред по сравнению со средами других модальностей, есть существенные преимущества — наибольшая дифференцированность зрительных восприятий и визуальных образов, прямое соответствие этих образов визуальным знаковым средам и наличие развитых средств фиксации любых визуальных форм в знаковых средах. Остальные модальности представляют собой интерес только с точки зрения отработки процедуры проведения форм-носителей по НМ-линиям.

4.4.2.1. Между аморфной и визуальной средами помещается полимодальный участок. Как правило, при психотехнической работе первые визуальные проявленные образы сопровождаются синестетическими компонентами различной модальности, которые должны быть полностью переведены в чисто визуальный ряд.

4.4.2.2. В визуальной среде, равно как и в других средах, есть свое соответствие аморфной среде, когда неопределенные визуальные переживания не могут быть сопоставлены ни с переживаниями формы, ни с цветом, ни с текстурой. В реальной психотехнической практике эти переживания длятся лишь мгновение, но с помощью специальных приемов их длительность можно увеличить. Эта среда, которую мы будем называть средой чистой модальности, не является обязательным участком, через которую проходит НМ-линия, она редко встречается в естественных условиях, но может использоваться для вспомогательных психотехнических задач.

4.4.2.3. От среды чистой модальности возможет переход либо к визуальной среде во всей ее полноте с последующим ограничением ее подсред теми или иными аспектами, достаточно произвольно выделяемыми различными теориями, либо к одной из многих ограниченных подсред с последующим переходом ко все более полным, богатым и дифференцированным подсредам.

4.4.2.4. Дифференцированность образа (формы-носителя), зависит от полноты среды проявления. Так среда цветных геометрических фигур может быть ограничена лишь различными вариациями треугольников или набором двух-трех цветов. Чем менее полна и дифференцирована среда, тем большее значение имеют нюансы взаимного расположения, ориентации и т.д. элементов формы-носителя для формирования смысловых переживаний.

4.5.Сворачивание формы-носителя. Помимо процедуры последовательного разворачивания образа, т.е. проведения формы-носителя по НМ- линиям, мыслима и осуществима и обратная процедура — сворачивают образа во все менее дифференцированные формы и перевод его в семантический континуум. При необходимости подчеркнуть именно это направление преобразования формы-носителя мы будем обозначать ее траекторию не как НМ-, а как МН-линию.

4.5.1. Если исходным пунктом НМ-линии является семантический инвариант, то исходным пунктом МН-линии — интроецированный визуальный образ эмпирического объекта. При этом интроецируемый объект дан, как правило, с полимодальными синестетическими компонентами. Для того, чтобы стать пригодной для технологического использования формой-носителем, воспринятый образ должен быть переинтерпретирован исключительно в визуальной среде, что предполагает деформацию образа — формы-носителя — по сравнению с непосредственным восприятием. Эта искажающая переинтерпретация и представляет собой завершение акта интроекции.

4.5.2. После интроекции форма-носитель может быть переведена в другие визуальные и иные среды, может быть проведена по МН-линии до семантического континуума. Принципиальная возможность перевода любой визуальной формы в семантический континуум усложняет наши представления о его устройстве.

4.5.3. Очевидно, что семантический континуум определенным образом организован. В нем еще до опыта наличествуют архетипы, перцептивные универсалии и иные диспозиции-предуготовленности, которые при благоприятных условиях разворачиваются в сложные образы, схемы или организуют процедуры сопоставления и идентификации образов различной модальности и степени дифференцированноcти. Очевидно, также, что отнюдь не всем паттернам реального визуального опыта соответствуют актуализированные до опыта семантические инварианты. Унитарные восприятия (естественный процесс) и интроекция-сворачивание визуального паттерна и проведение его по МН-линии (технологический процесс) формируют и актуализируют (рассмотрение этого психического феномена либо с точки зрения его формирования либо с точки зрения актуализации зависит от используемой прикладной квазитеоретической конструкции) ранее не актуализированные семантические инварианты. Осуществление этих процедур означает, что исходный алфавит актуализированных до опыта семантических инвариантов расширяется за счет инкорпорированных извне форм. МН-линия, начинающаяся с акта интроекции, завершается актом инкорпорации в СК (рис.4.1.).

Рис. 4.1. Семантический континуум и среды проявления.

4.6. Статус исходных, доопытных и инкорпорированных СИ различен. Если первые являются основой человеческой психики и придают ей именно человеческую форму, то вторые образуют множество необязательных СИ. Первые как бы заряжены исходной энергией, обеспечивающей им проявление в психической жизни и ее организацию, вторые же получают эту энергию за счет процедуры преобразования паттерна в целостность, " гештальтизации". Метафора энергии, заключенной в целостной форме, обеспечивающей разворачивание СИ в дифференцированный образ близка метафоре, используемой в ядерной физике и физике элементарных частиц — метафоре энергии связи.

4.6.1. Напрашивающиеся аналогии с законами сохранения энергии банальны, но могут быть конструктивно использованы в дальнейшем. В частности, получается довольно стройная схема, объясняющая, почему интроецированный и инкорпорированный в СК визуальный объект не может быть развернут в более дифференцированную форму в той же среде, в которой началась соответствующая МН-линия.

4.6.2. Унитарные восприятия образуются за счет энергии окружающей среды, придающей вынужденный характер восприятиям. Частично этот механизм может использоваться и при процедуре интроекции-инкорпорации, но там, где естественные механизмы неприменимы, целенаправленное формирование СИ осуществляется за счет энергии самой психической системы.

4.7. П.п. 4.1.-4.6 описывают проект ЛПС, необходимой для построения языка, в котором целенаправленно воспроизводились бы свойства организмических целостных объектов.

4.7.1. В проектируемой ЛПС конститутивное свойство целостного объекта (энтелехия организма, архетип и т.д.) отражается в семантическом континууме. Морфогенезу, т.е. преобразованиям и дифференцировке формы при сохранении идентичности объекта, соответствуют процедуры проведения по НМ-линиям, процедуре спецификации — проявление в локальных модальных средах и т.д. В отличие от мыслительной схематизации, информация об объектене обедняется в процессе проведения по МН-линии — в СИ присутствует в свернутом виде все исходная интроецированная информация.

4.7.2. ЛПС состоит из должным образом упорядоченной совокупности сред проявления, механизмов " гештальтизации", интроекции, инкорпорации и проведения форм-носителей по НМ- и МН-линиям. Проведение формы-носителя по НМ-линиям с сопутствующими обслуживающими этот процесс механизмами может трактоваться как целенаправленно сформированная ядерная функция ЛПС. В самом деле, она не совпадает ни с одной из юнговских функций ни по материалу, ни по результатам, ни по механизму работы. Ее фрагменты обеспечивают работу других функций, но не в большей мере, чем ощущение и чувствование обеспечивают работу мышления, предоставляя ему материал и исходную оценку. В отличие от мышления, она не преобразует формы исходя из их формальных свойств по эксплицируемым правилам, в отличие от чувствования, она безоценочна, в отличие от ощущения и интуиции она не принудительна, а рационально управляема, активна, а не реактивна. Эта функция образуется за счет целенаправленных усилий по ее выделению из общей психической среды и закрепляется в качестве выделенной реальности определенными процедурами.

4.7.3. Исходные психологические феномены, на которых начинается строительство ЛПС — феноменология гештальта, механизмы транспозиции, синестезии, унитарных восприятий. Сопрягаясь с упорядоченной системой сред, включающей в себя постулируемый семантический континуум, эти механизмы преобразуются в единый механизм проведения форм-носителей по НМ- и МН-линиям.

4.8. В качестве ЛЗС принимается визуальная среда с соответствующими конкретным задачам ограничениями ее возможного состава. В силу того, что визуальная среда адекватно воспроизводится в психической среде посредством формирования эйдетических образов (процедура интроекции) и, наоборот, любой визуальный образ может быть переведен в знаковую среду и зафиксирован в ней, можно говорить, что визуальные ЛПС и ЛЗС адекватно отражаются одна в другой.

4.9. Введенная схематизация достаточна для начальной фазы инициации построения ЛПС, дополнительные моменты схемы будут вводиться по мере описания конкретных процедур инициации.

4.9.1. Общеупотребительные и новые термины, введенные в гл. 4: семантический континуум, семантические инварианты, семантический вакуум, качественная потенциальность, среда проявления, аморфная среда, модальная среда, чистая модальная среда, разворачивание и сворачивание образа, проведение форм-носителей по НМ-и МН-линиям, НМ- и МН-линии, интроекция, инкорпорация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.